Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ранние формы социальной организации и процесс генезиса предгосударственных институтов





Ранние формы социальной организации и процесс генезиса предгосударственных институтов

Государство появилось как структура, призванная защитить собственность.

Первоосновой социально-культурного начала стала сексуальная реформа регламентировавшая брачные отношения, как следствие → распространение генов на определенном пространстве.

Становление ранней формы государства во главе – лидер который решает все (выбор места стоянки, распределение занятий и обязанностей). Главная задача – раздача добычи. Лидер, как правило, был самым волевым.

Первобытный коллектив существовал, на принципах эгалитарности (уравнительства). Жили на полном самообеспечении. Все кормились из общего котла, но это не значит, что все имели право на равный кусок. Каждый вносил все, что мог, а получал по принципу привилегий.

Этот принцип являлся универсальным и сыграл решающую роль в разложении эгалитарного общества и дальнейшем его развитии.

Семейно-клановые группы заменили группы охотников. Ранги – выражение первенства (после неолитической революции).

Социальный лидер был обязан своему положению не личными заслугами, а случайности рождения. Усугубляется неравенство всех благ. В своем лидерстве он, как правило, не согласовывается ни с кем. Функциональный принцип эквивалента имеет специфику перераспределения – рестрибуция. Государство ничего не производит, но оно изымает часть зарабатываемых денег и перераспределяет их по своему усмотрению но не все, что забирается у производителей им возвращается. Редистрибуция возникает с того момента, когда государство присваивает себе средство производства. На лидера общины возлагалась роль редистребьютера. Он получал выгоду сначала в виде даров, а позже принудительно – налог. Он получил власть.

Власть – возможность осуществлять свою волю вопреки сопротивлению тех, кого это затрагивает, либо по согласию их. Вскоре власть становится во главе, на вершине общины.

Объединение родственных общин формирует этническую общность (консолидирует общность религия, культура, внешний фактор – угроза из вне).

Возникновению первичных надобщиных структур способствовали определенный условия:

1) оптимальная экологическая среда (например, в долинах «Великих» рек (Тигр и Евфрат) – регулярные разливы.

2) достигнутый обществом определенный уровень производства (устойчивый имеющий тенденцию к возрастанию, продукт).

3) демографический оптимум (давление населения в условиях хорошей заселенности пространства).

Когда это давление доходит до критической точки происходит соперничество между людьми. Лидер был заинтересован в максимизации подвластных ему обществ.

Образование протогосударств одновременно на территории, где достигнуты определенные условия → идет борьба за гегемонию.

В результате борьбы может сложиться составное или сложное протогосударство, более сложная система управления. Лидер, стремившийся укрепить свою власть, стремится к ее освящению, складывается могущественная прослойка жрецов. Постепенно вождь превращается в символ, проводником между миром живых и мертвых. Запрещалось произносить их имена. Обожествляемый лидер вождь стал рассматривать власть как пожизненное право. Власть передавалась по наследству (принцип передачи власти, линия от отца к старшему сыну). В этот момент можно говорить о завершении процесса становления протогосударства.

Протогосударство – это политическая структура, основанная на нормах генеалогии, родства, знакомая с социальным и имущественным неравенством, разделением труда и обменом продуктами труда, возглавляемая обожествляемым правителем.

Закономерности формирования государства на Востоке

На Востоке социально-экономической основой было право на производимый продукт. Появление феномена власти-собственности было важным моментом институализации власти на Востоке. В обычном протогосударстве роль человека в государстве определяли клановые связи, после появляются новые критерии, определяющие главенствующую роль. Быть аристократом и причастным к власти не означало одно и то же, зачастую на Востоке способные аутсайдеры могли получить власть в периоды смуты.

Углублявшийся разрыв между верхами и низами привел к появлению ранних государств. Они, как правило, крупнее протогосударств, полиэтничны и имели более сложную структуру управления, иерархическую лестницу: правитель, военачальники, жрецы, хранители амбаров и т.д. Все еще играли роль клановые связи, но система все больше тяготела к внеклановому отбору людей на должности.

