Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Высшие органы власти в первой половине XVIII в.





После смерти Петра I роль Сената как центрального органа уп­равления начинает снижаться. С 1711 г. по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех во­просов государственного управления, главой исполнительной влас­ти (в отсутствие государя).

В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный Совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий.

Верховный Тайный совет приобретает законодательные полно­мочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным Тайным советом.


В 1730 г. этот орган управления упраздняется и в 1731 г. его место занимает Кабинет министров, выполнявший совещательные функ­ции при императрице (Анне Иоанновне). С 1735 г. Кабинет наделя­ется законодательными полномочиями, полный набор подписей ми­нистров (три) заменяет подпись императрицы.

Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив все государственное управление. Сенат, к этому времени состоявший из пяти департаментов, сотруд­ничал с Кабинетом, осуществляя его решения.

В 1741 г. Кабинет министров упраздняется и Сенат вновь превра­щается в высшее политическое учреждение, активно включившись в управление государством. В том же году, однако, создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управле­ния — Кабинет Ее Величества, возглавляемый секретарем императ­рицы (Елизаветы Петровны).

В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет, состояв­ший из восьми человек, который в 1769 г. заменяется Советом при высочайшем дворе, сосредоточившим свою деятельность на внут­ренней политике и включившим всех руководителей центральных органов управления. Совет просуществовал до 1801 г., затем был заменен Непременным Государственным Советом.



С 1763 г. Сенат превращается в высшее административно-судеб­ное учреждение, состоящее из шести департаментов: первый ведал государственными финансами и секретным делопроизводством, вто­рой — собственно судебными делами (надзором, обобщением прак­тики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий ведал делами провинций (администрацией, финансами), четвертый — военными делами, пятый — местной администрацией, шестой — местными су­дами.

С 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в выс­шую судебную инстанцию.

Столь частые изменения в структуре высших органов власти и управления были обусловлены борьбой двух начал власти: бюрокра­тического и личного. Укрепление абсолютной монархии питало каж­дое из этих начал — власть монарха становилась неограниченной, но она должна была опираться на мощный бюрократический аппарат, который, в свою очередь, все более начинал работать на себя. Законы бюрократии приводили к тому, что аппарат стремился стать господ­ствующим. В этой коллизии монарх был вынужден обращаться к «верным людям», узкому кругу лиц, которым он перепоручал власть.

В свою очередь замкнутость правящей группы вызвала негатив­ную реакцию других более широких слоев правящего класса — придворных, гвардии, аристократии столичного и провинциального дво­рянства. Потеря правящей верхушкой социальной опоры приводила к ее свержению путем дворцовых переворотов. Гвардия начинает диктовать свои условия (кондиции), которые вынуждены принимать монархи.

Тайная экспедиция создавала специальные секретные следствен­ные комиссии для расследования конкретных дел. Многочисленные секретные комиссии создавались в период Крестьянской войны 1773—1775 гг. Комиссиям были приданы воинские команды, приме­нявшие к арестованным и телесные наказания и расстрел (с санкции следственной комиссии). Эти органы носили чрезвычайный харак­тер и образовывались в соответствии с политической ситуацией.

Полицейские органы

Абсолютистское государство первой четверти XVIII в. называют «полицейским». Причина не только в дотошном вмешательстве го­сударства во все сферы общественной и частной жизни, но и в том, что именно в этот период впервые были созданы профессиональные полицейские органы.

В конце XVII в. полицейско-карательные функции осуществляли Разбойный и Земский приказы. Наиболее серьезные дела разбира­лись в Приказе тайных дел. Несколько позже политические процес­сы переходят в Преображенский приказ.

Собственно полицейские органы первоначально создаются в Пе­тербурге и Москве: в 1718 г. в Петербурге утверждается должность генерал-полицмейстера, в 1722 г. — должность обер-полицмейстера в Москве. В своей деятельности они опирались на канцелярии по­лицмейстерских дел, старост улиц и выборных десятских.

Уже в 1733 г. в двадцати трех городах существовали полицмейс­терские конторы во главе с полицмейстером. Полиция имела воору­женные формирования.

В компетенцию полиции входила охрана порядка, борьба с пре­ступностью, городское благоустройство, противопожарные меро­приятия. В следственном процессе полиция выполняла функции дознания.

Непосредственно розыскные функции в 1730 г. были сосредото­чены в Сыскном приказе, в 1733 г. создаются полицмейстерские камеры. Полицейская система сложилась к этому времени в следую­щем виде: губернатор, коменданты, генерал-полицмейстер, обер-полицмейстер, воеводы, сотские, земские комиссары, магистраты и ратуши — все эти органы в той или иной мере выполняли полицей­ские функции.

С 1775 г. полицейские функции в уездах стали выполнять исправ­ники и нижние земские суды.

В городах полицейское управление сосредоточилось у городни­чих, в Санкт-Петербурге и Москве — у обер-полицмейстеров.

В 1782 г. в городах начали создаваться специальные полицейские органы — управы благочиния. В их состав вошли: городничие (в столицах — полицмейстеры), приставы по уголовным делам, приста­вы по гражданским делам, два выборных ратмана.

Территория города делилась на округа (части), полицейский надзор в котором осуществлял частный пристав. Часть подразде­лялась на кварталы, где назначались подчиненные приставу квар­тальные надзиратели и квартальные поручики. Кварталы делились на дворы.

В компетенцию управы благочиния входили: наблюдение за по­рядком, соблюдением законов, проведение решений губернского правления, судебных палат и других судов, пресечение нарушений, осуществление дознания и розыска, задержание преступников и даже решение мелких уголовных дел (на сумму до двадцати рублей).

Городские тюрьмы находились в ведении полицейских органов (если это были не специальные тюрьмы и крепости для содержания политических и особо опасных преступников).

С 1775 г. стали создаваться смирительные дома, в которых содер­жались лица, подвергнутые заключению в административном (не судебном) порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии».

Для содержания неимущих (бродяг, мелких воров, беспризорни­ков) создавались работные дома, включенные в систему мануфактур­ных и иных государственных производств.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.