Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 1. МОНАШЕСТВО В РУССКОЙ ЦЕРКВИ





Оглавление

 

Глава 1. МОНАШЕСТВО В РУССКОЙ ЦЕРКВИ.. 3

Предисловие. 3

Краткая история. 8

Виды монашеской жизни: отшельничество, общежитие. 10

Выдающиеся подвижники русского монашества. 14

Старчество. 19

Глава 2. ХРИСТИАНКА.. 22

Глава 3. НАД ПРОПАСТЬЮ... 36

Глава 4. МОЛИТВА.. 42

Молитвенное правило. 44

Цель правила. 44

Чин правила. 45

Опасность сокращения правила. 46

Искушения на молитве. 48

Борьба с механической вычиткой. 48

Божий гнев на небрежных к молитве. 49

Доброе дело и молитва. 50

Примеры истинной молитвы.. 50

 

Архимандрит Тихон Агриков (в схиме Пантелеймон) был одним из наиболее из­вестных старцев Троице-Сергиевой Лав­ры, оставивших заметный след в её исто­рии. Его труды пришлись на застойное время советской власти. Фронтовик, пре­подаватель Московской Духовной акаде­мии, отец Тихон стал живым свидетель­ством правоты слов апостола Павла: «...все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим. 3, 12). В сво­ей жизни он перенес жестокие испытания и гонения.

Однако, его дела и слова помогают и в на­ше нелегкое, скудное добродетелями время найти верные ориентиры, укрепить наши колеблющиеся души божественной любо­вью, которой в своей жизни столь щедро де­лился кроткий и смиренный старец. Мно­гочисленных паломников, которые прите­кали к нему со всей России, привлекали не­ обыкновенная простота и проникновен­ность его слова.

Он скончался во время всенощного бде­ния, когда поют великое славословие. Его последними словами были: «Слава Тебе, по­казавшему нам свет!».

Он принимал исповедь до глубокой ночи, а точнее до самого утра. Он гово­рил: «Духовная жизнь всегда была трудна, а в наше время особенно. Если человек убе­жит ото льва, нападет на него медведица. Убежит от медведицы, наскочит на него тигр. Спасаясь от тигра, он бросится в яму— там ужалит его змий. Вот как трудно спа­саться чадам Божиим в наше лукавое время». Почил о. Тихон 15 ноября 2000 года в Бла­говещенском храме в подмосковном посе­лении Тайнинском.

Последние годы старец прожил в глубо­ком затворе, мало кто знал, где он нахо­дится. Но после его ухода остались замеча­тельные умные книги, с которыми следует знакомиться уже потому, что по прочтении их многое в нашей повседневности стано­вится понятным.

 

Глава 1. МОНАШЕСТВО В РУССКОЙ ЦЕРКВИ

 

Предисловие

 

Статья «Монашество в Русской Церкви» была написана по благословению митро­полита Никодима еще в 1963 году. А сей­час мне хочется в предисловии коснуться этого вопроса не в исторической перспек­тиве, а в приложении к настоящей жизни. Ведь вот спрашивают теперь, что такое мо­нашество? Мы говорим: отречение себя от суетного мира, от удовольствий мирских и обречение себя на служение Богу и людям, добровольные лишения и поношения ради Христа и Его Святого Евангелия.

— Ну, хорошо, — говорят снова совопросники, — а можно ли жить теперь по- монашески, да и какой смысл всей этой за­теи, кому нужно это отречение монашеское?

Смысл, конечно, в монашестве есть, и очень большой смысл. Ведь тысячи людей, и довольно-таки неплохих людей, как гово­рит нам история монашества, шли этим пу­тем, проверили его собственным опытом и нашли, что монашество — прямо путь на Небо. А что касается вопроса, можно ли жить теперь по-монашески и много ли най­дется таких «фанатиков», чтобы отречься от удовольствий мира сего и искать чего-то высшего, небесного — отвечаем: с Госпо­дом и теперь можно жить по-монашески. И как это ни трудно, однако, возможно. А для того, чтобы убедиться в реальности во­проса, достаточно поехать в один из на­ших отечественных монастырей, мужской или женский, и посмотреть, как молодые иноки и инокини трудятся с раннего утра и до поздней ночи в пастырских общинах: служат в храме, поют, читают на клиросе, несут самые трудные послушания на кухне монастырской, просфорне, прачечной, хлебной, моют полы, убирают террито­рию, обрабатывают землю, помогают на полях колхозникам и прочие, прочие дела делают они. И все это делают не ради пло­ти или славы какой, а исключительно ради Бога и спасения души.

