|
Экспертная система «ДА» фирмы «Контекст»В ДА-системе реализована так называемая ДА-технология обработки и анализа данных, опирающаяся на Детерминационный Анализ (сокращенно ДА, откуда название технологии). Предлагаемый в ней набор процедур позволяет решать широкий круг проблем, возникающих при работе с качественными и количественными данными. Детерминационный Анализ (или Анализ Правил) - это универсальный метод, обеспечивающий решение базовых задач анализа данных. Метод содержит оригинальный подход к анализу правил (детерминаций). Математические основы метода разработаны Сергеем Чесноковым в 70-е годы в Институте Системных исследований (ВНИИСИ, Москва) в отделе академика С.С.Шаталина (1934-1997). Была построена детерминационная логика, в которой нашли современное математическое оформление взгляды Аристотеля, не получившие должного развития в формальной логике двадцатого века. На базе теории детерминаций было получено радикальное обобщение силлогистики Аристотеля, приведшее к новому пониманию роли силлогистики в естественном языке, в основаниях логики и арифметики и в анализе данных (Чесноков, 1983-1994). Что обеспечивает ДА-система? 1. Обработка данных: - создание Словаря переменных; - ввод данных из документов, лабораторных журналов и т.д.; - ввод данных, записанных на гибких дисках в форматах других систем; - обмен данными с другими системами; - добавление новых данных в процессе анализа; - корректировка введенных данных. 2. Анализ данных: - построение таблиц распределений; - построение графиков; - поиск и анализ правил (детерминаций); - построение таблиц правил (детерминаций); - конструирование вторичных переменных; - анализ в произвольных контекстах; - оценивание статистических ошибок; - расчеты с учетом весовых показателей. А также: - информационный поиск; - оформление результатов в виде отчетов; - перенос таблиц, графиков, других материалов и результатов анализа в Word, WordPad, Excel. Применение ДА-системы дает наилучший результат: - если Вас интересует поиск и анализ правил, объясняющих то или иное явление; - если при этом Вам приходится конструировать новые признаки из уже имеющихся, чтобы более четко ставить и решать интересующие Вас задачи; - если Вам необходимо вести анализ в разнообразных контекстах и в процессе анализа быстро переходить из одного контекста в другой; - при обработке и анализе неколичественных (качественных) данных; - при совместном анализе количественных и неколичественных данных; - когда не выполнены (или под вопросом) условия применимости классических статистических методов анализа количественных данных. В области маркетинговой деятельности ДА-система может быть использована для: - планирования отношений с клиентами; - планирования торговой политики и товарооборота; - планирования загрузки складских помещений; - планирования использования торговых площадей; - регулирования занятости персонала; - планирования рекламных кампаний; - работы по созданию необходимого имиджа фирмы. ДА-система может применяться для обработки данных, которые представляют деятельность фирмы и ее филиалов, отношения с поставщиками и клиентами, а также результаты обследований потенциальных поставщиков и клиентов. Это клиентские счета, накладные, сводки о результатах работы фирмы за день, неделю, месяц, данные опросов потенциальных поставщиков и клиентов, данные маркетинговых исследований по группам производителей товаров и т.д. С помощью ДА-системы, обрабатывая внутренние документы фирмы, а также данные маркетинговых опросов клиентов, производителей и поставщиков можно оперативно получать следующие типы результатов Общие характеристики фирмы за любой период в сжатой, сухой форме (дела за прошедший день, неделю, месяц; квартальный отчет, годовой отчет). Оценки того, насколько успешно действует фирма. Динамика характеристик фирмы за любой период и по любым отрезкам времени (в форме таблиц и графиков по годам, сезонам, месяцам, дням). Анализ спадов и подъемов в делах фирмы, выявление того, что было ошибкой, а что - удачной находкой, как сделать, чтобы дела шли более успешно. Анализ эффективности рекламы. Сезонные колебания активности клиентов. Товары-форварды и товары-аутсайдеры, по разным регионам, поставщикам, клиентам, сезонам. Поставщики-форварды и поставщики-аутсайдеры, клиенты-форварды и клиенты-аутсайдеры, по разным регионам и группам товаров. Регионы-форварды и регионы-аутсайдеры по разным группам товаров и клиентов. Списки по разным критериям (суммарная выручка, цена единицы товара, объем партии, общее количество единиц, количество сделок, привлекательность для потенциальных клиентов и т.