|
Виды монашеской жизни: отшельничество, общежитие
Надо считать, что монашество в основном слагается из двух видов жизни: отшельнической и общежительной. И русское монашество с самого начала его существования имело эти две стороны жизни. Конечно, как и на Востоке, начальным видом монашеской жизни на Руси было отшельничество. Преподобный Антоний Печерский прежде жил в тесной пещере совершенно один. Но потом, по мере известности его подвигов, к нему стали стекаться другие любители одиночества, вследствие чего создался скит, а затем уж и общежительный монастырь. Следует отметить особое тяготение русских подвижников к отшельничеству. В этом нельзя не видеть какую-то особую мощную силу русской души, способную вынести самые тяжелые условия одинокой отшельнической жизни. В чем, собственно, заключается жизнь отшельническая (выд. авт.), и каковы ее особенности? Влекомый Божественной любовью к высшему, человек оставляет обычную житейскую суету и удаляется куда-либо в глушь лесов или непроходимые безводные пустыни. Там наедине с Богом он проводит жизнь, полную труда, молитвы, самоотвержения. Питаясь самой скудной пищей раз в день или раз в неделю, отшельник ведет непрестанную борьбу с грехом, диаволом и своей падшей природой. Смысл жизни отшельника — через самоочищение достичь безстрастия и блаженного соединения с Богом. И вот что удивительно: смертный падший человек при содействии Божественной благодати достигает такой изумительной чистоты жизни, что становится предметом удивления для небожителей. Нам, людям двадцатого века, может быть много непонятного в жизни отшельнической, и подвиги отшельников кажутся просто непосильными или даже безсмыс- ленными. Но преподобный Антоний Печерский, Сергий Радонежский и другие отшельники понимали эту сложную жизнь не силой рассудка, а самой сущностью своей святой души и тем глубоким, подчас неизъяснимым духовным удовлетворением, какое испытывали они наедине с Богом. «Кто изочтет слезы и воздыхания его к Богу, — пишет автор об одном отшельнике — бдения, всенощные молитвы, стояния, коленопреклонения, алкание и жажду... страх пустыни и брань с невидимыми врагами? Глад, жажда, хлад, страх зверей, опасение погибнуть от скудости, тягость плоти, уныние духа, смущение и рассеяние мыслей, даже невинное, кажется, отдохновение и естественный сон, — уверяют Подвижники, — суть враги для пустынника, с которыми он должен непрестанно бороться, пока не достигнет безмятежной тишины безстрастия и вкусит неизъяснимую сладость пустыни» (М. Кудрявцев. «История православного монашества». М., 1881 г., стр. 22). Но страшнее всех трудностей в отшельнической жизни является грех и его виновник — враг рода человеческого, диавол. Когда диавол примечает, что человек оставил мир и презрел плоть, усиливается проникнуть в область духовную, в общение с небесными силами и Богом, устремляется тогда на него с неимоверной дерзостью и настойчивостью, пуская в него не только разжженные стрелы противных Помыслов, но вторгаясь даже в пределы его воображения и чувств, представляет ему срамные образы и нелепые мечтания. И не только так, но и самим видимым образом диавол нападает на отшельников и причиняет, по попущению Божию, вред. Таким образом, касаясь жизни отшельника, видим, что эта жизнь характеризуется исключительно тяжелыми подвигами и непрестанной борьбой с духом злобы. В Русской Церкви отшельничество процветало особенно в XI — XII веках на юге Руси и затем, то ослабевая, то вновь усиливаясь, в половине XIV в. перенеслось на север, где с новой силой охватило целые области и дало русскому монашеству замечательных Подвижников. Но отшельнический вид монашества был не единственным в Русской Церкви. Наряду с ним, как бы параллельно, существовала и другая форма монашеской жизни — общежительная. Общежительный вид монашества в Русской Церкви ведет свое начало от преподобного Феодосия Печерского (XI век). Преподобный Антоний является начальником монашества одинокого, а преподобный Феодосий, его ученик, — общежительного. (П. Казанский. «История православного русского монашества». М., 1855 г., стр. 8). И какие знаменательные имена основателей русского монашества! Антоний — основатель иночества, Феодосий — учредитель общежития. Не приводят ли эти имена на память: первое — Антония Великого, основателя иночества в Египте, второе — Феодосия, начальника общежития в Палестине? Удивительное совпадение! А может быть, и промыслительное действие воли Божией?! Надо сказать, что, излагая первый период истории русского монашества (Х1-ХГУ в.в.), мы имеем чрезвычайно скудные источники. Не дошло до нас от этого времени и памятников внутреннего управления обителями, как в нравственном, так и в материальном отношении. Второй период русского монашества (XIV- XIX в.