Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОЦЕНКА И КОНТРОЛЬ РАБОТЫ ИНТЕРВЬЮЕРОВ. УЧЕТ НЕДОСТИЖИМОСТИ И ОТКАЗОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОПРОСОВ.





Оценка и контроль работы интервьюеров. Привлечение интервьюеров увеличивает затраты времени и средств на исследование (по сравнению с опросом), требует специальной профессиональной подготовки, отбора, контроля за качеством их работы. Хорошо обученный интервьюер обеспечивает реализацию процедуры интервью, точность отбора респондентов для опроса, благоприятную ситуацию опроса, устранение влияния третьих лиц на формирование ответов респондента. Он способен также адаптировать текст анкеты к индивидуальным психологическим особенностям опрашиваемого: снять психологические барьеры или предубежденность, вызывающие нежелание участвовать в опросе или уклонение от ответов на отдельные вопросы. Влияние интервьюера на качество получаемых данных значительно выше, чем анкетера. Поэтому при использовании интервью особое внимание уделяется изучению влияния (эффекта) интервьюера, которое может быть как положительным, так и отрицательным в зависимости от его подготовки. Отрицательными, например, могут быть внушающие интонации, слишком медленный или ускоренный темп речи, проявление равнодушия или, напротив, подчеркнутой заинтересованности в характере ответов.

Поскольку интервьюеры являются важной частью исследовательской группы, то безусловным является их полная осведомленность о программе исследования. Идеальный вариант, когда ими являются студенты – привлекать их изначально к разработке программы исследования. В дальнейшем требуются объяснения методики и процедур работы, правил организации ситуации интервью, начиная от поиска респондента и установления контакта до заключительного этапа интервью, правила заполнения вопросника. Объясняются также график получения задания и сдачи заполненных вопросников, условия контроля их работы, формы поощрения и меры ответственности.

При подготове к опросу с интервьюерами полезно провести обучающее интервью, во время которого каждый интервьюер получает полный комплект документов, подробно знакомится с ним, и выяснить все возникающие вопросы. Затем слушатели могут разделиться на пары и провести учебные интервью, меняясь ролями респондента и интервьюера, для того чтобы освоить технику заполнения анкеты и правила поведения во время беседы. Другие формы обучения могут включать проведение «показательного интервью» для всей группы интервьюеров, просмотр видео или прослушивание магнитофонной записи интервью с последующим разбором ситуации. Полезен также анализ начала работы в первые же дни опроса, когда интервьюеры делятся с руководителем исследования впечатлениями о проведенных интервью и вместе анализируют встретившиеся в практике ситуации.

Контроль за качеством работы интервьюеров обычно состоит в выборочном повторном опросе (обзвоне, обходе) респондентов, по утвержденным маршрутам, с которыми было проведено интервью. Контролеры-интервьюеры выясняют: был ли интервьюер по данному адресу; правильно ли провел отбор респондента из тех, кто проживает в квартире; состоялась ли беседа с отобранным по выборке человеком; спрашивают респондента о содержании интервью и о впечатлении, которое произвел на него интервьюер. Часто посещения контролеров заменяются рассылкой почтовых контрольных анкет, содержащих примерно тот же круг вопросов, или контролем по телефону. По данным контрольных проверок поощряются или исключаются интервьюеры, выбраковываются ненадежные бланки интервью.

