|
ТЕМА 8. ЧЕЛОВЕК ПЕРЕД ЛИЦОМ ГЛОБАЛЬНЫХ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 ПРОБЛЕМ. БУДУЩЕЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ 1. Общество как планетарная цивилизация. На пороге третьего тысячелетия люди Земли внимательно вглядываются в собственный облик, оценивают прошедшее, пытаются понять перспективы будущего. Общество как планетарная цивилизация представляет способ и содержание воспроизводства общественной жизни и культуры народов Земли с целью создания благоприятных условий для самореализации личности, ее прав и свобод, для сохранения человечества. Данное определение цивилизации является обобщенным, философским. Оно применимо к жизнедеятельности каждого народа и государства Земли, акцентирует внимание на те стороны и элементы функционирования мирового сообщества, которые характеризуют его общие цели и интересы, культуру и будущее. Следует к этому добавить, что критериями цивилизационного развития планетарного общества выступают не только характер и качество материальной и духовной культуры народов, системы отношений граждан и государств, но и реальное положение личности в обществе, ее свобода и ответственность. Гуманность общества- ведущий показатель планетарной цивилизованности. Прошлое, настоящее и будущее цивилизации было и остается предметом исследования многих философских школ и направлений. В числе важнейших проблем этих исследований стоит положение о направленности исторического процесса и проявления в нем признаков цивилизации. Для анализа современной цивилизации важны прежде всего общие объективные критерии. В философии обосновываются следующие критерии общественного прогресса в связи с его цивилизованностью: - уровень и динамика развития производительных сил; - уровень производительности труда; - утверждение информационного общества; - мера гуманности и демократизма общественных отношений; - наличие развитой материальной и духовной культуры; - свобода личности и др. Комитет по культуре (ЮНЕСКО) Организации Объединенных Наций широко использует Индекс человеческого развития (ИЧР) для анализа и оценки развитости (цивилизованности) отдельных стран и человечества в целом. Он включает два основных показателя: состояние здравоохранения и образования в стране. ИЧР является важным средством человеческого измерения планетарной цивилизации. Здоровье человека и образованность личности выражают главные смысложизненные цели и интересы людей. Каждый человек заинтересован в том, чтобы его организм был здоров, и общество проявляло заботу о его здоровье. Не менее сегодня заинтересован каждый человек в получении хорошего, качественного общего и профессионального образования, так как это связано с мировоззрением и интеллектом личности, с ее готовностью профессионально-творчески осуществлять свою деятельность. Современная планетарная цивилизация характеризуется как динамичное, многообразное и противоречивое социальное образование землян. Оно пытается уйти от однополюсного или двухполюсного мира и вступает в многомерный мир. Сегодня оформилось мнение, что наша цивилизация находится на переломном этапе. Грядущий век, как полагают ученые, несет в себе противоречивые возможности: как взлета, так и упадка. Сохранение цивилизации, как считают многие, возможно на пути укрепления гуманизма. Человечество едино, но и многообразно. Для современного этапа развития мирового сообщества характерна интеграционная тенденция: осуществляется процесс формирования единого мирового «экономического порядка», упрочивается взаимодействие народов и государств по обеспечению прав и свобод личности, по сохранению мира и экологической стабильности; возрастает информационная плотность мирового культурного пространства. В целом сквозь пестроту социальных событий все более четко просматривается единый общечеловеческий путь истории. В то же время, в третьем тысячелетии ученые считают возможным сохранение тенденции локализации развития стран и народов, которая характеризуется не только позитивными, но и негативными процессами. Некоторые исследователи склонны утверждать, что наступает кризис современной мировой цивилизации. Он, по их мнению, охватил уже природу, экономику, политику, культуру. «Третий мир», уверяют они, составляющий три четверти планетарного общества, не заявил еще о себе в полной мере. Данный процесс будет сопровождаться острыми конфликтами и вооруженным насилием. Продолжает возрастать и обостряться экономический и демографический дисбалансы между регионами планеты. Человечество перегружено ядерным и другими видами оружия массового поражения, обычными вооружениями. Все больше о себе заявляет техногенная перегрузка экологического базиса современной цивилизации.
