Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЛЕКЦИЯ 8. БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ РАБОТЫ





ПЛАН ЛЕКЦИИ:

8.1. Значение и область применения бетонных и железобетонных работ в железнодорожном строительстве;

8.2. Опалубочные и арматурные работы;

8.3. Приготовление, транспортирование, укладка и уплотнение бетонной смеси;

8.4. Специальные способы бетонирования;

8.5. Методы зимнего бетонирования;

8.6. Особенности бетонирования конструкций в условиях жаркого климата.

8.1. ЗНАЧЕНИЕ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ БЕТОННЫХ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ РАБОТ В ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Бетонные и железобетонные работы являются одним из основных видов строительных работ. Широкое распространение бетона и железобетона в строительстве определяется его достоинством как строительного материала. Бетон – это прочный, долговечный и огнестойкий материал. Из него можно изготавливать конструкции и изделия любой формы и размеров.

Наряду со сборными железобетонными конструкциями в строительстве достаточно широко используется монолитный бетон и железобетон. Это относится, прежде всего, к дорожному, аэродромному и гидротехническому строительству, сооружению элеваторов, резервуаров, а также зданий в сейсмических районах.

Эффективная организация и технология возведения монолитных железобетонных сооружений возможна лишь при тесной взаимосвязи опалубочных, арматурных и бетонных работ, образующих в конечном итоге комплекс железобетонных работ, результатом которых является возведение той или иной железобетонной конструкции.

В железнодорожном строительстве монолитный бетон используется при сооружении труб, мостов, тоннелей, жилых, общественных, производственных зданий, различного рода покрытий. Поэтому будущие инженеры путей сообщения – строители должны иметь всесторонние и прочные знания в области производства бетонных и железобетонных работ, что позволит им принимать грамотные инженерные решения в ходе их производственной деятельности.

 

8.2. ОПАЛУБОЧНЫЕ И АРМАТУРНЫЕ РАБОТЫ

Опалубкой называется форма, повторяющая очертания бетонируемой конструкции и служащая для ее устройства.

К опалубке предъявляются следующие требовния:

а) прочность и неизменяемость формы в процессе производства работ;

б) многократное использование – оборачиваемость;

в) плотность, обеспечивающая отсутствие щелей, вызывающих образование в теле бетона пустот, раковин, наплывов и вытекание цементного раствора;

г) индустриальность – заводское изготовление частей опалубки со сборкой на стройплощадке;

д) легкость распалубки, гладкость, устраняющая пористость поверхностного слоя бетона;

е) минимальная стоимость.

По виду материалов опалубка может быть:

- деревянной;

- деревометаллической;

- металлической;

- железобетонной:

- армоцементной;

- из синтетических (стеклопластики) и прорезиненных материалов.

Многократно используемую опалубку называют инвентарной, одноразовую – стационарной.

В зависимости от положения в пространстве бетонируемых конструкций и их функционального назначения опалубка может быть:

- для вертикальных поверхностей;

- для горизонтальных и наклонных поверхностей;

- для одновременного бетонирования стен и перекрытий;

- для бетонирования фундаментов.

По конструктивным признакам выделяют следующие виды опалубки: разборно-переставная обычная и унифицированная; крупнощитовая; объемно-переставная; блок-формы; подъемно-переставная; передвижная (скользящая, катучая); пневматическая; несъемная.


Рис. 8.1. Деревянная разборно-переставная опалубка:

а) опалубка колонн; б) опалубка балок и прогонов

1 – короб; 2 – хомуты; 3 – клинья; 4 – рамка; 5 – дверца для чистки; 6 – оголовник стойки; 7 – фризовая доска; 8 – щит плиты; 9 – кружала; 10 – подкружальная доска; 11 – подставка для кружальной доски над опорой; 12 – прижимная доска

 

Рис. 8.2. Катучая опалубка для бетонирования проходных каналов:

1 – рама наружной опалубки; 2 – складывающаяся металлическая рама внутренней опалубки; 3 – механизм для распалубки и приведения опалубки в транспортное положение; 4 – опорная доска; 5 – каток

 

Все элементы опалубки рассчитывают на следующие нагрузки:

а) вертикальные:

от собственного веса коробов и лесов;

веса арматуры;

веса свежеуложенной бетонной смеси;

веса находящихся на опалубке оборудования и людей;

б) горизонтальные:

от давления бетонной смеси на боковые элементы опалубки;

нагрузки, вызываемые выгрузкой бетонной смеси;

от воздействия ветра.