в.) дает более определенные сведения о построении общежития и других сторон иноческой жизни. Но нужно думать, что уклад общежительного устава второго периода был укладом и первого периода, может быть, только с незначительными изменениями. В основу русского общежития вошел Студийский устав. Он требует, чтобы в обители все было общее. Одежда, пища, монастырское и церковное имущество, денежные средства и прочие накопления — все является общим достоянием иноков. Но для удобства упражнения в духовных подвигах иноки имеют отдельные келии, где живут по одному или по два (старец и послушник). Управляется общежительный монастырь игуменом или архимандритом, повеления которого выполняются безпрекословно. Кроме игумена в монастыре имеются и другие должностные лица: эконом, казначей, ризничный, духовник братский и другие — все они подчинены настоятелю монастыря и выполняют каждый свое начальственное послушание, заботясь о внутреннем и внешнем благоустроении своей обители. Братия обители, с любовью неся свои послушания (в храме, трапезной, просфорне, библиотеке, складах и прочее), одновременно ведут внутреннюю духовную жизнь. Они в своих келиях совершают монашеские правила и другие благочестивые подвиги, в храме участвуют в общественном богослужении. Раз в неделю или один раз в месяц причащаются святых Христовых Таин, между тем исповедоваться могут гораздо чаще, даже ежедневно. Русское монашество, как и восточное, воплощает в себе идеалы евангельского учения. Но самым главным в нем являются обеты или обещания, которые иноки дают Богу в момент пострига. Главные из них — три обета: девства, нестяжания и послушания. Эти три обета составляют высшую, важнейшую черту в монашеской жизни и средоточие всей подвижнической деятельности. Обет вообще есть дело богопочтения, в котором добровольно дается обещание Богу посвятить Ему свою жизнь или свое имущество. В частности, обет девства, нестяжания и послушания в существе своем есть обещание постоянной, всецелой преданности себя Богу. На языке Святого Писания это есть жизнь распятая, смерть для греха и жизнь для Бога. Христови сраспяхся: живу же не к тому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2,19-20). Обет девства исключает брачную жизнь и предписывает совершенное воздержание от всего, что дозволяется в жизни супружеской. Это внешняя сторона девства, а внутреннюю сторону составляет полное целомудрие, которое удерживает чувственные пожелания и дает чистоту души и тела. Нестяжательность, или добровольная нищета, состоит в отвержении всего мирского. Инок должен быть подобно распятому на кресте, который уже не желает ничего временного, а помышляет только о вечном. Дав обет добровольной нищеты, инок не должен не только что-либо приобретать из земного, но и желать. Обет послушания требует от инока добровольного подчинения себя во всем воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Иноческое послушание справедливо сравнивают с безкровным мученичеством и, по словам святого Иоанна Лествичника, оно есть «гроб воли и воскресение смирения» (Иоанн Лествичник, ст. 4). Таковы основные обеты иноков, ведущие к духовному совершенству. Говоря об общежительной форме иноческойжизни, нужно заметить, что оно является более удобным для духовного совершенствования иноков. Поэтому оно и охватывает несравненно больший процент монашествующих в русской Православной Церкви. Дело в том, что общежитие избавляет инока от лишних забот житейских: о питании, одежде, жилище и прочее — и направляет его силы исключительно на духовные подвиги. Наглядным образцом русского монашеского общежития в настоящее время может являться, например, Троице-Сергиева Лавра, расположенная недалеко от Москвы. Она живет исключительно по правилам общежития и сохраняет в себе полноту благодатной жизни. Вековые монашеские традиции существуют в ней неизменно, и святоотеческий дух древнего монашества сохраняется во всей полноте. Есть и другие иноческие общежития в Русской Церкви (мужские и женские), например, в Почаеве, в Пскове, Киеве, Житомире и т.д., где иноки самоотверженно трудятся на духовном поприще, перенося добровольные лишения. Будучи «людьми не от мира сего», они, однако, не остаются равнодушными к тому, что совершается в мире. Горячо и беззаветно любя Бога и Его Святую Церковь, иноки являются также патриотами своей Родины и живут уже не для себя, но для других. И в этом самоотвержении они находят для себя смысл жизни и источник радости и счастья. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин. 15,13). Помня слова апостола Павла к Тимофею: Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа (2 Тим. 2, 3), — монахи безропотно и с любовью переносят все скорби и испытания, встречаемые ими на пути духовной жизни. Вследствие такого строгого евангельского направления и полного христианского самоотвержения русское монашество украсилось не только в целом высокой нравственной жизнью, но и, в частности, имеет особых выдающихся подвижников, которые своей жизнью достигли высокой святости и нравственной чистоты. Они являются как бы цветом русского иночества или сияющими звездочками на благодатном небе Русской Православной Церкви.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|