|
Борьба с механической вычиткой ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Среди христиан встречается особенно много лиц, допускающих особый компромисс в угоду своей небрежности и лени, это — вычитывание правила механически. Не опуская положенных молитвословий, они избирают путь формального исполнения требований Церкви, и в таком настроении все последование ко Причащению и прочие правила молитвенные исполняют малоосмысленно и холодно. Привычка так относиться к правилу делает их своего рода буддистскими молельными мельницами. Это весьма опасно для непрерывно вращающихся в молитвенной сфере. Избавиться от механически- равнодушного отношения к правилам нельзя иначе, как только с напряжением внимательно молиться, несмотря на нежелание сердца. Благодать Божия не содействует нерадивым. Вот что пишет св. Иоанн Кронштадтский священникам, а вместе и всем верующим: «Внемли, о иерей Божий, — говорит он, — тебе приходится часто разглагольствовать с Богом по готовым молитвенным образцам. Да не сольстишь языком твоим, устами говоря одно, а на сердце — другое, или говоря и не сочувствуя тому, что говоришь. Смотри, помни: великое дело — беседовать с Богом, непрестанно на нас взирающим. Помни, за все Бог будет судить тебя. Внемли, внемли себе, всем помышлениям сердечным». При этом св. Иоанн Кронштадтский дает замечательный практический совет, основанный на опыте: «Когда совершаешь молитву, правило, особенно по книге, не спеши от слова к слову, не прочувствовавши его истины, не положивши его на сердце. Но сделай и постоянно делай себе труд чувствовать сердцем истину того, что говоришь. Сердце будет противиться этому: иногда леностью и окамененным нечувствием к тому, что читаешь, иногда рассеянностью. Не будь (тогда) самолюбив и нетерпелив, побеждай сердце твое, дай его Богу в жертву благоприятную». «Даждь ми, сыне, твое сердце», — говорит Премудрый (Притч. 23, 26). Твоя молитва сроднит тебя с Богом. Так, одна монахиня говорила, что пока читает правило, то почти все по хозяйству своему успевает поделать. — Как это Вы, матушка, достигли такого успеха, что и правило исполните, и дела все поделаете? — Да так уж, батюшка, я наловчилась, - не сумняся, ответила она. — Вот сделаю «начало» у икон-то, да и пошла ходить по всей келии: то поделаю, другое приберу, даже и за дверь, а то и на речку за водой успею сходить. А сама-то, батюшка, все читаю да читаю. — Да как же это, знать, на память ты, матушка, читаешь правильце-то? — Знаю на память, батюшка, я уж его выходила, ходимши-то, знаю каждую букву. А можно ли так делать-то? — спрашивает она наконец. Ну что можно было ей сказать? Конечно, делать так решительно нельзя. Это ни что иное, как кощунство над правилом, издевательство над Богом. А вот бывает же такое в молитве. Тебе хочется скорее кончить молитвенное правило, чтобы дать покой утомленному телу. Сердечно помолись, и заснешь самым спокойным, тихим и здоровым сном. Не торопись помолиться кое-как — выиграешь на полчаса молитвы целых три часа самого здорового сна. «Допустивши же молитву нерадивую, не от всего сердца, не заснешь, пока не выплачешь своего греха пред Богом. Не со всеми, впрочем, так бывает, а с усовершившимися». А есть, как видите, и такие «молитвенники», которые, читая свое правило, одновременно ухитряются и поделать что-либо по хозяйству. Представь что стоишь пред Царем всех и всего. Он видит как ты стоишь и внутренняя твоя и за это казнит. А дарует ли о чем просишь? Грешны мы, сокруши себя молитвой мытаря и продолжай читать.