Ведь вот в этом-то и состоит особое чудо наших дней, что монашество, как таковое, люди мира сего «похоронили» давно уже, а оно еще живет и даже сияет своей све­жестью и юностью. Конечно, в своем ко­личественном отношении теперь меньше монахов, чем их было раньше, но от это­го дело не теряет своей ценности. Раньше было и много монахов, но они жили, как паны, в достатке, славе, уважении, а теперь их меньше — во всеобщем осмеянии. Свя­тые отцы учат, что в последние времена, если верующих людей будет гораздо мень­ше, но это «малое стадо» нравственно и духовно будет стоять выше пред Богом, если не по многочисленности добрых дел, то по терпению и сохранению веры в Бога.

Так вот и монашество: один, но добрый, искренне верующий инок сделает теперь больше, нежели сто «теплохладных». Вот посмотрите на эту большую поляну «се­рых» цветов. Они так пестреют и утомляют взор ваш. Но среди всех этих горе-цветов возвышается одинокая прекрасная роза. Разве не привлечет она к себе ваш восхи­щенный взор? Разве не удивитесь вы ее му­жеству и необыкновенной красоте? Так и потянет вас поближе к этой дивной розе, а то тайно в душе и позавидуете ей.

Но как мало людей теперь говорят о мо­нашестве! Хотя весьма многие и критикуют этих людей. И не только критикуют, но и стараются полить их помоями, да как мож­но погуще, погрязнее. А они все продолжа­ют жить, цвести, благоухать.

Только теперь, в XX веке, монашество приняло иные формы своего существо­вания. Один почтенный и высокой жиз­ни схиархимандрит (ныне уже покойный) говорил, что теперь монашество стало со­кровенное, то есть рассеянное по всему миру и живущее среди мира. И таких мо­нахов и монахинь гораздо больше, чем живущих в монастырях. И даже если они не принимают никаких монашеских обе­тов, а только решили жить в целомудрии, и чистоте, и верности Богу они тоже ино­ки в своем роде, и их подвиг значительно даже труднее и сложнее, чем тех, кто живет в обители.

Для утешения вот именно этих «мирских монахов», работающих на предприятиях, заводах, в организациях, совхозах, колхо­зах, и хочется еще раз сказать, что основ­ной их подвиг — терпение.

«Претерпевый же до конца, той спасен будет», — сказал Господь наш Иисус Хри­стос (Мр. 13,13).

Чего же им терпеть? Да все: и шум город­ской жизни, и шум семейных неурядиц, и шум собственных душевных страстей. Не­приятности на службе, в дороге, среди сво­их, чужих, даже в храме, святой обители и прочее. Как об этом святой Апостол го­ворит: «Беды в реках, беды от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лежбратии: в труде и подвиге, во бдениих множицею, во алчбе, жажди,...в зиме и на­готе» (2 Кор. 11, 26-27).

И вот здесь-то бывает, по словам сына Сираха, «горе сердцам боязливым, рассла­бленным» (ср. Сир 2, 12), и требуется уже самое большое терпение и всецелая надеж­да на помощь Божию. Мне здесь вспомина­ются еще слова пророка Моисея, который отбирал десятки лучших воинов против несметного количества измаильтян, гово­ря: «Боязливый на брань не выходит».

Но если мы по природе бываем такими слабодушными, немощными, трусливыми, что о своей вере в Бога боимся открыто сказать: «Верующий, и все тут», — просить надо, чтобы Господь укрепил и дал разум, как спастись среди соблазна жизни. Конеч­но, об этом легче написать, что вот, мол, так надо в жизни поступать, а попробуй-ка жить сам в такой обстановке — вот это дру­гое дело.

Многие говорят, что теперь нет чуда ни­где. А если поразмыслить, посмотреть по­внимательнее, то выходит, что монахи и вообще христиане теперь разве не чудо? Они, как муравьи на своих кучках, трудят­ся, копаются, все чего-то снуют, бегут. А развали эту кучку — они расползутся по всему лесу и везде будут трудиться с ранней зари до поздней ночи, а придя в свою конуру, еще будут молиться, пока на молитве, на поклонах не заснут.

Вот совсем недавно писали в периоди­ческой печати, как одна страна (будто Ин­дия) закупила у Австралии несколько тонн муравейников. И вот эти муравейники ис­кали по лесам, вывозили на грузовых ма­шинах и отправляли в Индию. Зачем это? Для чего им муравейники понадобились? Оказывается, муравьи — замечательные «санитары» леса. Они уничтожают червей и всяких вредных насекомых в лесу. Они очищают леса от всякой нечистоты и за­разы. Когда их привезли в индийские леса, то все ожило, посвежело, обновилось, как весной. А где лес остался без муравейни­ков, он скоро был заражен червями и вся­кой заразой и погиб.

