Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Борьба с механической вычиткой





 

Среди христиан встречается особенно много лиц, допускающих особый компро­мисс в угоду своей небрежности и лени, это — вычитывание правила механиче­ски. Не опуская положенных молитвословий, они избирают путь формального ис­полнения требований Церкви, и в таком настроении все последование ко Причащению и прочие правила молитвенные исполняют малоосмысленно и холодно. Привычка так относиться к правилу дела­ет их своего рода буддистскими молель­ными мельницами. Это весьма опасно для непрерывно вращающихся в молитвен­ной сфере. Избавиться от механически- равнодушного отношения к правилам нельзя иначе, как только с напряжением внимательно молиться, несмотря на неже­лание сердца. Благодать Божия не содей­ствует нерадивым. Вот что пишет св. Ио­анн Кронштадтский священникам, а вме­сте и всем верующим: «Внемли, о иерей Божий, — говорит он, — тебе приходится часто разглагольствовать с Богом по гото­вым молитвенным образцам. Да не сольстишь языком твоим, устами говоря одно, а на сердце — другое, или говоря и не со­чувствуя тому, что говоришь. Смотри, помни: великое дело — беседовать с Богом, непрестанно на нас взирающим. Помни, за все Бог будет судить тебя. Внемли, внемли себе, всем помышлениям сердечным». При этом св. Иоанн Кронштадтский дает заме­чательный практический совет, основан­ный на опыте: «Когда совершаешь молит­ву, правило, особенно по книге, не спеши от слова к слову, не прочувствовавши его истины, не положивши его на сердце. Но сделай и постоянно делай себе труд чув­ствовать сердцем истину того, что гово­ришь. Сердце будет противиться этому: иногда леностью и окамененным нечувствием к тому, что читаешь, иногда рассе­янностью. Не будь (тогда) самолюбив и не­терпелив, побеждай сердце твое, дай его Богу в жертву благоприятную».

«Даждь ми, сыне, твое сердце», — говорит Премудрый (Притч. 23, 26). Твоя молитва сроднит тебя с Богом.

Так, одна монахиня говорила, что пока читает правило, то почти все по хозяйству своему успевает поделать.

— Как это Вы, матушка, достигли такого успеха, что и правило исполните, и дела все поделаете?

— Да так уж, батюшка, я наловчилась, - не сумняся, ответила она. — Вот сделаю «на­чало» у икон-то, да и пошла ходить по всей келии: то поделаю, другое приберу, даже и за дверь, а то и на речку за водой успею сходить. А сама-то, батюшка, все читаю да читаю.

— Да как же это, знать, на память ты, ма­тушка, читаешь правильце-то?

— Знаю на память, батюшка, я уж его вы­ходила, ходимши-то, знаю каждую букву. А можно ли так делать-то? — спрашивает она наконец.

Ну что можно было ей сказать? Конечно, делать так решительно нельзя. Это ни что иное, как кощунство над правилом, издевательство над Богом. А вот бывает же такое в молитве.

Тебе хочется скорее кончить молитвен­ное правило, чтобы дать покой утомленно­му телу. Сердечно помолись, и заснешь са­мым спокойным, тихим и здоровым сном. Не торопись помолиться кое-как — вы­играешь на полчаса молитвы целых три часа самого здорового сна. «Допустивши же молитву нерадивую, не от всего сердца, не заснешь, пока не выплачешь своего гре­ха пред Богом. Не со всеми, впрочем, так бывает, а с усовершившимися». А есть, как видите, и такие «молитвенники», которые, читая свое правило, одновременно ухи­тряются и поделать что-либо по хозяйству.

Представь что стоишь пред Царем всех и всего. Он видит как ты стоишь и внутрен­няя твоя и за это казнит. А дарует ли о чем просишь? Грешны мы, сокруши себя мо­литвой мытаря и продолжай читать.

 

Божий гнев на небрежных к молитве

 

Теплохладных молитвенников почти не мучит ни их механическая молитва, ни со­кращение ее без уважительных причин. Через это они собирают себе осуждение в день гнева. «Если кто молится Богу просто, как попало, будто мимоходом, без страха, для того (молитва) несет ущерб. Он терпит вред, гнев Божий, отвращение Божие, из­гнание Божие. Гораздо лучше для такого, если б он совсем не помолился. Нет боль­шего греха, как молиться Богу с презорственным небрежением!» (см. Преподоб­ный Симеон Новый Богослов, 1, Слово 8). Иногда холодность в молитве происходит независимо от воли молящегося. Он, не­смотря на все душевное напряжение, под­час не в состоянии ее почувствовать. Это очерствение сердца может происходить и по попущению Божию, и от житейской су­етливости, и по некоторым другим исклю­чительным причинам.

