Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ЗАНЯТИЕ 1. Профессионально важные качества руководителя.





ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

(преподаватель – Волгина Т.Ю.)

ЗАНЯТИЕ 1. Профессионально важные качества руководителя.

Теоретические задания:

1. Почему у топ-менеджеров качество исполнительности не оценивается работниками организации?

2. Почему по мере повышения статуса дополнительных профессионально важных качеств руководителя становится меньше?

3. Почему, по Вашему мнению, в технических подразделениях используются менее длинные списки профессионально важных качеств?

4. Что такое разнообразие рабочей силы и почему оно настолько важно?

5. Что такое демографические различия между людьми и почему они так важны?

6. Что такое различия между людьми в отношении склонностей и способностей, в чем состоит их важность?

7. Что такое личностные детерминанты и различия между индивидами, почему они важны?

8. Что такое различия между людьми в отношении ценностей, в чем состоит их важность?

9. Что включает в себя менеджмент разнообразия и индивидуальных различий и почему это так важно?

Практические задания:

ЗАДАНИЕ 1. (письменно)

Екатерина Карпова (25 лет, высшее экономическое образование, прекрасное владение английским языком) рассказывает о своих неудачах: «Вначале я работала в фирме «Компас» менеджером. Моим боссом был отставной военный. Он постоянно отдавал команды. Всё время приходилось слышать: «выполните немедленно», «обратите внимание», «займитесь делом». Он был уверен, что только он мог судить обо всём. Моему боссу никогда не приходило в голову, что со мной как с подчинённой просто необходимо обсуждать некоторые решения. Я часто проявляла инициативу, которая вызывала у него раздражение, неудовольствие. Любую совместную работу мы с ним выполняли очень быстро, но не качественно. В результате, я потеряла к работе интерес и через некоторое время уволилась.

Новую работу я искала довольно долго. Были очень хорошие предложения, но каждый раз не устраивали какие-то детали или люди, с которыми предстояло взаимодействовать. В конце концов, я начала работать в компании «Нева». Работа была интересная и требовала от меня точности, детальной проработки вариантов. Директор «Невы» был знаком с моим прежним начальником. Я точно не знаю, говорили ли они обо мне или нет, но мой новый босс сразу стал с предубеждением относиться к моей активности. Все мои деловые предложения он обращал в шутку, обещал рассмотреть их позже. А когда я по собственной инициативе подготовила серьёзный экономический анализ ситуации, он положил его в огромную кипу бумаг на столе и будто случайно завёл разговор о времени моего очередного отпуска. Мне потребовался ещё целый месяц, чтобы окончательно убедиться в том, что он не ценит мои профессиональные качества, и я уволилась».

 

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какими качествами обладает Е. Карпова? Каковы причины её увольнения из фирмы «Компас» и компании «Нева»?
  2. Представив себя на месте директора небольшой фирмы, в которую пришла работать Е. Карпова, разработайте модель поведения по отношению к ней (учтите,

что для фирмы важно её прекрасное знание экономики и английского языка).

 

ЗАДАНИЕ 2. (письменно)

Объясните слова, принадлежащие А.Смиту: «Люди отдают, чтобы получить. Мы ожидаем, что получим наш обед не вследствие благотворительности мясника, повара и пекаря, а благодаря их заботе об их собственных интересах».

 

ЗАДАНИЕ 3.

В чём, по-вашему, испытывает потребность человек, ценящий вознаграждение в виде:

1. Большого офиса; титула; права на машину.

2. Хорошей программы пенсионного обеспечения и выплат по болезни; отзывов, вселяющих чувство уверенности.

 

ЗАНЯТИЕ 2. Принятие решений руководителем.

Теоретические задания:

1. Для каких управленческих ситуаций модель принятия решения как игры подходит более всего?

2. Чем различаются нормативные и дескриптивные модели принятия решений?

3. Почему руководитель обязан изменять процедуры принятия решений?

4. Назовите четыре составляющие программы управления по целям.

5. Перечислите преимущества программы вовлечения работников.

6. Сравните концепцию управления с участием персонала и программу вовлечения работников.

