|
Выдающиеся подвижники русского монашества
Когда мы говорим о подвижниках русского монашества, то имеем в виду людей, которые своей высокой жизнью особенно угодили Господу и самоотверженными подвигами достигли святости и послужили ближним. Это, так сказать, живые души, сияющие светом благодати, подвиг святой жизни которых никогда не погаснет в сердцах поколений. Иные называют их «самолюбцами», будто бы устроившими только свое спасение и не приносящими пользы другим; называют их людьми «узкого сознания», за суровыми своими подвигами не видящими жизни и ее потребностей. Но эти святые люди заслуживают другую оценку, несравненно более высокую, именно такую, какую им дал сам верующий народ. Народ их называет «святыми людьми Божиими», «подвижниками», «печальниками», молитвенниками, праведниками, и т. д., и т. п. И надо сказать, что верующий русский народ умеет тонко разбираться в людях и как-то инстинктивно чувствует своим сердцем нравственное достоинство личности и оценивает его, как должно. Первыми подвижниками в истории русского иночества были преподобные Антоний и Феодосий Печерские, которые своей высокой и многотрудной жизнью и особенными подвигами удивили не только своих современников, но самих Ангелов. Преподобный Антоний, в миру Антипа, вначале подвизался на Святой Горе Афонской, где он и принял пострижение с именем Антония. (П. Казанский. «История православного русского монашества». М., 1885 г., с. 17). Затем он пришел на Киевские горы, и здесь, посреди дремучего леса, выкопал себе горную пещеру «не более как в две сажены» и в этой пещере служил Богу молитвой, псалмопением, трудом и многими другими подвигами. Сухой хлеб, и то через день, и простая вода, и та в меру, были пищей Антония. Днем и ночью проводил он время в неослабных подвигах, не давая себе покоя. Подвиг уединения был особенно любим преподобным Антонием. Но враг рода человеческого, видя святость жизни Антония и завидуя его быстрому преуспеванию, поднял на него сильное гонение. Вражьи нападения велись с двух сторон: внутренней, телесной, и совне, со стороны людей, которые стремились изгнать преподобного из места уединенного подвига. Преподобный Антоний был кроток и тих душой, своим изумительным смирением, необычайным терпением, с помощью Божией, «он побеждал козни вражии». Видя неотступность диавольской силы, увеличивал подвиг воздержания, не смыкал очей своих, бодрствуя в бдении. Святость его жизни стала известна жителям, и к преподобному Антонию стали собираться другие, любящие подвиг и одиночество. Так малая пещера стала еще теснее, и преподобный Антоний вынужден был раскопать ее шире. Когда братий собралось несколько человек, святой старец оставил им свою пещеру, а сам, любя уединение, выкопал в отдалении другую, где еще более стал трудиться и угождать Богу. Когда Господу угодно было поставить его настоятелем общины иноков, то преподобный еще более прежнего упражнялся в добродетелях. Особенно он любил послужить ближним. Своим смирением и терпением он изумлял других и во всем был для иноков добрым примером. Дивная жизнь преподобного Антония, тихий подвиг, пламенность молитвы, постоянство и неослабность труда, ревность по Боге, жажда угодить Ему и стремление сделать доброе и полезное людям были постоянной жизненной стезей преподобного. Характерной особенностью жизни преподобного Антония было постоянное искание горнего мира. Жажда Богообщения и неразрывность со всем духовным горели в его душе постоянно. Поэтому он уклонялся от суеты, от всего, что могло разлучить его дух с Богом, избегая лишних разговоров и оберегая свое сердце от пристрастия к земному. Святая жизнь предуготовляет и святую кончину. Тихо, безмятежно, с сиянием радости на лице отдал он свой дух в руки Божии и, как корабль с сокровищами добродетелей, перешел в иной, безбрежный, вечно обновляющийся мир, чтобы навеки соединиться с любимым Господом. Преподобный Феодосий, ученик преподобного Антония — основатель общежительного иночества русского. С малых лет лишившись отца, он не знал для себя иного утешения, как читать Святое Писание, ходить в храм Божий. Однажды, внимая чтению Евангелия, он услышал слова Спасителя: Иже любит отца или матерь паче Мене, честь Мене достоин:... и иже не приимет креста своего и вслед Мене грядет, несть Мече достоин (Мф. 10, 37-38). Эти слова так глубоко запали в юную душу Феодосия, что он решил раз и навсегда оставить суету мирской жизни и посвятить себя служению