Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Понятия «языки культуры», «тексты культуры», «культурный код», «культурные символы».





УРОВНИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

Кто же в социологическом плане является участником между­народных культурных отношений? Выше, в главе VIII, мы рас­смотрели основные типы культурных общностей и установили целесообразность их деления по уровням на этнические, нацио­нальные и цивилизационные. Между этими-то общностями прежде всего и возникает взаимодействие.

В результате длительного общения между различными нация­ми может возникнуть региональный тип взаимодействия, кото-

рый порождает общность культуры Средиземноморья, Ближнего Востока, Северной Америки, Тихоокеанского региона и т.д. Осо­бое значение в современном мире приобретает наднациональ­ный уровень.

Рассмотрим более конкретно уровни взаимодействия культур.

Этнический уровень

Этнический уровень взаимодействия осуществляется между локальными этносами, этноязыковыми, культурно-хозяйствен­ными (по общности материальной культуры), историко-этногра­фическими (по сходству духовной культуры), этноконфессиональ­ными и другими общностями. Во взаимодействии культур этого типа проявляются двойственные тенденции. Взаимное усвоение элементов культуры, с одной стороны, способствует интеграци­онным процессам, взаимному обогащению, обмену и т.д., а с другой — сопровождается усилением этнического самосознания, стремлением к закреплению этнической специфики. Само по себе этническое общение, выражающееся в усилении контактов, дву­язычии, увеличении числа смешанных браков и т.д., еще не ве­дет к установлению общности. Как известно, культура этноса обес­печивает не только его интеграцию и стабильность как системы. Элементы этой культуры имеют и вторую жизнь, так как выпол­няют и этнодифференцирующие функции, становятся основой для различения «мы» и «они». Для каждого этноса бытие других этнических групп — внешнее явление, отличающееся не только по содержанию жизнедеятельности, но и в силу несходства культурного облика. Конечно, отношение к этому внешнему началу может варьироваться в зависимости от различных внут­ренних или внешних факторов. Оно может вызывать интерес, но не вести к взаимодействию. Может возникать и взаимное или одностороннее проникновение, ведущее к использованию каких-либо элементов без утраты взаимной разделенности. Несомнен­но, что и на этом уровне формируются элементы межэтнической культуры, на основе которой и происходит прежде всего обще­ние между первичными общностями. К такой культуре отно­сятся прежде всего языки межэтнического общения, не обязатель­но имеющие национальную привязанность. Конечно, такую роль выполняет прежде всего английский язык, за которым следу­ют испанский, французский, арабский, русский, китайский и некоторые другие ареальные языки. Каждый из них при этом подвергается адаптации к местной среде.



Однако сами по себе такие механизмы еще недостаточны, чтобы обеспечить интенсивное взаимодействие и согласие разно­родных элементов. Разногласия и конфликты, в которых диффе­ренцирующие характеристики могут служить поводом и критери-

ем для вражды и насилия, делают необходимым формирование устойчивого единства на более высоком уровне.

Национальный уровень.

Национальный уровень. Национальное единство возникает как на моноэтнической, так и на полиэтнической основе через об­щую хозяйственную деятельность и государственно-политичес­кую регуляцию. Это дополняется созданием и соответствующей культуры — языка, идеологии, норм, обычаев и т.д. В странах Азии и Африки национальное единство в большей степени скла­дывалось на основе общего исторического опыта, накопленного в ходе колониального угнетения и борьбы за национальную неза­висимость и национальное самоопределение. Хорошо известно, что в освободившихся странах национальное объединение преж­де всего осуществляется государством. В сфере культуры оно так­же выступает важнейшим средством утверждения единства.

Тем не менее процессы культурной консолидации нации не­редко оказываются двойственными и приводят в свою очередь к росту межнациональных противоречий в рамках одного государ­ства или между ними. В Индии прямое осуждение вызывают тен­денции этнической и языковой консолидации, вызывающие на­пряженные столкновения между представителями разных эт­ноязыковых групп. Многие индийские ученые и политики видят в локальном национализме причины конфликтов и трений, веду­щих к дезориентации государственного единства.