Так или иначе, но о монашестве теперь очень трудно писать, а еще труднее жить по- монашески в современных условиях жизни и быта. И как уже надо держаться тем, кото­рых Господь призвал на это великое ангель­ское звание. Держаться всеми возможны­ми силами. Держаться, чтобы не сорваться с высоты спасительной башни монашества. И тем более, чтобы враг спасения не стол­кнул с этой высоты в пропасть болотной жизни.

Один молодой иеродиакон видел как бы наяву следующее: перед взором его рас­стилалась темная, страшная ночь. В своей жизни он таких ночей не видал. Буйный ветер, даже вихрь ужасной силы рвал воз­дух. Свист и вой будто многих голосов го­лодных зверей сливались в общий нево­образимый хаос. Молодой инок стоял на какой-то высокой-высокой скале, кото­рая шаталась от сильных ударов бури. Он знал, что один миг — и, оторвавшись от скалы, он камнем полетит в темную про­пасть. Но он судорожно держался за уступ утеса и со страхом думал, что если он со­рвется? Вдруг неожиданный порыв силь­ного ветра так мощно рванул его, что в глазах забегали огоньки, и он, потерян са­мообладание, разжал руки... дальше он не помнит, что произошло с ним. Он очнул­ся над бездной, темной адской бездной, у которой, видимо, не было дна. Он летел. Мантия образовала как бы крылья и, раз­дувшись, держала его над бездной, а по­токи ветра несли его вперед. Сколько вре­мени продолжался этот страшный по­лет над мрачной бездной, монах не знал. Только когда он по долгом времени почув­ствовал под ногами почву, услышал через вой ветра голос:

— Мантия спасла тебя от верной гибели, храни ее, как великую святыню.

О, какое великое счастье — сохранить мантию неоскверненной, непорочной! Со­хранить ее, как одежду Царицы Небесной, как будущую нашу одежду, которой мы бу­дем облечены в Царстве Небесном.

Один умерший инок по прошествии со­рока дней пришел в келию своего брата (он подвизался в Троице-Сергиевой Лавре), то на нем блистало нечто невыразимо светлое.

— Пора, брат, вставай на братский моле­бен, — сказал пришедший.

И когда хозяин, подавляя страх, собрался и они вышли из келии и пошли к Троицко­му собору, то он с изумлением заметил, что явившийся не шел, как обычно ходят люди, а скользил, будто летел, а мантия его... что это была за мантия? Будто крылья Херуви­ма. А чистота ее! А сияние! Брат не выдер­жал и спросил:

— Что это у тебя за одежда такая?

— Мантия монашеская, — ответил умер­ший, — у нас там такие носят.

Подойдя к Троицкому собору, явившийся сказал:

— Прости, брат, мне надо идти.

— А на братский?

— Нет! Мне домой.

Поклонившись, он повернул к Смолен­ской церкви — он там был похоронен (где ныне похоронен и митрополит Николай). Брат остановился и все смотрел ему вслед. А мантия, мантия... так и сияла на нем, как светлое облако, как частичка солнца, как звезда в ночном небе (Троицкие письма).

Слезы, жгучие слезы катятся по щекам! Как мы не бережем свою монашескую ман­тию! Как пятнаем ее грязными грехами, не­чистой блудной порочностью. А ведь есть и другого вида мантия! Есть такие мантии, которых не приведи Бог и видеть.

Он сидел на каком-то призрачном пре­столе. Вид его вызывал отвращение. Гордая осанка, надменные манеры, благостная по­шлость и буйное пламя в очах — все было

гнусно, омерзительно. На нем была мантия пурпурно-огненного цвета. От этой ман­тии (и от всего его самого) исходило невы­разимое адское зловоние. На мантии вид­ны были какие-то грязные пятна, слизь, сгустки нечистоты — и все это ужасно пах­ло, воняло, как из помойной ямы.

— Это начальник блудного мытарства, — был голос Феодоре, — как много душ, без­бедно прошедшие прочие мытарства, быва­ют здесь уловляемы и низвергаемы в пропа­сти ада (из жития святых).

Да, есть вот и такая мантия. И кто их толь­ко носит? И на всем свете нет несчастнее человека, как тот, у кого мантия — ангель­ская одежда — становится мантией бесов­ской — такой грязной, запачканной, такой нечистой и тяжелой от грехов, что камнем влечет человека на дно адово. Вот оно мо­нашество какое. Мантия может стать ог­ненными крыльями херувима, уносящими душу на Небо, и может стать жерновом тяжким, ниспровергающим душу в глуби­ны преисподней.