Богу. Будучи еще довольно юным, он отыскал пещеру преподобного Антония и умолял его взять к себе. «Чадо, — сказал ему Антоний, — ты видишь пещеру мою, она трудна для жизни. Ты еще молод и не вынесешь этого подвига». Но Феодосий жаждал именно подвигов и трудов и готов был перенести все. Так он стал учеником аввы Антония и подражателем его высокой жизни. Но нужно отметить, что жизнь преподобного Феодосия отличается по своему характеру от жизни преподобного Антония. Если последний всю свою жизнь проводил исключительно в суровом одиночестве, то преподобный Феодосий известен как человек широкой деятельности. Когда он стал игуменом, то его труды были направлены на создание общежития иноческого и на его усовершенствование. (П. Казанский. «История православного русского монашества». М., 1885 г., с. 21). Он не щадил сил для своих духовных чад. Заботился днем и ночью об их духовных и телесных нуждах. Терпел многие неприятности от своих же братий и особенно от невидимого врага — диавола. Последний воздвигал на него сильные искушения, разжигал его плоть, и поражал дух унынием и печалью. Преподобный Феодосий боролся с врагом слезной молитвой, терпением и трудом. Будучи крепким телом, преподобный служил братии, как послушник. Он рубил дрова, носил воду, молол рожь, раздавал муку, сам пек просфоры. Братия заражалась духом своего трудолюбивого игумена и востекала неуклонно к духовному совершенству. Одним из замечательных дел преподобного Феодосия было введение Студийского устава в своей обители. Этот устав он перенес из Константинополя. Характер устава Студийского — строгость общежительных монастырей Руси. Основные элементы его сохраняются в монастырях Русской Церкви и поныне. Русские иноки молятся преподобному Феодосию (равно как и преподобному Антонию) во всех своих нуждах и искушениях. Они считают его отцом русского иноческого общежития, который и теперь неустанно печется о русском монашестве. Святые мощи преподобных Антония и Феодосия покоятся в Киеве, в пещерах, вместе с другими подвижниками. Замечательными подвижниками монашества особенно известен второй период русского иночества. Как уже было отмечено выше, с XIV века русское иночество вступает в новый этап своего развития. Преподобный Сергий Радонежский в северной части Руси основывает, можно сказать, новое монашество, отрешенное от мирской суеты, строго пустынное и возвышенное. Преподобный Сергий, в миру Варфоломей, родился в Курской области. С младенчества возлюбил он монашеское житие, так что по средам и пятницам он не брал материнской груди. Будучи отроком, он часто уединялся в маленькую молельню своей матери и там целые ночи проводил в молитве и слезах. Благочестивая Мария не раз говорила сыну: «Чадо, ведь у тебя и грехов-то еще нет — что ж ты так сильно изнуряешь свое тело и несешь непосильные подвиги?». Но отрок Варфоломей кротко отвечал: «Не говори так, любезная мать моя, ведь Писание говорит, что и один день человек не может прожить на земле без греха». Ему не было еще и 18 лет, как он уже оставил житейский шум и поселился в непроходимых Радонежских лесах. Невозможно во всей полноте описать те подвиги и труды, которые юный Варфоломей совершал в маленькой тесной келии в одиночестве среди дремучего леса. Один Господь только видел те источники слез, те безчисленные коленопреклонения, многодневные посты и всенощные бдения, которые юный подвижник приносил Ему, как чистую благоухающую жертву. Недаром враг рода человеческого, диавол, так яростно обрушивался на Варфоломея. Он не один раз с многочисленной своей темной ратью в глубокую ночь приходил к одинокому подвижнику, запугивая его страшными видениями и потрясая его убогую келию. Чувствовал темный князь, что на этом месте должна проявиться обильно благодать Божия и нерушимо стать, как маяк в бурном океане, святая славная обитель. Жизнь преподобного Сергия была в полном смысле слова подвижнической. Даже и тогда, когда около него стали собираться другие, он не оставлял своего сурового образа жизни. Да, сильно горело сердце Сергия к Богу! Глубоко он понимал сущность христианского подвига и всей душой жаждал больших трудов. Жизнь горнего мира была так близка его душе, что Ангелы видимым образом сослужили ему. И Господу угоден был подвиг преподобного. Он даровал Сергию дар чудотворения. И небесные гости: Пресвятая Дева с апостолами Петром и Иоанном посетили его убогую келию. Святая обитель преподобного Сергия, основанная многими его