Нередко меры по укреплению территориального и государ­ственного национализма ведут к ограничению прав или изгна­нию инонациональных групп. Так, например, в 70-х гг. в Гвинее, Уганде, Кении, Замбии изгонялись «инородцы» (иногда прожи­вавшие в данной стране в течение ряда поколений) не только из соседних и смежных, но и более отдаленных стран (средиземно­морских, азиатских). В 1989-1992 гг. подобные процессы охватили ряд стран бывшего Советского Союза. За такими мерами большей частью стоят экономические причины, так как тем самым ослаб­ляется конкуренция для «титульного этноса» в доступе к мест­ным ресурсам, что нередко наносит длительный хозяйственный ущерб из-за оттока активного населения и вражды с соседями. Тем не менее существуют и социокультурные причины, если воз­никает сильная потребность в ускоренном формировании нации и преодолении локальных барьеров.

Цивилизационный уровень.

Цивилизационный уровень. Именно в общении между цивили­зациями достигались в прошлом наиболее существенные резуль­таты в обмене духовными, художественными, научными дости­жениями. В средние века европейская цивилизация многое заим­ствовала из мусульманского региона, а позднее Индия и Китай

внесли немалый вклад в культуру Запада. Интенсивный обмен происходил между исламским, индийским и буддийским регио­нами. Конфликтность этих отношений сменялась мирным сосу­ществованием и плодотворным взаимодействием.

Как показали новейшие исследования, разносторонние кон­такты, ослабевшие в эпоху колониального подчинения, суще­ствовали между Африканским континентом и другими региона­ми. Несмотря на несомненное сходство этнических культур Тро­пической Африки и Латинской Америки, эти регионы долгое время оставались мало осведомлены друг о друге. Лишь в 30-40-е гг. подъем таких культурно-идеологических течений, как индеанизм и африканизм (а вначале негризм), сопровождавшийся интере­сом интеллигенции к истокам культуры своих народов, привел к росту культурных отношений. Мыслители и деятели культуры обоих континентов обнаруживали, что и там, и там неевропейский куль­турный субстрат имеет похожие характеристики, в том числе в религии, языке, народной культуре.

Достижение независимости многими странами Азии и Афри­ки способствовало в немалой степени снятию прежних ограниче­ний и проявлению тех потенций, которые заключаются в различ­ных этнокультурных и национально-политических общностях. Естественно, что государственные принципы самоопределения наций во многом определяют и характер культурных связей меж­ду различными обществами. Большое влияние на эти отношения оказывают и различные политико-экономические организации: СНГ, АСЕАН, Лига Арабских государств, Организация афри­канского единства и др.

Культурные заимствования

Культурные заимствования специалисты считают более распространенным источником культурных изменений, чем независимое изобретение. Их относят к мирному способу перенесения ценностей одной культуры на почву другой.

Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни.

Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким его собственной культуре, т. е. то, что смогут понять, оценить и использовать аборигены; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит продвинуться вверх по ступенькам прогресса, даст преимущество перед другими народами; в) отвечает внутренним потребностям данного этноса, т. е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, имеющиеся в его распоряжении.

Распространенным примером престижного заимствования служит мода: один народ или социальная группа заимствуют не то, что им необходимо с утилитарной точки зрения, а то, что считается престижным. Процесс заимствования в таких ситуациях может приобретать цепной характер.

Культурному заимствованию предшествует другое явление, называемое культурным отбором, или селективностью культуры.

Селективность — избирательное отношение к переносу ценностей из одной культуры в другую. Она может быть целенаправленной, сознательной либо стихийной, происходящей в силу объективных условий. Всего выделяют четыре основные причины селективности:

— культура еще не созрела для заимствования данных изобретений;

— новые элементы грозят разрушить сложившуюся в обществе культуру;

— идеология запрещает заимствование новых элементов как «враждебных», «чуждых», «плохих»;

— члены общества не считают, что новые элементы нужны им.