При невольной омертвелости необходи­мо без смущения тщательно исполнять по­ложенное правило, а душевное состояние всецело предать воле Божией. От челове­ка Господь требует лишь возможного уси­лия, а плоды молитвы являются единствен­но по Божией милости и дару. Святые отцы даже запрещали искать молитвенной те­плоты во избежание прелести или уныния. Наша обязанность и долг пред Спасителем — с посильной ревностью совершать свое правило без ожидания каких-либо чрезвы­чайных состояний или услаждений. Если нечувствие происходит не от небрежно­сти, а от утомления, тогда лучше помолить­ся кратко и горячо. В случае, «если про­должительная молитва несовместима с го­рячностью духа, лучше сотвори краткую, но горячую молитву. Припомни, что одно слово мытаря, от горячего сердца сказан­ное, оправдало его. Бог смотрит не на мно­жество слов, а на расположение сердца. Главное дело — живая вера сердца и тепло­та раскаяния во грехах» (Св. Иоанн Крон­штадтский). Только при сокращениях пра­вила следует соблюдать осторожность и не оправдывать послабления ложными моти­вами лукавой и ленивой воли и греховной плоти. Исключения подобного рода, по мысли свт. Феофана Затворника, позволи­тельны одним духовно окрепшим лицам, а не начинающим спасаться. Только духовно опытные могут решаться на такое сокра­щение молитвенного правила, а не всякий желающий и хотящий поскорее отвязаться от молитвы.

 

Доброе дело и молитва

 

Некоторые, извиняя свою холодность в домашней молитве, говорят, что молитвой является всякая деятельность во имя Бо­жие и что жития святых и учебные заня­тия служат им заменой молитвы, понима­емой в узком смысле слова. Такое оправда­ние холодности к молитве — произвольно, неверно. Оно не согласно с опытом святых отцов и истинных молитвенников. Правда, добрые дела во славу Божию, с памятовани­ем Его имени, могут быть названы услови­ями теплой молитвы, но сами по себе они творятся с меньшей затратой энергии, чем совершение чистой молитвы. Богословствовать о высоких истинах веры, читать слово Божие и святых отцов, заниматься также совершением тех или иных добрых дел можно долго и без особого труда. А мо­литься — в собственном значении данного слова — значительно труднее, так как тог­да душу молящегося неожиданно охваты­вает лень, расслабление и рассеянность, а нередко сонливость. Отсюда и действен­ность молитвы выше пользы нравствен­но добрых занятий уже по одному тому, что молитва поставляет в непосредствен­ное отношение к Богу и производит вели­кие утешения совести. «Тот, кто предпочи­тает больше сидеть за чтением, нежели на­учиться молиться, как должно, — пишет преподобный Симеон Новый Богослов, — находится в прелести. Такой безчувственен» (ср. Творения т. 1,75). В силу этого вы­сокие молитвенники не допускали себе от­рываться от молитвы ни для каких, хотя бы и добрых дел. Отсюда никто не имеет права оставлять домашнюю молитву ради любви к ближним, разве только в действи­тельно важных случаях. Лишь постоянное внимательное отношение к молитвенным упражнениям постепенно вводит человека в подлинный дух молитвы.

 

Примеры истинной молитвы

 

Один старец шел семнадцать дней по пу­стыне и вдруг находит шалаш, рядом с ко­торым было пальмовое дерево и источник Воды. И вот видит он: стоит муж, волосы главы которого покрывали голое тело его. Он был страшен на вид. Увидав пришельца, он стал на молитву и когда окончил ее, оба старца сказали:

— Аминь.

Пустынник спросил:

— Как ты пришел сюда? И еще существует ли все в мире?

Гость ответил, что мир стоит по- прежнему, но гонения на христиан пре­кратились. Затем, умоляя пустынника, он просил рассказать его о себе: кто он и много ли здесь подвизается. Пустынник долго отказывался говорить о себе, но, наконец, согласился.

— Я был епископом, и когда было го­нение, многие муки пришлось понести мне за Христа, но, не вынося их, я принес жертву бесам. Когда же я пришел в себя, то, уразумев беззаконие свое, отдал себя на то, чтобы умереть в пустыне. И вот живу здесь сорок девять лет, раскаиваясь и умоляя Бога, не простит ли Он мне мое падение. Пищу Он дает мне от сей пальмы, а утеше­ние прощения я не получал сорок восемь лет, но вот в сем году Бог меня утешил про­щением.

Сказав это, пустынник встал, отошел не­много и поднял руки на молитву. Долго он молился, потом, окончив, подошел опять. Страх и трепет охватили гостя. Он увидел, что лицо пустынника было, как огонь. Оно пылало, как солнце.