трудами и слезами, и ныне светит, как путеводный маяк среди житейского моря. А святые мощи угодника Божия, покоящиеся в серебряной раке, влекут к себе все новые и новые толпы богомольцев. В Писании сказано: В вечной памяти будет праведник (Пс. 111, б), и память их не упразднится. Добродетель не может погибнуть, и никакие века истории не в силах затмить ее сияние. Да, образ высокого подвижника — преподобного Сергия, как тихая звездочка, и поныне сияет на церковном небе и, благодарение Богу, что она не одинока. Преподобный Серафим Саровский известен своей высокой жизнью во второй период истории русского иночества. С юных лет, возгоревшись желанием послужить Богу, он оставляет суету житейскую и удаляется в Саровские леса. Еще будучи послушником, Прохор (мирское имя преподобного) удивлял других подвижников своей жизнью. Когда он был иеродиаконом, то однажды за богослужением увидел явившегося ему Господа с сонмом Ангелов и святых. И долго стоял тайновидец на амвоне, устремив свой удивленный взгляд на видение. А когда его поразила смертельная болезнь, к нему в келию пришла Сама Царица Небесная с двенадцатью девами-мученицами. Тогда Она сказала дивные слова, относящиеся к преподобному: «Сей от рода нашего». Прикоснувшись к больному, Она исцелила его. И нужно сказать, что за особенную чистоту и детскую невинность преподобный Серафим был особенно любим Пречистой Девой. И как повествуется в его житии, Матерь Божия несколько раз являлась преподобному или в тихом тонком сне, или совершенно наяву. Преподобный Серафим отличался своей любовью ко всем людям. Это был его особый дар. Он называл каждого человека не иначе, как словами «радость моя». За то и народ крепко любил преподобного. За многие сотни километров он шел к человеку Божию, неся все свои скорби и переживания. И сколько отрадных слов было пролито святым Серафимом русским людям! Надо сказать, что в это время среди народа уже стали появляться различные смущения, нестроения в самой Церкви, движения различных сектантов и старообрядцев. Народная душа чувствовала всю трудность спасения и, переживая, тянулась к малой келейке Саровского подвижника. Но диавол не смог стерпеть подвига. Однажды разбойники напали в лесу на преподобного Серафима и нанесли ему смертельные раны. Только силой Божией старец остался жив. Украшенный многими добродетелями, он тихо приблизился к своей кончине. И какой же блаженной была эта кончина! Как неугасаемая свеча, он в пламенной молитве предал свой умиленный дух Богу. В минуту преставления Саровские старцы видели, как в ночное время огненный столп поднимался от келии угодника Божия Серафима к престолу Божию. Замечательным подвижником русского иночества является и митрополит Московский Филарет (Дроздов). Это человек высоких дарований. С ранних лет он отличался блестящими способностями. Но самые лучшие качества его души — это крепкая детская вера и гениальный ум. Какое дивное сочетание! Поистине подобное можно найти только у избранников Божиих. Митрополит Филарет занимал высокий пост первосвятителя Московского. Он руководил жизнью духовных школ: семинарий и академий — развивал и двигал вперед богословскую мысль, но в то же время он был и подвижником. Достаточно только взглянуть на его образ, чтобы увидеть в нем строгого аскета и человека высокого духовного подвига. Он был настоящий монах-святитель. Трудно в полноте изобразить его изумительную жизнь. Он не знал отдыха ни днем, ни ночью. Его святительская келия была доступна для всех. Горячо он любил Бога, по-детски всецело доверял Ему. Любил он и святую Церковь Божию, и свой народ. Ревностно охранял свою паству от всякого заблуждения и раскола. В течение почти полувека мудро вел корабль Церковный к своей цели. Подобно древним святителям, хранившим чистоту православия, святитель Филарет может быть назван отцом Русской Церкви и ревнителем святоотеческих традиций. Сильное впечатление производит его вид. Небольшого роста, весь истонченный постом, он был полон духовной силы. Проницательный взгляд очей его трудно было выдержать. Слава о нем разошлась далеко за пределы России, о нем знали всюду. И многие образованные иностранцы, приезжая в Россию, стремились увидеть его. В безпрерывных трудах и подвигах святитель тихо приближался к своему закату. Незадолго до кончины он увидел во сне своего родителя, который сказал ему: «Береги 19-е число...». Исполняя это слово, он каждое 19-е число служил Божественную литургию и причащался