7. Сравните преимущества и недостатки удаленной работы с точки зрения служащего.

8. Опишите связь между системами оплаты труда в соответствии с квалификацией и теориями мотивации.

Практические задания:

ЗАДАНИЕ 4.

Социологи пришли к выводу, что резервы роста производительности труда огромны, но работники часто их скрывают. Так 85% американских рабочих считают, что могли бы работать интенсивнее, а более 50% - уверены, что могли бы повысить производительность труда вдвое, если бы захотели. Здесь мы имеем дело с таким явлением, как рестрикционизм – сознательное занижение производительности труда. Как подтверждает практика, 10% людей будут работать плохо даже за очень большие деньги, другие 10% будут работать хорошо вне зависимости от зарплаты, а усердие остальных зависит от эффективной мотивации. В связи с этим мотивация как побуждение к деятельности приобретает особое значение.

Ответьте на вопросы:

1. Как надо вести себя руководителю с подчинёнными, чтобы те захотели реализовать в труде все свои возможности?

2. Перечислите известные вам организационные формы стимулирования персонала.

3. Используйте для предложений материал, представленный ниже.

Так, Э. Старобинский, рассматривая вопросы поощрения как внутреннее дело каждой организации, резюмирует огромный опыт в области мотивации западных организаций. И приводит перечень возможных поощрений:

- хорошим работникам, как правило, каждые полгода увеличивается заработная плата;

- премия за выслугу лет – через 5, 10 лет;

- оплачиваемое приглашение на два обеда или ужина в первоклассном ресторане на определённую сумму, которые фирма выдаёт сотруднику, если он за целый год ни разу не брал отпуска по болезни;

- участие службы по работе с персоналом в решении личных проблем сотрудников. Ими могут быть, например, банковские кредиты, которые не удалось возвратить, другие долги, различные проблемы с детьми, помощь при болезни, юридическая помощь;

- выдаётся оплаченный чек на полное медицинское обслуживание в лучших медицинских учреждениях США;

- страхование жизни и здоровья;

- субсидируемый предприятием кафетерий;

- ссуды с пониженной процентной ставкой на обучение детей в колледже;

- организация детских учреждений;

- организация коллективных гаражей;

- повышение в должности без изменения заработной платы;

- предоставление права бесплатно пользоваться автомобилем фирмы;

- оплата расходов за бензин и оплата ремонта личного автомобиля;

- руководителям высшего звена, проработавшим 10-15 лет и внёсшим личный вклад в развитие организации, предоставляется оплаченный отпуск от 6 месяцев до года.

ЗАДАНИЕ 5.

Разрешите мотивационный конфликт.

У Николая проблемы с руководством его маленькой группой, члены которой выражают разного рода недовольства. В основном они говорят, что он ими не руководит. Сам Николай очень самонадеян и берётся за любую работу. Он умело справляется с делами и не может понять, почему другие люди так консервативны и медленны в работе.

Одному из подчинённых Николая, Владимиру, равняется пятидесятый год. Он всегда работал в одном и том же отделе и, очевидно, очень встревожен деспотичными и рискованными решениями Николая. Сергей, с другой стороны, очень разочарован. У него много идей относительно перемен, но у Николая никогда нет времени, чтобы его выслушать. В результате, Сергей чувствует себя обиженным и разочарованным. Третий его подчинённый, Иван, напуган тем, что Николай всегда спешит и, по-видимому, не интересуется, есть ли Иван или нет, никогда не спрашивает, как он поживает, и не помогает ему преодолеть его беспокойство.

Ответьте на вопрос:

Как бы вы посоветовали Николаю изменить его поведение? Этот вопрос связан со стилем руководства, мотивацией и способностью адаптироваться к потребностям других людей.

 

ЗАДАНИЕ 6.