В рамках раннего государства возникает феномен урбанизации: сооружение пирамид, храмов, дворцов. Их сооружение велось за счет государственных средств свободными крестьянами, отбывающими государственные повинности. Оформляется пантеон богов. Происходящее на Земле – зеркальное отражение событий, происходящих на небесах. Постепенно возникала многоступенчатая иерархическая система. В руках чиновников концентрировались немалые средства, что приводило к возможности личного обогащения и взяточничества.

Раннее государство – многоступенчатая иерархическая структура, основанная на клановых и внеклановых связях, знакомая со специализацией производственной деятельности. Главные функции: централизованное управление, быстрый рост территории в результате войн, территории с полиэтническим населением, обеспечение благосостояния общества, престижного потребления привилегированных верхов за счет ренты-налога с соседей, урбанизация и монументальное строительство.

Не каждое раннее государство может перерасти в развитое государство. Говорить об этом можно, когда появляется система институализации – законы, оформленные в виде кодекса права. Появляется частная собственность и рынок, командно-административная структура – азиатский способ производства – восточная деспотия. Ее отличие – мощная централизованная структура складывается здесь не на основе частной собственности, она наоборот подавляла частную собственность и рынок. Они все же были, но не обслуживали потребности государства. Государство стояло над обществом. Правящие слои, не будучи классом, жили за счет общества и выполняли функции господствующего класса. Собственники были, но капитала не имели.

Египет в 1 тыс. до н.э.

С падением около 1075г. до н.э. единого централизованного государства Нового царства, Египет вступает в поздний период (1075-332гг. до н.э.). Главное отличие его от предшествующих эпох состоит в нарастающей и достигающей максимума к концу 9в. до н.э. децентрализации египетского общества. Единая структура распадается на ряд обособленных хозяйств, находящихся под контролем правителей отдельных номов и связанных с ними номовых храмов. Те земельные участки, которые выделялись государством в эпоху Нового царства крупным чиновникам в условное держание с исчезновением централизованной власти превращаются в полную их собственность. На базе ресурсов этих хозяйств правители номов создают собственный административный аппарат и войско. Наступает период политической раздробленности. С этим связан упадок внешнего могущества Египта, т.к. находившихся в руках общеегипетских династий 1 тыс. до н.э. экономических и людских ресурсов было недостаточно для создания сильной и боеспособной армии. Поздний Египет не ведет завоевательных войн, а напротив, становится объектом завоевания со стороны африканских соседей, и позднее, великих держав Передней Азии.

Социально-экономическое развитие. В области экономики в 1 тыс. до н.э. решающим фактором было использование в хозяйстве и военном деле железа. Существенное влияние на Египет оказали те народы (ассирийцы, кушиты, греки), которые раньше египтян освоили его добычу и технику обработки, благодаря близости к источникам сырья. В ремесле ведущей была обработка металлов: бронзы, железа, золота, серебра. Высокого уровня достигло ткачество и производство цветной керамики, совершенствовалась техника кораблестроения.

Социальные отношения. Правящая верхушка – номовая и военная знать, жречество, торговцы и наемники – обогащается. Свободное население – мелкие производители – попадают в сложные условия развития товарно-денежных отношений, частного землевладения, купли-продажи земли и движимого имущества. Разорившиеся землевладельцы становятся арендаторами земли на кабальных условиях, что и ведет к дроблению земли на еще более мелкие участки и отдачу их в наем еще более мелким арендаторам.

Скопление ливийцев на севере страны и использование многих из них в качестве солдат-наемников привело на рубеже II-I тыс. до н.э. к выдвижению на авансцену политической жизни страны амбициозных ливийских военачальников, активно вмешивающихся во внутреннюю борьбу фараонов с усилившейся местной знатью. Это вмешательство завершилось тем, что один из военачальников Шешонк в середине Хв. до н.э. захватил власть и положил начало 22 ливийской династии. Ливийские династии эффективно контролировали лишь район дельты. В нильской долине большую роль играла местная знать. В 8в. до н.э. правители Нубии начали успешную кампанию за захват Верхнего Египта, что и привело к созданию 25 нубийской династии, правившей до того момента, когда в 671г. до н.э. победоносный ассирийский царь Асархаддон не завоевал Египет. Однако Ассирия не закрепила своей победы из-за внутренних распрей и в 664г. ливиец Псамметих основал 26 династию на полтора века, объединившую Египет под властью саисских фараонов.