В результате определяют толщину досок щитов, размеры и расположение гвоздей, расстояния между элементами креплений опалубки. Эти данные указывают на чертежах рабочей документации. Как правило, толщина досок днищ балок и прогонов составляет не менее 50 мм, а боковых щитов и щитов плит – не менее 25 мм.

Заготовку отдельных элементов опалубки производят на деревообрабатывающих заводах и в опалубочных мастерских. Элементы опалубки помечают согласно маркировочному чертежу и хранят на складах по маркам.

Установке опалубки предшествуют разбивочные работы и проверка качества их выполнения. Установку ведут в определенном порядке в зависимости от вида возводимого сооружения. По окончании работ производится приемка опалубки согласно требованиям и допускам в размерах, указанных в технических условиях на производство и приемку работ.

Распалубливание ведут в последовательности, указанной в проекте производства работ, и выполняют в сроки, установленные техническими условиями. Боковые (не несущие) элементы опалубки обычно удаляют по достижении бетоном не менее 25%, а несущие элементы и поддерживающие леса – не менее 70% проектной прочности. Под распалубленными балками и прогонами в середине пролетов ставят стойки безопасности, которые убирают только по достижении бетоном полной проектной прочности. Снятые элементы опалубки очищают от бетона, удаляют из них монтажные гвозди, сортируют по маркам и степени годности для повторного применения.

Арматурой железобетона называют стальные стержни, проволоку, пряди, канаты (гибкая арматура) и профильный прокат (жесткая арматура), закладываемые в опалубку до бетонирования и предназначенные для восприятия возникающих при работе конструкции растягивающих или срезывающих напряжений, которые нельзя передавать непосредственно на бетон.

Стальная арматура классифицируется по профилю, технологии изготовления и условиям применения. Арматура, изготовленная из стержней круглого, овального и квадратного сечения, называется гибкой и может быть гладкой (постоянного сечения) и периодического профиля (переменного сечения). Последняя увеличивает сцепление с бетоном, снижает затраты металла в среднем на 25…30%.

Арматура, изготовленная из профильного проката (уголков, тавров, швеллеров и рельсов), называется жесткой. Этот вид арматуры применяется в особых случаях (армирование каркасов высотных зданий, специальных сооружений и т.д.).

Рис. 8.3. Арматура периодического профиля и арматурные пряди: а) горячекатаная арматура периодического профиля; б) холодносплющенная арматура; в) высокопрочная проволока периодического профиля; г) пряди из семи и трех проволок

 

В зависимости от основной технологии изготовления гибкую арматуру можно разделить на горячекатаную стержневую и холоднотянутую проволочную. Стержневая горячекатаная арматура подразделяется на арматуру, не подвергающуюся после проката упрочняющей обработке (арматура без упрочнения), термически упрочненную и упрочненную вытяжкой в холодном состоянии. Холоднотянутая проволочная арматура подразделяется на обыкновенную и высокопрочную проволоку и арматурные изделия в виде прядей (канатов).

В зависимости от механических свойств арматура разделяется на классы, для каждого из которых установлены определенные марки стали. Класс арматуры и марка стали определяют условия применения арматуры.

Гибкую арматуру по назначению разделяют на:

- рабочую, которая воспринимает усилия, возникающие в железобетонных конструкциях от внешних нагрузок и собственного веса;

- распределительную, равномерно распределяющую усилия между стержнями рабочей арматуры и обеспечивающую их совместную работу, препятствуя смещению отдельных стержней при бетонировании конструкции;

- монтажную, служащую для сборки арматурного каркаса железобетонных конструкций, если для этой цели недостаточно распределительной арматуры.

Рис. 8.4. Арматура основных элементов железобетонных конструкций:

а) колонны; б) балки; в) плиты

1 – вертикальные рабочие стержни (стояки); 2 – распределительные хомуты; 3 – прямые стержни рабочей арматуры; 4, 5 – отогнутые стержни рабочей арматуры; 6 – стержни монтажной арматуры; 7 – возможная трещина около опоры; 8 – распределительная арматура

 

В железобетонных конструкциях используют:

- сварные арматурные сетки, состоящие из отдельных стержней, расположенных в двух перпендикулярных направлениях и соединенных в местах пересечения контактной точечной сваркой;

- плоские каркасы, состоящие из двух-четырех продольных рабочих стержней и соединяющих их поперечных;

- пространственные (объемные) каркасы, собираемые из плоских сеток;

- проволочные пучки, применяемые при изготовлении предварительно напряженных конструкций.