Кому из вас не доводилось слышать историю о том, как компания взяла на работу выпускника ВУЗа, талантливого, но ещё мало знающего о практике применения своих талантов и реалиях бизнеса. Компания учила новичка всем премудростям, руководство лелеяло надежды: «Этот энтузиазм плюс немного опыта – и это будет самый эффективный наш сотрудник». Однако в тот самый момент, когда эти «розовые» надежды были, кажется, уже на грани реализации, их главный реализатор, поблагодарив за всё, чему его здесь научили, исчезает в офисе другого работодателя (хорошо, если не конкурента).

Ответьте на вопросы:

1. Каковы, по-вашему, потребности молодого специалиста?

2. Что явилось решающей причиной ухода его из организации?

 

ЗАДАНИЕ 7. (письменно)

В некоторых компаниях текучесть кадров рассматривается как неизбежное зло; в них регулярно проводятся увольнения сотрудников, сокращения штата, уменьшение бюджета. Но разница между управляемой и незапланированной текучестью кадров как раз и заключается в том, что затраты на последнюю неоправданно высоки. Из-за отсутствия мотивационной заинтересованности происходит текучесть кадров. Между тем, данного явления вполне можно избежать, изучая и удовлетворяя наиболее важные потребности сотрудников.

Эксперты из Saratoga Institute полагают, что замена одного сотрудника среднего звена обходится в сумму, приблизительно равную двум его годовым окладам. В условиях отечественного бизнеса эта цифра составляет не менее чем 60% дохода за двенадцать месяцев. Если уменьшить уровень текучести кадров и тем самым сократить данную статью расходов, то сэкономленные деньги можно будет направить на программы удержания сотрудников.

Рассчитайте общую экономию от сокращения текучести кадров по следующей схеме:

Компания 300 сотрудников
Текучесть 13% в квартал 39 сотрудников
Средняя заработная плата одного сотрудника 6000 руб.
Стоимость замены одного сотрудника  
Сумма затрат на замену персонала в квартал  
При сокращении текучести на 3%  
Сумма затрат на замену персонала в квартал при текучести 10%  
Общая экономия  

 

ЗАДАНИЕ 8. (письменно)

Прочитайте сказку.

Жил-был волшебник, который любил загадки. Больше всего ему нравилось создавать очаровательные картинки-головоломки для детворы. Эти картинки-загадки были не простые, а волшебные: когда последний правильный кусочек вставал на место, картинка начинала излучать свет, наполнявший детвору радостью.

Смотреть на эти картинки было для детей бОльшим счастьем, чем получать тысячу конфет.

Однажды волшебник превзошёл самого себя. Он нарисовал потрясающую картину, использовал все волшебные краски, смешанные со звёздной пылью. Его так впечатлило собственное творение, что он решил не нарезать картинки на кусочки-головоломки. Он хотел, чтобы дети почувствовали волшебство сразу, не дожидаясь решения головоломки. Волшебник с радостью вручил малышам пакет. Но те внезапно расстроились.

Ответьте на вопрос: Почему дети оказались разочарованными?

 

ЗАДАНИЕ 9.

ЗАДАНИЕ 10. (письменно)

Проанализируйте представленные карьеры. Ответьте на вопросы:

  1. Какие внешние обстоятельства способствовали данным карьерам? Определите роль удачи, везения в управленческом пути двух лидеров.
  2. Какие личностные характеристики обусловили карьеру в каждом случае? Укажите общие черты и различия двух лидеров.

 

Карьера банкира

Макар Петров родился в Москве. В 23 года он окончил политехнический институт и стал инженером-металлургом, отработал в научно-исследовательском институте 8 лет, опубликовал 17 научных статей. В 31 год он стал учредителем Центра научно-технического творчества молодёжи «Аскон», а в 34 года создал банк. В 37 лет М. Петров являлся владельцем и управляющим одного из самых крупных банков страны.

 

Карьера учёного

Вера Васильевна Морозова после окончания института в 25 лет приступила к работе на химическом заводе «Силикон». В 37 лет она защитила кандидатскую диссертацию, а в 39 – докторскую. В 45 лет стала главным инженером завода «Силикон». С 50-летнего возраста по достижении 72 лет Вера Васильевна работала директором научно-исследовательского химического института. В течение последующих 8 лет она занималась коммерческой деятельностью. А в 80 лет возглавила монастырь. По мнению Веры Васильевны, её новая работа – крупномасштабный коммерческий проект. Свою деятельность на новом посту она начала с аудиторской проверки.

