Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭТАП III - КЛАССИЧЕСКИЙ (СЕР. XIX В. – СЕР. XX В.)





Формирование дисциплинарного характера науки и как объекта исследования, и как объекта преподавания. Примат науки над практикой. Качественные изменения в характере и формах организации научно-технической деятельности

 

В середине 70-х гг. XIX в. начинается третий, классический этап, названный так потому, что к этому времени складывается привычное, сохранившееся в значительной мере до наших дней, особенно в средней школе (курс базовых предметов), дисциплинарное деление наук. В науке утверждается свой метод - планируемый количественный эксперимент и основанная на факте индуктивная логика. Примат науки над практикой становится очевиден всему обществу; от науки ожидают решения всех вопросов, удовлетворения все растущих запросов людей. Возникшие технические науки тяготеют к классической механике как к своей фундаментальной основе, формируя относительно самостоятельную область научно-технического знания и деятельности, обычно называемую техническими науками механического цикла.

До указанного рубежа развитие человечества опиралось на потребности повседневной практики и эмпирический опыт. Образно говоря, изучалось то, что было на виду, на поверхности, поддавалось непосредственному созерцанию. Дальнейшее развитие на базе эмпирического опыта становилось невозможным, требовалась сознательная планомерная научно-техническая деятельность в специально организованных условиях. Если XVIII в. называют веком академий, XIX в.-веком высшей школы, то XX в.- веком научно-исследовательских институтов (НИИ). Только в условиях НИИ и конструкторских бюро (КБ) удалось преодолеть еще одно обстоятельство, препятствовавшее дальнейшему эффективному развитию - необходимость решения взаимосвязанных, но разнородных задач в комплексе и одновременно, заранее распределив материальные, интеллектуальные и временные ресурсы.



 

Возникновение технических наук технологического и электротехнического циклов. Основные открытия III этапа

Именно развитие электротехники, пожалуй, впервые потребовало изучения и объяснения явлений, не наблюдаемых в повседневной практике, согласованного решения комплекса качественно новых - технологических задач, так как результаты работы электродвигателя существенно зависели от выбранной конструкции, использованных материалов, точности расчета цепей и т.д. Для обеспечения эффективной работы электродвигателей, их конкурентноспособности потребовалось изучение согласованной работы сложных многокомпонентных технических систем.

В середине XIX в. первые электромашины (Якоби, Фарадея и др.) в два раза уступали по эффективности ручному труду и в 12 раз - паровым машинам. Освоение в начале XX в. эффективного производства электроэнергии, наиболее мощного и универсального источника энергии из известных нам (не считая ядерной и термоядерной энергии), привело к расцвету машинного производства и широкому производству самих машин. Происходит качественный скачок в развитии человечества: возникают технические науки технологического и электротехнического циклов (например, электросвязь, электросварка, электроосвещение, гальванопластика, гальваностегия и т.д.).

С начала XX в протекает ускоренный процесс электрификации, оказавший воздействие практически на все области техники. На научной основе учения об электричестве уже в XX в. возникает и быстро развивается цикл технических наук об электронике. Последняя (наряду с успехами возникшей на этом же III этапе квантовой физики) во многом определяет основные направления современного развития технических наук.

Открытие в начале XX в. явления радиоактивности (Беккерель), последующее изучение строения атома и его ядра (Томпсон, Кюри, Рентген, Резерфорд) и, в особенности, выросшая на этом основании квантовая физика (Резерфорд, Бор, Планк, Шрёдингер, Дирак и др.) в очередной раз перевернули уже устоявшееся мировоззрение, на этот раз базирующееся на классической механике Ньютона. Этот переворот завершился с созданием А.Эйнштейном теории относительности.

Разработка и практическое освоение воздухоплавания, теории реактивного движения, а затем и ракетостроения, закладывание основ космонавтики (Кибальчич, Цепеллин, Циолковский, Кондратюк (Шаргей), Жуковский, Вернер фон Браун и др.) также внесли существенный вклад в вышеуказанный переворот [10,21,45].

Вызревание предпосылок научно-технической революции

Многочисленные практические приложения научных открытий в первой половине XX в. все быстрее и значительнее меняют повседневную жизнь людей. Технологическое применение науки охватывает все новые области производственной деятельности, постепенно образуя сплошной фронт научно-производственной деятельности людей.

Осуществление технологической функции науки, начиная с первой половины ХХ века, уже не может быть делом одних ученых – необходимо совместное функционирование науки и промышленности как единой системы. Для этого требуется непосредственное участие государства в организации и управлении этим специфическим и относительно самостоятельным объектом. Целенаправленное выделение и распределение ресурсов, организация массовой подготовки квалифицированных кадров, обеспечение согласованного функционирования отдельных звеньев этой системы между собой и с остальными компонентами народно-хозяйственного комплекса- вот некоторые из задач государства.

К середине XX в. реализация технологической функции науки явственно приобретает социальный аспект. Общественное мнение, общественные институты и социальные группы начинают все существеннее влиять на выбор направления и характер дальнейшего развертывания научно-технической деятельности.

По мере научно-технического развития в собственно научной сфере происходят два взаимосвязанных и противоположных процесса: дальнейшая дифференциация технических наук, возникновение все новых узкоспециализированных дисциплин, с одной стороны, и их интеграция - с другой.

Старое дисциплинарное строение науки рушится, ее связи с производством и обществом становятся все теснее и многообразнее. К середине XX в. складываются предпосылки научно-технической революции (НТР).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Укажите название и временные рамки III этапа.

2. Какие качественные изменения позволяют говорить о переходе от II к III этапу?

3. Почему III этап назван классическим?

4. Материальная основа III этапа развития науки и техники.

5. Какой метод утверждается в науке в рамках III этапа развития науки и техники?

6. Основные открытия III этапа в области естествознания, техники и производства.

7. Какие качественные изменения позволяют говорить о переходе от III к IV этапу?

8. Что являлось фундаментальной основой возникших на III- этапе технических наук?

9. В связи с чем на III этапе меняется характер и способы организации научно-технической деятельности?

10. В каком веке непосредственно на фабриках, мануфактурах, заводах создаются специализированные научно-технические лаборатории?

11. Роль государства в организации научно-технической деятельности.

12. С чем связана смена уже устоявшегося мировоззрения в начале XX в.?

13. Какие два взаимосвязанных и противоположных процесса научно-технического развития становятся заметными к середине XX в.?

14. Когда складываются и в чем заключаются предпосылки научно-технической революции?

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.