Божий гнев на небрежных к молитве
Теплохладных молитвенников почти не мучит ни их механическая молитва, ни сокращение ее без уважительных причин. Через это они собирают себе осуждение в день гнева. «Если кто молится Богу просто, как попало, будто мимоходом, без страха, для того (молитва) несет ущерб. Он терпит вред, гнев Божий, отвращение Божие, изгнание Божие. Гораздо лучше для такого, если б он совсем не помолился. Нет большего греха, как молиться Богу с презорственным небрежением!» (см. Преподобный Симеон Новый Богослов, 1, Слово 8). Иногда холодность в молитве происходит независимо от воли молящегося. Он, несмотря на все душевное напряжение, подчас не в состоянии ее почувствовать. Это очерствение сердца может происходить и по попущению Божию, и от житейской суетливости, и по некоторым другим исключительным причинам. При невольной омертвелости необходимо без смущения тщательно исполнять положенное правило, а душевное состояние всецело предать воле Божией. От человека Господь требует лишь возможного усилия, а плоды молитвы являются единственно по Божией милости и дару. Святые отцы даже запрещали искать молитвенной теплоты во избежание прелести или уныния. Наша обязанность и долг пред Спасителем — с посильной ревностью совершать свое правило без ожидания каких-либо чрезвычайных состояний или услаждений. Если нечувствие происходит не от небрежности, а от утомления, тогда лучше помолиться кратко и горячо. В случае, «если продолжительная молитва несовместима с горячностью духа, лучше сотвори краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказанное, оправдало его. Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело — живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах» (Св. Иоанн Кронштадтский). Только при сокращениях правила следует соблюдать осторожность и не оправдывать послабления ложными мотивами лукавой и ленивой воли и греховной плоти. Исключения подобного рода, по мысли свт. Феофана Затворника, позволительны одним духовно окрепшим лицам, а не начинающим спасаться. Только духовно опытные могут решаться на такое сокращение молитвенного правила, а не всякий желающий и хотящий поскорее отвязаться от молитвы.
Доброе дело и молитва
Некоторые, извиняя свою холодность в домашней молитве, говорят, что молитвой является всякая деятельность во имя Божие и что жития святых и учебные занятия служат им заменой молитвы, понимаемой в узком смысле слова. Такое оправдание холодности к молитве — произвольно, неверно. Оно не согласно с опытом святых отцов и истинных молитвенников. Правда, добрые дела во славу Божию, с памятованием Его имени, могут быть названы условиями теплой молитвы, но сами по себе они творятся с меньшей затратой энергии, чем совершение чистой молитвы. Богословствовать о высоких истинах веры, читать слово Божие и святых отцов, заниматься также совершением тех или иных добрых дел можно долго и без особого труда. А молиться — в собственном значении данного слова — значительно труднее, так как тогда душу молящегося неожиданно охватывает лень, расслабление и рассеянность, а нередко сонливость. Отсюда и действенность молитвы выше пользы нравственно добрых занятий уже по одному тому, что молитва поставляет в непосредственное отношение к Богу и производит великие утешения совести. «Тот, кто предпочитает больше сидеть за чтением, нежели научиться молиться, как должно, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — находится в прелести. Такой безчувственен» (ср. Творения т. 1,75). В силу этого высокие молитвенники не допускали себе отрываться от молитвы ни для каких, хотя бы и добрых дел. Отсюда никто не имеет права оставлять домашнюю молитву ради любви к ближним, разве только в действительно важных случаях. Лишь постоянное внимательное отношение к молитвенным упражнениям постепенно вводит человека в подлинный дух молитвы.
Примеры истинной молитвы
Один старец шел семнадцать дней по пустыне и вдруг находит шалаш, рядом с которым было пальмовое дерево и источник Воды. И вот видит он: стоит муж, волосы главы которого покрывали голое тело его. Он был страшен на вид. Увидав пришельца, он стал на молитву и когда окончил ее, оба старца сказали: — Аминь. Пустынник спросил: — Как ты пришел сюда? И еще существует ли все в мире? Гость ответил, что мир стоит по- прежнему, но гонения на христиан прекратились. Затем, умоляя пустынника, он просил рассказать его о себе: кто он и много ли здесь подвизается. Пустынник долго отказывался говорить о себе, но, наконец, согласился. — Я был епископом, и когда было гонение, многие муки пришлось понести мне за Христа, но, не вынося их, я принес жертву бесам. Когда же я пришел в себя, то, уразумев беззаконие свое, отдал себя на то, чтобы