2. Глобальные проблемы современности и пути их решения. Возникновение глобальных проблем и возрастание опасности их последствий заставляет людей обратиться за помощью к науке в изучении предпосылок и способов их решения. Глобальные проблемы исследуются целым комплексом естественных и общественных наук: биологией, геологией, генетикой, политологией, этнографией, социологией и другими. При этом каждая из конкретных наук решает ту или иную частную задачу. Однако глобальные проблемы представляют сложнейшую и взаимосвязанную систему. Они воздействуют на каждого человека, на систему общества и природы, поэтому требуют философского осмысления. Философское осмысление предполагает целостностное изучение процессов и явлений, связанных с глобальными проблемами, с точки зрения существования общепланетарной цивилизации, всемирно-исторического процесса интернационализации интересов человечества. Совокупность основных вопросов, связанных с решением глобальных проблем, составляет область философии глобальных проблем. Философия рассматривает ситуацию, приведшую к появлению и обострению глобальных проблем, изучает их общественную опасность и социальную обусловленность. Философский подход составляет мировоззренческую, культурологическую, этическую и методологическую основу их решения другими науками и практикой. Вопрос обоснования глобальных проблем имеет не только теоретический, но и практический аспект. Это обусловлено жизнедеятельностью общества. От того, какие конкретно проблемы следует признать в качестве глобальных, во многом зависит выбор путей и способов их решения, будущее человечества. В современной социально-философской науке сложились три основных подхода к пониманию глобальной проблемы. 1. Сторонники одного подхода считают, что все существующие в обществе естественнонаучные, научно-технические и собственно социальные проблемы когда-то становятся глобальными. Вопрос только в том, приобрели они уже или еще не приобрели всемирный, международный характер. В этом подходе понятие «глобальная проблема» является синонимом общесоциальной проблемы. 2. Последователи другого подхода ограничивают число глобальных проблем наиболее опасными и требующими немедленного решения: проблема предотвращения войны и укрепления мира, острые экологические проблемы, народонаселение планеты, проблема человека и некоторые другие. 3. Третий подход состоит в разработке методологии и методик, позволяющих определить, что такое глобальная проблема, каково ее содержание, признаки, как она проявляется в конкретной жизни людей: в формах противоречий, диспропорций, функциональных нарушений. Сторонники данного подхода стремятся более точно, исходя из практики функционирования общества, определить причины возникновения глобальных проблем, их существенные признаки и содержание, провести классификацию. Данный подход в определенной мере можно считать объединением двух первых подходов. Основные черты глобальных проблем: 1. Глобальные проблемы имеют общечеловеческий характер. Это означает, что они затрагивают жизненно важные интересы и будущее всего человечества, каждого отдельного человека. 2. Глобальные проблемы носят всемирный характер. Они проявляют себя в основных регионах мира. Областью их действия стала вся планета или основная ее часть. 3. Для своего решения глобальные проблемы требуют объединенных усилий всего человечества. 4. Глобальные проблемы создают непосредственную угрозу для планетарной цивилизации, нуждаются в неотложном решении. Нерешенность глобальных проблем может привести в недалеком будущем к серьезным, возможно непоправимым, последствиям для всего человечества и среде его обитания. 5. Глобальные проблемы более инертны, обладают меньшей мобильностью проявления по сравнению с локальными проблемами. 6. Глобальные проблемы находятся в сложной взаимосвязи и взаимозависимости между собой. Решение любой из них предполагает учет влияния других проблем. Глобальные проблемы рассматриваются как закономерный, но негативный результат развития человечества. Причины их возникновения и обострения своими корнями уходят в историю становления современной цивилизации, породившей обширный кризис индустриального общества, технократически ориентированной культуры. Глобальные проблемы имеют двойственный характер: с одной стороны - естественно-природный, а с другой - социальный. Такое понимание глобальных проблем позволяет в их генезисе проследить две взаимосвязанные линии. 