Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЭТАП IV - РАЗВЕРТЫВАНИЕ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ





Сущность и материальная основа современного этапа развития технических наук

Образование единого фронта научно-технических знаний многообразие и взаимодействие связей в триаде "наука - техника - производство привели к тому, что второй половине XX в. ни одно научное или техническое достижение или даже направление не могут определять дальнейший прогресс человечества, а только их взаимосвязанное развитие, возрастание общего научно-технического уровня. Это определяет сущность современного этапа развитая технических наук, а сам этап получил название научно-технической революции.

Материальной основой этапа служит переход от крупного машинно-фабричного к комплексно-автоматизированному производству, к новым, прежде всего информационным, технологиям. Время от совершения научного открытия до его внедрения в производственную практику неуклонно сокращается, перспектива - включение в революцию в научно-технической области последнего звена -производства.

Уже сейчас под воздействием НТР отмечается значительное увеличение мощности и интернационализация производства. В сочетании с его комплексной автоматизацией это приводит, с одной стороны, к образованию больших систем, с другой - к передаче человеком машинам информационно-контрольных, логических, управленческих функций. Примерами глобальных или крупных региональных систем могут служить информационные, энергетические или транспортные сети.

Необходимость системного подхода.

Неизбежность использования достижений в области информатики в управлении современными сложными производственно-техническими, социально-экономическими и иными системами

Современная наука и инженерная деятельность втягивает в орбиту человеческой жизнедеятельности принципиально новые типы объектов, требующие развития новых стратегий обращения с ними. В повседневной практике мы все чаще имеем дело уже не просто с техническим устройством или машиной, усиливающими возможности продуктивной деятельности человека, и даже не просто с человеко-машинными системами, а со сложными системными комплексами в которых увязываются в качестве компонентов единого целого технический процесс, локальная природная экосистема и социокультурная среда, принимающая новую технологии.



Весь этот комплекс в его динамике предстает как особый развивающийся объект, открытый по отношению к внешней среде и обладающий свойствами саморегуляции. Вместе с тем он внедряется в среду, которая в свою очередь не просто выступает нейтральным полем для функционирования новых системных технологических комплексов, а является некоторым целостным живым организмом.

Такие процессы видоизменения технического объекта происходят практически во всех сферах жизни. Да и сама жизнь становится в некоторой степени зависимой от развития техники и технологии в обществе: там, где научно-техническому прогрессу открыты все пути для движения вперед, жизнь имеет больше шансов на продолжение. С другой стороны, взрывное совершенствование и расширение области применения технических средств зачастую все чаще и чаще ставят под сомнение саму возможность существования жизни на планете, что свидетельствует о необходимости системного подхода, понимаемого в первую очередь как функционально-системный подход.

Глобализация научно-технического и промышленного прогресса, исчерпание возможностей стихийного развития требуют использования системного подхода для решения задач перспективного планирования целей и прогнозирования последствий действий человечества в целом, управления дальнейшим поступательным ходом современного общества.

Происходят изменения в организации и управлении, в частности, научной деятельностью ввиду перехода с экстенсивного на интенсивный путь ее развития, непрерывной модернизацией ее технической базы. Научные организации все чаще формируются по проблемному принципу, в тесной взаимосвязи с производством, являясь научно-производственными объединениями (НПО).

Технические науки в эпоху НТР включают фундаментальные исследования и изучение путей использования результатов фундаментальных исследований в производстве, разработку новых конструкций и материалов, систем управления и автоматизации и т.д.

Развитие функций техники - это развитие функций человека, их усиление, усложнение, развертывание. Качественные изменения техники в целом связаны с такими этапами се прогрессивного развития, в которых техника становится способна выполнять функции, до этого выполнялись человеком. Современная техника вслед за функциями непосредственного воздействия на объект деятельности и энергетической функции становится способной выполнять управленческие функции.

Реализация функций управления связана с обработкой информации. Для того чтобы выполнять управленческие функции (даже самые простые), в современном производстве необходимо быстро обрабатывать огромные массивы информации, а это стало возможно только при создании информационных систем на базе аппаратно-программных средств ЭВМ и систем телекоммуникаций.

 

Современные технические науки как социальный феномен и значимость программно-целевых методов управления

Современные технические науки и научно-производственные организации как социальный феномен представляют собой сложно организованный комплекс общественных отношений и учреждений. В отличие от собственно научно-технических знаний он структурно определен государством, отсюда значительная и все увеличивающаяся роль государства и негосударственных органов в развитии и управлении научно-техническим прогрессом.

Затраты на это постоянно увеличиваются, равно как и цена расплаты за допускаемые ошибки и просчеты, что, несомненно, все более и более повышает значимость предвидения, прогнозирования и планирования основных направлений дальнейшего развития, поэтому необходимо применение программно-целевых методов управления научно-техническим прогрессом (НТП). Из этого следует и насущная потребность в разработке целевых программ, увязывающих и координирующих деятельность различных организаций и ведомств, предусматривающих выделение и использование вовремя и в необходимых объемах материальных, финансовых, людских и иных ресурсов.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие качественные изменения позволяют говорить о переходе от III этапа к IV?

2. Укажите название и временные рамки IV этапа.

3. Материальная основа 4-го этапа развития науки и техники.

4. Увеличивается или уменьшается роль государства в эпоху НТР? Ответ обоснуйте.

5. Какой моделью можно отразить современное взаимодействия науки и техники?

6. В чем заключается сущность современного этапа развития технических наук?

7. Обоснуйте необходимость системного подхода в эпоху НТР.

8. Расшифруйте содержание термина "техниковедение".

9. Что является объектом изучения в "техниковедении"?

10. Охарактеризуйте качественные изменения техники в эпоху НТР.

11. Кто первым рассмотрел симбиоз техники и промышленности, с одной стороны, и общества и политики - с другой?

12. Современные технические науки и научно-производственные организации как социальный феномен.

13. Какие качественно новые научно-технические дисциплины возникают на IV этапе?

Н.Приведите причины, по которым на настоящем этапе широко используются программно-целевые методы управления.

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.