Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Виды аудита и их характеристика





Виды аудита и их характеристика

Классификация видов аудита позволяет более четко представлять поле аудиторской деятельности. в зависимости от пользователей информации: внешний(независимые орг.,ауд.фирмы на основе договора) , внутренний (сотрудники организации, цель-помочь членам орг-ии эффект. выполнять свои функции, система контроля за соблюдением устан. порядка ведения БУ и надежностью функ-ния разл. звеньев управления, организованная самим экон. субъектом, действую-щая в интересах его руководства и (или) собственников и регламентированная внутю док-ми)

По отношению к требованиям законодат-ва: 1) обязатель-ный; 2) инициативный(при возникновении потребности, порядок, цели и задачи определяет заказчик, аудит закл. не обяз-но). Обязат. аудит проводится ежегодно: 1) орг-ция имеет форму ОАО; 2) орг-ция явл. кредитной орг-цией, бюро кредитных историй, страх. орг-цией, товарной илифондовой биржей, инвестиционным фондом, гос. внебюдж. фондом, фондом, источником образования ср-в кот. являются добров. отчисления физ. и июр. лиц; 3) объем выручкми от продажи орг-ции за предшеств. год превышает 50 млн. руб. или сумма активов ББ по сост. на кон. пред-шеств. года превышает 20 млн. руб. .Обязательный аудит отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к обращению на торгах фондовых бирж, иных кредитных и страховых организаций, негосударствен пенс фонд, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.Договор на проведение аудита отчетности организаций, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита отчетности государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий заключается по итогам открытого конкурса.



в зависимости от объекта проверка: аудит бфо(результаты рассылаются широкому кругу пользователей), управленческий аудит (проверка качественности системы упр-ния п/п, совершенствование системы упр-ния, оценка состояния управления предприятием), технологический аудит ( связ с технологией производства), налоговый аудит, правовой(соблюдение законов), социальный (связан с оплатой труда), экологический(соблюдение экологии); адит хоз. деят-ти (операционный) – предполагает объективное изучение, обследование и всесторонний анализ отд. видов деят-ти,оценкиа эффект-ти орг-ной деят-ти п/п, выявление возм-х улучшений этой деят-ти, выяснение рекомендаций.;

в зависимости от экон. субъектов проверки: общий, банковский, страховых организаций (страховой), аудит фондов и бирж.

по стадиям развития аудита: аудит на соответствие, системно-ориентированный ( оценка степени доверия, определение подходов к проверке(в основе лежит оценка эффективности системы БУ и внутр. контроля)), аудит, базирующийся на рисках(заключается в оценке выявления зон риска, т.е. тех операций, кот. требуют более детальной проверки, подход возник в развитии методологии ауд. д-ти)

по времени осуществления: первоначальный (проводится аудитором впервые для данного проверяемого субъекта, что существенно увеличивает риск и трудоемкость проверки, так как у аудиторов нет информации об особенностях деятельности клиента, уровне внутреннего контроля и т.п.), повторяющийся: привыкание к информации, нарушаются принципы скептицизма, появляется доверие к организации),оперативный. Зачастую, аудитор-ская фирма оказывает и консультационные услуги проверяемому предприятию, что также позволяет снизить риск аудита и повысить его надежность, не увеличивая объем выборки.

 

Система нормативного регулирования аудиторской деятельности.

В мировой практике есть 2 концепции регулирования аудиторской деятельности. В соответствии с первой аудиторская деятельности строга регламентируется органами. Такая концепция распространена во Франции, Австрии, Швейцарии, Германии. Главными пользователями в таких странах выступает государство. Гос органы устанавливают правила ведения учета. В Швейцарии – комиссия по аудиторской деятельности, ее функции состоят в аттестации, лицензировании, ведении реестров аудиторов, контроль качества. Во Франции – система регулирования учета и аудита осуществляется на основе коммерческого кодекса. Две основные организации, которые занимаются аудитом:

1) Палата экспертов и бухгалтеров

2) Национальная компания комиссаров по счетам

Главная цель которой контроль за правами осуществляемых аудиторами своей деятельности. Палата бухгалтеров и экспертов создана в 1942г. под контролем, в настоящее время министра экономики и финансов. Основное отличие между двумя этими организациями заключается в том, что первая приглашается для проведения проверок, а вторая назначается в обязательном порядке.