1. Они есть нежелательный итог отношений между человеком (обществом) и природой, возникают в системе «общество – природа». Глобальные проблемы порождены возросшими масштабами и глубиной технического воздействия общества на природу и огромным размахом хозяйственной деятельности человека. Взаимодействие общества с природой стало ныне сравнимо с геологическими и другими естественными планетарными процессами. Бурная, все более возрастающая и плохо планируемая, преобразовательная деятельность человека приводит к деградации окружающей среды. 2. Глобальные проблемы есть результат неудачного социального развития современной цивилизации. Ошибки в отношениях между людьми также порождают глобальные проблемы и составляют тенденцию исторического процесса. В современном обществе обостряется кризис, который является результатом деятельности самого человека, а поэтому имеет "антропогенный", социальный характер. Этот кризис охватил весь комплекс взаимодействий людей друг с другом, затронул практически все мировое сообщество. История человеческой цивилизации показывает, что каждая новая ступень развития экономики и социальных отношений означала и новый этап в обострении противоречий между природой и обществом, а также в самом обществе. Глобальные проблемы, являясь результатом предшествующего развития общества и его отношений с природой, выступают показателем несовершенства жизни людей как цивилизованных сообществ. Неравномерность развития локальных цивилизаций также имела негативные последствия. Многие развитые государства и общества более активно и масштабно решали свои задачи, иногда за счет других народов, хищнического природопользования. К этому следует добавить, что многие развитые страны не решили, а обострили многие свои внутренние социальные проблемы, «подняв» их до уровня глобальных: наркоманию, коррупцию, бюрократизм, деградацию морали, неграмотность, нарушение генофонда, пьянство, болезни и др. Две мировые войны как глобальные катастрофы начинали и вели именно развитые государства. Из сказанного следует, что глобальные проблемы современности - это негативные итоги развития прежде всего индустриальных государств с достаточно совершенными властными структурами и духовностью общества. Глобальные проблемы объединяются в группы по наиболее характерным признакам. Классификация глобальных проблем позволяет установить их объективную «иерархию», то есть степень актуальности и их соподчиненность. Правильное определение приоритетов имеет важное теоретическое и практическое значение, что позволяет определить последовательность их теоретического анализа, методику практического решения. Имеются различные подходы к классификации глобальных проблем. Среди них наибольшее признание получил подход, в котором за основание классификации берется степень остроты проблемы и необходимая последовательность их решения. В соответствии с данным подходом глобальные проблемы делятся на три большие группы: 1. Интерсоциальные проблемы. Они возникают между различными государствами, их союзами, регионами планеты. К наиболее значимым проблемам этой группы относятся две: устранение войны из жизни общества и обеспечение справедливого мира; установление нового международного экономического порядка. 2. Экологические проблемы, возникающие в результате взаимодействия общества и природы: сохранение чистоты окружающей среды; обеспечение мировой цивилизации энергией, топливом, пресной водой, сырьевыми ресурсами; освоение Мирового океана, космического пространства и др. 3. Антропосоциальные глобальные проблемы, возникающие между обществом и человеком. Это демографическая проблема, вопросы здравоохранения, образования, духовной культуры человека и общества и др. Основными направлениями и способами решения современных глобальных проблем признаны: - гуманизация мирового сообщества; - формирование неагрессивной личности XXI века; - рациональное ограничение научно-технического прогресса; - повышение достоверности научных прогнозов развития планетарного общества; - устранение войн из жизни общества; - создание эффективных международных органов по совместному решению глобальных проблем и др. Рассмотрим некоторые из них: а) проблема предотвращения новой мировой войны. С возникновением и накоплением ракетно-ядерного оружия, других средств массового поражения, огромного количества обычных вооружений проблема предотвращения мировой войны стала наиболее острой и актуальной, ибо связана с возможной всепланетарной катастрофой. Какие причины приводят к обострению отмеченной проблемы? 1. Неконтролируемый гражданским обществом процесс научно-технического развития в военном деле. Он позволил создать и принять на вооружение различные виды оружия массового уничтожения, новые образцы высокоточного оружия традиционных направлений, виды несмертельного оружия. Современное оружие наделило человека способностью уничтожить все живое на Земле. 