 

ЗАДАНИЕ 11.

ЗАДАНИЕ 12. (письменно)

Выполните тест.

1. Люди, связывающие управление важными событиями своей жизни с внутренним контролем, - это:

а) интерналы;

б) экстраверты;

в) экстерналы.

 

2. Интернальность человека связана с:

а) инфантильностью;

б) уверенностью в себе;

в) ответственностью;

г) независимостью;

д) самодостаточностью.

 

3. В «Большую Пятёрку» (пять характерных черт личности, важных для успешной профессиональной деятельности) входят:

а) экстернальность;

б) экстраверсия;

в) восприимчивость к новому;

г) всё вышеперечисленное.

 

4. К возрастным периодам в жизни человека, по теории Даниэля Левинсона, относятся следующие периоды в жизни человека:

а) 23 – 28;

б) 50 – 55;

в) 28 – 33;

г) 55 – 60.

 

5. Интроверсия – это:

а) общительность;

б) ориентация на внутренний мир;

в) уверенность в себе;

г) восприимчивость к новому.

 

6. Какие характеристики психотипа свойственны меланхолику?

а) пессимистичный;

б) спокойный;

в) активный;

г) пластичный.

 

7. Какой вид профессиональной деятельности наиболее соответствует флегматику?

а) руководитель;

б) бухгалтер;

в) менеджер.

 

8. Определите оптимальный размер малой группы, позволяющий ей работать эффективно:

а) до 20 человек;

б) свыше 30 человек;

в) 14 человек.

 

9. Какие действия помогают человеку выйти из состояния стресса?

а) метод «инвентаризации»;

б) выплёскивание эмоций на окружающих;

в) беседа на отвлечённую тему.

 

10. Какие характеристики свойственны зрелой группе?

а) готовность к самостоятельному решению проблемы и к ответственности за результат;

б) неспособность самостоятельно действовать, но готовность к ответственности;

в) активный поиск виновных в случае неудачи;

г) неосведомлённость работников о критериях труда.

 

11. Какую информацию даёт руководителю использование такой технологии диагностики, как «Социограмма взаимосвязей в группе»?

а) о наличии неформальных взаимодействий;

б) о наличии неформального лидера;

в) о конфликтах в организации;

г) о лояльности персонала компании.

 

12. Потребности врождённые и физиологически не обусловленные называются:

а) первичные;

б) вторичные;

в) общие.

 

13. В чём, по вашему мнению, испытывает потребность человек, ценящий вознаграждение в виде большого офиса, титула, права на автомобиль от фирмы?

а) в заинтересованности;

б) в стабильности;

в) в статусе;

г) во власти.

 

14. Определите типы мотивации по отношению к работе по классификации Ю. Красовского:

а) автономность;

б) обратная связь;

в) чувство долга по отношению к работе;

г) мотивационная автономность.

 

15. К этапам создания мотивационной программы относятся:

а) сопоставление результатов анализа;

б) учёт индивидуальности работников;

в) анализ актуальных потребностей;

г) проверка эффективности выбранных форм и методов.

 

16. Выделите только функциональные последствия конфликта:

а) рост текучести кадров;

б) снижение производительности труда;

в) снижение синдрома покорности;

г) изменение норм поведения и отношений в организации.

 

17. Основные подходы к проблеме эффективного лидерства:

а) ситуационный;

б) поведенческий;

в) личностный;

г) с точки зрения теории черт.

 

18. Какие из нижеперечисленных поведенческих установок персонала по отношению к клиентам не характерны для фазы сбытовой ориентации?

а) наш имидж – наш клиент;

б) удовлетворять все вопросы;

в) живём, пока есть что продать;

г) раскрутиться, выжить, заработать.

 

19. Выделите из следующих установок те, что свидетельствуют о псевдоклиентурном типе поведения в организации:

а) изображение фирменной символики на некачественном товаре;

б) клиента просят перезвонить, без объяснения причины;

в) шикарная обстановка в офисе;

г) много и настойчиво рекламируют товар.