Вторая концепция аудиторской деятельности регулируется общественным объединением аудиторов (Великобритания, США, Канада, Австралия). Ориентирована на потребителя, акционеров, инвесторов и иных предпринимателей. В США – создан институт дипломированных присяжных бухгалтеров. Они создают, корректируют профессиональные стандарты.

В странах с развитой рыночной экономикой помимо государственного регулирования широкий круг вопросов отдан на регулирование профессиональным аудиторским объединениям.

В России развитие аудита началось сравнительно недавно. В 1987 годк была создана первая аудиторская организация "ИНАУДИТ", учредители которой были Минфин, Мин. внешней торговли и Государственный банк. В 1993 году появляются временные правила аудиторской деятельности в РФ, которые были приняты указом президента № 2263. Характерным развитием нормативной базы, отражающим методологию аудита, а иименной созданием российских стандартов аудиторской деятельности стало появление в 2001 году закона об аудиторской деятельности № 119 ФЗ от 07.08.2001. В 2008 году (30.2.2008) - новый закон об аудиторской деятельности № 307-ФЗ. Основные изменения: - отмена лицензирования аудиторской деятельности и замена его обяхательным членством в самоорегулируемых организациях. Законом предусмотрена перредача ряда функций от МинФина к соморегулируемым организациям, в частности повышения контроля качества аудиторских услуг и квалификации аудиторов. С 2008 года создается Совет по аудиторской деятельности.

Система регулирования в России имеет следующие уровни:

1. Закон об аудиторской деятельности - он определяет место аудита в системе финансового контроля

2. Федеральные правила стандарта аудиторской деятельности и другие законодательные и подзаконные нормативные акты

3. Внутренние правила стандарты профессионального аудита объединения (стандарты отдельных организаций) - Кодекс этики аудиторров

4. Внутрифирменные стандарты аудиторской организации

 

Права и обязанности аудиторских организаций и аудируемых лиц

Регламентирует федеральный закон № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Ст. 13 «Права и обязанности аудиторской организации, индивидуального аудитора»

Планирование аудита в соответствии с ФПСАД № 3.

Аудит. орг-ция и индивид. ауд-р обязаны планировать свою работу для эффект-го проведения проверки.Планир-е аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру,срокам проведения и объему аудиторских процедур.Процесс планирования начинается до написания письма о проведении аудита и до заключения договора.До направления письма о проведении аудита необходимо представить клиенту перечень предложений,общие черты проведения и разграничение обязанностей и полномочий между аудитором и аудируемым лицом.На этапе планир-я изучается особенности деят-ти аудируемого лица,система БУ,включая учетную политику,проводится анализ системы БУ,документооборота и дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля,определяется уровень значимости отдельных статей отчетности.Планирование проверки БФО включает:а)планирование тестов внутреннего контроля;б)планирование персонального состава проверяющих;в)составление календарного графика проверок;г)определение стоимости работ.Цель планирования:выявление потенциальных проблем у аудируемого лица,чтобы работа была выполнена с оптимальным затратами,качественно и своевременно.Планирование должно обеспечить эффективное распределение работ между членами аудиторской группы,возможность скоординировать работу специалистов.Получение инфы о деят-ти аудируемого лица–часть планирования,помогает выявить события,операции и др. особенности,которые могут оказать существенное влияние на БФО. Аудитор вправе обсуждать отдельные разделы плана и аудиторские процедуры с работниками,с членами советов директоров,с ревизионной комиссией,НО ответственность за планирование несет аудитор.В процессе планирования аудитору необходимо составить и документально оформить общий план аудита и программу аудита. Общий план – описание предполагаемого объема и порядка проведения проверки. При разработке плана надо учесть:а) деят-ть аудир. лица, фин. состояние, общ. ур-нь компетентности руков-ва;б) системы БУ и внут. контроля (УП);в) риск сущ-ти;г) хар-р, врем. рамки и объем процедур;д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;е) проч. аспекты. Программа аудита–набор инструкций для аудитора,включающий контроль и средства контроля надлежащего выполнения работ.В программе отражаются объем запланированных процедур,их характер,временные рамки,исполнители и форма представления рабочих документов.В процессе подготовки программы аудита аудитор обязан принимать во внимание полученные им оценки неотъемлемого риска и риска средств контроля,а также требуемый уровень уверенности, который д. б. обеспечен при процедурах проверки по существу,временные рамки тестов средств контроля и процедур проверки по существу,координацию любой помощи,которую предполагается получить от аудируемого лица,а также привлечение др. аудиторов или экспертов. Общий план и программа должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита.Причины изменений д. б. документально зафиксированы.Аудитору необх. составить и документально оформить программу аудита,определяющую характер,временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур,необходимых для осуществления общего плана аудита.