д.). Портреты потенциальных клиентов по отдельным товарам и услугам (группам товаров и услуг). Признаки-аутсайдеры и признаки-форварды, определяющие привлекательность (непривлекательность) товаров и услуг среди различных групп клиентов. Применение ДА-системы эффективно для решения следующего круга задач: - динамика выручки (когда, в какие месяцы, сезоны, годы, дни выручка наибольшая либо наименьшая и почему); - ценовая политика (как влияет на суммарную выручку ценовая политика фирмы); - объемы партий товара (как зависит суммарная выручка от ориентация на мелко, средне-, и крупнооптовую торговлю); - товарооборот, его влияние на суммарную выручку; - какие товары и услуги приносят наибольшую (наименьшую) выручку; - какие товары и услуги дают наибольший (наименьший) вклад в товарооборот; - какие клиенты дают наибольшую выручку и по каким признакам они выделяются из общего состава клиентов; - по каким территориальным единицам выручка наибольшая, и по каким признакам эти территориальные единицы выделяются на фоне других; - деловая активность при разных объемах выручки; - оценить, что выгоднее: мелкооптовые, среднеоптовые или крупнооптовые сделки; - какие товары показали себя наиболее выгодными в розничгной, мелкооптовой, среднеоптовой и крупнооптовой торговле; - какие клиенты показали себя наиболее выгодными в розничной, мелкооптовой, среднеоптовой и крупнооптовой торговле. А также: - влияние рекламы, выставок и других мероприятий на величину выручки и товарооборота; - учет клиентов по видам их деятельности (для более эффективной работы с клиентами); - отслеживание каналов, по которым клиенты получают информацию о фирме (для более целенаправленной работы с рекламой и эффективного формирования благоприятного имиджа фирмы). Работа с экспертной системой “ДА” начинается с формирования словаря данных, в котором определяем переменные: «Товарные группы» - текстовая переменная, имеющая список значений, например, если описывать продукцию ОАО «Вяземский машиностроительный завод», то это будут {стиральные машины загрузочной массой 10 кг, стиральные машины загрузочной массой 25 кг, стиральные машины загрузочной массой 50 кг, центрифуги, машины сушильные, каландры гладильные}, ряд числовых переменных: количество продукции, её цена, её производительность, дата учёта, диапазон значений производительности. После определения словаря данных выполняется ввод исходных данных, которые необходимо подвергнуть анализу. Для всех групп изделий вводим их цены, реализованное количество продукции, производительность и все остальные значения. После того, как введены значения анализируемых переменных, определяется весовая переменная (в нашем случае это цена изделия) и выполняется анализ количественных значений с помощью режима «Таблица распределений». В этом режиме выполняем анализ зависимости реализованной продукции по каждой товарной группе и по определённым диапазонам (переменная «Диапазон», которая принимает список значений {10, 20, 30, 40, 50} от её цены, производительности и затрат на эксплуатацию. Система «ДА» выполняет обработку данных, причём можно указать вид статистики, которую необходимо вычислить при этом. После того, как введены значения анализируемых переменных, определяется весовая переменная (в нашем случае это цена изделия) и выполняется анализ количественных значений с помощью режима «Таблица распределений». В этом режиме выполняем анализ зависимости реализованной продукции по каждой товарной группе и по определённым диапазонам (переменная «Диапазон», которая принимает список значений {10, 20, 30, 40, 50} от её цены, производительности и затрат на эксплуатацию. Система «ДА» выполняет обработку данных, причём можно указать вид статистики, которую необходимо вычислить при этом.
Рис. 9.2. Система включает конструктор отчётов для построения таблиц распределений, а в нём имеется соответствующая кнопка, именуемая «Статистика». Значения в таблице распределений могут быть представлены в виде количества значений, попадаемых в исследуемый интервал, или в % выражении. По таблице распределений система «ДА» строит диаграмму.
Рис. 9.3.
Рис. 9.4. По представленной диаграмме видно, что наибольшей популярностью среди потребителей продукции ОАО «Вяземский машиностроительный завод» пользуются стиральные машины загрузочной массой 10 кг и 25 кг, хотя именно это оборудование требует больших затрат при эксплуатации, чем другие виды, но по своим функциональным возможностям оно наиболее необходимо всем потребителям, поэтому конструкторам, технологам и другим специалистам ОАО «Вяземский машиностроительный завод» имеет смысл в первую очередь работать над технологическим совершенствованием стиральных машин, снижением их себестоимости, улучшением их качества, дизайна, увеличения сроков службы прачечного оборудования за счёт применения новейших материалов, лаков, красок и более долговечных механических комплектующих изделий. Рис. 9.5. Диаграмма результатов исследования
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|