И сколько причин к унынию у совре­менных монахов. Сколько страха и отчая­ния охватывает их душу, когда они видят свою жизнь, видят, что живут далеко не по- монашески. Когда находят, что и в малой доле не делают того, что должны делать. И если сказать еще больше, то выходит у иных, что они по принятии монашества не только не сделались лучше, чище, тер­пеливее, молитвеннее, любовнее, милости­вее — совсем наоборот: раздражительнее, невоздержаннее, тщеславнее, горделивее, гневливее, рассеяннее, недружелюбнее, ле­нивее, похотливее, боязливее, трусливее, неблагодарнее... Вот смотришь: и стал че­ловек на краю пропасти отчаяния. Стоит и смотрит в адские очи этого мрачного дра­кона.

— Лучше не жить, чем так жить, — шепчет он безсознательно.

Нет! Стой, ради Бога, стой, мой друг, обож­ди чуть-чуть. Сначала, прошу тебя, отойди подальше от края пропасти, а потом послу­шай, что скажу тебе:

— Когда ты принимал мантию, у тебя было доброе желание — жить по Божии?

— Да.

— Когда ты давал обеты, ты говорил: «Ей, Богу споспешествующу», — ты надеялся на всемогущую помощь Божию?

— Да.

— А теперь вот, когда жизнь тебя скрути­ла, воспользовавшись твоим нерадением, ты находишь, что для тебя все потеряно?

— Да.

— Нет, мой бедный труженик греха, дай мне лучше свою руку, и пойдем на то место, где мы с тобой пламенно давали свои обеты, там ждет нас Христос! Там Ангелы — невидимые свидетели наших обещаний, там свя­тые Божии люди, — они все ждут нас. Стыд­но явиться нам туда, очень страшно. Но нет, не судить они будут нас. Час суда еще не на­стал. А сострадать. Даже не укорять, а сожа­леть (см. Лк 15, 12-25). Принесите лучшую одежду и оденьте его, — слышится кроткий голос Спасителя (Лк. 15, 22). Видишь, мой милый друг, как меняются суровые лики Ан­гелов, как они с радостью спешат испол­нить приказание Владыки.

Да, единственный путь, когда жизнь наша и дела наши злые умножаются, — спешить ввергнуть себя не в бездну мрачного, безпросветного, гибельного отчаяния, а в не­измеримую бездну милосердия Божия. И в ледяном нераскаянии не говори, что нет тебе покаяния, а сгорая от жара стыда и слез любви к Спасителю, говори:

— Отче, согрешил я пред Тобою и теперь недостоин назваться сыном Твоим.

Этот огненно-слезный путь возвращения к Богу — для всех простых христиан, мона­шествующих, священников, архиереев — всех грешников земли.

Да, трудно сохранить теперь монашество незапятнанным. Но если уж Господь при­звал тебя на это звание, иди, как можешь, но только вперед. Тебя грехи тянут вспять, в пропасть отчаяния? Сделай усилие, ухва­тись за эту былинку (подруга, мать духов­ная), потерпи, стеная о помощи. Вот Он идет к тебе — Христос, Пастырь добрый. Он изранил Свои руки и ноги колючками терновника. Он давно ищет тебя — заблуд­шую овцу. Отдайся Ему, как дитя повинное, как агнец заблудший. И стон твоей души будет плачем покаяния. Он нежно возьмет тебя на свои израненные плечи и... прине­сет во двор овчий.

Нет, совсем невозможно выразить сло­вами хоть сколько-нибудь близко этот великий процесс — принятие грешника Христом в Свои объятия. Это какая-то глу­бина, бездна милосердия Божия. Это тайна, неизмеримая тайна любви Бога к грешно­му человеку. Это то, о чем трудно и очень трудно не только говорить, но даже писать, мыслить, думать, а только молчать, только плакать в молчании, только трепетно бла­гоговеть и удивляться, как много, безмерно много возлюбил нас Бог.

«Сердце рвется сказать, ум недоумевает, как сказать, слезы не дают сказать, как нас много любит Господь» (Старец Силуан, в проповеди митр. Антония).

Вот этим я и закончу вступление к статье «Монашество в Русской Церкви». А даль­ше уже будет само изложение о монаше­стве, как оно исторически развивалось в нашей Русской Церкви, какие оно дало плоды не только духовно-церковные, но и культурно-просветительные для всего народа русского в целом, и не только рус­ского народа. Церковь Христова — много­национальная, мировая семья, она зовет к себе все народы. Спаситель сказал апосто­лам и всем пастырям: Шедше убо научите вся языки (Мф. 28, 19).

