|
МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР
В литературе по проблемам аккультурации раскрыт механизм и последствия взаимодействия различных культур. На этнографическом уровне выделяют как позитивные, так и негативные варианты, а именно: прибавление, усложнение и обеднение (эрозия). Прибавление в культуру Европы приносило почти каждое открытие заморских стран, из которых ввозились культурные растения и навыки их использования (картофель, кукуруза, табак, чай, какао, соя и т.д.). Но и позднее Восток постоянно обогащает Запад своими идеями и достижениями в духовных системах, психотехнике, воинских искусствах, орнаментике и т.д. На уровне массовой культуры этот процесс порождает многочисленные движения, центры, школы и группы, практикующие восточные системы меди-
13.Принципы межкультурного общения и взаимопонимания.
ПРИНЦИПЫ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ*
С середины 70-х гг. формируется иное видение проблем межкультурного общения Запада и незападных культур. Оно основывалось на преодолении или, по крайней мере, осуждении общественным мнением негативных колониальных, расистских, националистических стереотипов, воспроизводящихся скомпрометировавшей себя системой образования и средствами массовой коммуникации. В новых условиях расширения обмена между странами в области деловых отношений, туризма, науки и искусства потребовалась выработка адекватных основ общения и взаимопонимания. Вместе с тем становилось все более очевидным, что наряду с экономикой и политикой культура является важным фактором регуляции как внутренней жизни, так и взаимоотношений между странами. В последующие годы во многих западных научных и учебных центрах разрабатываются научные основы межкультурного общения и вводятся специальные курсы. Появляется множество специальных изданий типа «Экономика и культура», «Развитие и культура», издаются учебники по межкультурному общению, проводятся многочисленные исследования по практическим проблемам межкультурной коммуникации, методики обучения ее навыкам, разрабатываются рекомендации по конкретным вопросам адаптации к инокультурным явлениям.
Тема диалога, взаимопонимания становится одной из ведущих в культурологических исследованиях. При этом большое внимание уделяется межкультурным различиям, специфике культур, которые рассматриваются как устойчивые факторы их взаимодействия. В качестве предпосылки взаимопонимания признается при этом устойчивость культурных субъектов и общностей, отказ от идеи универсальности западного пути развития и западной социокультурной системы. Этот отказ потребовал и существенного пересмотра используемой методологии.
Важнейшими источниками формирования проблематики межкультурного общения стали культурная антропология и сравнительное культуроведение, под влиянием которых и складываются два основных подхода к межкультурному общению — инструментально-прагматический и понимающий. Большое значение приобретают и новые разработки по понимающей социологии, со-
* Данный раздел написан в соавторстве с Н.К.Иконниковой, автором программы «Механизмы межкультурного восприятия» (см.: Социологические исследования. - 1995. - № 8).
зования общества, в котором взаимодействуют внутренние и внешние, самобытные и заимствованные факторы. В-третьих, глубокие противоречия между различными факторами и влияниями могут приводить к тяжелым потрясениям, конфликтам и срывам модернизации. Поэтому успешная модернизация оказывается возможной лишь на основе структурного распределения сфер регуляции, взаимной адаптации взаимодействующих сторон, выработки того варианта и пути обновления, который отвечает сложившимся формам социокультурной регуляции.
14. Специфика материальной культуры человечества. Роль материальной культуры в цивилизациогенезе. Первобытность как источник материальной культуры.
Материальная культура – важнейший компонент культуры человеческого общества в целом. Основная функция материальной культуры заключается в адаптации человека к природным и социальным условиям своего существования. Материальная культура возникла на самых ранних этапах антропогенеза, когда появилась необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей в пище, жилище, простейших орудиях труда, развивалась последовательно и постепенно в рамках общего культурно-исторического процесса.
Для каждой отдельной эпохи в длительной истории человечества характерен свой тип материальной культуры, отражающий в основных чертах уровень развития общества и его насущные потребности. На каждом историческом этапе были свои закономерности и особенности, свои достижения в области материальной культуры. Материальная культура человеческого общества, культурных ареалов и отдельных народов чрезвычайно многообразна, что отражает богатство конкретного исторического опыта.