Рис. 8.5. Виды арматурных изделий:

а) плоская арматурная сетка; б, в) плоские каркасы; г) пространственный каркас; д) пространственный каркас таврового сечения; е) пространственный каркас двутаврового сечения; ж) гнутая сетка; з) гнутый из сеток пространственный каркас; и) закладные детали

 

Арматура может быть ненапряженной (обычной) и предварительно напряженной. В последнем случае арматуру натягивают до приложения к бетону эксплуатационных нагрузок, чтобы передать реакцию от натяжения на бетон, сжать его и воспрепятствовать возникновению плохо воспринимаемых этим материалом растягивающих напряжений.

При возведении конструкций, работающих в условиях агрессивных воздействий, применяют неметаллическую высокопрочную, стеклопластиковую арматуру, обладающую противокоррозионными, диэлектрическими и антимагнитными свойствами. Эту арматуру изготавливают из стекловолокна на алюмоборосиликатной основе и из эпоксидных смол.

Проволочную и прядевую арматуру хранят мотками в закрытых сухих складских помещениях, а стержневую, сгруппированную по сортам, диаметру и длине, – под навесами на стеллажах. Арматуру заготовляют в арматурных мастерских. Заготовка арматуры включает процесс ее очистки, правки, резки, гнутья и стыкования.

Стыкование арматуры применяется для увеличения длины стержней в соответствии с проектными размерами, в монтажных узлах при сборке каркасов и изготовлении арматурных сеток, а так же при использовании обрезков арматурной стали.

Рис. 8.6. Соединение арматуры различными способами:

а, б) стыки внахлестку без сварки (а – в растянутой зоне; б – в сжатой зоне); соединения, полученные путем сварки: в) контактно-стыковой; г) контактно-точечной; д) электродуговой с перепуском арматуры; е) электродуговой с накладками; ж) ванным способом

 

Существуют следующие способы стыковых соединений:

- внахлестку с закреплением вязальной проволокой (ручные стыкования);

- при помощи электросварки.

Стыки внахлестку без сварки допускают для арматуры диаметром не более 16 мм при условии, что в любом сечении железобетонной конструкции должно стыковаться не более 25% стержней. В местах стыкования стержни скручивают вязальной проволокой двойными узлами в 2…3 местах. Для арматуры, размещающейся в растянутой зоне бетона, на концах стержней делают крюки и перепускают их на длину, равную 30…50 диаметрам стержней в зависимости от длины арматуры и вида конструкций. Для сжатой зоны бетона крюки разрешается не делать, а перепуск принимается на длину, равную 20…40 диаметрам стержней.

Стержни холоднотянутой проволоки стыкуют только внахлестку без сварки. Соединения арматурных стержней электросваркой осуществляется несколькими способами:

- контактной сваркой (стыковой и точечной);

- электродуговой сваркой.

Жесткую арматуру также соединяют сваркой.

Качество сварных соединений проверяют осмотром, замером швов шаблоном, обстукиванием и просвечиванием рентгеновскими и гамма-лучами.

В проекте производства работ указывают последовательность установки арматуры в опалубку, способ ее крепления и места сварки. Установку производят после проверки и приемки опалубки. Как правило, арматуру монтируют пространственными каркасами при помощи кранов. В некоторых случаях арматурный каркас собирают непосредственно в опалубочной форме. Тонкостенные конструкции армируют сварными сетками. В процессе бетонирования предусматривается образование защитного слоя бетона для предохранения арматуры от воздействия огня при пожаре и от коррозии. Толщина его составляет 10…30 мм, а в фундаментах 35…70 мм. На дно опалубки устанавливают заранее заготовленные прокладки из отвердевшего цементного раствора по толщине защитного слоя. При изготовлении в них заделывают вязальную проволоку для закрепления устанавливаемого арматурного каркаса. Необходимое расстояние между стержнями или рядами арматурных стержней обеспечивают путем укладки обрезков стальной арматуры.