Примерно с этого времени огромную роль в истории Египта и в связях с внешним миром начали играть греки – торговцы и колонисты. Вместе с финикийцами они стали активно обживать средиземноморские побережье страны. В 525г. до н.э. войска персидского царя Камбиза покончили с независимостью Египта, превратив его до 404г. до н.э. в сатрапию Ахеменидской империи (это время считается периодом 27 персидской династии). Освобождение от власти персов привело к появлению кратковременных 28 и 30 египетских династий, пока завоевание Александра Македонского в 332г. до н.э. вновь не привело к падению независимости Египта. После смерти Александра Египет стал владением одного из греческих сподвижников-диадохов Александра, Птолемея. Период правления Птолемея и его преемников, включая и Клеопатру, ознаменовался энергичной эллинизацией страны, столицей которой стала Александрия. Птолемеевский Египет пришел в упадок на рубеже новой эры, после чего страна на долгие века превратилась в провинцию Рима, а затем (с IV в. н.э.) – Византии.


Культура Древнего Египта

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культуру других народов Ближнего Востока. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в мировую сокровищницу и стали настоящим достоянием человечества.

Развитие культуры определило особенности социально-экономического строя Древнего Египта. Хозяйственное освоение долины Нила, создание рационального землевладения, общий подъем экономики создали материальную основу для культурного творчества.

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в систему культурных ценностей. Их главный принцип – сохранение и подражание канонам и уже известным художественным приемам.

Религия у древних египтян была фантастична, но в закономерной форме отражала специфику природных условий долины Нила, особенности социально-экономического и политического развития древнеегипетского общества. Объектом почитания был царствующий фараон – организатор ирригационной системы земледелия, повелитель людей и стихийных сил. Географическая изоляция Египта способствовала самостоятельности религиозного развития, слабости влияния других религиозных систем.

Письменность сложилась на основе пиктографии в конце IV тыс. до н.э. К середине II тыс. до н.э. сложилась окончательно система иероглифического письма. Материал для написания иероглифов: камень, глиняные черепки, дерево, кожаные свитки. Широкое распространение получил папирус.

Обучение различным видам письма происходило в специальных писцовых школах и было доступно лишь представителям господствующего класса.

Литература. Направление зависело от общего характера религиозного мировоззрения, разработанного в египетской мифологии и организации культа. Абсолютная власть богов, а также и царствующего фараона, подчиненность земной жизни людей их посмертному существованию, сложные взаимоотношения многочисленных богов в египетских мифах – главные идеи и система литературных приемов. Питательной почвой служило и устное народное творчество.

Жанры: обработанные сказки, дидактические поучения («Поучение фараона Аменемхета I», «Поучения Ани», «Речение Ипусера», «Речение Неферти»), биографии вельмож, религиозные тексты, поэтические произведения, прозаические произведения («Рассказ Синухета»).

Собрание сказок «Фараон Хуфу и чародеи», «Сказка о потерпевшем кораблекрушение», «Сказка в Правде и Кривде», «Сказка о двух братьях».

Религиозная литература: цикл сказаний о страданиях Осириса и о странствиях по подземному миру бога Ра.

Изобразительное искусство и архитектура. Для египетской архитектуры, скульптуры, рельефа характерным является тесная зависимость от религиозного культа, который формировал основной арсенал художественных средств и главных идей. Направления: реализация идеи беспредельного могущества фараона, богов, которая воплощалась в монументальных сооружениях гробниц и храмов, в грандиозных статуях с выражением неземного бесстрашия, величия и всесокрушающей мощи.