Потом читатель увидит светлые образы монашеской жизни: святых Антония, Фео­досия Печерских, Сергия Радонежского, Серафима Саровского и других отцов и матерей, просиявших в земле Русской; по­смотрит, как они трудились, подвизались на этой грешной земле, сравнит с собой, спросит себя: а как я живу, как я подвиза­юсь, что же я доброго и спасительного де­лаю? Почитает о старчестве, о полном по­слушании, о Иисусовой молитве о том, как нам много, много надо терпеть, много надо каяться, много и очень много плакать о гре­хах своих. И пусть те, кто не монах, то есть не принимал мантию, пусть они не оправдывают себя, что мы, мол, монашество не принимали, с нас спрос другой, и нам не­чего читать о монашестве. Надо прочесть и не монахам. Польза для души будет и для них, и польза очень большая.

 

Краткая история

 

Более семи столетий монашество уже существовало в Восточной Церкви, когда Русская земля озарилась светом Христо­вой веры. С первого появления своего в пу­стынях египетских монашество успело уже оказать великие услуги Церкви. Оно обра­зовало сонмы подвижников христианства, которые показали на себе живые примеры самых высоких христианских добродете­лей. В обителях иноческих воспитались многие великие иерархи Церкви, ревност­ные проповедники правды, мужественные защитники Православия против еретиков.

Русь в X веке, принявши веру Христову от Церкви Восточной, приняла вместе с ве­рою и иночество. Из Греции пришли в Русь первые иноки и правила жизни и дух ино­чества. Оно, собственно, не образовало какого-либо нового ордена, подобного ор­денам монашеским на Западе, приспосо­бленным более к временным обстоятель­ствам и интересам Церкви. Это было то же восточное монашество, только пересажен­ное на холодную почву севера. Не отрека­ясь от служения Церкви и спасения ближ­них, оно ставило своей целью не мирские заботы и не житейские интересы, но при отречении от всего земного, искало ис­ключительно одного духовного и дости­жения небесного. Мы удивляемся необык­новенному самоотвержению древних пу­стынников, подвизавшихся в Египте, Па­лестине на Афоне, но это же самое самоот­вержение проявилось и в русском иночестве. Непрестанная молитва, строгий пост, изнурительные телесные труды, безмол­вие, постоянная борьба со страстями и ду­хом злобы — вот в чем проходила много­трудная и тяжелая монашеская жизнь.

Таким образом, первые иноки на Руси явились с первыми семенами христиан­ства. Митрополит Иларион говорит, что вслед за крещением в Киеве почти сразу стали появляться и монастыри (Слова Илариона в прибавлении к творчеству святых отцов 1844-73 гг.). Впрочем, хотя монаше­ство появилось довольно рано на Руси, но до нас дошло известие о его существовании с момента явления преподобного Антония, который является истинным основателем русского монашества. «Много пастырей, — пишет летописец, — поставлено от князей, от бояр, но не таковы они, каковы постав­ленные слезами, лощением и молитвой. Преподобный Антоний не имел ни золота, ни серебра, но стяжал слезами и постом» (Синопсис Киевск. Л. 42).

Таким образом, историю русского мона­шества следует начинать с преподобного Антония, который пришел с Афона в Киев и здесь основал Печерский монастырь в начале XI века. Но, излагая краткую исто­рию русского монашества, считаю нуж­ным отметить, что история русского мо­нашества не есть история монастырей. История монашества отличается от всякой другой истории. Она должна представлять не внешнюю историю событий, изменяю­щих судьбы человеческого рода, но, глав­ным образом, внутреннюю жизнь души, подвиги самоотвержения, совершаемые в уединенной пустыни и тихой келии. Поэ­тому задача настоящей статьи заключается в том, чтобы представить, главным обра­зом, внутреннюю сущность русских ино­ков, их пламенное стремление к подвигу, к соединению с Богом в условиях монаше­ской жизни.

Киевский Печерский монастырь был пер­вым монастырем в русском монашестве. Отсюда монашество стало распространять­ся и по другим местам Руси: на Волыни, Га­лиции, Полоцке, Смоленске, Новгороде, об­ласти Ростовской и т.д. Время с XI по XII вв. было временем самым цветущим в древнем периоде Русской Церкви. В XIII в. основание новых монастырей принадлежит уже более князьям, нежели подвижникам. Жизнь ино­ческая заметно стала слабеть не столько числом иноков, сколько качеством их жиз­ни. Трудно определить, что было причиной упадка: внутренние ли смуты России, или приближение обителей к городам и селе­ниям, или, наоборот, — мирских селений к иноческим обителям. В XIII веке буря мон­гольского нашествия ниспровергла множе­ство обителей, рассеяла иноков и инокинь,