Приемку смонтированной арматуры оформляют актом на скрытые работы.

8.3. ПРИГОТОВЛЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ, УКЛАДКА И УПЛОТНЕНИЕ БЕТОННОЙ СМЕСИ

Большинство современных зданий и сооружений возводится с применением бетона или железобетона (армированного бетона). Бетон получают в результате затвердевания правильно подобранной, смешанной до однородного состояния и уплотненной бетонной смеси, состоящий из цемента, воды, заполнителей, в необходимых случаях специальных добавок. Состав смеси должен обеспечить в заданные сроки проектный класс бетона, а в необходимых случаях отвечать специальным требованиям, предъявляемым в отношении морозостойкости, водонепроницаемости и ряда других свойств.

Состав бетонной смеси устанавливает лаборатория путем экспериментальных предварительных подборов. В процессе работ подобранный состав систематически корректируется с учетом изменения влажности заполнителей для обеспечения заданного водоцементного отношения.

Бетонные смеси в зависимости от технологических свойств разделяют на обладающие подвижностью и жесткие. Бетонная смесь, обладающая подвижностью, способна растекаться без расслоения и заполнять форму под влиянием собственной массы или небольшого механического воздействия. Жесткая бетонная смесь требует интенсивного вибрирования для заполнения ею формы и уплотнения.

Подвижность бетонной смеси характеризуется измеряемой в сантиметрах величиной осадки стандартного конуса свежеотформованного из контролируемой бетонной смеси (до 2 см – жесткие, 2…4 см – малоподвижные, 4…15 см – подвижные, более 15 см – литые). Жесткость бетонной смеси определяется по времени вибрации (в секундах) превращающем конус в равновеликий цилиндр. Для особо жестких смесей оно превышает 200 с, для жестких 30…200 с, для малоподвижных 15…30 с.

Для производства бетонной смеси промышленность выпускает бетоносмесительные установки цикличного и непрерывного действия различной производительности, переназначенные для комплектования бетонных заводов круглогодичного действия, либо для применения в качестве приобъектных предприятий.

На бетоносмесительных установках цикличного действия используются бетоносмесители с периодически повторяющейся загрузкой компонентов, смешиванием и выгрузкой готовой бетонной смеси.

На бетоносмесительных установках непрерывного действия загрузка компонентов бетона, смешивание и выгрузка готовой бетонной смеси производятся непрерывно.

Бетоносмесительная установка представляет собой комплект технологического оборудования для дозирования компонентов и приготовления бетонной смеси с устройствами для приема компонентов и выдачи готовой бетонной смеси. Оборудование смонтировано на сборно-разборном металлическом каркасе либо отдельными блоками. При блочном решении конструкции сокращаются сроки монтажа и демонтажа, упрощается перевозка установки по железной дороге или автотранспортом.

В состав предприятия по производству бетонной смеси – бетонного завода, помимо бетоносмесительной установки, входят склады заполнителей, энергетическое хозяйство, лаборатория и отдел контроля, заводоуправление с функциональными отделами. Завод может быть оборудован устройством для подогрева или охлаждения компонентов бетонной смеси, а также приготовления водных растворов различных добавок, оборудованием для обогащения (промывки, сортировки) заполнителей, ремонтно-механической мастерской.

По назначению бетонные заводы разделяются на:

- районные;

- центральные;

- приобъектные.

Районные обслуживают строительство в радиусе до 30…50 км. Центральный завод обслуживает крупное строительство, а приобъектный – мелкое сосредоточенное строительство.

По возможности перебазирования различают заводы:

- неперебазируемые, стационарные;

- инвентарные, собираемые из отдельных перевозимых блоков;

- передвижные, монтируемые на автомобилях.

Бетонные заводы разделяют по схемам компоновки смесительного цеха на:

- башенные;

- партерные.

Рис. 8.7. Автоматизированная бетоносмесительная установка непрерывного действия СБ – 109: 1 – приемная воронка; 2 – наклонный ленточный конвейер; 3 – погрузчик; 4 – расходные бункеры заполнителей; 5 – силос для цемента; 6 – наклонный ленточный конвейер в кожухе; 7 – смеситель; 8 – передвижной вагон

 

В процессе приготовления бетонной смеси основными операциями, подлежащими автоматизации, являются:

- прием исходных материалов;

- подогрев и регулирование температуры материалов;

- регулирование уровня наполненности материалами складов;

- контроль за влажностью и гранулометрическим составом заполнителей;

- точность дозирования материалов;

- контроль продолжительности их перемешивания и своевременности выдачи смеси.