В части 1 учебного пособия «История материальной культуры» излагаются краткие характеристики материальной культуры эпохи первобытного общества, эпохи ранних государства и античной эпохи. Основные сферы материальной культуры рассматриваются в общем культурно-историческом контексте конкретной эпохи.
| МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА
| Эпоха первобытности, или первобытного общества, – это самая длительная фаза в истории человечества. По данным современной науки, она началась около 1,5 – 2 миллионов лет назад (а, возможно, даже еще раньше) с возникновением первых человекообразных существ и закончилась примерно на рубеже нашей эры. Впрочем, в отдельных районах нашей планеты – главным образом, в северных приполярных, экваториальных и южных широтах – примитивный, по сути, первобытный уровень культуры коренного населения сохраняется до настоящего времени, либо был таковым еще сравнительно недавно. Это так называемые традиционные общества, уклад жизни которых крайне мало изменился за прошедшие тысячелетия.
Материальная культура первобытного общества формировалась в ходе процесса «очеловечивания» человека параллельно с его биологической и социальной эволюцией. Материальные потребности первобытного человека были очень ограничены и сводились, главным образом, к созданию и поддержанию важнейших условий жизнедеятельности. К основным потребностям относились: потребность в пище, потребность в жилье, потребность в одежде и потребность в изготовлении простейших инструментов и орудий, необходимых для обеспечения пищи, жилья и одежды. Историческая эволюция человека как биологического вида и социального существа нашла отражение и в динамике его материальной культуры, которая, хотя и медленно, но все же изменялась и совершенствовалась с течением времени. В материальной культуре первобытного общества ярко выражена ее приспособительная (адаптивная) функция – древнейшие люди были крайне зависимы от окружающей их природной среды и, не умея еще изменять ее, стремились оптимальным образом вписаться в нее, сжиться с внешним миром, будучи неотъемлемой его частью.
Основы материальной культуры человечества были заложены в эпоху палеолита (древнего каменного века), который продолжался от 1,5 – 2 миллионов лет до 13 – 10 тысяч лет назад. Именно в эту эпоху произошли процессы выделения человека из животного мира, сложения биологического вида Ноmo sapiens (Человека разумного), формирования человеческих рас, появления речи как средства общения и передачи информации, сложения первых социальных структур, расселения человека по огромным пространствам Земли. Эпоха палеолита делится условно на ранний палеолит и поздний палеолит, хронологической границей между которыми считается время появления Homo sapiens около 40 тысяч лет назад.
Человечество на заре своей истории в эпоху палеолита пережило серьезные трансформации природно-климатической среды, что не могло не отразиться на образе жизни, занятиях, материальной культуре в целом. Первые человекообразные существа появились и длительное время обитали в условиях очень теплого влажного климата. Однако около 200 тысяч лет назад на Земле началось резкое похолодание, приведшее к образованию мощных ледниковых покровов, иссушению климата, значительному понижению среднегодовых температур, изменениям в составе флоры и фауны. Ледниковая эпоха продолжалась очень долго и состояла из нескольких периодов похолодания, тянувшихся многие тысячи лет, и следовавших за ними коротких фаз потепления. Лишь около 13 – 10 тысяч лет назад началось необратимое и устойчивое потепление климата – это время совпадает с концом эпохи палеолита. Некоторые исследователи полагают, что необходимость приспосабливаться к суровым условиям ледниковой эпохи сыграла в определенной мере положительную роль в эволюции человечества, мобилизовав все жизненные ресурсы, интеллектуальный потенциал первых людей. Как бы то ни было, но формирование Человека Разумного приходится именно на сложное время борьбы за выживание.