святых Христовых Таин, и 19 ноября 1867 года тихо, безболезненно отошел ко Господу. Светла о нем память у русского народа и русского инока. Его образ дорог и для иерархов Православной Церкви. Он учит, как надо ценить все святое, возвышенное, Божественное, как надо любить святую Церковь Христову, как надо дорожить святой верой и по- отечески всей душой любить свою паству и в целом весь народ. Русское иночество украшается не только подвижниками, просиявшими дивными подвигами жизни, но оно имеет ряд подвижниц, которые, невзирая на свое слабое женское естество, служили Богу изумительными высокими добродетелями и угодили Ему. К таковым относится и блаженная Мелания, затворница Елецкая. С самых юных лет она возгорелась желанием служить Богу. Испросив позволение родителей, она удалилась в монастырь на Каменной горе, где в тесной келии предалась суровой жизни. Боясь впасть в прелесть, она предалась руководству одной опытной старицы, жившей в соседней келии, которая и вела ее к духовному возрастанию. День и ночь проводила Мелания в непрерывных подвигах, трудах, молитве и слезах, коленопреклонениях и ночных стояниях. Ее келия была слишком тесна, так что прошедший в нее не мог повернуться боком. Святая затворница вкушала очень мало и то раз через день-два. Сухой хлеб и вода, которые подавали в маленькое оконце, были ее пищей. Совершенное безкорыстие украшало ее жизнь. Она решительно ничего не имела у себя в келии, кроме иконы Божией Матери с неугасимой лампадой. Да и краткий сон ее сопровождался не иначе, как при-слонением к каменной стене. Враг рода человеческого с особой силой восстал на блаженную Меланию. Он стал устрашать ее ночными привидениями. Страшные зверские образы бросались на нее, пытаясь ее погубить. В одно время, озлобленный терпением блаженной, диавол явно бросился на нее, схватил за волосы и бил головой о камни. Пришедшая навестить Меланию старица застала ее еле живой. Но Господь хранил свою избраниицу. За высокую подвижническую жизнь Он даровал ей дар прозорливости. Блаженная затворница видела будущую жизнь людей, как настоящий день. Своими мудрыми советами она многих спасла от неожиданной смерти, подвигнув их к своевременному покаянию. Имела она от Господа и дар исцеления. Особенно же любила детей. К ней приводили и приносили малых больных деток, и она клала на них свою руку, и болезнь прекращалась. Тихо блаженная приближалась к своей кончине. Господь открыл ей день и даже час ее отхода. Блаженная причастилась святых Животворящих Таин Христовых и со словами: «Слава Богу, слава Богу за все», — тихо отошла в иной мир. Это произошло в 1836 году 11 июня. Три путешественника, проходившие той местностью, с клятвой заверили, что видели огненный столп, поднимавшийся от келии Мелании до самого неба. После блаженной своей кончины Мелания многим являлась во сне и наяву. Она побуждала людей к исправлению жизни и спасению души. Блаженная Ксения подвизалась в Санкт- Петербурге. Она несла высокий и трудный подвиг юродства. Оставив после смерти мужа высокое положение в обществе, блаженная Ксения день и ночь скиталась, осмеиваемая и оскорбляемая уличными людьми. Несколько десятков лет провела она в таком подвиге. Тихо переселившись в горний мир, она и поныне ходит среди людей, особенно где горе и слезы, утешая и радуя их своей молитвой и помощью. Известны также своей высокой жизнью схиигумения Палладия (г. Смоленск), игумения Агния (Великолукский женский монастырь), страдалица Катенька, крестьянка Васса и много-много других подвижниц, которых мир не познал и не оценил, как должно, за их высокую и жертвенную жизнь, принесенную Господу. Таким образом, русское иночество имеет много замечательных подвижников и подвижниц, которые своей высокой жизнью угодили Богу и оставили на земле прекрасный урок для подражания. Мы упомянули здесь самую незначительную часть этих «граждан Неба», а сколько их остается неоткрытых, неведомых для мира сего и известных только одному Богу, Которому они отдали самое дорогое — свою жизнь и все, что имели в жизни. Но, говоря о «цветах иночества», т. е. о выдающихся подвижниках монашества и вообще о русском монашестве, нельзя не коснуться при этом особой отрасли монашеской жизни — старчества, которое является, если можно так сказать, корнем иноческого дерева, на котором произрастает такое многообразие плодов монашеского делания.
Старчество