Страна, которая заимствует чужое, называется культурой-реципиентом, а страна, которая отдает свое, именуется культурой-донором. Как правило, культурное новшество ложится на частично подготовленную почву. Это означает, что в культуре-реципиенте должны существовать группы или силы, заинтересованные в перенесении чужого, готовые распространять, внедрять и защищать культурное новшество; причем, выгоды от принятия культурного новшества должны перевешивать выгоды от его отвержения. Однако на практике подсчитать плюсы и минусы не удается. Возможны лишь приблизительные и, как показывает история, очень грубые прикидки.

Когда российская интеллигенция в 90-е годы пошла на заимствование западных рецептов рыночной экономики и вступила на путь «шоковой терапии», она надеялась в одно десятилетие, подобно Польше, проскочить самый опасный отрезок пути и резко повысить эффективность производства. Но жизнь оказалась много сложнее научных расчетов: через десять лет производство в стране почти полностью развалилось, большинство населения обнищало, спонсорство культуры сократилось или прекратилось полностью. Но и при таких результатах никто не берется однозначно утверждать, стоило ли стране браться за экономические реформы или нет.

Культурные заимствования могут быть а) стихийными и неуправляемыми, такими, где отсутствует сознательный отбор культурных инноваций; б) целенаправленными и сознательными. Вторая стратегия культурного заимствования должна проходить все необходимые для культурного отбора стадии, а именно:

• создание проекта заимствования и его критическая проработка;

• отбраковка претендентов на культурное заимствование, поиск нужных образцов;

• практическое внедрение и обеспечение экономической и политической поддержки.

С одной стороны, внедрение культурного новшества идет тем быстрее, чем сильнее страны, откуда заимствуется новшество, и чем сильнее культура-донор оказывает давление на культуру^реципиента.

С другой стороны, внедрение культурного новшества идет тем медленнее, чем сильнее оно навязывается культуре-реципиенту.

Проблема культурных заимствований тесно связана с темой культурной вариабельности, которая указывает на особенности национального характера и национальной психологии, а именно восприимчивость к иной культуре, способность менять свое поведение в зависимости от изменения культурного контекста (например, когда русский попадает в другую страну).

Культурная диффузия

Культурная диффузия — это взаимное проникновение культурных черт и комплексов из одного общества в другое при их соприкосновении. Культурное соприкосновение называется культурным контактом. Он может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием их друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием.

Проникновение американской культуры на Европейский континент во второй половине XX века оказалось столь мощным, что породило особый феномен, названный «вестернизацией». В свою очередь, и американская культура, давшая миру огромное число открытий и изобретений, раньше формировалась благодаря целенаправленным заимствованиям, стихийным проникновениям.

Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др. Китайский повар, плававший с великим путешественником Марко Поло, принес рецепт спагетти в Италию, а столетие спустя итальянские иммигранты завезли его в Америку. Миссионеры принесли в развивающиеся страны не только новый религиозный кодекс, но также новые обычаи в поведении, одежде, гигиене, школьном обучении.

Распространение, или диффузия, культурных инноваций по своему вектору принимает два направления — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное распространение наблюдается между несколькими этносами, равными по статусу группами или индивидами, поэтому его еще можно называть межгрупповой культурной диффузией. Вертикальное распространение элементов культуры происходит между субъектами с неравным статусом, поэтому его можно именовать также стратификационной культурной диффузией. Скажем, заимствование милиционерами лексических формул из воровского жаргона надо считать горизонтальным распространением, а заимствование аристократией элементов простонародного говора — вертикальным.