Обеспечение пищи в эпоху палеолита было основано на присваивающих отраслях хозяйства – охоте, собирательстве и частично рыболовстве. Объектами охоты были достаточно крупные животные, характерные для ледниковой фауны. Самым внушительным представителем животного мира являлся мамонт – охота на него требовала коллективных усилий и обеспечивала большое количество пищи на длительное время. В местах постоянного обитания мамонтов возникали поселки охотников. Остатки таких поселков, которые существовали около 20 – 30 тысяч лет назад, известны в Восточной Европе.
Объектами собирательства были различные съедобные растения, хотя в целом ледниковая флора не отличалась особым разнообразием и богатством. Рыболовство играло сравнительно небольшую роль в получении пищи в эпоху палеолита. Способы приготовления пищи в эпоху палеолита основывались на использовании открытой термообработки – поджаривание и копчение на огне, сушка и вяление на воздухе. Способ варки в кипящей воде, требующий термоустойчивых емкостей, был еще неизвестен.
Проблема жилья решалась древнейшими людьми в первую очередь путем использования естественных убежищ – пещер. Именно в пещерах чаще всего обнаруживают остатки жизнедеятельности человека эпохи палеолита. Пещерные стоянки известны в Южной Африке, Западной и Восточной Европе, Восточной Азии. Искусственно созданное жилье появляется в период позднего палеолита, когда сформировался уже Homo sapiens. Жилища того времени представляли собой выровненную округлую площадку, окруженную по периметру камнями или крупными, вкопанными в землю костями мамонта. Наземный каркас шатрового типа сооружался из стволов и веток деревьев, обтянутых сверху шкурами. Жилища были достаточно большими – их внутреннее пространство достигало 100 квадратных метров. Для обогрева и приготовления пищи на полу жилища устраивались очаги, самый крупный из которых располагался в центре. Два–три таких жилища обычно вмещали всех обитателей поселка палеолитических охотников на мамонтов. Остатки подобных поселков, существовавших около 20 – 30 тысяч лет назад, раскопаны археологами на Украине, на территории Чехословакии, в Японии.
Задача обеспечения людей одеждой остро встала с наступлением ледниковой эпохи для защиты от холода в тех районах мира, где климат был особенно суров. По данным археологических исследований известно, что в период позднего палеолита люди умели шить одежду типа мехового комбинезона или парки и мягкую кожаную обувь. Мех и кожа убитых животных были основными материалами для изготовления одежды. Известно также, что уже в это далекое время одежда нередко украшалась различными декоративными деталями. Например, на полуострове Камчатка раскопаны захоронения палеолитических охотников, погребальный костюм которых был расшит мелкими каменными бусами – бисером. Возраст этих захоронений – около 14 тысяч лет.
Набор орудий и инструментов людей палеолита был достаточно примитивен. Основным материалом для изготовления инвентаря служили подходящие для обработки породы камня. В эволюции первобытных орудий отразился процесс развития человека и его культуры. Орудия периода раннего палеолита, до формирования Homo sapiens, были крайне просты и универсальны. Основные их типы – заостренное с одного края рубило, пригодное для многих трудовых операций, и остроконечник, который также мог служить для различных практических целей. В период позднего палеолита орудийный набор заметно расширяется и совершенствуется. Прежде всего, прогрессирует сама техника изготовления каменных инструментов. Появляется и широко распространяется прием пластинчатой техники обработки камня. Подходящий по форме и размеру кусок породы обрабатывался таким образом, что удавалось получать удлиненные прямоугольные пластины – заготовки для будущих орудий. С помощью приема ретуши (снятия мелких чешуек) пластине придавалась необходимая форма и она превращалась в нож, скребок, наконечник. Человек позднего палеолита пользовался каменными ножами для разделки мяса, скребками для обработки шкур, с помощью копий и дротиков охотился на животных. Появляются и такие типы инструментов, как сверла, проколки, резцы – для обработки камня, дерева, кожи. Помимо камня необходимые инструменты изготовлялись из дерева, кости и рога.