Существовало два типа монументальных гробниц: сооруженных богочеловеку-фараону и мест обитания самих богов – храмов. Но наряду с царскими гробницами и храмовыми комплексами в египетском зодчестве существовало и такое направление как строительство царских резиденций – дворцов.


Хеттское царство

Первым населением Малой Азии были хатты. Индоевропейские племена застали их в последней трети III тыс до н.э. Они восприняли у хаттов название их страны «Хатти» и переняли у хаттов множество элементов материальной и духовной культуры. Начало Хеттской государственности восходит к царской династии из города-государства Куссара. Царь этого города Питхана завоевывает Месу и делает в нем царем своего сына – Анитту. Он подчиняет себе города-государства Бурусханду и Хаттуас.

История хеттов делится на 3 периода: Древнее, Среднее и Новое царство. Среднее царство обычно называют «темным периодом» в истории хеттов, из-за отсутствия письменных источников. Но известно, что в «темный период» в жизни государства появилось хурритское политическое и культурное влияние.

Основатель царства Лабарна начал свои завоевательные походы, создав государство от Черного до Средиземного морей. Мурсилис I покорил Вавилон, тем самым положив конец I Вавилонской династии.

В начальный период хеттской государственности власть царей ограничивало народное собрание и совет знати. Впоследствии, после успешной завоевательной политики наблюдается усиление реальной власти царей. Хеттское царство вело почти непрерывные войны.

В последующее время Древнехеттское царство на всех границах подвергалось ожесточенным нападениям хурритов. Они нарушили внешние границы и внутренний порядок в стране. Начались смуты в придворной среде с кровавыми исходами. Стабилизация произошла при 8 царе династии Темпинусе: путем упорядочения законного наследования трона был введен порядок в придворной среде.

Новохеттское царство (1400-1200гг. до н.э.) начинается с успешных завоеваний первых малоизвестных царей. А после них очередной узурпатор Суппилулиумас I создает новую мощную Хеттскую державу. К этому времени постоянным сильным противником хеттов становится воинственные племена касков с северо-востока. Хетты установили свое влияние в Северной Сирии и началось хеттско-египетское противостояние. В 1296г. был заключен мирный договор между Рамсесом II и Хаттусилисом III, объединившихся против растущей мощи Ассирии. Самым сильным и опасным врагом на западе были греки-ахейцы.

В конце XII в. до н.э. с Балкан и островов Средиземноморья на страны Передней Азии хлынули полчища «народов моря». После разрушения ими хеттской столицы Хаттуаса последний царь Суппилулиумас II был вынужден бежать на остров Кипр. Так перестало существовать Хеттское царство.

Социально-экономический строй. Основой хеттской экономики было производящее сельское хозяйство. Широкое распространение получило животноводство. Развито ремесло.

Главное общественное богатство – земля – принадлежала государству, либо общинным коллективам городов и сел, чье землевладение уходило корнями в доклассовую эпоху. Значительную долю государственной земли составляли крупные царские хозяйства. Храмовые земли контролировались царем, но на деле представляли собой автономные корпоративные хозяйства. Основными видами государственной эксплуатации были обязательная служба царю, уплата натурального налога и трудовых повинностей. В общинном же секторе свободно осуществлялась купля-продажа земли. Общины носили территориальных характер, а их старейшины наделялись судебной и административной властью.

Все население страны делилось на 2 группы, различавшиеся по свободному или принудительному характеру труда. В первую группу – сословие «свободных» – входили лица, освобожденные от повинностей в пользу государства и храма. Вторая группа – «несвободные» – включала всех лиц, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация.