2. Качественное совершенствование средств уничтожения. Каждая новая боевая ракета «качественно» иначе, чем прежде, поражает людей и объекты, все более губительно действует на природу. 3. Невиданная ранее быстрота появления новых видов обычных вооружений. Они по своей мощи часто не уступают оружию массового поражения, если их применить в достаточно больших количествах. 4. Накопленное ядерное оружие, сложная технология контроля над ним и его применением обусловили вероятность несанкционированного его использования. 5. Происходит «расползание» оружия массового поражения по странам и континентам, несмотря на существующие соглашения и пакты о нераспространении. Возрастает опасность его использования неконтролируемыми авантюристическими и террористическими силами, а также отдельными государствами, проводящими политику социального реванша. 6. Постепенно сглаживается порог между ядерной войной и войной с применением обычного оружия. Оценка последствий глобального применения ядерного оружия нашла отражение, например, в концепции "ядерной зимы". Сегодня гонка вооружений приобрела скрытый характер. Она практически не обсуждается в средствах массовой информации, что представляет еще большую опасность. Гонка вооружений переместилась в менее развитые страны, требует от них увеличения военных расходов и усиливает зависимость от высокоразвитых государств. Можно ли предотвратить ядерную войну?Многие утвердительно отвечают на данный вопрос. Для этого необходимо, прежде всего, установить новый миропорядок, который основывался бы на следующих исходных принципах: - признание приоритета общечеловеческих ценностей, понимание человеческой жизни и мира как высших ценностей человечества; - отказ от войны при решении спорных вопросов, неустанный поиск мирных путей разрешения социальных конфликтов и проблем; - признание права за всеми народами свободно и самостоятельно выбирать свой путь развития; - понимание современного мира как целостного и многополюсного, как взаимосвязанного сообщества людей, естественного и необходимого способа существования земной цивилизации. б) проблема рационального использования природных ресурсов и сохранения чистоты окружающей среды. Обеспечение человечества энергетическими и сырьевыми ресурсами связано с природопользованием. Проблема состоит в том, чтобы экономно, планомерно и справедливо для всех народов использовать природные ресурсы, сообща возобновлять те, которые можно воспроизводить (леса, плодородие земли и т.п.), а также своевременно переходить к новым ресурсам, открывать их. Проблема рационального использования природных ресурсов тесно связана спроблемами сохранения чистоты воздушной среды, мирового океана, глобальными климатическими изменениями, освоения ближнего и дальнего космоса, обеспечения населения качественными продуктами питания, сдерживания отрицательного влияния этих проблем на физическое и социальное здоровье людей. В связи с истощением традиционных, не возобновляемых ресурсов (нефть, уголь, газ, минералы и др.) данная проблема приобретает все более значимую роль в жизни человека и требует новых решений. Вопросы разведки, разработки, транспортировки энергетических и сырьевых ресурсов сегодня стали мощным фактором решения важнейших политических и экономических проблем, формирования нового экономического порядка. Возрастающая опасность экологической катастрофы является второй, после военной угрозы, проблемой, вставшей перед человечеством. Важно отметить, что собственно экологические проблемы проявляются в системе биосфера - человек. Главная особенность перемен во взаимодействии природы и человека была определена В.И. Вернадским. Он пришел к выводу, что на современном этапе «человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой». Современная экологическая ситуация характеризуется чрезвычайной напряженностью: в результате чрезмерных перегрузок на природные системы, многократного превышения предельно допустимых норм загрязнения окружающей среды (воды, воздуха, почв и т.д.) происходит нарушение равновесия в естественных природных процессах. При этом негативное антропогенное влияние на природу нередко достигает той границы, за которой деградация естественной среды принимает необратимый характер. Основные направления решения экологических проблем. 1. Борьба с загрязнением окружающей среды. 2. Создание безотходных (чистых) технологий. 3. Рациональное использование энергетических, земельных и водных ресурсов. 4. Экономия используемых и поиск других ресурсов. 5. Совершенствование законодательной базы в области экологии.