Культурная диффузия может происходить не только между странами и народами, но также между группами и классами. Межгрупповая диффузия давно отмечается криминалистами, которые заявляют, что разговорный язык, манера поведения и общения милиционеров в СССР, а сейчас и в России стала походить на стилевые особенности преступной субкультуры. Жестокость обращения милиционеров, долгое время сталкивавшихся с преступниками, перенята в значительной мере у них. В профессиональный лексикон блюстителей порядка вклиниваются элементы криминального сленга. Стратификационная диффузия1 выражается в двустороннем процессе:

• средний и низший классы перенимают у высшего класса элементы высокой моды, престижного потребления, литературный язык и др.;

• высший класс перенимает у нижестоящих страт формы более раскрепощенного поведения, упрощенной манеры одеваться.

Одежда, символизирующая статусные различия людей, в современном обществе превращается в сферу пересечения классов и сословий, в канал диффузии культурных ценностей из одной страты в другую. Среднему классу сегодня по карману купить модную одежду, которую прежде носил только высший. Высококвалифицированные рабочие, например техники по ремонту телеаппаратуры, являются на работу в костюмах и галстуках, которые прежде служили отличительным символом высшего, а затем среднего класса.

Другой пример стратификационной диффузии — изменение культурного статуса бильярда. Впервые бильярд появился как игра джентльменов в высшем классе Англии и Америки. Позже произошла его культурная диффузия в низшие классы. К середине 20-х годов XX века в США насчитывалось 42 тысячи бильярдных клубов (poolroom), но к середине 60-х их число сократилось до И тысяч. Закат этого величайшего культурного института для мужчин-американцев был неизбежным постольку, поскольку радикально изменился весь строй культуры: усилилась роль женщины в семье, которая смотрела на мужские развлечения неодобрительно, повысился уровень образования населения, и заниматься бильярдом, ставшим символом социальных низов, было уже непрестижно. Американские мужчины стали больше ориентироваться на семейный досуг, нежели проведение свободного времени в сомнительных закрытых для женщин заведениях2.

В традиционном обществе существовала ярко выраженная символическая поляризация населения. Сегодня культурологи отмечают, что эталоном стиля и образа жизни для высшего и низшего классов становится средний класс. Пирамида как бы сплющивается к середине, полюса притягиваются тем, что является общим для всех.

Таким образом, стратификационная диффузия распространяется не только снизу вверх или сверху вниз, но также в двух направлениях, действуя циклически и возвращаясь в модифицированном виде, в исходную точку по схеме «подъем—спуск—подъем» и наоборот. Такое перемещение называют еще культурной ротацией.

Культурная диффузия несет обществу как позитивные, так и негативные сдвиги. Проникновение высокой культуры в средние и особенно низшие страты, с одной стороны, означает ее демократизацию и просвещение населения, а с другой — ее примитивизацию, граничащую с опошлением. Культура действительно становится все более демократичной и проникает в широкие массы, однако это справедливо только для одной ее части для активного досуга и занятий спортом, но несправедливо для высокой культуры. Ею по-прежнему занимаются преимущественно те, кто находится в верхней половине социальной пирамиды.

Эстетическое чувство.

Испытание человеком чувства и наслаждения многогранны по характеру, структуре, психологическим фактором. Одни из них близки животным, другие же присущи только людям.

Эстетическое чувство присуще только людям. Это одно с наиболее сложных видов духовного переживания, благороднейшее из чувств человека. Эстетическое чувство не дается человеку от рождения. Оно зарождается у ребенка сравнительно поздно, либо не зарождается вообще, если ребенок по каким-либо обстоятельствам вырастал в среде животных.

Человеческая чувственность возникает и развивается под влиянием многообразных форм практической деятельности.

Эстетическое чувство - наиболее сложная категория. Она характеризуется как глубокое переживания от рассматривание ответного предмета. Возникают вопросы: почему те или иные предметы вызывают у нас глубокое эстетическое переживания? Почему симметрия, гармония, ритм ассоциируются с красотою?

Эстетическое чувство не может функционировать без развитого эстетического созерцания, которое формируется на основе внешних чувств, таких как зрение и слух. В связи с этим существует глубокая внутренняя связь между эстетическим созерцанием и эстетическим чувством. Только эстетическому созерцанию открываются такие свойства как гармоничность и симметричность, выразительность и ритмичность, завершенность и соразмерность.

