Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ранние формы религии – архаичные религии.





Форма религии Ее сущность
Тотемизм (англ. totem на языке сев.-амер. индей­цев букв, «его род») Поклонение какого-либо рода, племени живот­ному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубо­кое внутреннее тождество всех членов первобытного объединения с особями одно­го определенного вида животных.
Фетишизм (порт, feitico — идол, амулет, талисман, заколдован­ная вещь) Религиозное поклонение, суть ко­торого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам) ма­гической силы, способной влиять на ход собы­тий. Магия и фетишизм не являются особыми форма­ми религии, их пережитки сохраняются в мно­гочисленных проявлениях и сейчас
Анимизм (лат. anima — душа, дух) Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь ок­ружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложи­лось представление об особом мире сверхъестест­венных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возник­новения современных религий.

Одной из национальных религий выступает иудаизм – самая древняя монотеистическая религия, возникла в конце II – начале I тыс. д.н.э. Распространена среди евреев. Священные книги – Тора и талмуды. Вера в бога Яхве, бессмертие души, загробный мир, богоизбранность евреев и приход спасителя – миссии.

Наибольшее влияние оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками:

· огромное число последователей во всем мире;

· эгалитарность (проповедуют равенство всех лю­дей, обращены к представителям всех социальных групп);

· миссионерская активность и прозелитизм (стремление обра­тить в свою веру лиц другого исповедания);

· космополитичностъ носят межэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.

 

Линии сравнения Буддизм Христианство Ислам  
Этимоло­гия слов Санскрит «будх» - пробуждение от сна, просветление Греч. Christos — Мес­сия Арабский - предание себя воле Бога, покорность
Определение Мировая религия Мировая, монотеистическая религия Мировая, монотеистическая религия
Основатели Сиддхартха Гаутама Иисус Назарянин Пророк Мухаммед (570-632 г.н.э.)
Зародились VI—V вв. до н. э. Индия I в. н. э. в Палестине, Иудее VII в. н. э. на Ара­вийском полу­острове
Распространена Южная, Юго-Восточная и Вос­точная Азия. В России — Тува, Бурятия и Кал­мыкия Преимущест­венно Европа и Северная Америка, Латинская Америка. В России исповедуют православие Ближний Вос­ток, Северная Африка. В Рос­сии — Татарстан, Башкор­тостан, респуб­лики Кавказа (9% населения)
Священные книги (источники) Типитака («Три корзины») Библия (Ветхий и Новый заветы, Евангелия). Коран, Сунна, Шариат — мусульманское законодательство
Численность 500 млн. человек - буддистов 2 млрд. человек - христиан 1,5 млрд. человек – мусульман
Основы учения Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правиль­ный путь к спасе­нию. Нужно пройти путь к нирване. Идея грехов­ности челове­ка как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Вера в Иисуса Христа как богочеловека и спасителя мира, он принял страдания и искупил первородный грех человечества. Поклонение единому богу –Аллаху и следование заповедям, которые он даровал через пророка Мухаммеда. Человек — существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жиз­ни самостоя­тельно. Ему ос­тается уповать на милосердие и помощь Ал­лаха.
Конфессии   Католицизм, православие, исихазм, протестантизм Суннизм, шиизм, суфизм.
Прочее   Секуляризация –одно из понятий, означает процесс освобождения общества от церкви и религии. Начался в средние века с освобождения земельных владений от церковных феодалов, затем распространился на образование, управление и суды. Исламизация — 1) содержание политических про­грамм, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран му­сульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель кото­рых — построение «исламского мира»; 2) продолжающе­еся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока  
             

 

 

СМИ и СМК. Тенденции духовной жизни современной РФ.

В дискуссиях по вопросу развития духовной жизни Рос­сии существует две тенденции:

1) не­обходимо пойти по линии культурного сближения с за­падными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации;

2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям и искать свой особый путь в будущее.

Проблемы современной культурной ситуации в России:

1. Снижение нормативности культуры. Расшатываются моральные устои, под­вергаются пересмотру нравственные идеалы, распростране­ние девиантного и асоциального поведения.

2. Бедность значительной части населения ведет к от­странению ее от активного участия в культурной жизни. Потеря интереса к дости­жениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства дорогие по цене, а малоимущему большинству приходится ограничивать свои культурные за­просы дешевой продукцией массовой культуры (духовно обеднение).

3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть рус­ская культура — культура русского народа — и националь­ные культуры других народов России.

4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реак­ция культурного отторжения. Заполнение российского рын­ка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития суррогатной культуры.

5. Современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивиду­ализм, антизападнические настроения и стремление воссо­единиться с мировой цивилизацией (синтез культур).

6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демо­кратическом правовом государстве.

7. Потеря национальной самобытности в рамках процесса глобализации.

Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ), которые представляют собой:

Совокупность всех каналов передачи информации: пе­чать (газеты, журналы, бюллетени, информационные лист­ки), радио, телевидение, кинематограф, видео, Интернет.

Совокупность всех жанров, посредством которых реали­зуется все содержание массовой информации: заметка; ин­тервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.

Средства массовой информации:

  • влияют не только на чув­ства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации.
  • как инструменты коммуникации и знания, как тако­вые, являются одновременно инструментами власти.
  • формируют общественное мнение.
  • спо­собствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок.
  • характеризуются универсальностью.
  • стандартизи­руют и формируют однородную культуру.
  • унифицируют мне­ния, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.

 

Функции СМИ

Наименование функции Содержание
Коммуникативная Установление контакта с массовой аудито­рией как совокупностью субъектов, имею­щих цель получить информацию
Непосредственно-организаторская Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе
Идеологическая Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, включая мотивацию поведения
Культурно-образо­вательная Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных цен­ностей, воспитание.
Рекламно-справочная Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества.
Рекреативная Создание условий для развлечений, сня­тия напряжения, получения удовольствия

 

Массовая культура, как вы уже догадались, неотдели­ма от средств массовой информации (СМИ). Благодаря им обеспечивается систематическое распространение культурной продукции через печать, радио, телевидение, кино, глобальные компьютерные сети, звукозапись, видеозапись, электронные носители. Вся культура, а не только мас­совая, так или иначе проходит через СМИ. Совершив качественный скачок в 1960-е гг., они стали универсальным средством распространения информации. Уже в 1964 г. вы­ступление «Битлз» в Карнеги-холле в Нью-Йорке слушали не только посетителей зала, но и 73 млн. телезрителей по ТV. Способность к быстрому и практически полному охва­ту самой широкой аудитории превратила СМИ в важней­ший фактор современной культуры.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.