 

Аудит финансовых вложений

Цель проверки–формирование мнения о достоверности бо в части ФВ; установление соответствия применяемой методики учета действующим нормативным актам. ФВ-инвестиции в гос. и муниципальные цб, цб других организаций, вклады в УК др. организаций, займы, предоставленные др организациям, депозитные вклады в кредитные организации, дебиторская задолженность, приобретенная на основании уступки права требования, вклады по договору простого товарищества. Информационная база:-нормативные документы: ГК, НК, ФЗ «О БУ» № 129-ФЗ, ФЗ о РЦБ № 39-ФЗ «О рынке ц/б»; ФЗ об АО; ФЗ об ООО; ФЗ об особ-х эмиссии, обращении гос и муниц. ц/б; ФЗ о защите прав и законных интересов инвесторов; План счетов; ПБУ 1/08 «УП орг-ции», 3/06 «Учет активов и обязательств, ст-ть кот выражена в ин валюте»,19/02«Учет фин вложений» -Приказ об УП (проверка на соотв-е), раб. план счетов, форма учета, документооб-т - Бух. отч-ть: Ф№1 долгоср. ФВ, краткоср; Ф№3 резерв под обесценение ФВ; Ф№4 ФВ. Пояснит. записка; -регистры синт, аналит. учета по счетам 58, 59 «резервы под обесценение ФВ»,76. Первичные д-ты: договора: а) если инвестирование в УК – учредит. договор; б) если орг-я дает в долг – договор займа. договора – акт приема-передачи ц/б, акт приема-передачи в совм. д-ти, выписки банка, РКО, квитанции к ПКО, инвент.описи. аудитор исходит из предпосылок: 1) полноты - все ФВ отражены в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, не существует неучтенных финансовых вложений; 2) существования - все ФВ существенны для организации, существуют на дату составления баланса и будут приносить доход в будущем; 3) оценки - ФВ оценены в бухгалтерском учете и отчетности в соответствии с требованиями нормативных документов; 4) точности - затраты по ФВ учтены в соответствии с правилами БУ, данные БО соответствуют записям в регистрах синтетического учета; 5) представления и раскрытия - все ФВ правильно классифицированы и раскрыты в БО. При проверке ФВ необх установить правильность отнесения активов к ФВ: а) наличие надлежаще оформленных док, подтверждающих существование права у организации на ФВ; б) переход к организации фин рисков; в) способность в будущем приносить эк. выгоды. ФВ принимаются к учету по Перв. оценке (ПБУ 19/02). Формирование ПО зависит от способа приобретения: 1) за плату. Перв Ст-ть –фактич. затраты для инвестора (сумма, уплаченная по договору продавцу, специализ организациям, затраты по приобретению).Необх док на подтверждение произведенных затрат. 2) в качестве вклада в УК. ПС- ден.оценка, согласованная с учредителями. 3) безвозмездно. 4) по договору, предусматривающему оплату не денежными средствами. ПС – ст-ть активов, переданных или подлежащих передаче. 5) вклад по договору простого товарищества. Аудитору необх ознакомиться с материалами инвентаризации ФВ: когда проводилась последняя инв, была ли смена МОЛ, проводилась ли инв перед составлением год отчета, установлено ли в приказе об УП сроки и порядок проведения инв ФВ. При проверке инв описей необходимо убедиться, что в них указывают название цб, эмитента, серию, №, номинальную и фактическую стоимость, сроки погашения и общую сумму. Особенность инв ФВ – в описи указывается не только фактич. наличие цб, но также проверяется правильность их оценки.

