|
Глобальный, национальный и региональный контекст формирования информационного обществаСтремительное развитие и распространение новых информационно-коммуникационных технологий несет с собой кардинальные изменения в информационной сфере на глобальном уровне. Их революционное воздействие касается государственных структур и институтов гражданского общества, экономической и социальной сфер, науки и образования, культуры и образа жизни людей. Как подчеркивается в Окинавской Хартии глобального информационного общества, информационно-коммуникационные технологии становятся важным стимулом развития мировой экономики. Они являются одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих функционирование мировых рынков информации и знаний, капитала и труда. В условиях глобализации и становления нового международного информационного порядка слова «кто владеет информацией - владеет миром», произнесенные почти четыре столетия назад известным английским философом Френсисом Бэконом, приобретают качественно новый смысл. Сегодня мы являемся не только пассивными свидетелями, но и зачастую активными участниками процесса формирования и развития рынка информации и знаний как факторов производства в дополнение к традиционным рынкам природных ресурсов. Можно с полной уверенностью говорить о том, что знание и информация становятся на сегодняшний день одним из стратегических ресурсов государства и общества, ресурсом социально-экономического, технологического и культурного развития. Масштабы использования этого ресурса стали сопоставимы с использованием традиционных ресурсов, а величина суммарных затрат на него уже имеет макроэкономическую значимость. ХХ I век по праву называют веком информации, информационной революции, основу которой составляет беспрецедентное по скорости и объему передачи информации развитие новых технологий. Вместе с тем не стоит забывать, что наблюдаемый информационно-технологический прорыв имеет объективные предпосылки. Многовековая эволюция средств массовой информации и коммуникации содержит немало поистине эпохальных событий, среди которых: изобретение телеграфа и ротационной типографической машины (1847 г.), телефона (1870 г.), радио (1895 г.), беспроволочного телеграфа (1922 г.), телевидения (1930 г.). В 1946 году в Сент-Луисе (США) создана радиотелефонная система, которую принято считать родоначальницей мобильной связи. Именно они подготовили почву для следующего сенсационного события: появление в 1986 году Интернета. Буквально за несколько последних десятилетий сложилась следующая картина наличия в мире традиционных средств массовой информации: телевизоров сегодня - 2 млрд. единиц, радиоприемников – более 2 млрд., ежедневных газет - примерно 10 тыс. названий, ежегодно выпускается около 4 тыс. кинофильмов, а суммарный тираж книжной продукции составляет около 10 млрд. экз. Стремительно развивается международное радиовещание и телевидение: открытие Олимпийских игр в Сиднее смотрело одновременно во всем мире 3,6 млрд. людей. Одной из важнейших тенденций современного мира стала глобализация, наложившая свой отпечаток и в информационно-коммуникационной сфере. Информационные потоки выходят за рамки национальных и интегрируются в мировое информационное пространство, чему в значительной степени способствует совершенствование в ходе информационной революции коммуникационных систем и способов использования космического пространства для передачи информации. Так, основанная в 1980 году Т. Тернером компания CNN, задуманная как круглосуточный канал новостей в Соединенных Штатах, превратилась сегодня в неотъемлемую часть информационного пространства планеты. Всемирную известность CNN принесло использование, начиная с 1984 года, мобильной спутниковой технологии, позволяющей компании вести прямые трансляции непосредственно с места событий. Одновременно с этим руководство компании все большее внимание стало уделять расширению по всему миру сети корпунктов. Репортеры CNN, как правило, одними из первых оказывались на передовой, в самой гуще событий. Сегодня даже появился такой термин - «дипломатия CNN». Поскольку дипломаты в министерствах иностранных дел и в посольствах одновременно получают информацию о происходящих в мире событиях, последние могут сосредоточить свое внимание больше на анализе и прогнозировании их дальнейшего развития. К числу поистине мировых информационных агентств (Рейтер, Франс Пресс, Ассошиэйтед Пресс, ИТАР-ТАСС) в скором времени можно будет отнести Юнайтед Пресс, ДПА, ЭФЭ, АНСА, Киодо Цусин. Успешная работа здесь