В период позднего палеолита человек знакомится с новым, не известным ему ранее материалом – глиной. Археологические находки на поселениях возраста 24 – 26 тысяч лет на территории Моравии в Восточной Европе свидетельствуют, что в это время в данном районе мира люди овладели навыками пластической трансформации глины и ее обжига. По сути, был сделан первый шаг к изготовлению керамики – искусственного материала, обладающего отличными от глины свойствами. Однако свое открытие они применили не в практической сфере, а для изготовления фигурок людей и животных – возможно использовавшихся в ритуальной практике.
Следующая эпоха в истории человечества и его материальной культуры – неолит (новыйкаменный век). Ее начало восходит ко времени глобальных климатических трансформаций, произошедших около 13 – 10 тысяч лет назад в масштабах всей Земли. Необратимое потепление климата повлекло за собой – как когда-то наступление ледниковой эпохи – существенные изменения в составе флоры и фауны. Более разнообразна стала растительность, на смену холодолюбивым видам пришли теплолюбивые, широко распространились многочисленные кустарниковые, травянистые растения, в том числе и съедобные. Исчезли крупные животные – мамонт, шерстистый носорог и другие, не сумевшие приспособиться к новым условиям. На смену им пришли иные виды, в частности, разнообразные копытные, грызуны, мелкие хищники. Потепление и повышение уровня мирового океана, озерных и речных водоемов благоприятно сказалось на развитии ихтиофауны.
Меняющийся мир заставил человека приспосабливаться к нему, искать новые решения и способы обеспечить самое необходимое. В разных районах планеты, однако, особенности и темпы изменений в человеческой культуре, связанные с изменениями природных условий, были различны. Новые черты в хозяйстве, быте, технологиях имели свою специфику в определенных географических поясах – в субтропиках, умеренных широтах, на северных приполярных территориях, у обитателей континентальной суши и морских побережий. К наиболее значительным достижениям материальной культуры человека, отметившим наступление новой эпохи, относятся освоение новой технологии обработки камня – шлифование, изобретение керамической посуды, распространение рыболовства как важной, а в некоторых районах – ведущей отрасли хозяйства, использование новых типов охотничьего вооружения, прежде всего, лука и стрел.
На большинстве территорий, освоенных человеком в эпоху неолита, виды деятельности, направленные на получение пищи, носили присваивающий характер. Лук и стрелы для охоты на птиц и небольших животных, дротики и копья для поражения более крупной дичи, силки и капканы – всем этим снаряжением располагали первобытные охотники. Для рыбной ловли использовали остроги и сети, сплетенные из растительного сырья. В районах морского побережья – например, на Японских островах, на берегах Балтики – развивалось также собирательство морепродуктов – моллюсков, крабов, морской капусты и т.п. Повсеместно диета древних людей дополнялась продуктами собирательства – орехами, корнеплодами, ягодами, грибами, съедобными травами и т.п.
Сфера изготовления орудий и инструментов становится более разнообразной и сложной. Еще используются появившиеся в период позднего палеолита приемы пластинчатой обработки камня и ретуши. Но все большее значение приобретает прием шлифования. Технология шлифования была ориентирована на определенные породы камня и позволяла получать орудия с высоким коэффициентом полезного действия, разнообразные по функциям. Сущность приема шлифования заключалась в механическом воздействии на поверхностный слой обрабатываемой каменной заготовки при помощи специального орудия – абразива. Наиболее широкое применение шлифование нашло в изготовлении рубящих и метательных орудий. Шлифованный топор был гораздо эффективнее палеолитического рубила, удобнее в практическом использовании. Как показывают современные экспериментальные исследования, чтобы изготовить шлифованный топор или тесло, необходимо около 6 – 8 часов работы, т.е. один день. Таким топором можно достаточно быстро срубить дерево средней толщины и очистить его от веток. Шлифованные топоры и тесла и были предназначены в первую очередь для деревообработки.