Произ-ся проверка соответствия показателей БУ данных синт и аналит учета путем сопоставления записей ББ по строкам “Долгосрочные ФВ” и “Краткосрочные ФВ” и сальдо по счетам главной книги сч 58,59. Строка “Долгоср. ФВ”=сч.58-сч59+сч55/3. Строка “Краткоср. ФВ”=сч58-сч59+сч55/3. Затем проверяется раскрытие ФВ в форме5. При этом показатели наличия на начало и конец отдельных видов ФВ сверяется с данными синтетического и аналитического учета по сч. 58.

При проверке операций по учету вложений в УК др орг-й необх-мо обратить внимание на форму вложений кап-ла – денежное, имущественное. При внесении кап-ла в имущественной форме нужно сопоставить учетную ст-ть имущества числящуюся в балансе с оглаской в учредит. дог-ре. При проверке учета ФВ необх-мо принимать во внимание особ-ти н/о, изменений ст-ти вклада за счет получения орг-ей доп. акций или увеличения номин. ст-ти. Ст-ть дополнительно полученных акций, распределенных м/ду акционерами по решению общего собрания пропорц-на кол-ву принадлежащих им акций, либо разница м/ду номин. ст-тью new акций и перв. ст-тью акций и не подлежит включению в доходы, учит-х при орг-и нал. базы по налогу на прибыль. Изм-ние ст-ти вклада м/б в сторону уменьшения. Данные расходы при опред-и нал. базы по налогу на прибыль не учит-ся.

При проверке операций по продаже долей в ООО или акций, аудитору следует потребовать выписки из реестра акционеров, письм. уведомлений об уступке долей и др. док, подтв-щие ППС.

Особое внимание уделяется проверке правильности формир-я дох-в по ФВ. По доходам, полученным в виде дивиденда, датой признания в БУ явл. дата поступления ден. ср-в на РС. % за предоставленный займа д. отражаться в учете ежеквартально.

При проверке опред-ния нал. базы для целей н/о, ц/б делятся на: 1) обращающие на РЦБ; 2) не обращающие на РЦБ. При этом нал. база по операциям с ц/б обращающимися на организованном рынке оприх-ся отдельно от нал. базы с операциями с ц/б, не обращающимися. Фин. рез-т операций обращающихся на РЦБ и не обращающихся отраж-ся обособленно. Если по операции одного вида ц/б возник убыток то списать его можно тогда, когда по такому же виду операции имеется прибыль, т.е. прибыль от операции с одним видом ц/б нельзя уменьшить от операции с др видом. Убыток от операций с ц/б может уменьшать лишь на прибыль от осн. деятельности. Убытки от операций с ц/б можно уменьшить лишь на прибыль полученную от аналог. вида д-ти. Аудитору нужно проверить соотв-е применяемого м-да списания на расходы ст-ти выбывших ц/б, м-ду устан-ному в УП (ФИФО;по первоначальной стоимости единицы бухгалтерского учета; по средней первоначальной стоимости. Нужно проверить правильность орг-и аналит. учета ФВ. При хранении ц/б в орг-и устан-ся наличие реестра на передачу бланков, сертификатов ц/б на ответственное хранение в кассу. В реестре д/б отражено наим-ние ц/б, №, серия, эмитент, номин. ст-ть. При хранении в депозитарии целесообразно затребовать договор и проанализировать его с (.) зр наличия сущ условий –определение предмета дог-ра, инфо о распоряжении депонированных ц/б, срок дог-ра, порядок, периодичность отчетности.

 

 

Аудит кредитов и займов.