Старчество, или духовное окормление других, зиждется на высоком примере послушания Христа Спасителя, Который на Себе показал, что Он послушлив быв до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2,8). Старчество есть основание доброй монашеской жизни вообще и, в частности, каждого инока, в этом нет сомнения. Это подтверждают и примеры святых отцов, которые во образ Спасителя возрастали и духовно совершенствовались прежде всего на принципе послушания и подчинения своей воли воле высших себе. В подтверждение сказанного приведем рассуждение замечательного русского подвижника XIX века свт. Феофана, который считает, что новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, лелеет его и пестунствует; так новорожденному в духе нужен руководитель — старец, который следил бы за духовной жизнью инока и своей молитвой покрывал его от всех козней лукавого. Жизнь под руководством святитель считает крайне необходимой. Без этого окормления инок легко может встать на путь совершенно ложный и гибельный, идя по линии самонадеянности и самоуверенности. Следовательно, надо держаться смиреннейшей части — послушания и покоряться человеку ради Бога. Старцы русского иночества полагали и полагают целью иноческой жизни не одни только внешние подвиги поста, молитвы и телесный труд, но и так называемое «внутреннее делание», т. е. внутреннюю жизнь духа с ее живыми проявлениями: вера в Бога, любовь к ближним, решительная борьба со страстями и искренним и частым открыванием помыслов. В этом заключается вся суть старческого руководства, в результате которого возможны несомненные плоды очищения и духовного возрастания христианской души. Сам старец живет в постоянной борьбе со своими страстями, постоянным молитвенным обращением к Богу и святым Его, приобретши себе светлый, благодушный, проницательный взгляд на жизнь. Ему ведомы все человеческие немощи, и он исполнен величайшей снисходительной любви, но иногда и спасительной строгости ко всем; ему равно дороги богатый и нищий, знатный и простой, ученый и неученый, ибо он смотрит на них не со стороны их внешнего положения, а со стороны внутреннего душевного устроения. Старец пришедшего к нему в келию любезно выслушает, успокоит, обласкает, может быть, добродушно и пошутит, а иной раз строго, но с любовью укорит, даст нужный спасительный совет и, благословив, отпустит с миром. И дивное действие производит, может быть, и убогая, но вся проникнутая небесным миром, верой и любовью келия старца! Сколько она видит мятущихся душ и горячих слез посетителей, которые, оставив у благодатных ног старца все свои земные скорби и тяжесть грехов своих, уходили облегченные, обрадованные и овеянные небесным миром! И поистине старец в своей келье, что оазис в знойной, безводной пустыне, напаяющий измученные огнем страстей души и вливающий в них новые, свежие силы для дальнейшего странствования. Основной сущностью старческого делания является спасение душ человеческих. Ради этой великой цели и Господь приходил на землю и пострадал крестным страданием. И святые апостолы призваны были стать «ловцами душ человеческих». И старцы примером собственной подвижнической жизни, своей пламенной молитвой и добрым словом, а с другой стороны — полным послушанием, откровением и доверием к нему духовных чад обретают души для Христа, спасая их для вечной жизни. Нужно с уверенностью сказать, что вопрос спасения души является наиважнейшим вопросом христианской жизни, и в то же время вопросом чрезвычайно трудным. Трудность его осложняется испорченностью человеческой природы и постоянным препятствием в спасении со стороны темной, диавольской силы. Основными качествами в спасении души старцы считают прежде всего смирение, терпение и Молитву, а основными обязанностями духовных детей по отношению к своему старцу — исповедание помыслов и полное послушание. Об этих обязанностях скажем несколько подробнее. Исповедание помыслов старцу должно быть непринужденное, полное, частое, искреннее. В виде помощи предлагается руководимому вести запись помыслов, которые и нужно потом открывать старцу. «К ограждению себя от греха, — пишет об этом святой Антоний Великий, — будем соблюдать следующее: пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и душевные движения, как бы с намерением сообщить их друг другу». «Всякий помысел, и всякую скорбь, и всякое желание, и всякое движение не укрывайте в себе, — пишет авва Исаия, — но свободно открывайте своему авве, и что услышите от него, то с верою старайтесь исполнить». Откровение