— Не бойся, — сказал он ему, — тебя при­слал Бог, чтобы похоронить мое грешное тело.

Окончив слова, он тотчас простер руги и ноги и скончался. Как только пустынник был похоронен, пальма вдруг засохла, ис­точник высох, и хижина развалилась.

Рассказывают, как один старец высокой жизни молился Богу за Ангела. Старец жил в одном горном ущелье. И вот однажды к нему для духовной беседы шли два брата. Вдруг они слышат голос:

— Братия, братия!

Они остановились, оглянулись. На одной из гор стоял как-будто человек

— Что ты хочешь? — спросили иноки. Он же ответил:

— Скажите тому авве, к которому вы иде­те, чтобы он вспомнил и помолился обо мне.

Когда два брата пришли к старцу, то рассказали ему, что видели на пути. Старец сказал:

— Дайте мне слово, что никому не скаже­те об этом...

Они дали обещание, что никому не ска­жут. Тогда авва сказал:

— Тот, которого вы видели, есть Ангел Господень. Он, приходя сюда, просил не­мощь мою помолиться, чтобы Господь вос­становил его на прежнее место, потому что уже исполнилось время запрещения его. Когда я спросил его: «Что за причина тво­его удаления от Бога?», Ангел сказал: «Слу­чилось, что в некотором селении многие люди грехами своими весьма прогневали Бога. Бог послал меня, чтобы я с милостью наказал их. Но когда я увидел, что они весь­ма нечестивы и нераскаянны, я наказал их без милости и большую язву нанес им, так что многие погибли. И вот за сие удален я от лица Владыки моего». Когда я спросил:

«Но как же я, убогий, могу молиться за Ан­гела?», он ответил: «Если бы не знал я, что Бог слушает рабов Своих, я не пришел и не безпокоил бы тебя». «О, неизреченная лю­бовь Божия к людям, — воскликнул старец, — как велик Ты в милости и благ в строго­сти!».

Однажды братия спросила авву Агафона:

— Скажи нам, отче, какая добродетель в подвижничестве имеет наибольший труд?

Авва Агафон ответил:

— Простите мне, я думаю, что нет больше труда, как молиться Богу без развлечения; ибо когда человек хочет молиться, враг старается отвлечь его. Знают демоны, что ничто им так не противодействует, как мо­литва к Богу. И во всяком подвиге, какой бы не предпринял человек, во время соверше­ния его получает успокоение, а молитва до последнего дыхания требует борьбы.

Во времена Юлиана Отступника, когда он шел с войском на персов, то послал впе­ред себя демона, чтобы тот, разведав силы персов, возвратился и донес ему. Когда же демон пришел в то место, где подвизался монах Поплий, то дальше идти не мог. Так как Поплий все время молился Богу, то де­мон простоял на этом месте десять дней и ночей неподвижно. Он не мог двинуться с места и идти дальше. Простояв так, он вер­нулся к Юлиану ни с чем. Разгневанный император спросил, почему он не принес ему никаких сведений о персах. Бес от­ветил, что на том пути живет старик По­плий, который своей молитвой преградил ему путь, и он стоял, как вкопанный десять дней и десять ночей, не имея возможно­сти двинуться. Услышав это, Юлиан сильно разгневался на авву Поплия и сказал:

— Вот я, возвратившись назад, совершу над ним злую месть.

Но спустя несколько дней Юлиан был убит. Один из его военачальников, взяв, что имел, раздал нищим, а сам пришел к авве Поплию, рассказал ему все, что слышал от демона, и просил старца Божия, чтобы он сделал его монахом.

Один отшельник увидел демона, который понуждал другого демона, чтобы он разбу­дил некоего задремавшего монаха. Но тот с ужасом ответил:

— Нет, нет, лучше пусть отдыхает! Ибо я однажды мучил его, не давая заснуть, так он, встав, спалил меня, поя псалмы и молитвы.

Однажды некий старец пришел на гору Синайскую, и когда он выходил оттуда, то встретил одного брата, который, воздыхая и плача, просил его помолиться о дожде.

— Вот уже много дней, — говорил брат, — как нас палит солнце, и все погорело.

Старец сказал ему:

— Почему же вы не молитесь, не призы­ваете Бога?

Брат ответил:

— И молились, и прошения возсылаем к Богу, но вот дождя нет.

— Но почему же не молитесь с усерди­ем? — снова спросил старец, — или ты не знаешь, что это такое? Вот встанем на мо­литву.

Встав на молитву, он, простерши руки к небу, помолился. Вдруг стало темно. Солн­це скрылось, ударил гром, молния засвер­кала, и дождь полил рекой на иссохшую землю...







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.