 

ЗАДАНИЕ 13. (письменно)

Чтобы уменьшить сопротивление в конфликтных ситуациях, необходимо научиться применять «рациональный» подход и избегать «обвинительного».

Определите, какие утверждения соответствуют «рациональному» подходу:

- вы выводите меня из себя;

- мне неудобно, когда вы критикуете меня в присутствии других сотрудников, это роняет мой авторитет;

- мне придётся самому делать эту работу, так как вы неверно меня поняли и всё перепутали;

- вы никогда не сдаёте мои отчёты в срок, так как постоянно болтаете по телефону;

- когда вы говорите, что работа закончена, я ожидаю, что она выполнена полностью.

 

ЗАДАНИЕ 14.

В основе многих конфликтов эмоциональное начало. Вот пример диалогов подчинённого и руководителя, которому руководитель дал дополнительное задание.

ЗАДАНИЕ 15.

Известно, что две трети своего рабочего времени управленец вынужден тратить на разрешение сложных производственных ситуаций, которые могут носить конфликтный характер. Это обуславливает необходимость конструктивного разрешения руководителем разного рода конфликтов.

Ситуация

Вы работаете с недавнего времени начальником большого цеха. Проходя в свой кабинет, вы видите на площадке несколько оживлённо беседующих сотрудников. Проходя через 30 минут, вы вновь наблюдаете ту же картину. Как вы будете действовать?

Варианты решений

  1. Потребую прекратить разговор. Предупрежу о недопустимости такого поведения.
  2. Пройду мимо, а затем вызову их руководителя и выражу ему своё недовольство.
  3. Подойду к сотрудникам и запишу их фамилии, объявлю замечания в приказе. Предупрежу о более строгом наказании при повторном нарушении.
  4. Сделаю замечание и предложу немедленно вернуться на свои места.
  5. Подойду к беседующим и постараюсь выяснить, о чём они говорят, какой работой должны быть заняты, какова загрузка в данный момент. Вызову руководителя для выяснения положения с работой в отделе и только после этого буду принимать решение.

 

Ситуация

Вы – старший мастер. С одним из молодых рабочих у вас возник конфликт: тот не хочет учиться, повышать свою квалификацию.

Как себя вести в данной ситуации?

Варианты решений

  1. Пока никаких действий предпринимать не буду. Может он ещё пойдёт учиться?
  2. Переведу на более простую, но хуже оплачиваемую работу.
  3. Найду в коллективе опытного работника, который сумеет убедить его начать учиться и покажет наиболее рациональные приёмы работы.
  4. Попытаюсь уговорить его изменить отношение к работе и последовать моим советам.
  5. Попытаюсь подключить коллектив участка для обоснования необходимости дополнительного обучения.

 

ЗАДАНИЕ 16. (письменно)

Составьте кодекс поведения в конфликтных ситуациях, используя следующие начала каждого пункта:

- помните, что в конфликте….

- придерживайтесь следующего подхода…

- осознайте….

- избегайте….

- ориентируйтесь на ….

- предложите собеседнику ….

- не преувеличивайте…

- не обвиняйте….

 

ЗАДАНИЕ 17. (письменно)

Составьте карты конфликта по предложенным ситуациям.

Существует несколько способов или методов определения причин конфликтного поведения. Один из них – метод картографии конфликта. В результате составления карты проясняются точки совпадения интересов конфликтующих сторон, более ясно проявляются страхи и опасения каждой из сторон, определяются возможные пути выхода из создавшейся ситуации.

 

Ситуация

На совещании у главного инженера фирмы обсуждался серьёзный вопрос. Директор филиала «Арс» доложил вариант решения, который предварительно обсуждался в филиале. Начальник технического отдела филиала «Арс» предложил другое техническое решение, которое главный инженер фирмы нашёл более удачным. После совещания директор филиала сделал замечание начальнику технического отдела за то, что тот выступил против его решения, и заявил, что у них должна быть общая точка зрения. В ответ на это начальник отдела обвинил директора филиала в бюрократизме, формализме и подавлении инициативы. Разговор шёл на повышенных тонах. После этого инцидента отношения между начальником отдела и директором филиала резко обострились. В результате начальник технического отдела уволился по собственному желанию.