помыслов дает возможность руководимому в корне пресекать диавольские наваждения и уничтожать их в самом начале. Кроме того, откровение чрезвычайно сильно поражает духа гордости и дает человеку несказанный мир душевный и красоту святого послушания. Другой главной обязанностью руководимого по отношению к старцу является послушание, как мы уже говорили выше. Послушание должно быть совершенно добровольным, полным, безпрекословным и обязательным. Оно должно касаться и самых мелких частностей, и в то же время не останавливаться ни перед какими трудностями. Ученик не должен ни в чем противоречить старцу. Он должен слушаться по чувству глубокой любви к нему, полного доверия, не допуская осуждения последнего. Сила послушания так велика, что необыкновенно быстро поднимает ученика на ступень духовного возрастания. Особенно это качественно необходимо и ценно в наш двадцатый век, когда престиж послушания старшим заметно падает, и человек готов не считаться ни с каким авторитетом. Послушник, добровольно подчиняя свою волю другому, не теряет своего достоинства, наоборот, он, исполняя заветы Христа Спасителя, идет Его путем и тем самым приобретает себе высокую оценку. Кроме этого, святое послушание награждает послушника истинным счастьем — глубоким душевным миром. Оно дает человеку основную христианскую добродетель — смирение. Так учат об этом святые отцы. «Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения» (Прп. Иоанн Лествичник). Нужно сказать, что указанные особенности нелегко исполнять послушнику. Враг рода человеческого, диавол, особенно яростно нападает на него, возбуждая в его душе чувство недовольства старцем, будто неправильными его указаниями; он старается показать действительные или вымышленные недостатки и пороки старца с целью унизить его в глазах послушника. «Лютуют демоны на тех, которые отличаются повиновением своему отцу, — пишет преподобный Нил Синайский, — они скрежещут на них зубами, ибо это повиновение спасает и злобных духов прогоняет». С другой стороны, ослушание старца ведет инока к духовной гибели и дает повод к веселию демонам. «Самочинник, без евангельского ведения и руководства шествующий, — говорит Марк Подвижник, — часто претыкается и впадает во многие рвы и сети лукавого». Старчество играет огромную роль в русском монашестве. И самые высокие подвижники в Русской Церкви, иерархи, святые праведники шли к духовным высотам именно путем старческого окормления. При этом напомним, что старчество, как таковое, процветает преимущественно в монастырях. Так издавна славилась старцами Киево-Печерская обитель, тихая и мирная Глинская пустынь, славная и многострадальная Троице-Сергиева Лавра, Печерская обитель, Оптина, Валаам и другие русские монастыри, в которых просияли многие старцы с их духовным опытом, сильной и пламенной молитвой и тем мирным и кротким отеческим духом, в котором всегда так нуждался русский инок и весь русский народ. Особенно дороги русскому иноку имена таких старцев, как преподобный Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Амвросий Оптинский, Зосима Соловецкий. Имеются и теперь среди русского иночества добрые и смиренные молитвенники, имена которых в большинстве случаев знает один только Бог. Они в своем подвиге смиренны, терпеливы, безропотно несут всю тяжесть грехов человеческих. Как и всегда, переносят лишения, диавольские искушения и ничего не берут от этой жизни, кроме Креста Христова, увенчанного счастьем высокого страдания.
Глава 2. ХРИСТИАНКА
«Прости, о Рим, я умираю, за веру в моего Христа...» Мы живем в XX веке, каким густым туманом отдалены от нас первые века христианства! Как слабо воспринимаем мы их в своем сознании. А какие дивные картины таит для нас заря христианской веры, когда благодатный свет Христов, как тихое благоухание или как пламя Божественного огня, разливался по всей древней Римской империи. Какие кровавые события, полные трагизма и вместе с тем тихого безропотного христианского терпения, пришлись на этот период христианской эры! Недаром чуткие сердца, дышащие пламенной любовью к Богу и святой христианской верой, вспоминая период мученичества (I-IV века), всегда обливались слезами великой скорби по братьям-христианам, упитавшим своей кровью песок римских амфитеатров. И особенно теперь, когда христианская вера снова становится нетерпимой для мира, полезно нам вспомнить наших милых мучеников: братьев, сестер, отцов, матерей, зовущих нас за собой по стопам