3. Проблемы и дилеммы современной футурологии. Прошлое, настоящее и будущее мировой цивилизации всегда занимало передовые умы человечества. Перспективы развития человеческой цивилизации активно обсуждаются и на пороге XXI века. В настоящее время планетарное общество пытается переосмыслить предшествующий опыт и выработать новую модель развития. Последние десятилетия характеризуются интеллектуальным штурмом этих проблем. Область научных знаний, охватывающая перспективы цивилизационных процессов, называется футурологией. Футурология приобретает все большее значение для жизни человечества. Теоретическое предвидение будущего стало ведущим социальным императивом, от которого зависит судьба цивилизации. Оно особенно необходимо из-за возникновения и обострения глобальных, региональных и внутригосударственных проблем. Основные факторы, влияющие на глубину и содержание философских исследований перспектив развития цивилизации: - исследование прошлого, настоящего и будущего человечества в их единстве и соотнесении с жизненными интересами живущих людей и будущих поколений; - интерес к изучению будущего возрастает в периоды острых социальных конфликтов, в переломные эпохи, на рубеже веков и тысячелетий; - человеку присуща целесообразная деятельность, предвосхищение как непосредственных результатов, так и более отдаленных последствий своих действий; - исследования будущего, их направленность и содержание позволяют в значительной степени сознательно регулировать и изменять жизненные мотивы, систему ценностей, представления о счастье и социальном будущем человечества в связи c новыми естественными и социальными условиями; - совершенствование прогнозных оценок перспектив мирового сообщества, их учет в жизнедеятельности народов и государств. Философия решает ряд методологически значимых проблем современной футурологии: 1. Обосновывает понятие «предвидение» и реальный прогностический процесс. 2. Предлагает периодизацию будущего: непосредственное будущее; обозримое будущее; отдаленное будущее, его признаки и процессы. 3. Разрабатывает научные критерии предвидения. 4. Исследует методы социального прогнозирования: экстраполяцию; историческую аналогию; компьютерное моделирование; сценарии будущего; экспертные оценки. 5. Аргументирует структуру научного предвидения: подготовительный процесс; прогностический процесс; завершающий (итоговый) процесс. 6. Осуществляет основные виды прогнозов: поисковые; аналитические; нормативные; прогнозы-предостережения и др. К разработке футурологических концепций привлекаются крупнейшие математики, экономисты, социологи, философы, политологи, физики, видные политические и государственные деятели. Возрастающий интерес к будущему в эпоху современной научно-технической революции, помимо отмеченных выше причин, объясняется и тем, что никогда ранее человек не становился так сильно зависим от будущего. Никогда ранее перспективы развития мировой цивилизации не определялись степенью решения глобальных проблем. В этих условиях футурологи начали разрабатывать различные теоретические модели стратегии выживания. Для современных концепций характерен поворот к всестороннему и конкретному анализу факторов мирового развития. В футурологической мысли можно выделить три основных течения: а) экопессимистическое (антисциентистское), б) технооптимистическое (сциентистское) и в) альтернативистское. Экопессимистическое течение возникло как реакция на серию энергетических, экологических, экономических и других кризисов второй половины XIX - начала XX веков. Течение представлено: - концепцией замкнутых локальных культур (О. Шпенглер); - теорией «технологического пессимизма» (Ж. Эллюль, Э. Фрош, Г. Мюллер, Б. Скиннер и др.); - концепцией «шока» от столкновения с будущим (О. Тоффлер); - антисциентистскими теориями технофобизма (Л. Мэмфорд, Т. Роззак); - учениями «консервативного обновления» начала 80-х годов (Д. Нейсбит, А. Азимов, Ч. Мозер). Технооптимистическое течение. В соотношении с пессимистическим направлением, широкое влияние имеет оптимистическое направление современной футурологии. Технооптимистическое течение сформировалось в результате критики широкой научной общественностью «экотехнологических» пессимистов, многочисленных просчетов в прогнозах, ошибок и подтасовок в первых глобальных моделях будущего. Быстрый подъем оптимистического течения связан также с растущим осознанием ограниченности «неомальтузианского» подхода и неправомерности сведения вопроса о будущем цивилизации к пределам роста народонаселения. Основные концепции технооптимистического направления: - «теория издержек роста» новой, «супериндустриальной» цивилизации (Г. Кан, Н. Луман); - концепция «информационного общества» (А. Турен, Ю. Хабермас, М. Маклюэн, Д. Белл, Р. Кэртис); - «стратегия выживания» Римского клуба (А. Печчеи, Дж. Форрестер, Д. Медоуз). Альтернативистское течение значительно усилило свое влияние в 80-90-е годы ХХ в. В центре его программ находится тезис о необходимости перестройки социально-политической структуры современного общества, его системы ценностей. Данное течение не имеет еще устоявшихся форм. Оно объединяет широкий спектр идей различных группировок, «альтернативных движений» и политических партий. Его представители в равной степени отвергают как пороки современного западного общества, так и коммунистическую альтернативу общественного развития. Идеологи «альтернативизма» пытаются представить его в виде ростков принципиально новой цивилизации, в центре которой стоит человек и которая должна способствовать наиболее полному и всестороннему раскрытию личности в гармонии с окружающей средой. Среди сторонников «альтернативистов» весьма значительна прослойка представителей движения в защиту окружающей среды, экологистов, членов партии «зеленых», пацифистов.