Кредиты и займы (кр и з) в условиях переходного периода к рынку являются необходимыми элементами и средством по поддержанию непрерывности процессов деятельности организаций. Кредиты выдаются банками, займы – другими ЮЛ. Кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года) и долгосрочные. Также и с займами. Бухгалтерский учет расчетов по кредитам и займам ведут на счетах: 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»; 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам». При проведении проверки аудитор должен выяснить: - имеются ли в наличии кредитные договоры и договоры займов, отвечают ли эти договоры требованиям норм ГК РФ (гл. 42); - используются ли кр и з по целевому назначению; - как погашались задолженности по кр и з (в виде ДС, материальных ресурсов, взаимозачетов); - на каких счетах отражались или за счет каких источников покрывались суммы процентов за пользование кр и з; - имеются ли просроченные задолженности (установить причины) и какие меры предпринимались для погашения этих задолженностей; - правильно ли организован аналитический и синтетический учет по счетам 66, 67, 60; - соответствуют ли данные аналитического учета данным синтетического учета по счетам 66, 67, 60 в ведомости, в журнале-ордере, Главной книге, соответствуют ли остатки в этих регистрах остаткам на соответствующих счетах в балансе организации. Для получения аудиторских доказательств по вышеприведенным тестам и тестам на соответствие можно использовать следующие приемы проверки: проверка документов; прослеживание операций; пересчет отнесенных на стоимость ценностей и в расходы сумм процентов; аналитические процедуры с целью определения соотношения заемных и собственных средств. Необходимо тщательно проверить законность полученных займов – не скрывается ли под видом займов налогооблагаемая база (выручка от реализации, полученные авансы). Особое внимание также необходимо обратить на законность и объективность выдачи займов для работников организации на индивидуальное жилищное строительство, на строительство садовых домиков (документы, решения, договоры, условия возмещения). При проверки организации учета кр и з необходимо установить, как оценивают остатки по полученным кр и з, правильность определения и отражения курсовых разниц по кр, полученным в ИВ. Например, согласно Положению по ведению БУ и БО в РФ по полученным кр и з задолженность в балансе показывается с учетом причитающихся на конец отчетного периода к уплате процентов.

 

Аудит расчетов с бюджетом

Цель проверки: подтверждение правильности расчетов, полноты и своевременности перечисления в бюджет налогов, сборов и платежей.

Информационная база: - нормативные документы: ГК, НК, КоАП, ФЗ «О БУ» № 129-ФЗ, ФЗ «Об аудиторской деятельности», приказ об уп – применяемая форма учета, график документооборота, перечень лиц имеющих право подписи расчетных документов, инструкции по заполнению деклараций по налогам , ПБУ 18 «Учет расчетов по налогу на прибыль», - бух. О. ф№1, ф№2(отражение налога на прибыль) , прил к б.б.. расшифровка дебитор. и кредит. задолженности; - регистры б/у в зависимости от формы учета по счетам 68, 69. - главная книга или оборотная ведомость, книга покупок и продаж; первич док:- платежные поручения, счета-фактуры, накладные, приходные и расходные кассовые ордера, авансовые отчеты подотчетных лиц.

Объектами проверки является информация регистров по сч 68 и налоговых деклараций. Приступая к проверке необходимо ознакомится с документами о постановке на нал.учет, с материалами налоговых проверок, с актами сверки расчетов по отд-м налогам. При этом целесообразно сделать запрос о перечне налогов уплачиваемых аудируемым лицом, о перечне используемых налоговых льгот. Необх ознакомится с материалами налоговых проверок. Тождество б.б. –» гл.книга сч 68 –» учетные регистры сч.68-» нал. Декларации. Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.

Следует проанализировать общее состояние задол.-ти по отд-м видам налогов, получить док-ва путем запроса информации о погашении задолж-ти на отчетную дату. По каждому уплаченному налогу необх проверить: прав-ть определения Нал. Базы, обоснованность приминения нал. льгот, прав-ть. примин. нал-х ставок, правильность расчетов сумм налогов, своевременность и полноту перечисления, правильность составления бух проводок (Ндс д19 к 68, нал на прибыль Д 99 к 68, другие налоги д91 к68), прави и своевременность пред-я нал. Деклар-й. Расчет налоговых последствий по фактам неправомерного приминения законодат-ва.