 

Ситуация

Современная развивающаяся организация. Продукция, пользующаяся спросом. Участниками ситуации являются два профессионала: токарь Андрей, 28 лет. Энергичный квалифицированный специалист. Работу выполняет быстро, в оставшееся время играет в домино, рассказывает анекдоты. Вторым участником является токарь Иван Иванович, 55 лет. Спокойный, уравновешенный. Работу выполняет не торопясь, рассудительно, долго и тщательно читает чертежи, временами чересчур осторожен. Исходя из этого, высокопрофессиональные задания, как правило, поручают ему.

На этой почве между ними возник конфликт. Андрей: «Я молодой, энергичный, работу выполняю быстро. Время у меня остаётся, а более ответственные, сложные и дорогие детали достаются Ивану Ивановичу».

Иван Иванович: «Я не виноват. Я выполняю работу по заданию руководства».

Результат

  1. На 30 минут работа была приостановлена.
  2. Иван Иванович – язвенник. На нервной почве у него обострилась язва и он слёг в больницу на 14 дней.

Ответьте на вопросы, которые часто остаются без ответа:

  1. Каковы экономические последствия данных ситуаций?
  2. Кто несёт ответственность за эти последствия?
  3. Составьте карту данных двух конфликтов.

 

Пример карты конфликта

Проблема
1-я сторона 2-я сторона 3-я сторона
Потребности: Опасения: Потребности: Опасения: Потребности: Опасения:
           

 

 

ЗАДАНИЕ 18. (письменно)

Выполните тест.

  1. Люди, связывающие управление важными событиями своей жизни с внешним контролем – это:

а) интерналы;

б) экстраверты;

в) экстерналы.

 

  1. Локус контроля – это:

а) функция менеджмента;

б) характеристика личности;

в) потребность человека.

 

  1. По основным показателям развития карьеры, по Дугласу Т.Холлу, пик профессиональной активности приходится на возраст:

а) 30 лет;

б) 45 лет;

в) после 50-ти лет.

 

  1. Определите три возможных варианта развития карьеры в точке «45 лет»:

а) спад;

б) рост;

в) стагнация;

г) поддержание.

 

  1. Какие характеристики психотипа свойственны сангвинику?

а) обидчивый;

б) неконфликтный;

в) пластичный;

г) ригидный.

 

  1. Какие характеристики психотипа свойственны флегматику?

а) миролюбивый;

б) легковозбудимый;

в) переменчивый;

г) исполнительный.

 

7. При кооперировании индивидуального труда производительность каждого члена коллектива:

а) повышается;

б) понижается;

в) остаётся на прежнем уровне.

 

ЗАДАНИЕ 19.

Много лет назад Макиавелли в своей книге «Государь» сказал: «Нет ничего более трудного, чем биться за новое, ничего более рискованного, чем направлять, или более неопределённого, чем возглавлять создание нового порядка вещей, потому что противниками нововведений будут выступать те, кому хорошо жилось при старом порядке вещей, а робкими защитниками – те, кому будет хорошо при новом».

В этих пророческих словах – сущность всех проблем, возникающих при нововведениях. Исключительно важно определиться, с чего начать организационные изменения, если при этом должны измениться три важных компонента:

а) стратегия;

б) система функционирования организации;

в) поведение персонала, включая мотивы, нормы, понятия, ценности и распределение власти.

Определите, в какой последовательности осуществлять инновации? Выберите один из предложенных вариантов и объясните свой выбор.

  1. Стратегия – система – поведение.
  2. Поведение – система – стратегия.
  3. Поведение – стратегия – система.

 

ЗАДАНИЕ 20. (письменно)

При определении 20 наиболее важных навыков и умений руководителей в первую пятерку попали два фактора, непосредственно связанные с искусством коммуникаций. Одним из основных элементов коммуникаций является умение слушать собеседника. По некоторым оценкам, руководители затрачивают на слушание до 80% своего рабочего времени.