Приборы (датчики, реле, компьютеры) выполняют:

- автоматическое слежение за объектом и выработку сигналов о его состоянии;

- прием сигналов и выработку компьютером на их основе решения о том или ином действии;

- подачу компьютером электрического сигнала;

- прием сигнала исполнительным устройством;

- исполнение команды.

Автоматизация бетонных заводов может быть частичной или полной. Созданы и действуют полностью автоматизированные бетонные заводы.

Под транспортированием бетонной смеси обычно понимают доставку (горизонтальный транспорт) ее от бетонного завода или бетоносмесительной установки к строящемуся объекту и подачу (вертикальный транспорт) на место укладки.

Транспортируют бетонную смесь с помощью средств, обеспечивающих необходимые темпы укладки бетона.

Во избежание нарушения однородности смеси и излишних затрат труда наиболее целесообразно доставлять бетонную смесь на объект и подавать на место укладки одним и тем же оборудованием (например, автобетоновозами). Однако в большинстве случаев смесь доставляют на объект одним оборудованием (например, бетоновозами), а затем перегружают (например, в бадьи) и подают на место укладки другим оборудованием (кранами в бадьях, хоботами, виброхоботами).

Независимо от принятых способов транспортирования подвижность или жесткость бетонной смеси на месте укладки должна соответствовать проектной.

В ряде случаев может быть допущено снижение исходной подвижности смеси не более чем на 30% и ее температуры на 3…5 ºС в час. Изменение остальных заданных показателей свойств смеси не допустимо. С этой целью необходимо принимать меры к сокращению времени доставки и подачи бетонной смеси от места приготовления к месту укладки, обеспечивать защиту от воздействий атмосферных осадков, ветра, солнечных лучей, мороза.

Нельзя допускать, чтобы при перевозке нарушалась однородность бетонной смеси, то есть происходило ее расслоение (щебень или гравий оседают вниз, а отделившиеся цементное молоко и вода выступают на поверхности).

Расслоившуюся бетонную смесь запрещается укладывать в бетонируемые конструкции, ее необходимо вновь перемешать до полного восстановления однородности. Одновременно следует выяснить причины расслоения бетонной смеси и принять меры к их устранению.

Особенно легко расслаиваются неправильно подобранные бетонные смеси с избыточным количеством воды. Смесь обычно расслаивается от толчков и сотрясений при погрузке, перевозке или выгрузке с большой высоты.

Допускаемая продолжительность и дальность транспортирования должна устанавливаться в каждом отдельном случае лабораторией с учетом обеспечения сохранности в пути требуемого качества бетонной смеси.

Предельно допустимый срок доставки бетонных смесей в зависимости от их температуры составляет:

- при 20 ºС – 45 мин;

- при 10…19 ºС – 60 мин;

- при 5…9 ºС – 90 мин.

Для бетонных смесей на пористых заполнителях продолжительность транспортирования не должна быть более 45 мин, причем, при длительности более 30 мин рекомендуется для перевозки использовать автобетоносмесители.

Высота выгрузки бетонной смеси устанавливается в зависимости от вида конструкций с учетом обеспечения однородности и прочности бетона, а также сохранности опалубки и основания.

В настоящее время для доставки бетонной смеси от бетонного завода или бетоносмесительной установки к объекту применяют различные по своему назначению специальные автомобили: автобетоносмесители; автобетоновозы; автобадьевозы; перегружатели; усовершенствованные автомобили – самосвалы.

Для совмещения функций доставки и укладки бетонных смесей автобетоносмесители снабжают навесными распределительными конвейерами длиной 6, 9 и 12 м, а автобетоновозы – лотками. Отдельные виды автобетоносмесители оборудованы бетононасосами с бетоноподающей стрелой.

Для доставки смеси в условиях низких температур применяют автобетоновозы со специальными термоактивными кузовами, позволяющими осуществлять подогрев смеси без ее перегрева и пригорания к кузову, как это имеет место в обогреваемых выхлопными газами автомобилях-самосвалах. С этой целью применяют автобетоносмесители с подогреваемым водяным баком.