Эстетическое созерцание - это не тоже самое, что зрительные и слуховые ощущения.

Например, опытный охотник может видеть дальше, чем художник и слышать лучше, чем композитор. Однако его эстетическое рассматривание наверно поступается тому и другому за силой, развитием и глубиной. Эстетическое созерцание исходит не только из физиологических потребностей организма, сколько из потребностей человека в деятельности.

Например,первичное искусство было искусством синкретическим, не расчлененным на отдельные виды искусства. И только с развитием эстетического созерцание благодаря труду возникают виды искусства, которые дают возможность удовлетворить своей деятельностью тот или иной орган чувств.

Например, живопись имеет исключительные возможности в передаче цветного богатства мира. Тогда как скульптура изображает человека в трехмерном, реальном просторе.

Эстетические функции исполняют преимущественно зрительные и слуховые ощущения. Прочие ощущения, такие как прикосновение, обоняние, вкус, почти не имеют эстетического значения, поскольку их тяжело отделить от жизненных функций организма. Попытки французов создать "музыку ароматов" не имели успеха, потому что эстетические функции определенных чувств ограниченные.

Характерной особенностью чувств зрения и слуху есть то, что они могут быть органами ума, интеллектуальным созерцанием, потому что способные открыть гармонию, ритм, пропорции, симметрии в природе, обобщить природные формы.

Эстетическое чувство перебывают в органическом единстве с личностными интересами лица. Благодаря своей заинтересованности эстетическое чувство отображает только те объекты, которые включаются в круг его направленности.

Личный интерес - это индивидуальное отношение человека к действительности, которое обусловлено, с одной стороны, его конкретным бытием, воспитанием, спецификой микросреды, в которой происходит его жизнедеятельность, а с другой - оригинальностью самой личности и неповторимостью ее жизненной пути. Черты личного интереса отображаются на специфике эстетического чувства, что проявляется как индивидуально-неповторимое, субъективно-конкретное отношение данной личности к действительности.

Конкретность и субъективность эстетического чувства содействуют его обогащению.

Умение активно воспринимать окружающий мир с помощью чувственности, есть продукт культурно-исторический. Формы содержания и представлений задаются извне различными формами деятельности. Культура, ее предметные формы, духовный смысл, а также человеческое сообщество - носители форм чувствования мира и форм мышления. Каждый человек овладевает такими формами индивидуально, через различные формы деятельности и общения, через игры и обучение. Вне мира культуры и человеческого сообщества чувственные качества человека не развиваются.

Способность к чувственности свойственны всем людям, которые различаются лишь мерой их развитости и культурно-эстетическим своеобразием их проявления.

Человек, вступая в жизнь, получает готовым социально-экономический строй, определенную культуру общества, материальные и духовные ценности. Эта реальная жизнь. С приобретением социального опыта у человека появляются потребности и чувства, которые и формируют духовные потребности и способности. К их числу принадлежит эстетическая потребность и эстетические отношение, как способность ее удовлетворения.

Эстетическая потребность возникает только при наличии эстетического чувства - этого основания эстетического отношения к миру.

Эстетическое чувство является важнейшей социальной характеристикой личности. Сложившаяся структура культурных, художественных ценностей каждой эпохи по отношению к личности человека имеет нормативный характер. Личность в процессе социального взаимодействия и эстетического воспитания усваивает эстетические ценности, принятые в обществе и формирует собственный духовный мир.

Чем сложнее социальная, культурная, этническая, демографическая структура общества, тем многообразнее эстетическое чувство людей.

Неразвитость эстетического чувства свидетельствует о низкой духовности человека. Неодухотвореность, низменность, грубая утилитарность потребностей, желаний личности свидетельствует о неразвитости эстетического чувства. Поэтому доступность богатств эстетической культуры (ровные права на образование, получение информации, пользования библиотеками, музеями и другими учреждениями культуры) – важное условие социальной справедливости.