Значение изобретения керамической посуды трудно переоценить. Если люди периода позднего палеолита только приблизились к постижению свойств глины и получению керамики, то в рассматриваемое время уже родилось новое производство – изготовление керамической посуды. Как свидетельствуют данные науки, первые глиняные сосуды были изготовлены в Восточной Азии (Японский архипелаг, Восточный Китай, юг Дальнего Востока) около 13 – 12 тысяч лет назад. Впервые человек перешел от использования природного сырья (камня, дерева, кости) к созданию искусственного материала с новыми свойствами. Технологический цикл изготовления керамики включал добычу глины, смешивание ее с водой, лепку необходимых форм, сушку и обжиг. Именно стадия обжига была важнейшей в химико-физических преобразованиях глины и обеспечивала получение собственно керамики. Обжигали древнейшую глиняную посуду в обычных кострах при температуре около 600°С. Так были заложены основы принципиально новой технологии, направленной на изменение свойств природного сырья. В более поздние эпохи человек, используя принцип термической трансформации исходного вещества, научился создавать такие искусственные материалы, как металл и стекло.
Овладение мастерством изготовления керамической посуды положительно сказалось на некоторых важных сторонах жизни древних людей. Как полагают ученые, первые глиняные сосуды использовались прежде всего для приготовления пищи в кипящей воде. Керамика в этом плане имела неоспоримые преимущества перед плетеными, кожаными, деревянными емкостями. В сосуде из органического материала практически невозможно вскипятить воду и сварить пищу, а герметичный, термоустойчивый керамический сосуд позволял это сделать. Способ варки наиболее подходил для приготовления растительной пищи, некоторых видов ихтиофауны. Жидкая горячая пища лучше усваивалась организмом – это особенно важно было для детей и пожилых людей. Как результат – увеличение общей продолжительности жизни, физиологической комфортности, рост численности населения.
Керамические емкости оказались полезны не только для варки пищи, но и для иных бытовых целей – например хранения некоторых видов продуктов, воды. Навыки производства глиняной посуды достаточно быстро стали известны древнему населению планеты – скорее всего, люди в разных регионах независимо приходили к освоению глины как сырья для получения керамики. Во всяком случае, 8 – 7 тысяч лет назад, в неолитическую эпоху, керамическая посуда стала уже неотъемлемой и, возможно, самой важной частью домашней утвари у обитателей Азии, Африки и Европы. При этом в изготовлении керамики складывались локальные стили, отражавшие особенности конкретных культур. Наиболее ярко эта локальная специфика отражалась в декоре посуды, т.е. в способах и мотивах ее орнаментации.
Заметный прогресс в эпоху неолита был связан с конструкцией жилища. Появляется новый тип жилья – строение с углубленным в землю котлованом и системой опорных столбов для поддержания стен и кровли. Такое жилище было рассчитано на достаточно длительное обитание, надежно защищало в зимний сезон от холода. Внутри дома соблюдалась определенная планировка – были выделены жилая и хозяйственная половины. Последняя предназначалась для хранения бытовой утвари, запасов пищи, для занятий различными трудовыми операциями.
Технологические новшества коснулись также изготовления одежды. В эпоху неолита появляется и распространяется способ получения нитей и грубых тканей из растительного сырья – крапивы, конопли и др. Для этих целей использовалось веретено с насаженным на один конец керамическим или каменным диском-утяжелителем, простейшие приспособления для вязания и плетения ткани. Одежду шили с помощью костяных игл – их нередко находят при раскопках древних поселений. В погребениях эпохи неолита иногда обнаруживают и предметы одежды, которые были на покойнике в момент захоронения. Покрой платья был очень простым и напоминал рубаху – в те времена еще не существовало разделения одежды на верхнюю и нижнюю.
В эпоху неолита появляется новая сфера материальной культуры – транспортные средства. Рост численности населения, необходимость освоения новых территорий в поисках лучших охотничьих и рыболовных угодий, развитие рыболовства как отрасли хозяйства стимулировали освоение водных путей передвижения. Наличие достаточно совершенных по тем временам орудий – шлифованных топоров и тесел – позволяло сооружать первые лодки для путешествия по рекам и озерам. Лодки выдалбливались из стволов деревьев и отдаленно напоминали современное каноэ. Остатки таких деревянных лодок и весел были найдены археологами на неолитических поселениях Восточного Китая и Японских островов.