Христа. «Мученица Твоя, Господи, Екатерина, зовет велиим гласом: Тебе, Женише мой, люблю и, Тебе ищущи, страдальчествую». А так как святая вера в наших сердцах от сильных бурь жизни колеблется и угасает, то как бы надо нам чаще вспоминать, обращать свои взоры на тех, кто так пламенно любил Христа и так мужественно переносил за Его святую правду муки, страдания и смерть. Мне очень хочется озарить светом воспоминаний некоторые события первохристианской жизни, чтобы мы воодушевились терпеливо нести скорби настоящих дней. Хотя теперь пока не льется святая кровь мучеников за Христа Бога, не терзают их тела яростные звери и острые мечи, не пожирает их огонь костров и всякого рода мучения, но ныне иные муки, иные тяжелые нравственные переживания, иные скорби и страдания, которые, Бог знает, может быть, вскоре выльются и в открытое исповедание Христовой правды и получение венцов нетленных для любящих Христа. Вечный город стоял на своих гранитных устоях, как огромная нерушимая скала. Его каменные стены, башни, амфитеатры, казалось, были так крепки, что никакая сила не в состоянии потрясти их или привести в разрушение. Народы всего мира вложили в этот город свои сокровища, и он стоял, этот город, вечный Рим, как исполин, властвуя над миром. Однако наступило время великих преобразований. Небесная истина, так тихо и победоносно пришедшая на землю, овладела умами и сердцами людей. Заря новой эры уже освещала горизонты римских владений. Язычество зверски, отчаянно хваталось за право на свое существование и даже на право господства. Огнем, мечом, железом оно подавляло сторонников Христа, топя их жизнь в крови невинных страданий. Но, как говорит древний писатель Тертуллиан, кровь святых мучеников была семенем для обильной жатвы учения Христова, и один пострадавший за Господа поднимал сотни, тысячи новых исповедников за правду, свидетельствующих, что Иисус распятый есть истинный Христос, Сын Божий, Бог. Пламя яростных гонений за Христа все больше и больше охватывало владения Римской империи. И сам вечный город Рим был местом особенной борьбы язычества с новой христианской верой. Буйная, вооруженная до зубов злоба язычников столкнулась с тихим победным шествием Христовым. Последнее, вооружившись терпением Креста Христова, незлобием и всепрощением, отдавало своих сынов, дочерей, отцов, матерей, малых детей на ужасные муки за сокровище новой святой веры. Не имея возможности открыто славить Христа своего и Бога, христиане ушли под Рим. Они в катакомбах (подземельях), каменоломнях совершали свое богослужение, особенно по ночам, а утром, чуть свет, как призраки и тени, расходились по домам. Так наши первые христиане исповедали своего Господа. Так они молились и служили Ему. Вот снова на древний Рим спустилась темная ночь. По узким мостовым города брели тени, закутанные в плащи и капюшоны. То были мужчины и женщины — христиане, собирающиеся на ночное богослужение. Они шли, уже простившись со своими домашними, стариками и малыми детками. Один Бог знает, может быть, сыщики императора уже нашли место их сбора. Может быть, эта ночь для многих из них вообще является последней в жизни. Может быть, никто из них уже и не вернется домой, не увидит своих родных, милых деток. Но они все равно шли к условному месту на богослужение, выбирал затемненные улицы и переулки. Тем более что прошел слух, будто кто- то из учеников Христовых должен быть на богослужении. Святой апостол Петр, или Павел, или еще кто. И как хочется видеть их в лицо, послушать их вдохновенные речи! Ведь Петр был столько времени со Христом, сколько он видел чудес Его. Он может рассказать самые мельчайшие подробности из жизни и проповеди Спасителя. Вот уже завиднелись отдельные могильные памятники. Но тьма была так велика, что совершенно невозможно было разобрать отдельные детали. Мария шла первый раз на христианское богослужение. Ее влекло сюда более всего любопытство. Ведь как много разных слухов ходило по городу о христианах. Говорили, что они едят младенцев, пьют их кровь и вообще делают что-то невообразимое, нечеловеческое на своих собраниях. И вот вместе со своей тетей она решилась пойти, убедиться, что это не так, сама увидеть всю правду. По своему внешнему облику Мария была одной из лучших красавиц Рима. Ей от роду исполнилось всего 19 лет. Но еще большей красотой и благородством отличалась ее душа. Нежная, чуткая, отзывчивая ко всему высокому и прекрасному, она была полна