Для разогрева бетонных смесей, доставлявшихся в неутепленных автомобилях-самосвалах, используют специальные электроустановки, снабженные опускаемыми в кузов автомобиля электродами, а также приемные бункеры со специальными разогревающими устройствами.

В условиях жаркого климата смеси перевозят бетоновозами с термоизолированными кузовами и автобетоносмесителями с термоизолированными водяным баком и смесительным барабаном.

В ряде случаев при доставке бетонных смесей используют перегрузочные подъемные бункеры и специальные перегружатели-смесители. Бункеры служат для приема смеси из автомобилей-самосвалов, а также для хранения ее при необходимости создания запаса бетонной смеси; перегружатели-смесители используют для приема смеси из автомобилей-самосвалов и автобетоновозов, восстановления ее однородности и подвижности и постепенной выгрузки в приемные бункеры бетононасосов и другого оборудования.

 

Рис. 8.8. Средства доставки бетонной смеси:

а) автобетоносмеситель; б) автобетоновоз; в) автобадьевоз

1 – смесительный барабан; 2 – бак для воды; 3 – загрузочно-разгрузочное устройство; 4 – кузов; 5 – крышка выгрузочного отверстия; 6 – бадья

 

Укладка бетонной смеси. Бетонную смесь подают в бетонируемую конструкцию с помощью различных грузоподъемных кранов в бадьях либо ленточными конвейерами, бетоноукладчиками, бетононасосами, пневмонагнетательными, звеньевыми хоботами и виброхоботами.

Уплотнение бетонной смеси. Во время приготовления в бетонную смесь попадает значительное количество воздуха. Если попавший воздух не удалить, то бетон может оказаться пористым, пониженной прочности.

Удаление попавшего воздуха и компактное расположение составляющих достигается уплотнением бетонной смеси. От качества уплотнения зависят прочность и долговечность бетонной конструкции. Наиболее часто бетонную смесь уплотняют вибрированием, сообщая ее частицам часто повторяющиеся колебания небольшой величины. Механизмы, создающие вибрационные колебания, называются вибраторами.

В результате вибрирования бетонная смесь становится текучей, т.е. приобретает повышенную подвижность, а частицы, перемещаясь, стремятся под воздействием силы тяжести занять более устойчивое положение. Бетонная смесь заполняет все промежутки между стержнями арматуры и между арматурой и опалубкой, воздух, содержащийся в ней, вытесняется, и смесь значительно уплотняется.

Режим вибрационного уплотнения бетонной смеси характеризуется амплитудой колебаний (наибольшим удалением колеблющейся точки от центра колебаний) бетонной смеси, частотой колебаний (числом колебаний в минуту) и продолжительностью вибрирования. Оптимальная частота колебаний бетонной смеси зависит от размера ее частиц и подвижности. Для смесей с крупными фракциями заполнителей необходима более низкая частота колебаний с наибольшей амплитудой, а для смесей с мелкими фракциями – наиболее высокая частота с меньшей амплитудой.

Так как в бетонной смеси содержатся частицы разной крупности, то наилучшего уплотнения можно добиться, применяя поличастотные вибраторы (вибраторы с разным числом колебаний). Это наиболее перспективный способ вибрирования.

Рис. 8.9. Поверхностные вибраторы:

а) площадочный; б) виброрейка

1 – выключатель; 2 – площадка; 3 – питающий кабель; 4 – рукоятка; 5 – электродвигатель; 6 – уплотняющий брус

Рис. 8.10. Наружный вибратор: 1 – опалубка; 2 – дебаланс

 

Особенно тщательно следует прорабатывать вибратором бетонную смесь в местах с густой арматурой, у стенок опалубки и в углах.

Перестановки вибратора выполняют так, чтобы не оставалось непровибрированных мест. Расстояние, на которое можно переставлять внутренние вибраторы, не должно превышать 1.5 радиуса их действия (8.11, а). Расстояние перестановки определяется опытным путем. В зависимости от подвижности бетонной смеси оно составляет для вибраторов с гибким валом с большим стержнем – 300...350 мм, с малым – 250 мм.

При уплотнении бетонной смеси тяжелыми подвесными вертикально расположенными глубинными вибраторами толщину укладываемых слоев принимают на 5...10 см меньше длины рабочей части вибратора, так как для лучшей связи бетонных слоев вибратор частично заглубляют в еще не затвердевший слой бетона.