В целом, население большинства районов мира в эпоху неолита существовало в рамках присваивающего хозяйства, вело подвижный (кочевой) либо полуоседлый – в местах развитого рыболовства – образ жизни. Материальная культура этих древних племен соответствовала их потребностям и условиям окружающей среды.
Особый пласт материальной культуры эпохи неолита связан с населением некоторых районов субтропического пояса. Это отдельные зоны Ближнего Востока, Северной Африки, Восточной Азии. Здесь сочетание благоприятных климатических условий и наличие в составе растительности диких съедобных злаков, а также некоторые другие факторы обеспечили возможность появления культивации растений с целью получения постоянного источника пищи. По сути, эти районы стали родиной древнейшего в мире земледелия. Освоение нового вида хозяйственной деятельности, которому суждено было обеспечивать впоследствии экономическую основу и прогресс всех ранних цивилизаций мира, не могло не повлиять на культуру и образ жизни первых земледельцев.
Производственный цикл по обработке земли, выращиванию и снятию урожая привязывал людей к конкретной местности, подходящей по своим условиям для ведения такого хозяйства. Например, в Северной Африке это была плодородная долина великой реки Нил, где уже 9 – 8 тысяч лет назад возникли поселения ранних земледельцев. В Восточном Китае племена, занимавшиеся культивацией дикого риса, расселились в бассейне реки Янцзы около 7 тысяч лет назад, а 6 – 5 тысяч лет назад в бассейне реки Хуанхэ люди научились возделывать просо. Ранние земледельцы вели оседлый образ жизни в отличие от их современников, добывавших себе пищу охотой и собирательством. Поселки состояли из долговременных домов. Для их строительства на Ближнем Востоке и в Северной Африке использовали глину, часто смешанную с тростником. Древнейшие рисоводы Восточного Китая сооружали из дерева большие удлиненно-прямоугольные дома на сваях, что защищало поселки от затопления в сезон дождей.
Орудийный набор древнего земледельца включал инструменты для обработки земли и снятия урожая – мотыги из камня, кости и дерева, каменные серпы и жатвенные ножи. Изобретателями первых серпов были жители Ближнего Востока, которым принадлежала оригинальная идея сделать комбинированное орудие, состоящее из костяной или деревянной основы в форме полумесяца с пазом вдоль внутреннего изгиба, в который был вставлен плотный ряд тонких острых каменных пластинок, образовавших режущий край. Земледельцы последующих культурно-исторических эпох, вплоть до 19 века, использовали серп как свое основное орудие – и хотя оно уже изготавливалось из металла (сначала из бронзы, а затем из железа), его форма и функция оставались неизменными на протяжении тысячелетий.
Во всех названных районах раннее земледелие сопровождалось начальными формами одомашнивания животных. В Северной Африке и на Ближнем Востоке приручали и разводили различных копытных, в Восточном Китае – свинью и собаку. Животноводство, таким образом, становится важным источником получения мясной пищи. В течение длительного времени земледельческо-животноводческое хозяйство еще не могло обеспечивать людей постоянно и в полном объеме необходимой пищей. При тогдашнем уровне технических средств и знаний об окружающем мире слишком сложно было человеку находить верную стратегию взаимодействия с природой. Поэтому значительную роль в жизнеобеспечении продолжали играть охота, собирательство и рыболовство.
Потребности земледельческого хозяйства и оседлый образ жизни способствовали развитию различных технологий и производств. Так, у ранних земледельцев Африки, Ближнего Востока, Восточной Азии особого расцвета достигают гончарство (изготовление керамической посуды), прядение и ткачество, деревообработка, плетение, изготовление украшений. Судя по находкам археологов, последние весьма широко использовались в качестве деталей костюма. В неолите складываются основные типы украшений, дожившие до наших дней, – браслеты, бусы, кольца, подвески, серьги. Изготовлялись украшения из самых разных материалов – камня, дерева, кости, раковин, глины. Например, обитатели Восточного Китая, выращивавшие рис и просо в эпоху неолита, широко использовали для изготовления украшений полудрагоценный камень нефрит, который на протяжении всех последующих тысячелетий оставался излюбленным материалом для декоративных поделок.