ЛИТЕРАТУРА:
Алексеев С. С. Философия права. – М., 1999. Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. Учебник. – М., 1996. Антология мировой философии. – В 4 т. – М., 1969-1972. Балакина Т. И. История русской культуры. – М., 1995. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры. – М., 1995. Бердяев Н. А. О человеке, его свободе и духовности: Избр. труды. – М., 1999. Валянский С. И., Калюжный Д. В. Новая хронология земных цивилизаций. – М., 1996. Велесова книга: Русские веды. – М., 1995. Георгиева Т. С. История русской культуры. – М., 1998. Гобозов И. А. Введение в философию истории. – М., 1999. Гобозов И. А. Философия политики. – М., 1998. Государственно-патриотическая идеология как фактор формирования духовного потенциала армии и флота / Научно-теоретический труд. – М., 1999. Губин В. Д. Основы философии. – М.,1999. Гуревич П. С. Философия культуры. – М., 1995. Гуревич П. С. Философская антропология. – М., 1997. Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика. – М., 1999. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М., 1979. Дягилев В. В. Занимательная философия. – М., 1996. Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. Учебник. – М., 1999. Кант И. Критика чистого разума. – М., 1994. Козлов Н. И. Философские сказки для обдумывающих житье, или Веселая книга о свободе и нравственности. – М., 1999. Кузнецов В. Г., Кузнецова И. Д., Миронов В. В., Момджян К. Х. Философия. Учебник. – М., 1999. Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. – М., 1996. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. – М., 1998. Лосский Н. О. История русской философии. – М., 1991. Марков Б. В. Философская антропология: очерки истории и теории. – СПб., 1997. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. – М., 1995. Миронов В. В. Философия. Учебник. – М., 1998. Момджян К. Х. Введение в социальную философию. – М., 1997. Нерсесянц В. С. Философия права. Учебник. – М., 1998. Ницше Ф. Воля к власти. – М., 1995. Носовский Г. В., Фоменко А. Т. Новая хронология Руси. – М., 1997. Основы этических знаний. – СПб., 1998. Островский Э. В. Основы философских знаний. – М., 1998. Радугин А. А. Философия: курс лекций. – М., 1998. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. - В 4 т. – СПб., 1994-1997. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. – М., 1995. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия. Учебник. – М., 1998. Современная философия: словарь и хрестоматия. – М., 1996. Соловьев В. С. Оправдание добра. – М., 1994. Спиркин А. Г. Философия. Учебник. – М., 1998. Сравнительное изучение цивилизаций. Хрестоматия. – М., 1999. Сторожев А., Сторожев В. Россия во времени и пространстве. История России с древнейших времен до наших дней. Концепция России. Кн. 1. – Сургут-Москва, 1997. Тейчман Дженни, Эванс Кэтрин. Философия. Руководство для начинающих / Пер. с англ. – М., 1998. Тихонравов Ю. В. Основы философии права. – М., 1997. Тихонравов Ю. В. Философия. – М., 1998. Философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998. Философия. Учебник / Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П. Филатова. – М., 1998. Философия. Учебник. – Ростов-на-Дону, 1995. Философия. Часть первая: История философии / Под ред. проф. Кириллова В. И., проф. Попова С. И., проф. Чумакова А. Н. – М., 1998. Философия: 100 экзаменационных вопросов. – Ростов-на-Дону, 1998. Хрестоматия по философии / Под ред. и сост. Радугин А. А. – М., 1998.
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|