и монашеская жизнь заметно угасла. Но вот на севере Руси возник новый оплот мона­шества — обитель преподобного Сергия. Это было в середине XIV века. Преподоб­ный Сергий Радонежский невдалеке от Мо­сквы, в глуши лесов, основал свою обитель. Под его руководством воспитались многие подвижники, которые потом по всем кон­цам России основали новые монастыри и внесли в них новый дух иночества. Подра­жая во всем своему великому учителю пре­подобному Сергию, они строили обите­ли вдали от селений, в глубине непроходи­мых лесов, избегая житейской суеты и мир­ского шума. Таким образом, время появле­ния преподобного Сергия и его Троицкой обители можно считать началом нового пе­риода в истории русского монашества. Ко­нечно, правила иночества остаются те же, но монашество делается более совершен­ным, духовным, приближаясь к первоначальной строгости и чистоте. Оно приоб­ретает большее значение и в жизни русско­го народа. Монашество, основанное препо­добным Сергием, воплотило в себе перво­начальные идеалы древних иноков. Святая жизнь отшельников, их духовная мудрость, приобретенная многолетним опытом, ру­ководила многих ко спасению. Силой бла­годати Божией они возносились к высоте христианского совершенства, превозмогая слабости человеческого естества, были по­добны Ангелам во плоти. Они доброволь­но подвергали себя всем лишениям: нище­те, алчбе, носили жесткие худые власяницы, тяжелые цепи. Лишая себя необходимого, они охотно питали нищих и нуждающих­ся словом, забывал о себе, они шли навстре­чу горю человеческому, помогая людям мо­литвой, всем, чем только могли.

В дальнейшем монашество от Троицкой Сергиевой обители распространилось на Москву, ее окрестности, где учениками пре­подобного Сергия было построено много монастырей: вологодские земли украси­лись многими обителями, в Костромских и Ростовских краях возникло много мо­настырей, Белозерские монастыри и т.д. Таким образом, со второй половины XIV в. иноческая жизнь быстро расцветает в северо-восточной Руси. Церковные исто­рики справедливо утверждают, что препо­добный Сергий был тем на севере, чем в XI веке на юге был преподобный Антоний Пе­черский.

Следует отметить, что обитель препо­добного Сергия и поныне стоит, как неру­шимый оплот православной веры. Она со­храняет в себе все монастырские традиции, сложившиеся веками. Живет в ней и дух древнего иночества, и благодатного стар­чества. Наряду с Троицкой Лаврой, как звез­дочки в ночи, светят и благодатно живут и другие обители: Почаевская Лавра (Терно­польская область), Печорский монастырь (Псковской епархии), Пюхтицкий женский монастырь (Эстония), Флоровский жен­ский монастырь (Киев), Мукачевский жен­ский монастырь и другие. Но нам важнее отметить, как уже сказано выше, не внешнее развитие монастырей, а более внутреннюю жизнь монашества, его благодатную на­строенность, его духовную крепость. Ведь самая качественность иночества заключа­ется не во внешнем построении жизнен­ных удобств в монашеской жизни, но ско­рее в твердой неизменности духу Еванге­лия, древним подвижническим уставам и добрым монашеским традициям.

Ты немного имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего (Откр. 3,8).

Поэтому считаю нужным далее осветить внутреннюю жизнь русского иночества при сравнительных видах его внешнего устроения.

 

Старчество

 

Старчество, или духовное окормление других, зиждется на высоком примере по­слушания Христа Спасителя, Который на Себе показал, что Он послушлив быв до смерти, смерти же крестныя (Флп. 2,8). Старчество есть основание доброй мо­нашеской жизни вообще и, в частности, каждого инока, в этом нет сомнения. Это подтверждают и примеры святых отцов, которые во образ Спасителя возрастали и духовно совершенствовались прежде все­го на принципе послушания и подчинения своей воли воле высших себе. В подтверж­дение сказанного приведем рассуждение замечательного русского подвижника XIX века свт. Феофана, который считает, что новорожденному дитяти нельзя жить без матери, которая печется о нем, лелеет его и пестунствует; так новорожденному в духе нужен руководитель — старец, который следил бы за духовной жизнью инока и своей молитвой покрывал его от всех коз­ней лукавого. Жизнь под руководством свя­титель считает крайне необходимой. Без этого окормления инок легко может встать на путь совершенно ложный и гибельный, идя по линии самонадеянности и самоуве­ренности. Следовательно, надо держать­ся смиреннейшей части — послушания и покоряться человеку ради Бога. Старцы русского иночества полагали и полагают целью иноческой жизни не одни только внешние подвиги поста, молитвы и теле­сный труд, но и так называемое «внутрен­нее делание», т. е. внутреннюю жизнь духа с ее живыми проявлениями: вера в Бога, любовь к ближним, решительная борьба со страстями и искренним и частым откры­ванием помыслов. В этом заключается вся суть старческого руководства, в результате которого возможны несомненные плоды очищения и духовного возрастания хри­стианской души.