. Аудитор м. применить несколько ауд. процедур: 1) инспектирование(проверка записей и док-тов при проверке учета и отражения операций по расчетам с бюджетом и внеб. фондами); 2) наблюдение (отслеживание процесса или процедуры, выполняемой др. лицами по расч. с бюд. и внеб. фондами); 3) пересчет(проверка точности ариф. расчетов в первич. док-тах и бух. записях либо выполнение ау-м самост-х расчетов по налогам и сборам); 4) аналитические (анализ и оценка полученной инф-ции с целью выявления необычных и неправ. отраж-х в БУ операций, выявления причин таких ошибок и искажений по расчетам с бюд. и внеб. фондами).

 

Виды аудита и их характеристика

Классификация видов аудита позволяет более четко представлять поле аудиторской деятельности. в зависимости от пользователей информации: внешний(независимые орг.,ауд.фирмы на основе договора) , внутренний (сотрудники организации, цель-помочь членам орг-ии эффект. выполнять свои функции, система контроля за соблюдением устан. порядка ведения БУ и надежностью функ-ния разл. звеньев управления, организованная самим экон. субъектом, действую-щая в интересах его руководства и (или) собственников и регламентированная внутю док-ми)

По отношению к требованиям законодат-ва: 1) обязатель-ный; 2) инициативный(при возникновении потребности, порядок, цели и задачи определяет заказчик, аудит закл. не обяз-но). Обязат. аудит проводится ежегодно: 1) орг-ция имеет форму ОАО; 2) орг-ция явл. кредитной орг-цией, бюро кредитных историй, страх. орг-цией, товарной илифондовой биржей, инвестиционным фондом, гос. внебюдж. фондом, фондом, источником образования ср-в кот. являются добров. отчисления физ. и июр. лиц; 3) объем выручкми от продажи орг-ции за предшеств. год превышает 50 млн. руб. или сумма активов ББ по сост. на кон. пред-шеств. года превышает 20 млн. руб. .Обязательный аудит отчетности организации, ценные бумаги которой допущены к обращению на торгах фондовых бирж, иных кредитных и страховых организаций, негосударствен пенс фонд, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.Договор на проведение аудита отчетности организаций, в уставном капитале которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение аудита отчетности государственных унитарных предприятий и муниципальных унитарных предприятий заключается по итогам открытого конкурса.

в зависимости от объекта проверка: аудит бфо(результаты рассылаются широкому кругу пользователей), управленческий аудит (проверка качественности системы упр-ния п/п, совершенствование системы упр-ния, оценка состояния управления предприятием), технологический аудит ( связ с технологией производства), налоговый аудит, правовой(соблюдение законов), социальный (связан с оплатой труда), экологический(соблюдение экологии); адит хоз. деят-ти (операционный) – предполагает объективное изучение, обследование и всесторонний анализ отд. видов деят-ти,оценкиа эффект-ти орг-ной деят-ти п/п, выявление возм-х улучшений этой деят-ти, выяснение рекомендаций.;

в зависимости от экон. субъектов проверки: общий, банковский, страховых организаций (страховой), аудит фондов и бирж.

по стадиям развития аудита: аудит на соответствие, системно-ориентированный ( оценка степени доверия, определение подходов к проверке(в основе лежит оценка эффективности системы БУ и внутр. контроля)), аудит, базирующийся на рисках(заключается в оценке выявления зон риска, т.е. тех операций, кот. требуют более детальной проверки, подход возник в развитии методологии ауд. д-ти)

по времени осуществления: первоначальный (проводится аудитором впервые для данного проверяемого субъекта, что существенно увеличивает риск и трудоемкость проверки, так как у аудиторов нет информации об особенностях деятельности клиента, уровне внутреннего контроля и т.п.), повторяющийся: привыкание к информации, нарушаются принципы скептицизма, появляется доверие к организации),оперативный. Зачастую, аудитор-ская фирма оказывает и консультационные услуги проверяемому предприятию, что также позволяет снизить риск аудита и повысить его надежность, не увеличивая объем выборки.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.