умереть в пустыне. И вот живу здесь сорок девять лет, раскаиваясь и умоляя Бога, не простит ли Он мне мое падение. Пищу Он дает мне от сей пальмы, а утешение прощения я не получал сорок восемь лет, но вот в сем году Бог меня утешил прощением. Сказав это, пустынник встал, отошел немного и поднял руки на молитву. Долго он молился, потом, окончив, подошел опять. Страх и трепет охватили гостя. Он увидел, что лицо пустынника было, как огонь. Оно пылало, как солнце. — Не бойся, — сказал он ему, — тебя прислал Бог, чтобы похоронить мое грешное тело. Окончив слова, он тотчас простер руги и ноги и скончался. Как только пустынник был похоронен, пальма вдруг засохла, источник высох, и хижина развалилась. Рассказывают, как один старец высокой жизни молился Богу за Ангела. Старец жил в одном горном ущелье. И вот однажды к нему для духовной беседы шли два брата. Вдруг они слышат голос: — Братия, братия! Они остановились, оглянулись. На одной из гор стоял как-будто человек — Что ты хочешь? — спросили иноки. Он же ответил: — Скажите тому авве, к которому вы идете, чтобы он вспомнил и помолился обо мне. Когда два брата пришли к старцу, то рассказали ему, что видели на пути. Старец сказал: — Дайте мне слово, что никому не скажете об этом... Они дали обещание, что никому не скажут. Тогда авва сказал: — Тот, которого вы видели, есть Ангел Господень. Он, приходя сюда, просил немощь мою помолиться, чтобы Господь восстановил его на прежнее место, потому что уже исполнилось время запрещения его. Когда я спросил его: «Что за причина твоего удаления от Бога?», Ангел сказал: «Случилось, что в некотором селении многие люди грехами своими весьма прогневали Бога. Бог послал меня, чтобы я с милостью наказал их. Но когда я увидел, что они весьма нечестивы и нераскаянны, я наказал их без милости и большую язву нанес им, так что многие погибли. И вот за сие удален я от лица Владыки моего». Когда я спросил: «Но как же я, убогий, могу молиться за Ангела?», он ответил: «Если бы не знал я, что Бог слушает рабов Своих, я не пришел и не безпокоил бы тебя». «О, неизреченная любовь Божия к людям, — воскликнул старец, — как велик Ты в милости и благ в строгости!». Однажды братия спросила авву Агафона: — Скажи нам, отче, какая добродетель в подвижничестве имеет наибольший труд? Авва Агафон ответил: — Простите мне, я думаю, что нет больше труда, как молиться Богу без развлечения; ибо когда человек хочет молиться, враг старается отвлечь его. Знают демоны, что ничто им так не противодействует, как молитва к Богу. И во всяком подвиге, какой бы не предпринял человек, во время совершения его получает успокоение, а молитва до последнего дыхания требует борьбы. Во времена Юлиана Отступника, когда он шел с войском на персов, то послал вперед себя демона, чтобы тот, разведав силы персов, возвратился и донес ему. Когда же демон пришел в то место, где подвизался монах Поплий, то дальше идти не мог. Так как Поплий все время молился Богу, то демон простоял на этом месте десять дней и ночей неподвижно. Он не мог двинуться с места и идти дальше. Простояв так, он вернулся к Юлиану ни с чем. Разгневанный император спросил, почему он не принес ему никаких сведений о персах. Бес ответил, что на том пути живет старик Поплий, который своей молитвой преградил ему путь, и он стоял, как вкопанный десять дней и десять ночей, не имея возможности двинуться. Услышав это, Юлиан сильно разгневался на авву Поплия и сказал: — Вот я, возвратившись назад, совершу над ним злую месть. Но спустя несколько дней Юлиан был убит. Один из его военачальников, взяв, что имел, раздал нищим, а сам пришел к авве Поплию, рассказал ему все, что слышал от демона, и просил старца Божия, чтобы он сделал его монахом. Один отшельник увидел демона, который понуждал другого демона, чтобы он разбудил некоего задремавшего монаха. Но тот с ужасом ответил: — Нет, нет, лучше пусть отдыхает! Ибо я однажды мучил его, не давая заснуть, так он, встав, спалил меня, поя псалмы и молитвы. Однажды некий старец пришел на гору Синайскую, и когда он выходил оттуда, то встретил одного брата, который, воздыхая и плача, просил его помолиться о дожде. — Вот уже много дней, — говорил брат, — как нас палит солнце, и все погорело. Старец сказал ему: — Почему же вы не молитесь, не призываете Бога? Брат ответил: — И молились, и прошения возсылаем к Богу, но вот дождя нет. — Но почему же не молитесь с усердием? — снова спросил старец, — или ты не знаешь, что это такое? Вот встанем на молитву. Встав на молитву, он, простерши руки к небу, помолился. Вдруг стало темно. Солнце скрылось, ударил гром, молния засверкала, и дождь полил рекой на иссохшую землю... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|