Эстетическое чувство накладывает отпечаток на любой вид человеческой деятельности.

Существенное влияние на развитие эстетического чувства оказывает искусство. С помощью искусства мы развиваем и обогащаем личный опыт мироотношения, проникаем во внутренний мир другой личности, учимся видеть и чувствовать мир чужими глазами, тем самим раскрываем в себе способности сочувствовать.

Эстетическое чувство - это положительное либо негативное чувственно-эмоциональное переживание, что отображает двусторонние связи между предметными ценностями и эстетической потребностью в наслаждении как условию развития индивидуальности.

Эстетическое чувство является основанием эстетического сознания, на котором формируются элементы обеспечивающие эстетическое развитие и совершенствование личности и общества, а именно, эстетический вкус, эстетический идеал.

Эстетический идеал.

Термин "идеал" происходит от греческого слова "ейдос" (вид, наружность, род, образ, способ) и определяется как "образец", "норма", "цель".

Категория идеала в эстетике появилась довольно поздно. Первое самостоятельное значение идеал получил в эстетике классицизма и означал возможность художника к совершенным образцам античного искусства. "Зачем искать красоту, когда она уже найдена древними? Достаточно подражать грекам и успех обеспечен!" – размышляли классики.

Под эстетическим идеалом понимается некоторый образец совершенства, норму, воплощение желаемого, должного, цель, мечта - нередко в образе прекрасного, совершенного человека.

Идеал потому и является идеалом, потому что несет в себе черты предельного совершенства, как бы явившегося в облике красоты.

Эстетический идеал существует в двух разновидностях: во-первых, в облике отчетливого мнения об желаемом, должном; во-вторых, в виде реальных предметов, произведений, деяний, несущих в себе отражение этого представления.

Если представить эстетический идеал как образ совершенства, мечту о прекрасном, то что происходит с этим образом при воплощении? Возможные три варианты:

1. Идеальный образ находит точное воплощение. Но точное воплощение идеала невозможно, потому что в мире не бывает абсолютных тождеств.

2. Идеальный прообраз утрачивает часть эстетических достоинств и конечных результатов - это только слабое подобие идеала.

Примером может быть невозможность художника выразить то прекрасное, что рисует ему внутренний взор. В "Неведомом шедевре" Бальзака персонаж художника Френхофера в процессе осуществления своего идеала в подготовительных этюдах создал изображение женщины, что привела в восторг знатоков. А в конечном счете полотно не получилось. Холст представлял собой "только беспорядочное сочетание мазков, очерченное множеством странных линий" из-под которых выглядывал кончик "прелестной, живой ноги." "Поглощенный своими мыслями, старик не слушал художников: он улыбался воображенной женщине". Никогда еще так остро не изображалась трагедия художника, который не смогг найти нужную форму своему внутреннему образу, миновав в восторге видений необходимое сочетание красок.

3. Идеальный прообраз в процессе воплощения приобретает недостающие ему черты определенности и становится осуществленным эстетическим идеалом, то есть идеал улучшается в процессе его воплощения.

Воплощение идеала, его сущность, черты, свойственные данном обществу, классу, художнику можно проследить на ряде его материальных воплощений.

Об эстетическом идеале Древней Греции свидетельствуют философы Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Аристотель... Но увидеть его "зримо" можно только у скульпторов, поэтов, живописцев - Фіиия, Скопаса, Праксителя, Гомера, Сафо... То есть художник в процессе творчества создает эстетический идеал, находит для него в материале живые краски.

Вот почему представление об эстетическом идеале древнего грека мы черпаем не из диалогов Платона или Аристотеля, а из созерцания статуй прекрасных мужчин и женщин.

Например, считается совершенным воплощением эстетического идеала образ Венеры Милосской. Благодаря ей мы видим, что понимали греки под идеалом - совершенство души и тела их гармоническое единство.

Идеал эпохи Возрождения познается нами в скульптурах Микеланджело, в полотнах Джорджоне, Тициана, Рафаэля, Леонардо да Винчи, а не из ученых трактатов Вазари, Альберти.