Если вибраторы расположены под уклоном к вертикали (до 35º), толщину слоя принимают равной проекции длины рабочей части вибратора на вертикаль.

Если в конструкциях расположение арматуры не позволяет надлежаще уплотнить бетонную смесь вибраторами, ее дополнительно уплотняют штыкованием.

Работающий вибратор не должен касаться стержней арматуры, так как вибрация может нарушить сцепление арматуры с бетоном. Уплотнение бетонной смеси надо вести по строгой системе, чтобы не допустить пропусков. Обычно каждому бетонщику отводят для проработки определенный участок, в границах которого он ведет уплотнение полосами, располагая их вдоль опалубки или вдоль рядов арматуры. Переставляя вибратор вдоль полосы, бетонщик должен выдерживать требуемое расстояние.

Поверхностными вибраторами бетонную смесь уплотняют правильными непрерывными полосами, перекрывая границы уже провибрированного участка на 10...20 см (рис. 8.11, б).

Переставляют поверхностный вибратор следующим образом: проволочным крючком подцепляют ручку и рывком отрывают вибратор от бетона. Затем посредством того же крючка переставляют вибратор на соседнее место.

Заменять перестановку вибратора медленным протаскиванием по бетонной смеси не следует, так как в этом случае труднее следить за уплотнением бетонной смеси на каждом участке, особенно если смесь подвижная, и во многих местах она может быть плохо проработана.

Наружный вибратор должен быть прочно укреплен на опалубке, так как в противном случае эффективность его работы резко снижается.

Вибрирование на данной позиции прекращают при появлении признаков достаточного уплотнения смеси: прекращение оседания смеси, горизонтальность поверхности слоя, хорошее заполнение опалубки, появления цементного молока на поверхности, прекращение выделения воздушных пузырьков.

Продолжительность вибрирования с одной позиции внутренними вибраторами в зависимости от подвижности смеси составляет 20…40 с, поверхностными – 20…50 с, наружными – 50…90 с. Если вибрировать меньше указанного времени, смесь недостаточно уплотняется, если больше – она может расслоиться.

Через каждые 30-40 мин непрерывной работы вибраторы выключают на 5 мин для остывания мотора.

 

а)

б)

 

Рис. 8.11. Правила уплотнения бетонной смеси вибраторами:

а – внутренними; б – поверхностными

1 – зона перекрытия; 2 – площадочный вибратор; 3 – точки погружения внутреннего вибратора

 

Вакуумированием бетона называется механическое удаление свободной воды затворения и пузырьков воздуха из свежеуложенной бетонной смеси при помощи вакуума, способствующее уплотнению бетона и улучшению его физико-механических качеств. Вакуумирование эффективно для тонкостенных конструкций (перекрытий, полов, дорожных покрытий). Вакуумирование производят с поверхности бетонной смеси (при помощи вакуум-щитов) или изнутри (при помощи вакуум – трубок).

Вакуумирование бетона монолитных конструкций осуществляется вакуум–установками (рис. 8.12). При вакуумировании на поверхность свежеуложенной и провибрированной бетонной смеси устанавливают вакуум-щиты (7), оклеенные по контуру резиной. Вакуум – полость (8) заполняется двумя слоями металлической сетки – редкой (плетеной) (11) и густой (тканой) (10). Снизу сетки (10) натягивается фильтровальная ткань (9), примыкающая непосредственно к поверхности бетона. Удаленные из бетонной смеси вода и воздух поступают через отверстие в центре щита в трехходовой кран (6), далее – в гибкий всасывающий рукав (4), соединенный с коллектором (5), и затем в водосборники – переносный (3) и стационарный (2). Трехходовой кран (6) имеет в своем корпусе отверстие, позволяющее впускать в вакуум-полость (8) воздух под атмосферным давлением для отключения вакуум-щита. Разряжение в вакуум – системе создается вакуум – насосом (1).

Рис. 8.12. Схема установки для вакуумирования бетонной смеси:

1 – вакуум-насос; 2 – стационарный водосборник; 3 – переносный водосборник; 4 – всасывающие рукава; 5 – коллектор; 6 – трехходовой кран; 7 – вакуум-щит; 8 – вакуум-полость; 9 – фильтровальная ткань; 10 – тканая сетка; 11 – плетеная сетка

Вакуумированый бетон по своим прочностным характеристикам превосходит бетон, уплотненный путем вибрирования.