Сам старец живет в постоянной борьбе со своими страстями, постоянным молитвен­ным обращением к Богу и святым Его, при­обретши себе светлый, благодушный, про­ницательный взгляд на жизнь. Ему ведомы все человеческие немощи, и он исполнен величайшей снисходительной любви, но иногда и спасительной строгости ко всем; ему равно дороги богатый и нищий, знат­ный и простой, ученый и неученый, ибо он смотрит на них не со стороны их внешне­го положения, а со стороны внутреннего душевного устроения. Старец пришедшего к нему в келию любезно выслушает, успокоит, обласкает, может быть, добродушно и пошутит, а иной раз строго, но с любовью укорит, даст нужный спасительный совет и, благословив, отпустит с миром. И дивное действие производит, может быть, и убо­гая, но вся проникнутая небесным миром, верой и любовью келия старца! Сколько она видит мятущихся душ и горячих слез посетителей, которые, оставив у благодат­ных ног старца все свои земные скорби и тяжесть грехов своих, уходили облегчен­ные, обрадованные и овеянные небесным миром! И поистине старец в своей келье, что оазис в знойной, безводной пустыне, напаяющий измученные огнем страстей души и вливающий в них новые, свежие силы для дальнейшего странствования.

Основной сущностью старческого дела­ния является спасение душ человеческих. Ради этой великой цели и Господь прихо­дил на землю и пострадал крестным страданием. И святые апостолы призваны были стать «ловцами душ человеческих». И стар­цы примером собственной подвижниче­ской жизни, своей пламенной молитвой и добрым словом, а с другой стороны — пол­ным послушанием, откровением и довери­ем к нему духовных чад обретают души для Христа, спасая их для вечной жизни. Нуж­но с уверенностью сказать, что вопрос спа­сения души является наиважнейшим во­просом христианской жизни, и в то же вре­мя вопросом чрезвычайно трудным. Труд­ность его осложняется испорченностью человеческой природы и постоянным пре­пятствием в спасении со стороны темной, диавольской силы. Основными качества­ми в спасении души старцы считают пре­жде всего смирение, терпение и Молитву, а основными обязанностями духовных детей по отношению к своему старцу — исповеда­ние помыслов и полное послушание.

Об этих обязанностях скажем несколько подробнее.

Исповедание помыслов старцу должно быть непринужденное, полное, частое, ис­креннее. В виде помощи предлагается ру­ководимому вести запись помыслов, кото­рые и нужно потом открывать старцу.

«К ограждению себя от греха, — пишет об этом святой Антоний Великий, — будем соблюдать следующее: пусть каждый из вас замечает и записывает свои поступки и ду­шевные движения, как бы с намерением сообщить их друг другу». «Всякий помысел, и всякую скорбь, и всякое желание, и вся­кое движение не укрывайте в себе, — пи­шет авва Исаия, — но свободно открывай­те своему авве, и что услышите от него, то с верою старайтесь исполнить».

Откровение помыслов дает возможность руководимому в корне пресекать диавольские наваждения и уничтожать их в самом начале. Кроме того, откровение чрезвы­чайно сильно поражает духа гордости и дает человеку несказанный мир душевный и красоту святого послушания.

Другой главной обязанностью руководи­мого по отношению к старцу является по­слушание, как мы уже говорили выше.

Послушание должно быть совершенно добровольным, полным, безпрекословным и обязательным. Оно должно касаться и самых мелких частностей, и в то же вре­мя не останавливаться ни перед какими трудностями. Ученик не должен ни в чем противоречить старцу. Он должен слу­шаться по чувству глубокой любви к нему, полного доверия, не допуская осуждения последнего. Сила послушания так велика, что необыкновенно быстро поднимает ученика на ступень духовного возраста­ния. Особенно это качественно необхо­димо и ценно в наш двадцатый век, когда престиж послушания старшим заметно падает, и человек готов не считаться ни с каким авторитетом. Послушник, добро­вольно подчиняя свою волю другому, не теряет своего достоинства, наоборот, он, исполняя заветы Христа Спасителя, идет Его путем и тем самым приобретает себе высокую оценку. Кроме этого, святое по­слушание награждает послушника ис­тинным счастьем — глубоким душевным миром. Оно дает человеку основную хри­стианскую добродетель — смирение. Так учат об этом святые отцы.

«Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения» (Прп. Ио­анн Лествичник).

Нужно сказать, что указанные особенно­сти нелегко исполнять послушнику. Враг рода человеческого, диавол, особенно яростно нападает на него, возбуждая в его душе чувство недовольства старцем, будто неправильными его указаниями; он стара­ется показать действительные или вымыш­ленные недостатки и пороки старца с це­лью унизить его в глазах послушника.

«Лютуют демоны на тех, которые отлича­ются повиновением своему отцу, — пишет преподобный Нил Синайский, — они скре­жещут на них зубами, ибо это повиновение спасает и злобных духов прогоняет».