В эпоху Середневековья эстетический идеал потерял связь с действительностью. Государство религиозного сознания привело к принижению и обесцениванию телесной стороны жизни человека. Эстетическим идеалом выступала божественная сущность, бог, как носитель чистой духовности.

Каждое произведение искусства - шаг к реальному идеалу. Эстетический идеал строится кистью и резцом, в литературе – художественными образами, словом, но - не умозрением.

Эстетический идеал имеет двойственную природу. Во-первых, существует в виде мысленного взгляда. Во-вторых,в виде чувственно-наглядных образов.

С чего начинается эстетический идеал? С живого созерцания. Вся жизнь во всем ее многообразии - вот неиссякаемый источник эстетических идеалов. Эстетический идеал тесно связан с общественным и этическим идеалами. Эстетический идеал исторически менял свое содержание. В истории развития человечества эстетический идеал нередко оказывался обращенным в прошлое. Так случалось потому, что определенные общественные классы не видя разрешения житейских проблем, начинали превозносить прошлое.

Творчество лучший способ формирования прогрессивного эстетического идеала. В идеале человек может собирать лучшие черты действительности и в таком множестве, которые в совокупности маловероятны, граничат с мечтой... Но и этот приукрашен идеал способен вести за собою людей, служить им способом духовной опоры. Порой надежда воплощается в случайном образе, который приобретает для человека значение идеала.

Пример. В Виктора Астафьева есть маленький рассказ под названием "Индия". В нем говорится, что где-то в городе Канавинске сгорел магазин, и ребятишки, роясь на пожарище, находили много интересных вещей. Копалась там и Саша Краюшкина, и однажды ей повезло, она нашла кусочек туалетного мыла. "С блестящей, хрусткой, чудом сохранившейся обертке смотрел на Сашу синеглазый красавец в желтой чалме и красном плаще. А за его спиной зеленели развесистыми ветвями желтостовольные пальмы, и между ними куда-то крался желтый, усатый тигр, похожий на краюшкинського домашнего кота - Мураша.

-Индия! - прошептала девочка..."

"Обертку от мыла Саша взяла себе и не знала она приятнее занятия, чем разглядывать картинку с принцем, пальмами и тигром. И всякий раз девочка находила на картинке нечто новое: то звезду на чалме принца, то птичку или орех на ветвях пальмы."

Шло время, девочка росла, вот уже и "учебниковую" Индию узнала, но она нисколько не волновала ее, - и никакого "касаткльства как будто не имела к той расчудесной стране, какую девочка открыла для себя и с любовью хранила в душе."

Потом началась война, и через год после ее начала, мобилизовали и связистку Сашу Краюшкину. В один из боевых дней, пытаясь восстановить связь, Саша попадает под обстрел, разрыв мины швыряет ее в сугроб.

"Девушку потянуло на сон. И сразу же, как только закрылись Сашины глаза, она увидела черный от копоти дом за железнодорожной линией на склоне уральськой горы, голубую кровать с белыми, как у шламбаума, полосками, а над изголовьем на тесаных бревнах - страну Индию.

Голубыми глазами глядел на нее из сумрачного уголка симпатичный и родной до последней кровиночки принц в красивом плаще и желтой чалме, на которой ослепляюще-остро светилась алмазная звезда..."

Старый солдат, подобравший девушку, пытавшийся оказать ей помощь, услышал последние слова девушки: "Здрастуй, Индия! Здрастуй..."

Если редкие заезжие люди, так заканчивается рассказ, поинтересуются у жителей украинского хутора, кто покоится при тихой сельской дороге, хуторяне отвечают: "Солдат по фамилию Индия." "Фамилию эту, странную хуторянам, сказывал повозный, что доставлял к передовой боеприпасы на старой лошади зимою сорок другого года."

Без пояснений видна сила зримого образа, не гаснувшего всю жизнь, - даже если он и явился в такой наивной форме.