 

8.4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ БЕТОНИРОВАНИЯ

Торкретирование. Торкретированием называется технологи­ческий процесс нанесения под давлением сжатого воздуха слоя пементно-песчаного раствора (токрета) на армированную или неармированную бетонную поверхность.

Торкретированием исправляют дефекты бетонирования, ре­монтируют корродирующие поверхности железобетонных со­оружений, создают наружный водонепроницаемый слой в резервуарах и гидротехнических сооружениях, повышают износостойкость и кислотоупорность бетонных конструкций. Кроме того, торкретирование используют для возведения тон­костенных железобетонных конструкций, в том числе густоармированных по односторонней опалубке, нанесения гидроизо­ляционных покрытий, замоноличивания стыков и т.д.

Нанесение торкрета производится цемент-пушкой (рис. 8.13, а). Цемент-пушка имеет две шлюзовые камеры: из нижней цементно-песчаная смесь расходуется, а в верхнюю — загружается. Таким образом обеспечивается непрерывность ее работы. Готовая цемен­тная смесь пригодна к употреблению в течение 2…3 часов. Хране­ние ее более продолжительное время нежелательно, так как смесь слеживается, а получаемый из нее торкрет не будет обладать дос­таточной прочностью.

Для лучшего сцепления раствора с торкретируемой поверх­ностью ее прочищают сухим песком с помощью цемент-пушки или пескоструйного аппарата с последующей промывкой во­дой под давлением.

Принцип работы установки состоит в следующем: загружен­ная сухая смесь цемента и песка под давлением сжатого возду­ха (0,2…0,35 МПа), поступающего от компрессора 1, подается к соплу 8, где смешивается с водой, образуя торкрет.

Вырываясь из сопла со скоростью 60…80 м/с и ударяясь о торкретируемую поверхность, смесь образует плотный защит­ный слой.

Торкретирование может выполняться готовой смесью (рис. 8.13, б) без подачи воды в сопло.

При нанесении раствора сопло располагают на расстоянии 0,7...1,0 м от торкретируемой поверхности под прямым углом к ней. Торкретирование ведется послойно. Чтобы избежать сплывания слоя торкрета, его толщина одновременно наносимая не должна быть более 25 мм для вертикальных армированных по­верхностей и 15 мм для потолочных или вертикальных неармированных поверхностей.

Первый слой торкрета наносят толщиной 10…15 мм с выдер­живанием 24 часа. Второй слой толщиной 5…10 мм наносят на поверхность, предварительно смоченную водой. Вертикальные поверхности начинают торкретировать с нижних участков, пе­ремещая сопло вверх по мере образования необходимого слоя. При нанесении растворных смесей на горизонтальные поверх­ности сверху вниз толщина слоя не ограничивается.

Количество, толщина слоев и характеристика цементно-пес­чаной смеси определяются проектом.

 

 

Рис. 8.13. Схемы торкретирования поверхностей:

а — торкретирование с предварительным приготовлением смеси; б — тор­кретирование готовыми смесями; 1 — компрессор с воздухосборником; 2 — воздухоочиститель; 3 — пневматические шланги; 4 — цемент-пушка: 5 — водяной бачок; б — шланг для подачи цементно-песчаной смеси; 7 — шланг для подачи воды; 8 — сопло; 9 — шланг для подачи готовой смеси; 10 — готовая смесь

Минимальный перерыв между нанесением на данной зах­ватке смежных слоев торкрета определяется из такого условия: под действием струи свежей смеси не должен разрушаться пре­дыдущий слой. Максимально допустимый перерыв (примерно 1…2 ч) назначается из условия втапливания свежего слоя в пре­дыдущий и хорошего сцепления между ними.

Разновидностью торкретирования является шприц-бетон или набрызг-бетон. Его сущность в следующем: с помощью набрызг-установки по одному шлангу под давлением подают отдозированную сухую бетонную смесь с крупностью фрак­ций не более 20…25 мм, а по второму шлангу подают воду с напором не менее 0,6 МПа. Увлажненную смесь, перемешан­ную в смесительной камере, наносят на торкретируемую по­верхность.

Набрызг-бетон используют как для обычного торкретиро­вания, так и для бетонирования тонкостенных железобетонн







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.