В целом, освоение навыков земледелия и животноводства явилось самым крупным достижением человечества в эпоху неолита, заложив основы последующего культурно-исторического прогресса. Не случайно исследователи предложили специальный термин для этого явления – «неолитическая революция», подчеркивая действительно революционное значение хозяйственных нововведений. Постепенно с навыками культивации растений и разведения домашних животных познакомилось население многих районов Европы и Азии за исключением самых северных широт. На Американском континенте земледелие становится известно, начиная с 1 тысячелетия до нашей эры, – там основными культурами были маис и кукуруза.
Темпы технического и культурного прогресса были различны в разных регионах земного шара – наиболее динамично развивались зоны раннего земледелия. Именно там, на этих щедро наделенных природными богатствами территориях, произошел следующий крупный качественный скачок в истории материальной культуры – освоение металла. Как полагают ученые на основании новейших данных, на Ближнем Востоке первый металл – медь – стал известен уже в 7–6 тысячелетиях до нашей эры, а в Северной Африке – в конце 5 тысячелетия до нашей эры. Длительное время медь использовалась для изготовления украшений и мелких орудий (рыболовных крючков, шильев), а в арсенале технических средств ведущую роль по-прежнему играл каменный инструментарий. На первых порах самородная медь обрабатывалась холодным способом – ковкой. Лишь позднее осваивается горячая обработка металлической руды в специальных плавильных горнах. В 3 тысячелетии до нашей эры становится известна технология изготовления сплавов, увеличивающих твердость меди путем добавления к ней различных минералов. Так появляется бронза – сначала сплав меди с мышьяком, затем с оловом. Бронза в отличие от мягкой меди была пригодна для изготовления широкого спектра орудий – в частности режущих и метательных.
В 3 – 2 тысячелетиях до нашей эры на обширных пространствах Евразии распространились знания о добыче и обработке металлической руды, об изготовлении из металла различных орудий. Именно с этим временем принято связывать основные хронологические рамки бронзового века.Процесс освоения металла протекал неравномерно, и успехи в этой области зависели в первую очередь от наличия природных запасов руд в том или ином регионе. Так, в районах, богатых полиметаллическими рудами, формируются крупные центры бронзовой металлургии – на Кавказе в конце 3 – 2 тысячелетиях до нашей эры, в Южной Сибири во 2-м тысячелетии до нашей эры.
Бронзовые орудия и предметы вооружения имели несомненные преимущества перед каменным инструментом – они были значительно эффективнее в работе и долговечнее. Постепенно бронза вытеснила камень из основных сфер трудовой деятельности. Особую популярность приобрели бронзовые топоры, ножи и наконечники. Кроме того, из бронзы изготовлялись декоративные предметы – пуговицы, бляхи, браслеты, серьги и т.п. Металлические изделия получали методом отливки в специальных формах.
Вслед за медью и бронзой было освоено железо. Родиной первых железных изделий было Южное Закавказье (современная Армения) – как полагают, этот металл там научились плавить уже во второй половине 2 тысячелетия до нашей эры. Железо быстро распространяется по Евразийскому континенту. 1 тысячелетие до нашей эры и первые века нашей эры принято называть железным веком.Основными источниками получения нового металла являлись магнетит и красный железняк – эти руды особенно богаты содержанием железа. Населению тех территорий, где не было достаточно благоприятных условий для появления собственной металлургии железа, этот металл и изделия из него становятся известны от более прогрессивных соседей. Например, на Японские острова и бронза, и железо попали практически одновременно в 1 тысячелетии до нашей эры благодаря культурным контактам с жителями материковых районов Восточной Азии.