Сирия и Финикия в древности

Этнические перемены второй половины II тыс. до н.э. в Восточном Средиземноморье не проникли через Ливанский хребет и не коснулись Финикии. Она продолжала оставаться ханаанейской. Финикия – страна крупных и небольших городов. Финикийцы были способными ремесленниками. Некоторые изделия производили только они. Финикия играла уникальную роль в истории Передней Азии и стран Средиземноморья. Здесь заканчивались караванные и начинались морские пути. С упадком Египта в конце эпохи Нового царства финикийские города вновь становятся свободными, но «нарды моря» снова разорили все финикийские города-государства, кроме Тира. Вскоре все финикийские города снова стали набирать силу. Началась колонизация по берегам Средиземного моря. Финикийская колонизация имела несколько этапов. Ее начали тиряне с обычного морского разбоя и грабежа прибрежных жителей. Потом они стали создавать свои опорные пункты на пути главных целей их морских плаваний. Затем в конце II тыс. до н.э. возникают города с постоянным населением – Гадес за Гибралтаром и Утика – в Северной Африке. Колонизацию завершает период появления городов с храмами, постоянным торговым и ремесленным населением. Основная масса заморских колоний была основана Тиром. Наивысшего расцвета Тир достиг при Хираме (10в. до н.э.). Его власть распространилась на о. Кипр и часть Палестины, началась колонизация современного Туниса.

Но вскоре время полной независимости финикийских городов закончилось. Со второй половины 8в. до н.э. ассирийцы покоряют все города, исключая Тир. Затем с конца 7в до н.э. финикийцы попадают в зависимость от Египта и Вавилонии, наибольшую самостоятельность финикийские города приобретают в составе Персидской державы. Главные города Финикии разбогатели за счет транзитной торговли (Тир, Сидон, Библ). Торговля у финикийцев сочеталась с пиратством. Часть рабов доставлялась в Финикию и их направляли в мастерские в качестве чернорабочих, в гавани (грузчики), на корабли (гребцы). Специфическая черта финикийского рабовладения – незначительная роль рабов-военнопленных (финикийцы почти никогда не вели завоевательных войн). Зато практиковалась купля-продажа чужеземцев и незаконное порабощение доверчивых людей, которых финикийцам удавалось заманить на свои корабли.

История континентальной Сирии определялась тем временем арамеями, которые вторглись в этот регион и заселили его во второй половине 11в. до н.э., вотеснив позднехеттских князей к северу. Около 1000г. до н.э. арамеи прорвались через Евфрат в Верхнюю Месопотамию и с этого времени происходит бурная арамейская ассимиляция аморейско-хурритского населения Северной части Плодородного Полумесяца. Главным центром арамеев Сирии стал Дамасский оазис, где в 10-8вв. до н.э. существовало их крупное государство Арам-Дамаск, претендовавшее на гегемонию в сопредельных областях.

Экономика: развитое скотоводство, продажа оружия (дамасская сталь) и транзитная торговля шерстью. Во второй половине 9в. до н.э. дамасскому царю Бенхададу III удалось на время объединить 17 правителей Северной Сирии против соперника – Хаматского царства на Оронте. На некоторое время все восточное средиземноморье оказалось по властью Дамаска. Но гегемония Дамасского царства оказалась непрочной. Хамат отразил нападение Бенхадада III и коалиция, возглавляемая Дамаском, распалась. Истощенный тяжелыми и изнурительными войнами Дамаск был в конце 9в. до н.э. взят и разграблен ассирийским царем Адад-Нерари III.


Палестина в древности

В начале I тыс. до н.э. положение дел в Палестине определялось тремя силами – Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в позднебронзовый период.

Израильский племенной союз пережил в конце 13в. до н.э. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце 13в. до н.э. покинула эту страну и поселилась на Синае. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа 13-12вв. до н.э. израильские группы воссоединились и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. В 12в. до н.э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз 12-ти племен. Выборные вожди – «шофеты» являлись верховными жрецами, командировали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы.

В начале 11в. до н.э. в Палестине установилось военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа. Израильская племенная система была неспособна к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигается Саул, которого израильские племена избрали первым царем Израиля. Становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначил своих приближенных военачальниками и наделил их земельными участками, что вело к зарождению служилой знати. При Давиде (зяте Саула) (1000-965гг. до н.э.) была проведена политика создания централизованной монархии. Был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового государства.