мужества, безстрашия. Ведь и ее вместе с теткой Виргинией могли схватить преторианцы на христианском собрании. Но она все-таки шла, и ее сердце чувствовало, что она увидит этой ночью что-то особенное, необычное. Вот они очутились на довольно обширном пространстве. Крутом были стены. Могильных памятников здесь было больше. Посредине кладбища стояла крипта. Это было большое сооружение в виде часовни. Людей было довольно много. Куда ни кинь глаз, фонари и фонари, хотя многие пришли сюда без огня. Люди стояли тихо, безмолвно. Вдруг возле самой крипты вспыхнуло сразу несколько смоляных светильников, стало немного виднее. Толпа христиан запела какой-то гимн, сначала тихо, потом громче, громче. Мария никогда в жизни не слышала такой песни. Та же самая скорбь, которая видна была в движении отдельных людей, с которыми сталкивались они с тетей на пути к кладбищу, теперь вылилась в этом гимне, только гораздо выразительнее, сильнее. А затем гимн стал могучим, сильным. Будто вместе с людьми поет все: кладбище, памятники, холмы, овраги. Головы, поднятые кверху, казалось, видели там Кого-то, высоко-высоко в темном небе. Руки призывали Его снизойти на землю. Когда пение смолкло, наступила минута ожидания, такая трогательная, что Мария и ее спутница вместе со всеми обратили свои взоры к звездам, как бы в ожидании, что случится нечто неожиданное и необычное и что кто-нибудь действительно сойдет на землю. Нужно было быть слепым, чтобы не заметить, что эти люди не только чтили своего Бога, но горячо любили Его. И этого-то Мария не видела нигде в язычестве. Там чтут богов, кланяются им, приносят им кровавые и другие жертвы, но чтобы от всей души любить Бога — это совсем новое. В Риме и Греции те, которые еще воздавали честь своим богам, делали это из боязни или из желания заручиться их помощью, но никому и в голову не приходило, чтобы любить их. А здесь что? Христиане горячо любят Христа, благоговеют пред Ним, и все это выливают в своем трогательном, печальном гимне. Вот из крипты вышел старец в плаще с капюшоном, но с открытой головой. Он вступил на камень, лежащий возле костра. Толпа всколыхнулась, как волна на море. Послышались приглушенные голоса: «Петр, Петр, Его ученик!..». Многие упали на колени, другие простирали к нему руки, иные лежали ничком на земле. Наступила тишина, такая глубокая, что было ясно слышно потрескивание костра. Слышен был отдельный стук колес на далекой дороге и шум ветра, игравший вершинами деревьев. Мария даже поднялась на цыпочки, чтобы лучше видеть Апостола. Старец поднял руку вверх и благословил знамением креста всех собравшихся христиан. Все, как один, опустились на колени. Никогда еще в жизни Мария не видела подобного зрелища. Огромная толпа народа, освещаемая костром, замерла на коленях, низко склонив головы. У старца не было ни митры, ни дубового венка на голове, ни пальмы в руке, ни золотой таблички на груди, никаких других украшений, которыми отличались жрецы Востока, Египта и других стран. Вот он начал говорить, как отец, который наставляет своих детей. Учить их, как они должны жить, все терпеть, за все благодарить Бога. Он говорил им, чтобы они отреклись от излишества и роскоши, чтобы любили нужду и лишения, любили чистые обычаи, правду, терпеливо сносили бы несправедливость и преследования, слушались старших, остерегались измены, обмана, осуждения и чтобы во всем были добрым примером для язычников. Он учил их быть тихими, добрыми, справедливыми, чистыми не для того, чтобы этим хвалиться, чтобы только награду за это получить от Бога, а чтобы быть вместе со Христом, чтобы не быть изгнанными из Его общества, чтобы ради любви к Нему быть такими. Ветер перестал шуметь в ветвях пиний, огонь поднялся прямо, стройным столбом к звездам, искрящимся на прояснившемся ночном небе. Когда старец заговорил о смерти Христа, толпа совсем притихла: все затаили дыхание, и тишина сделалась еще более глубокой, так что можно было слышать биение сердец. Апостол рассказывал все, что он сам видел, что запечатлелось в его сознании. Он говорил, как встретившись с Иоанном, они два дня просидели в великой печали без пищи и пития. Как они изнывали и убивались, что Учителя их распяли и умертвили совсем неповинно. Кто был ближе к старцу, видел, что, вспоминая, он и теперь плакал. Слезы текли по его лицу, белой бороде, одежде. Вот старческая голова, лишенная волос, затряслась, и голос оборвался, за Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|