Андриано Челентано в одном из своих интервью коснулся темы России и вот что сказал: "Сегодня я возлагаю большие надежды на Россию, которая всегда представлялась мне загадочной страной. В каждом доме мне виделась печь, древний огонь, вокруг которого собирались люди, говоря о красивых вещах этой жизни. А за окном все шел, шел снег... Вот такой я воображал себе Россию - страну, находящуюся в центре земли, где даже войны не смогли зачеркнуть мудрость народа. И я верю, что именно в этом огне мудрості, где бы он не горел - у нас в Италии, или у вас в России, - должна "сгореть" вся зараза, вся грязь, накопившаяся сегодня в нашем мире." (Правда. - 1987. - 29 июня).

Эстетический вкус.

Редко кто не знает поговорок и присловий относительно "вкуса":

"О вкусах не спорят" (древние римляне)

"На вкус, на цвет торарищей нет" (обиходная молва)

"Не разжевав, вкуса не узнаешь." ( росская пословица)

"Вкус" - сравнительно молодая эстетическая категория. В научное употребление она входит лишь с ХУІІ века.

Существует вкус физиологического характера: что вкусно, а что невкусно. Этот вкус зависит от особенностей человека, его психологического своеобразия. Это, скорее, не вкус, а предпочтение, которое отдает личность соленому или сладкому, холодному или горячему, громкому или тихому (звуку). Такие характеристики не имеют общественного смысла, не затрагивают интересов другого человека.

Вкус эстетический - глубоко индивидуален и принадлежит он сфере общественной, социальной.

Эстетический вкус не врожденное качество личности. Это социальная способность человека, что формирующаяся в процессе воспитания и образования человека. Эстетический вкус является важнейшей характеристикой личности, определяющей уровень человеческой индивидуальности.

Эстетический вкус не сводится к способности оценивать, а завершается присвоением или отбрасыванием культурной, эстетической ценности. Таким образом, эстетический вкус - это способность личности к индивидуальному отбору эстетических ценностей, а тем самым к развитию и самоформированнию.

Человек, обладающий эстетическим вкусом отличается определенной завершенностью, целостностью, то есть является личностью, которая кроме индивидуальных особенностей - пол, возраст, рост, цвет волос и глаз, тип психики обладает индивидуальным, внутренним, духовным миром, который определяется социальными ценностями и предпочтениями.

Становление личности процесс длительный, не завершающийся никогда. Тем не менее в возрасте от 13 до 20 лет формируются основные социальные характеристики личности, в том числе эстетический вкус.

Ценность каждой личности заключается в ее своеобразии, неповторимости. Когда человек присваивает любые общепризнанные эстетические и культурные ценности, это говорит об отсутствии эстетического вкуса. Это проявляется в недостаточности личнного отношения к миру, неспособности отобрать из богатства культуры те, ценности, которые развиваются, дополняют природные задатки, способствуют профессионализму, нравственному совершенству.

Эстетический вкус своеобразным чувством меры. Проявляется в равновесии внутреннего и внешнего, гармонии духа и социального поведения.

Часто эстетический вкус сводят лишь к внешним формам его проявления. Например, рассматривают вкус как способность человека следовать моде как в узком, так и в широком смысле (умение модно одеваться, посещать модные выставки, спектакли, быть в курсе последних литературных публикаций). Однако эстетический вкус - это не столько внешние проявления, сколько глубокое гармоническое сочетание духовного богатства личности с бескомпромиссностью его социального проявления.

Личность, обладающая эстетическим вкусом, не следует слепо моде, если модная одежда деформирует эстетические особенности, своеобразие, такая личность может иметь смелость быть старомодною или нейтральной к моде. В этом проявляется ее эстетический вкус.

Свойства личности в общении являются ее ведущими характеристиками. Составить верное представление о человеке можно лишь в условиях общение или совместной деятельности.

Способность человека совершенствовать через отбор и усвоение определенных культурных ценностей и есть индивидуальный эстетический вкус.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.