С другой стороны, ослушание старца ве­дет инока к духовной гибели и дает повод к веселию демонам.

«Самочинник, без евангельского ведения и руководства шествующий, — говорит Марк Подвижник, — часто претыкается и впадает во многие рвы и сети лукавого». Старчество играет огромную роль в рус­ском монашестве. И самые высокие под­вижники в Русской Церкви, иерархи, свя­тые праведники шли к духовным высотам именно путем старческого окормления.

При этом напомним, что старчество, как таковое, процветает преимущественно в монастырях. Так издавна славилась стар­цами Киево-Печерская обитель, тихая и мирная Глинская пустынь, славная и мно­гострадальная Троице-Сергиева Лавра, Печерская обитель, Оптина, Валаам и дру­гие русские монастыри, в которых про­сияли многие старцы с их духовным опы­том, сильной и пламенной молитвой и тем мирным и кротким отеческим духом, в ко­тором всегда так нуждался русский инок и весь русский народ. Особенно дороги рус­скому иноку имена таких старцев, как пре­подобный Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Амвросий Оптинский, Зосима Соловецкий. Имеются и теперь среди русского иночества добрые и смиренные молитвенники, имена которых в большин­стве случаев знает один только Бог.

Они в своем подвиге смиренны, терпеливы, безропотно несут всю тяжесть гре­хов человеческих. Как и всегда, переносят лишения, диавольские искушения и ниче­го не берут от этой жизни, кроме Креста Христова, увенчанного счастьем высокого страдания.

 

Глава 2. ХРИСТИАНКА

 

«Прости, о Рим, я умираю, за веру в моего Христа...»

Мы живем в XX веке, каким густым тума­ном отдалены от нас первые века христи­анства! Как слабо воспринимаем мы их в своем сознании. А какие дивные картины таит для нас заря христианской веры, ког­да благодатный свет Христов, как тихое благоухание или как пламя Божественного огня, разливался по всей древней Римской империи.

Какие кровавые события, полные трагиз­ма и вместе с тем тихого безропотного хри­стианского терпения, пришлись на этот период христианской эры! Недаром чут­кие сердца, дышащие пламенной любовью к Богу и святой христианской верой, вспо­миная период мученичества (I-IV века), всегда обливались слезами великой скорби по братьям-христианам, упитавшим своей кровью песок римских амфитеатров.

И особенно теперь, когда христиан­ская вера снова становится нетерпимой для мира, полезно нам вспомнить наших милых мучеников: братьев, сестер, отцов, матерей, зовущих нас за собой по стопам Христа.

«Мученица Твоя, Господи, Екатерина, зо­вет велиим гласом: Тебе, Женише мой, лю­блю и, Тебе ищущи, страдальчествую».

А так как святая вера в наших сердцах от сильных бурь жизни колеблется и угасает, то как бы надо нам чаще вспоминать, обращать свои взоры на тех, кто так пламенно любил Христа и так мужественно переносил за Его святую правду муки, страдания и смерть.

Мне очень хочется озарить светом вос­поминаний некоторые события первохристианской жизни, чтобы мы воодушевились терпеливо нести скорби настоящих дней.

Хотя теперь пока не льется святая кровь мучеников за Христа Бога, не терзают их тела яростные звери и острые мечи, не по­жирает их огонь костров и всякого рода му­чения, но ныне иные муки, иные тяжелые нравственные переживания, иные скор­би и страдания, которые, Бог знает, может быть, вскоре выльются и в открытое ис­поведание Христовой правды и получение венцов нетленных для любящих Христа.

Вечный город стоял на своих гранитных устоях, как огромная нерушимая скала. Его каменные стены, башни, амфитеатры, ка­залось, были так крепки, что никакая сила не в состоянии потрясти их или привести в разрушение.

Народы всего мира вложили в этот город свои сокровища, и он стоял, этот город, веч­ный Рим, как исполин, властвуя над миром.

Однако наступило время великих пре­образований. Небесная истина, так тихо и победоносно пришедшая на землю, овла­дела умами и сердцами людей. Заря но­вой эры уже освещала горизонты римских владений.

Язычество зверски, отчаянно хваталось за право на свое существование и даже на право господства. Огнем, мечом, железом оно подавляло сторонников Христа, топя их жизнь в крови невинных страданий. Но, как говорит древний писатель Тертуллиан, кровь святых мучеников была семе­нем для обильной жатвы учения Христо­ва, и один пострадавший за Господа под­нимал сотни, тысячи новых исповедни­ков за правду, свидетельствующих, что Иисус распятый есть истинный Христос, Сын Божий, Бог.

Пламя яростных гонений за Хри<







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.