Железо как материал для изготовления орудий постепенно вытеснило бронзу, так же, как она когда-то вытеснила медь. Необыкновенная прочность этого металла была основной предпосылкой его хозяйственного использования – для изготовления оружия, орудий обработки земли, различного инструментария, конской сбруи, деталей колесного транспорта и т.д. Применение железных орудий обеспечило быстрый прогресс во всех отраслях хозяйственной и производственной деятельности.
Процесс распространения металлов – меди, бронзы и железа – на значительной части земного шара происходил в рамках первобытной эпохи. Племена, освоившие навыки добычи и обработки металла, в своем развитии неизбежно обгоняли те группы древнего населения, которым еще не была известна эта технология. В обществах, знакомых с металлом, активизировались производящие отрасли хозяйства, различные промыслы и производства. Например, использование теплотехнических средств для плавки металлической руды повлияло на прогресс в сфере гончарства, а именно – в технике обжига керамической посуды. Железные инструменты, в какой бы отрасли они не применялись, позволяли осуществлять более сложные технологические операции, получать изделия высокого качества.
|
15. Особенности духовной культуры. Духовная жизнь человека.
духовная культура - это совокупность духовных ценностей и способов их создания. Или другое определение духовной культуры, как особого способа деятельности - "духовная культура это особая сфера и форма деятельности, в котором формируются мотивы, принципы, правила, цель и содержание деятельности", или духовная культура это - "форма деятельности, связанная с мышлением, знанием художественной культуры, принятыми нормами поведения ". Духовная культура - очень сложное и многомерное явление. Она может быть исследована в разных аспектах.
С точки зрения ее структуры, духовная культура, как и материальная, имеет ценностные и технологические измерения. ее ценностным измерением формально можно считать совокупность духовных ценностей, т.е. содержание сознания (знаний, установок, моральных, эстетических, социально-политических норм), а также очеловечивания, одухотворения материального мира, природы. Поэтому не стоит противопоставлять духовную и материальную культуру, каждая из них - это единство материального и духовного (например, язык - письменный или устный является материальной оболочкой духовного).
Технологическим измерением духовной культуры становится совокупность как материальных "носителей" духовного (язык), так и "орудий" духовной деятельности, способов и методов создания духовных ценностей (это наиболее ярко выражено, например, в искусстве - жанрах, стилях). С точки зрения основных видов человеческой деятельности духовную культуру можно представить следующим образом: - Создание мыслительных модулей, образов будущих материальных объектов; - Познавательная деятельность (получение знаний просвет и человека); - Ценностно-ориентационная деятельность (определение ценностей и целей человеческого бытия, способов их достижения); - Коммуникативная деятельность (духовное общение людей). Еще одним традиционным аспектом исследования духовной культуры является анализ соотношения традиций и новаций в духовной культуре, взаимосвязи национального и общечеловеческого.
16. Культурные нормы, их основные функции. Социальная сущность культурных норм.
Культурные нормы выполняют в обществе очень важные функции. Они являются обязанностями и указывают меру необходимости в человеческих поступках; служат ожиданиями в отношении будущего поступка; контролируют отклоняющееся поведение; служат образцами, эталонами поведения.
С одной стороны, нормы — это обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая курить в учреждениях, администрация накладывает на сотрудников определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют определенную систему взаимных отношений, основанных на правах и обязанностях.
С другой стороны, нормы — это ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а другие полевой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.
Таким образом, нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют: как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей).
Культурные нормы выполняют функцию не только правил поведения, но также эталонов долженствования — эталона красоты, доброты, храбрости, честности и т. д. Некоторые эталоны в виде требований фиксируются письменно и составляют своды бесчисленных кодексов чести дворянина, самурая, рыцаря и т. д. Другие закрепляются в устном предании народа и передаются из поколения в поколение через рассказы и обучение.
У многих народов короткая шея считается некрасивой, поэтому грузины, укладывая ребенка спать, ста
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|