Формализация данных интервью. Оформление протокола проведенного интервью производится на основе записи беседы на бланке и в карточках вскоре после ее окончания. Следует максимально использовать выражения, слова, интонации речи опрашиваемого. Текст интервью излагается от первого лица, а не от третьего. Для оценки уровня контакта с респондентом существуют два показателя: интуитивно оцениваемая респондентом длительность беседы в сопоставлении с реальной длительностью и оценка беседы, даваемая интервьюером. Например, опрашиваемый сказал, что беседа продолжалась 40 минут, тогда как реально она длилась около 50 минут: респондент чувствовал себя непринужденно. Это должно подтвердиться в субъективном впечатлении интервьюера, оценивающего контакт по пятибалльной шкале. Не только ответы респондента, но и все вопросы, замечания интервьюера полностью заносятся в протокол. Дополнительные вопросы и пояснения часто не фиксируются в бланке. Поэтому регистрация всех реплик интервьюера столь же важна, как и запись ответов опрашиваемого. Удобнее всего оформлять протокол так, чтобы оставляя справа небольшие поля для заметок о поведении, мимике и т.п., о невысказанной информации, основной текст беседы протоколировать "лесенкой": вопросы записываются с самого начала строки, а ответы — отступя 1,5—2 см от начала. Такую запись легче анализировать. Заметки на полях протокола служат иногда дополнительным и важным источником информации. Здесь отмечают краткими ремарками внешние экспрессивные особенности поведения собеседника. Например: "сильно взволнован", "оживлен", "молчание", "нервничает", "воодушевился", "хочет угадать правильный ответ", "пришлось прервать беседу — отвлекли", "явно не желал отвечать", "здесь проявляет особую заинтересованность"... Опытный интервьюер пользуется условными значками для подобных заметок, которые он расшифровывает при окончательном оформлении протокола. Краткие заметки интервьюера делаются в специально отведенных местах. В заключение протокола желательно фиксировать общее впечатление о собеседнике, для чего выделяется раздел "Особые отметки. Общее впечатление". Интервьюер и его ассистент подписывают протокол, отмечают дату и место проведения интервью.

Подготовка протокола формализованного интервью к обработке практически не отличается от заполненного анкетного бланка, ибо все ответы кодируются по соответствующим пунктам шкал. Обработка данных интервью может осуществляться количественными и качественными методами путем контент-анализа, другими формализованными процедурами с использованием статистических показателей.

Качество информации, получаемой путем интер­вью, зависит во многом от уровня ответств-ти и добросов-ти интервьюера. Непременным правилом является вы­борочный контроль работы каждого интервьюера. С этой целью организаторы иссл-ия либо проводят краткое повторное интервью с одним из 10 (или около того) ранее опрошенных, либо удостоверяются, что ин­тервью действительно имело место в такое-то время. На практике проводят такой контроль, объясняя респондентам, что некоторые полученные от них данные хотелось бы дополнить или уточнить. За­тем задаются контрольные вопросы в соотв-ии с от­ветами, занесенными ранее в протокол интервью. Если оказывается, что ответ не совпадает или существенно от­л-ся от запротоколированного, выясняют, в чем причина (изменилась ли прежняя позиция, была невер­на предыдущая запись, неточно понята мысль респон­дента в данный момент). Службы опросов общ-го мнения обычно имеют для этой цели сотрудника, прове­ряющего (часто по телефону), был ли интервьюер, как респ-т ответил на такой-то вопрос. "Инспектор" прямо сообща­ет: "Извините, мы контр-ем работу интерв-ов на­шей службы опросов общ-го мнения".

Благодаря такому контролю 1. повышается ответ­ст-ть интер-ов; 2. коррект-ся типичные ошибки отд-ых сотруд-ков, им даются дополнит-ные инстр-ии. Например такая: "Все хорошо, но, судя по реакции респ-та, Вы слишком активно входите в контакт, респондент очень тепло о Вас отзывается, интересуется, как идут дела и пр. Не забывайте, что такой слишком дружеский стиль беседы может повлиять на объект-сть инф-ии, опра­шиваемые будут стремиться макс-но Вам угодить. Держитесь несколько более отстраненно"; 3. у организаторов иссл-ия форм-ся необх-ая уверен-ть в доброт­ности данных, понимание специфики поведения опра­шиваемых, что существенно помогает правильно интерпретировать протоколы интервью при общей обра­ботке и анализе данных.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.