Решите ситуацию. Леонид и Александр лично не очень часто встречаются отчасти потому, что у них не складываются отношения друг с другом, а отчасти потому, что они работают, хотя и в разных зданиях, на одном и том же участке. Они считают неприятным, когда по работе от них требуются частые контакты. Эту проблему они стараются преодолеть, разговаривая друг с другом по телефону, когда им это нужно.

Леонид – молодой математик, выпускник университета, служащий в отделе обработки данных. Хотя он пришёл на работу в банк всего несколько лет назад прямо из университета, его быстро повысили в должности до уровня руководителя среднего звена. Он не женат, живёт рядом с офисом, что означает, что он может часто работать допоздна.

Александру под 50 лет, он пришёл в банк в возрасте 16 лет, в конце концов, стал его руководителем. Его большой опыт работы по этой специальности означает, что его техническое мастерство высоко, но он не знаком с последними достижениями в обработке данных. Фактически, он сожалеет о перепроизводстве, как он считает, по существу бесполезной информации. Он всегда утверждает, что у него есть вся информация, какая ему нужна. В банке считают, что он часто игнорирует информацию, которая не совпадает с его собственным мнением. Он придерживается строго определённого режима, приходя и уходя с работы пунктуально, чтобы ехать за город к своей жене и семье.

Леонид думает, что банк довольно закоснелое учреждение, которое надо тащить в 21 век. Эту точку зрения он охотно выражает каждому, кто захочет его выслушать. Он погружён в свой мир компьютеров. У него нет времени для людей. «Луддиты – говорит он, - это те, кто не видит преимуществ информационной эволюции». Александр – молчаливый человек. Слушает, не одобряет и делает работу так, как он всегда делает.

 

Ответьте на вопросы:

  1. Определите препятствия для коммуникации между двумя этими людьми.
  2. Что можно сделать, чтобы устранить барьеры в коммуникации?
  3. Перечислите факторы, препятствующие общению двух героев, и помогите им преодолеть барьеры, предложив свои варианты.

 

ЗАДАНИЕ 21. (письменно)

Необходимым атрибутом общения любой живой системы является обратная связь. Отсутствие обратной связи есть ещё один, достаточно часто встречающейся коммуникативный барьер. Обратная связь – это двусторонний процесс, который включает два главных компонента:

- информирование подчинёнными руководителя о процессе решения задач;

- оценку и направление работы исполнителей, исходя из результатов анализа, а также необходимые коррективы со стороны руководителя.

 

Одно из правил успешной обратной связи – язык «Я-сообщений». Структура «Я-сообщения» выглядит так:

- фраза начинается с описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет: «Когда вы…. (следует нейтральное, необвинительное описание поведения, поступка другого человека)».

- затем следует описание ваших рациональных или эмоциональных реакций на это поведение: «Я чувствую, что…. (говорится о ваших ощущениях или чувствах в связи с этим поведением)».

- далее объясняется, почему данное поведение составляет затруднения для вас: «Потому что …. (говорится, почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас)».

- заканчивается сообщение пожеланием того, чего бы вы хотели: «Я хотел бы….., я был бы вам признателен….., я бы предпочёл ….. (следует описание вашего желания)».

Сравните два высказывания и определите, какое из них относится к «Я-высказываниям»:

  1. «Вы никогда не делаете того, что я хочу. Вы всегда поступаете по-своему».
  2. «Когда Вы принимаете решение за нас обоих, не спрашивая моего мнения, я чувствую обиду, и мне кажется, что Вас не интересует моя точка зрения. Мне бы хотелось, чтобы мы совместно обсуждали эти вопросы и при их решении учитывали желания обеих сторон».

 

Составьте два варианта «Я-сообщений».

 

 

ЗАДАНИЕ 22. (письменно)

Выполните тест.

 

  1. Экстернальность человека связана с:

а) инфантильностью;

б) уверенностью в себе;

в) ответственностью;

г) независимостью;

д) самодостаточностью.

