|
Духовная культура. Формы и виды культур.Стр 1 из 3Следующая ⇒ Этимология слова cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл. В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством. В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания. Культура (от лат. возделываю)- это комплекс, включающий знания, верования, искусство, мораль, обычаи и законы, способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества. В широком смысле – это все ценное, созданное обществом. «Культура — это специфика человеческой деятельности, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового» А. де Бенуа.
Культура как динамическая система включает в себя комплекс связей, институтов и элементов, которые формируют ее структуру и способствуют ее функционированию:
Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.
Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека. Подвидами материально‑культурных феноменов являются: 1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека); 2) искусственно‑природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней); 3) синтетически‑природные объекты, т. е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы); 4) социально‑культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги); 5) социально‑материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины). К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которое идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание — то, что они значат для личности и общества. Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески‑преобразующей деятельности создавшего ее человека. Выделяют следующие подвиды духовной культуры: 1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно‑природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры); 2) театральное искусство (театральные образы); 3) произведения изобразительного искусства (живопись, графика); 4) музыкальное искусство (музыкальные образы); 5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т. д.); 6) общественно‑психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т. д.). В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества. Социокультурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода. Ученые вычленяют следующие функции данной сферы: а) трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего в будущее); б) селекционную (оценка и классификация унаследованных ценностей, определение их места и роли в решении проблем общества на данном этапе); в) инновационную (обновление социальных ценностей и норм). Взгляды философов: 1. Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей природе — существо антикультурное, а сама культура — это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. 2. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества (И.‑Г. Гердер и др.). Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.
Культуру классифицируют: 1)Доминирующая – совокупность ценностей, верований, традиций, которыми руководствуется большинство членов общества. а) Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций присущих большой социальной группе. б) Контркультура – часть доминирующей, как субкультура, но она противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями. 2) Интернациональная – принятая в большинстве стран мира система ценностей, обычаев, традиций… а) Национальная – это система культурно – духовного комплекса характерная одному народу. В последнее десятилетие заговорили о появлении экранной культуры, она связана с компьютерной революцией, развитием видео техники, телефонов, Интернета.
Выводы: 1. духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта; 2. культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы; 3. культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности, как отдельной личности, так и конкретного общества в целом. Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни: Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества. Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность. Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|