|
ДОКУМЕНТ КАК ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ О СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ. ВИДЫ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ. МЕТОД АНАЛИЗА ДОКУМЕНТОВ, ЕГО ВИДЫ, ВОЗМОЖНОСТИ, ПРЕИМУЩЕСТВА, И НЕДОСТАТКИ.Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач. Возможности метода анализа документов: 1. Документы представляют собой важный источник социальной информации и вместе с тем результат осмысления и определенного оформления знаний об определенной сфере, социальной структуре или ячейке общества, об их отношениях к другим структурам, сферам и ячейкам. 2. Анализ документов позволяет социологу выявить определенные особенности, свойства и взаимосвязи тех или иных социальных явлений и процессов, специфику включения в них различных индивидов, групп и общностей, распознать нормы, ценности, идеалы, которыми руководствуются люди на различных этапах развития общества и в различных социальных ситуациях. 3. Контент-анализ в социологическом исследовании обычно употребляется в тех случаях, когда исследователь сталкивается с большими текстовыми массивами, которые нуждаются в целенаправленном изучении. Чаще всего он используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, ТВ. Преимущества метода анализа документов: - Постоянство исследуемого объекта. - Передача информации о событиях и об отношении к ним автора. - Предоставление информации в обобщенном виде, дает возможность сравнивать факты разных периодов от разных лиц. Недостатки метода анализа документов: - Возможность искажения информации, если информация вторичная. - Пассивность исследования. - Принятие вымысла за документальность. - Возможность упущения признаков. - Несовпадение языка документа с языком исследователя. Классификация документов: 1.По общей значимости документы обычно делятся на: 1)официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.); 2)неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневники, семейные альбомы и др.). 2. По форме изложения документы подразделяются на: 1) статистические (статистические отчеты, сборники статистических материалов); 2) вербальные, т.е. (письма, пресса, книги и т.п.). 3. По способу фиксации информации выделяются следующие разновидности документов: 1) письменные документы, в которых информация изложена в форме буквенного изображения (рукописи.); 2) иконографические документы, воспринимаемые визуально (иконы, картины, кино); 3) фонетические, т.е. ориентированные на слуховое восприятие (грампластинки). 4. По критерию авторства документы делятся на: 1) индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заявление, жалоба); 2) коллективные, созданные несколькими авторами или группой людей (обращение к депутатам, правительству или населению страны, декларация о намерениях группы, партии, движения). Существуют два основных метода анализа документов: Традиционный анализ документов представляет собой совокупность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала. Традиционный анализ позволяет преобразовать первоначальную форму информации, содержащейся в документе в ту форму информации, которая интересует исследователя. Традиционный анализ документа представляет собой самостоятельный, творческий процесс, который зависит от: 1) содержания, направленности самого документа; 2) условий, целей и задач проводимого исследования; 3) научной квалификации, богатства опыта и творческой интуиции исследователя. Изложенные особенности традиционного анализа показывают, что при всей его важности и значимости, такой вид аналитической деятельности неотделим от личности исследователя, а потому и несет в себе возможность субъективной оценки и интерпретации изучаемого документа. Стремление избавиться от налета субъективности, вполне возможного при осуществлении традиционного анализа, привело к разработке контент-анализа.
МЕТОД КОНТЕНТ – АНАЛИЗА. Применение контент-анализа началось еще в 30-х годах XXв Г.Лассуэлом в сфере политики и пропаганды, но получило широкое распространение, начиная с 50-х г. в США. Контент-анализ основан на выявлении определенной совместимости количественных, статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания изучаемых массивов документов отражают некоторые существенные особенности изучаемых социальных явлений и процессов, например, тематика телепередач, время, отводимое для тех или иных тем телевизионными компаниями, отражают в той или иной степени интересы зрительской аудитории, информационную политику данного источника информации и существующие в обществе нормы. Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа единиц счета, в качестве каковых выступают отдельные слова (термины, имена политических деятелей, названия партий и движений), суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагментов текстов, оценки и т.п, аргументы, а также различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам авторов). Определение единиц счета зависит от целей исследования. Существуют два вида контент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представления содержания текста: качественный и количественный. 1.Качетвенный контент-анализ основан на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов. 2.Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача - получить количественную характеристику содержания изучаемого текста. Содержательным ядром контент-анализа выступает логическая модель предмета анализа, в которой взаимодействуют три элемента: 1) категориальная модель предмета анализа. Она включает в себя параметры и категории анализа, отражающие признаки изучаемого объекта, их основные характеристики и аспекты, соответствующие целям и задачам социологического исследования. При этом параметры анализа соответствуют признаку объекта исследования, а категория анализа соответствует значению данного признака. Таким образом, параметр контент-анализа жестко задан проблемой и задачами исследования, а категории анализа более гибко приспособлены к тому процессу или явлению, которое предстоит анализировать, и тем задачам, которые придется решать в процессе исследования. 2) система единиц анализа. Она представляет собой определенным образом иерархизированную совокупность единиц анализа. В практике социологических исследований сложился определенный набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа: 1. Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. 2. Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абзацах или целостных текстах. 3. Персонаж («герой») некоего действия или отношений, отраженного в изучаемом тексте. 4. Ситуация, например, экологическая ситуация, рассматриваемая в контексте отношений человека с окружающей средой. 5. Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их группами, в пределах избраной темы. 3) меры (единицы) измерения. Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре контент-анализа изучаемого текста, бывают обычно 2-х типов. Первый из них: составляют единицы протяженности, располагаемые в координатной сети: пространство - время. Примером таких единиц счета, применяемых в контент-анализе, может служить съем текста в квадратных сантиметрах, либо в числе отведенных на него строк в печатном документе, а также количество минут, которое занимает эфирное время телевизионного сообщения. Единицей измерения может служить и появление искомого признака в тексте, а также частота такого появления. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|