 

  1. Определите, на каких уровнях изучается организационное поведение:

а) организационном;

б) межличностном;

в) личностном;

г) групповом.

 

  1. По основным показателям развития карьеры, по Дугласу Т.Холлу, период становления личности приходится:

а) 25 – 30;

б) 35 – 40;

в) 25 – 45.

 

  1. Экстраверсия – это:

а) общительность;

б) ориентация на внутренний мир;

в) уверенность в себе;

г) восприимчивость к новому.

ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»

(преподаватель – Волгина Т.Ю.)

ЗАНЯТИЕ 1. Профессионально важные качества руководителя.

Теоретические задания:

1. Почему у топ-менеджеров качество исполнительности не оценивается работниками организации?

2. Почему по мере повышения статуса дополнительных профессионально важных качеств руководителя становится меньше?

3. Почему, по Вашему мнению, в технических подразделениях используются менее длинные списки профессионально важных качеств?

4. Что такое разнообразие рабочей силы и почему оно настолько важно?

5. Что такое демографические различия между людьми и почему они так важны?

6. Что такое различия между людьми в отношении склонностей и способностей, в чем состоит их важность?

7. Что такое личностные детерминанты и различия между индивидами, почему они важны?

8. Что такое различия между людьми в отношении ценностей, в чем состоит их важность?

9. Что включает в себя менеджмент разнообразия и индивидуальных различий и почему это так важно?

Практические задания:

ЗАДАНИЕ 1. (письменно)

Екатерина Карпова (25 лет, высшее экономическое образование, прекрасное владение английским языком) рассказывает о своих неудачах: «Вначале я работала в фирме «Компас» менеджером. Моим боссом был отставной военный. Он постоянно отдавал команды. Всё время приходилось слышать: «выполните немедленно», «обратите внимание», «займитесь делом». Он был уверен, что только он мог судить обо всём. Моему боссу никогда не приходило в голову, что со мной как с подчинённой просто необходимо обсуждать некоторые решения. Я часто проявляла инициативу, которая вызывала у него раздражение, неудовольствие. Любую совместную работу мы с ним выполняли очень быстро, но не качественно. В результате, я потеряла к работе интерес и через некоторое время уволилась.

Новую работу я искала довольно долго. Были очень хорошие предложения, но каждый раз не устраивали какие-то детали или люди, с которыми предстояло взаимодействовать. В конце концов, я начала работать в компании «Нева». Работа была интересная и требовала от меня точности, детальной проработки вариантов. Директор «Невы» был знаком с моим прежним начальником. Я точно не знаю, говорили ли они обо мне или нет, но мой новый босс сразу стал с предубеждением относиться к моей активности. Все мои деловые предложения он обращал в шутку, обещал рассмотреть их позже. А когда я по собственной инициативе подготовила серьёзный экономический анализ ситуации, он положил его в огромную кипу бумаг на столе и будто случайно завёл разговор о времени моего очередного отпуска. Мне потребовался ещё целый месяц, чтобы окончательно убедиться в том, что он не ценит мои профессиональные качества, и я уволилась».

 

Ответьте на следующие вопросы:

  1. Какими качествами обладает Е. Карпова? Каковы причины её увольнения из фирмы «Компас» и компании «Нева»?
  2. Представив себя на месте директора небольшой фирмы, в которую пришла работать Е. Карпова, разработайте модель поведения по отношению к ней (учтите,

что для фирмы важно её прекрасное знание экономики и английского языка).

 

ЗАДАНИЕ 2. (письменно)

Объясните слова, принадлежащие А.Смиту: «Люди отдают, чтобы получить. Мы ожидаем, что получим наш обед не вследствие благотворительности мясника, повара и пекаря, а благодаря их заботе об их собственных интересах».

 

ЗАДАНИЕ 3.

В чём, по-вашему, испытывает потребность человек, ценящий вознаграждение в виде:

1. Большого офиса; титула; права на машину.

2. Хорошей программы пенсионного обеспечения и выплат по болезни; отзывов, вселяющих чувство уверенности.

 







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.