Внешняя политика Давида. Заключен мир с филистимлянами, а границы государства на юге продвинулись до Акабского залива. Соломон – младший сын и преемник Давида (965-928гг. до н.э.) – властолюбивый, унаследовал деспотические замашки своего отца. В правление Соломона много внимания уделялось строительству (храмы, дворцы). Усиление налогообложения и введение трудовой повинности. К концу царствования Соломона усложняется внешнеполитическое положение государства. Большинство племен отпало от иудеи и образовало новое Израильское царство со столицей Самария. В Иудейском же царстве (столица Иерусалим) продолжала править династия Давида.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925г. до н.э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив Иудейское и Израильское царства.

Социально-экономические отношения. В древнеизраильском обществе первой половины I тыс. до н.э. бурно развивались частнособственнические отношения и частная эксплуатация, развитие торговли и товарно-денежных отношений, рост ремесла. 4 сословия: светская аристократия (вельможи и князья); духовная аристократия (жрецы и профессиональные пророки); народ земли (основная масса свободного населения); чужеземцы (пришельцы и поселенцы, ограниченные в правах). Низшая ступень социальной лестницы – рабы. Источники рабства: угнанные с вражеских территорий женщины и дети, преступники, неплатежеспособные должники. К рабам приближались должники и дети свободного от рабыни.


Карфаген в 9-3вв. до н.э.

Из всех финикийских колоний наибольшего экономического процветания и политического могущества достиг Карфаген, основанный выходцами из финикийского города Тира в конце 9в. до н.э. В середине 7в. до н.э. начинается период превращения Карфагена в центр финикийских колоний Западного Средиземноморья. Насильственному объединению финикийских колоний вокруг Карфагена способствовало несколько причин: ослабление политических связей с метрополией, вызванное зависимым положением городов Финикии от Ассирии и Персии; энергичная колонизация южной Италии – Сицилии, Западного Средиземноморья греками, грозившее утвердить их влияние на наиболее выгодных торговых и морских путях; внутреннее развитие финикийских колоний Западного Средиземноморья, требовавшее известной координации и совместных действий.

Так Карфаген начинает активную внешнюю экспансию. Она выражалась в выведении карфагенских колоний в разные части Западного Средиземноморья и в установлении протектората над существовавшими там финикийскими колониями, утверждение власти Карфагена на юге Пиренейского полуострова. Таким образом, к середине 4в. до н.э. Карфаген стал центром крупного государственного объединения, владения которого раскинулись на юге Испании, на западе Сицилии, на Питиусских островах и в Северной Африке. Был заключен союз с Персией и племенами этрусков, живших в центральной Италии.

Наибольший расцвет Карфагена – с середины 5-3в.в. до н.э. Потерпев неудачу в Сицилии, Карфаген перенес основное направление своей внешней политики в Северную Африку. Ему удалось победить местные племена и подчинить их себе. Карфагеняне начали колонизацию как побережья современного Туниса и Алжира, так и внутри этих стран, в также территории Марокко и Мавритании. Захват обширных территорий в Африке и вместе с прежними владениями на юге Испании, о. Сардиния и на западе Сицилии превратил это государство в обширную империю с многочисленным населением, создали основу экономического расцвета и политического могущества.

Социально-экономические отношения. Карфаген – центр посреднической торговли, крупный ремесленный центр. Имел военно-морской флот, развито кораблестроение. Территории, богатые рудами. Развитие интенсивного сельского хозяйства.

При наличии оформившихся прослоек аристократии и подневольных работников в Карфагене можно выделить также свободных мелких производителей в ремесле, и зависимое сельское население на захваченных территориях. Верхушка общества состояла из крупных землевладельцев, собственников рабских мастерских, оптовых торговцев, жречества. Важная черта – в Карфагене не был развит бюрократический аппарат. Экономическое процветание вело к жестокой эксплуатации многочисленных рабов и зависимого местного населения.

