Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Подэтап 1 - от эпохи Ренессанса до первой промышленной революции (XIV-XVI вв. - конец XVIII в.)





С началом эпохи Возрождения (XIV-XV вв.) христианской Европы совпадает некоторый застой, а затем и откат назад в мусульманском мире, культурном и техническом развитии стран Востока в целом.

Важное воздействие на процесс научно-технического прогресса в Европе оказало освоение передовых достижений ученых и изобретателей Востока в области астрономии, химии, физики, минералогии, металлургии, медицине, философии и т.д. Наиболее активно перенимались и развивались знания в области математики и архитектуры, хотя и по противоположным причинам. Математика совершенствовалась как наиболее абстрактная отрасль науки, поскольку сама наука за прошедшие века приобрела схоластический, абстрактный характер. Архитектура, наоборот, развивалась ввиду острой практической потребности, связанной с интенсивным развитием городов.

Бурное социально-экономическое развитие Италии начиная с XIV в., обусловленное в первую очередь расцветом суконной, красильной и иных отраслей промышленности, связанных с производством одежды, а также активизацией торговли, привело и к строительному буму. Социальный престиж архитектора резко вырос. Архитектор того времени не только архитектор, но и художник, и скульптор, и военный инженер. Усложнение стоящих перед ним задач потребовало широкого внедрения математических расчетов, стимулировало развитие не только математики, но и физики, потребовало качественного скачка - перехода от непосредственного наблюдения к целенаправленно поставленному эксперименту как решению абстрактно сформулированной задачи.

Крупнейшие архитекторы, стоящие у истоков эпохи Возрождения - Брунеллески (1377-1446) и Альберти (1404-1472). Возобновление чеканки монет, связанное с оживлением торговли, прогресс артиллерии, обусловленный частыми войнами и осадами городов, приводят к интенсивному развитию металлургии. С этими отраслями связаны труды Бирингуччо (1480-1539) - "О пиротехнике", Агриколы (1494-1553) - "О горном деле и металлургии". Спрос на ткани, изделия металлургии опережал предложение, ответом явилось возникновение ткацких мануфактур, специализация металлургических и металлоперерабатывающих мастерских, возникновение технической химии. Тем не менее, на границе XIV - XV вв. остро проявляется сырьевой кризис, ответом на который стали великие географические открытия: 1492 - открытие Колумбом Америки, 1498 г. – открытие Васко да Гаммой морского пути в Индию.



Быстрое развитие судостроения, решение связанных с мореплаванием задач значительно ускорило развитие Европы. Особую роль в дальнейшем прогрессе сыграло заимствование или повторное открытие компаса, бумаги и книгопечатания, черного (дымного) пороха, получения стекла, красителей, фарфора. Стремительная эволюция ремесленного производства, возникновение в XV-XVI вв. десятков и сотен новых профессий, господство с середины XVI в мануфактуры дополняется значительными усовершенствованиями в сельском хозяйстве (например, изобретен хомут новой конструкции, крепившийся не на шее, а на груди лошади).

Естествознание в XV в. начинает занимать видное место, превращаясь в научное основание развития техники. На начальном этапе оно носит механистический характер, поскольку именно механика является наиболее разработанной отраслью знания. Однако постепенно происходит перенос "центра" тяжести с механического воздействия человека на объект, остающийся неизменным по своей природе, на изменение им природы самого объекта.

Изучение более сложных процессов неизбежно приводит к тому, что в качестве основы естествознания все чаще начинают выступать физика, химия, биология. Соединение физики и математики позволило создать первый автомат, используемый в повседневной практике - часы. Развитие часового и горного дела, совершенствование мельничного и металлургического производств длительное время являлось локомотивом научно-технического прогресса.

Полноправными методами исследования (изучения) природы вещей и процессов становятся математический расчет и эксперимент. Первопроходцем здесь (не считая практически забытого Архимеда, чье научное наследие стало доступно европейцам лишь в 1543 г.) был Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.), чьи эксперименты, пожалуй, впервые носят не иллюстративный, а исследовательский характер. Правда, эксперименты были преимущественно качественными, а количественные подходы, ярко проявившиеся в экспериментах Галилея, Леонардо только искал.

Одна из основных заслуг Галилея (1564-1642) заключается в том, что он ввел количественный эксперимент в общепринятую научную практику, организовал производство приборов для проведения научных экспериментов. Галилей - один из основателей точного естествознания. Своими достижениями, искусной и доказательной зашитой гелиоцентрической системы мира Коперника Галилей вызвал революцию в сознании современников, разрушив сложившуюся, схоластически выхолощенную Аристотелевскую картину мира, заложил основы современной механики.

Другим основоположником количественного экспериментального метода явился английский физик и химик Р. Бойль (1627-1691), способствовавший наряду с М. Ломоносовым (1711-1765) и А. Лавуазье(1743-1794) становлению химии как самостоятельной отрасли науки.

Имя Бойля тесно связано с созданием академии: в 1662 г. по его инициативе создана одна из старейших среди ныне действующих - Лондонское Королевское общество. Знаменитая Французская академия функционирует с 1635 г. Справедливости ради здесь надо отметить, что академии возникли еще во времена Галилея - первая в 1560 г. в Неаполе, вторая в 1603 г. в Риме, но они просуществовали недолго.

Среди тех, кто оставил заметный след в развитии математики, физики и техники на первом подэтапе II этапа следует упомянуть:

- Джероламо Кардано (1506-1576), предложившего прообраз карданного механизма, заложившего основы теории вероятности, одним из первых нашедших формулу решения кубического уравнения и т.д.;

- Рене Декарта (1596-1650), который заложил основы аналитической геометрии, дал понятия переменной и функции, импульса силы, сформулировал закон сохранения количества движения и т.д.;

- Блеза Паскаля (1623-1662), развившего теорию вероятности, теорию чисел, создавшего первую механическую счетную машину, основополагающие труды по гидростатике, теории давления воздуха и т.д.;

- Христиана Гюйгенса (1629-1695), который разработал теорию и изобрел маятниковые часы, создал волновую теорию света, значительно усовершенствовал телескоп, внес значительный вклад в теорию удара, теорию вероятности и т.д.

Особо следует выделить заслуги Ньютона (1643-1727) и Лейбница (1646-1716). Оба являются родоначальниками математического анализа (интегрального и дифференциального). Ньютон дал систематически изложенную механику, объединившую в себе все предыдущие достижения в области статики и гидростатики, динамики земной и небесной, оптике, астрономии и т.д., с собственными фундаментальными открытиями в большинстве этих отраслей. Лейбниц, помимо математики, внес ощутимый вклад в развитие физики и математической логики. Он дал онтологическое обоснование неизбежности беспредельного прогресса, выдвинул идею априорного построения истории знания, важности социальных факторов развития науки и т.д.

Широкое применение экспериментального метода привело к смене метода научного познания мира: от дедукции (идущей от Аристотеля и господствовавшей все Средневековье) к индукции. Такая реформа была провозглашена Ф. Бэконом (1561-1626) в трактате "Новый органон" (1620) и в сочетании с фундаментальными открытиями Ньютона завершила начатый Галилеем качественный переворот в миропонимании людей, окончательно похоронив средневековую картину мира. Ф. Бэкону принадлежит ставший широко известным лозунг "Знание - сила". Именно в его трудах задача построения всемирной истории науки и техники впервые ставится как научная проблема.

 









Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2021 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.