Политическое устройство. Олигархия, выражавшая интересы узкой группы богатейших карфагенских семей. В 5-4вв. до н.э. верховными должностными лицами были два суфета, избиравшихся на один год и наделенных высшей гражданской властью. Все государственные дела решались на Совете 30 и совете старейшин. Высшим контрольным органом был совет 104, которому принадлежали судейские функции. Созывалось и народное собрание, состоявшее из лиц, имеющих звание гражданина Карфагена. Но всеми делами вершила карфагенская олигархия. Главная ее задача – не допустить установления единоличного управления в форме тирании. Однако в середине 6в. до н.э. полководец Малх устанавливает свою диктатуру, однако он был изгнан из Карфагена после серии неудачных войн. После к руководству в Карфагене пришла семья знатного аристократа Магона, которому удалось передать свою власть сыновьям. К середине 5в. до н.э. власть карфагенской олигархии полностью восстановлена.

К 60-м годам 3в. до н.э. Карфаген столкнулся с новым соперником – Римским государством. Между ними началась ожесточенная борьба за господство на Западном Средиземноморье. В ходе Пунических войн 3 – середины 2в. до н.э. Территория Карфагена вошла в состав Римской республики.


Древний Элам

Благоприятные природные условия способствовали раннему переходу племён, населявших территорию Западного Ирана к земледелию и скотоводству. В 6 –5 тыс. до н.э. племена оседлых земледельцев и скотоводов широко расселяются на территории иранского плато, минуя лишь пустыни. Наличие месторождений медной руды способствовало раннему развитию металлургии. Вавилоняне и ассирийцы называли Юго-Западный Иран «Эламту» («Горная страна»).

К началу 3 тыс. до н.э. Эламе возникли раннегосударственные объединения. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, Крупный город в долине Каруна и Керхи. Кроме Суз существовали и небольшие государства (Аван, Аншан, Симаш и др.). Позже все эти области были включены в единое государство, столица которого находилась в Сузах.

История Элама на всём своём протяжении была тесно связана с историей Двуречья. В 24 – 22 вв. до н.э. Элам находился в прямой политической зависимости от Аккадского царства. В 22 в. до н.э. весь Элам стал единым независимом государством, но вскоре в страну вторглись племена кутиев, и подчинили её себе. При царях III династии Ура – Элам снова попал в зависимость от Двуручья, но в конце 21 в. до н.э. добился самостоятельности и даже временно подчинил себе Ур. В конце 18 в. до н.э. эламиты вновь вторглись в Месопотамию и превратили Аккад в прах. В конце 14 в. до н.н. Элам был завоёван Касситской Вавилонией. Однако около 1180 г. до н.э. Эламский царь Наххунте 1 изгнал вавилонское войско. Около 1150 г. эламиты совершили новый поход против Вавилонии и подчинили себе свою страну. Это было время расцвета Эламского могущества. Однако в 1115 г. до н.э. вавилонское войско нанесло эламитам сокрушительное поражение, после которого Элам на 3 столетия исчезает с исторической арены.

В 8 в. до н.э. Элам становится союзником Вавилона в борьбе с Ассирией и оказывается втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Лишь в период царствования в Ассирии Асархаддона между Ассирией и Эламом установились кратковременные мирные отношения. После разгрома Вавилона, при царе Ашшурбанапале, Ассирия разгромила Элам, захватив его столицу Сузы. Около 595 г. до н.э. вавилонскому царю Навуходоносору II удалось подчинить Эламитов своей власти, затем они оказались под властью мидийских царей, в конце 549 г. до н.э. были покорены персами. После этого Элам навсегда лишился своей независимости.

Общество: В III тыс. до н.э. в Эламе преобладали сельские общины, куда входили все свободные люди, независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землёй и совместно обрабатывающие её.

С началом II тыс. до н.э. в Эламе интенсивно развиваются частные хозяйства с использованием рабского труда. Складывание рабовладельческих отношений приводило к имущественной дифференциации, распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и средств производства. Земля стала сосредотачиваться в руках отдельных экономически сильных семей, что привело к возникновению частной земельной собственности. Постепенно в домашних общинах началось выделение богатых и бедных. Малоимущим приходилось прибегать к ссуде и многие из них оказывались в долговом рабстве.

Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе имелись также царские и храмовые хозяйства, существовали ремесленные мастерские, в которых работали военнопленные, обращённые в рабов, и зависимые от царя ремесленники из местного населения.

Храмы были собственниками крупных земельных владений, а также занимались торговыми и ростовщическими операциями. Часть храмовых земель отдавалась в аренду, остальная обрабатывалась храмовыми рабами и общинниками.

Постепенно в системе государственного управления произошли большие изменения. Характерная для Элама система управления с помощью суккалов к 15 в. до н.э. перестала существовать. Начиная с 13 в. до н.э. царский престол стали передавать по наследству от царя к его старшему сыну. Шло формирование централизованной монархии.


Древние иранцы. Мидия

Мидия занимала территорию Северо-Западного Ирана. В 3-2 тыс. до н.э. на этой территории обитали племена оседлых земледельцев и скотоводов. говоривших на пасситском, кубийском, хурритском и др. неиндоевропейских языках. Собственно эти мидийцы и родственные им персы говорили на различных диалектах иранских языков, принадлежавших к индоевропейской языковой семье. Считается, что предками ирано-язычных племен были скотоводы Восточной Европы, откуда часть их направилась через Кавказ и вдоль побережья Каспийского моря в Иран и Среднюю Азию. Во 2-й половине 2 тыс. до н.э. они вторглись в Иран и постепенно распространились по всей территории в начале 1 тыс. до н.э. Повсеместно шел процесс смешения пришельцев с местным населением, которое постепенно становилось ирано-язычным. Начиная со 2 половины 8 в. до н.э. Иранцы уже составляли большинство населения во многих областях Западного Ирана, в том числе и в Мидии.

В 673 г. до н.э., воспользовавшись военными действиями между ассирийцами и киммерийцами, мидийские племена подняли восстание против ассирийского ига. Восстание возглавил один из мидийских вождей по имени Каштарити. В 672 г. до н.э. мидийцы создали независимое государство, изгнав ассирийцев. С Западной части территории Каштарити начал постепенно объединять все мидийские племена, ликвидируя мелкие княжества. К середине 7 в. до н.э. Мидия стала крупным государством Древнего Востока. С 653 по 625 гг. до н.э. над страной утверждается господство скифов. В 625 г. до н.э. царем Мидии стал сын Каштарити Киаксар, который нанес поражение скифам и окончательно объединил все мидийские племена в единое государство, создал сильную регулярную армию, реорганизовав ее по родам, а не по племенному принципу. В союзе с Вавилоном, мидийцы в 614г. обратили свое внимание на исконного врага – Ассирию. В итоге мидийцы захватили исконные области Ассирии (Северная Месопотамия и область Харран), Мидия стала крупнейшим государством на Востоке, на ряду с Египтом и Вавилонией, мидийский царь Киаксар расширил границы своего государства за счет южных и восточный соседей. Была лишена независимости Персия, захвачены Парфия и Гиркания, подчинено государство Урарту, ликвидировано скифское царство в Сакасене, покорена Манна. Длившаяся 5 лет война между Мидией и Лидией закончилась заключением мирного договора. В 585 г. до н.э. Киасар умер, оставив в наследство своему сыну Астиагу большую и могущественную державу, подчинившую своей власти также Элам. Это обострило отношение с Вавилонией. Но восставшие в 550 г. до н.э. персы, захватили Мидию.

Общество: наука еще не располагает достаточными данными для исследования социального строя и государственные структуры мидийского общества, т.к. в археологическом отношении Мидия изучена недостаточно. В начальный период классовое расслоение было невелико, и вооруженные народные классы играли значительную роль в военной и политической жизни страны. В 7 – нач. 6 в. до н.э. здесь еще не было развитых форм рабства, а лишь патриархальное рабовладение. Захват колоссальных богатств ассирийских царей и знати заметно ускорил классовое расслоение в мидийском обществе, т.к. большая часть добычи доставалась его верхушке. Однако продолжительные войны неблагоприятно сказывались на хозяйстве родовых общинников, составлявших ядро мидийской армии. Когда к середине 6 в. до н.э. значительная часть общинников оказалась порабощенной знатью, страна стала добычей внешних врагов.


Культура древней Индии

Религия. Появле







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.