также во все большей мере зависит от использования новейших средств коммуникации. Совершенствование компьютерных сетей и спутниковой связи позволяет достичь более высокого уровня оперативности, а значит, и конкурентоспособности. Несмотря на имеющиеся проблемы в печати продолжают создаваться «глобальные» газеты, которых пока, правда, не так много: «Wall Street Journal», «Financial Times», «USA Today», «International Herald Tribune». Однако в полной мере говорить о перспективах становления информационного общества стали лишь в результате наметившегося прогресса в области новых информационных технологий, который на начальном этапе имел весьма размеренные темпы. В 1888 году У. Берроу создал первую счетную машину, способную складывать большие числа. Через два года Г. Холлрит построил машину, задание которой давалось на перфорированных карточках. В 1944 году Х. Эйкен из Гарвардского университета построил 4,5 тонный “автоматический вычислитель с последовательностью управления” под названием “МАРК 1”, а вскоре ученые Пенсильванского университета Дж. Экерт и Дж. Мокли создали первый электронный компьютер ЭНИАК. В 1946 году Дж. Фон Нейман предложил для управления подобными машинами систему двоичного исчисления, а также разработал принцип введения в машину и хранения там не только данных, но и команд управления. К числу основополагающих технологических нововведений, сделавших возможным переход к информационному обществу, следует отнести широкомасштабное использование полупроводников. Именно они дали жизнь компьютеру, который, в свою очередь, произвел революционные изменения не только в средствах обработки информации, но и в мире связи, взяв на себя функции обработки потоков информации. Так, в 1971 году появилась первая микросхема, а в 1981 году компания IBM создает персональный компьютер. До 1960 года во всем мире, по оценке специалистов, использовалось не более 7 тысяч компьютеров. Исторический перелом наступил лишь в 1993 г., когда впервые объем производства персональных компьютеров превзошел объем производства легковых автомобилей и достиг 35,4 млн. единиц, а к 1995 году он уже приблизился к 60 млн. Возможности, предоставленные “интеллектуальной” машиной, по достоинству были оценены. Сегодня в некоторых странах, например в США, персональных компьютеров производится и продается больше, чем телевизоров, и эта тенденция имеет свойство к распространению. Следует, однако, учесть, что феноменальный рост производства средств вычислительной техники сам по себе не стал основным условием перехода к информационному обществу. Еще не так давно компьютеры работали в основном изолированно друг от друга. Локальные сети, системы управления базами данных и даже мультимедийные технологии использовались в основном как инструмент внутренней автоматизации отдельных компаний и фирм. Следующий этап информационной революции неразрывно связан с появлением глобальных компьютерных сетей, которые неизмеримо увеличили мощность и информационные возможности отдельных компьютеров. Ситуация стала быстро меняться, начиная с 1995 года, в различных странах с различной быстротой и вариациями, но, в целом, в одном и том же направлении. Важнейшим катализатором этого процесса стало мировое признание международной компьютерной сети Интернет. Именно она смогла объединить миллионы людей и сотни стран, сократить географические расстояния и ликвидировать преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования. Многократно испытанные преимущества Интернета практически во всем мире привели к постепенному переходу, несмотря на уже произведенные многомиллиардные вложения, от развития собственных корпоративных или ведомственных сетей к построению открытых стандартизованных систем и их интеграции в Интернет. История сети уходит в начало 60-х годов нашего столетия. Тогда перед Министерством обороны США возникла нелегкая стратегическая задача, как управлять страной в случае возникновения ядерного конфликта с СССР. Другими словами, опасения состояли в возможном ударе по национальному коммуникационному центру США, который впоследствии был бы не в состоянии обеспечить связь военного руководства страны с Американскими стратегическими силами. Решение этой задачи было возложено на отдел департамента Министерства обороны США, известный под названием ARPA (Агентство исследовательских проектов особой трудности). По результатам исследовательских работ было принято решение создать децентрализованную сеть, состоящую из отдельных независимых сегментов. В основу ее информационного обмена была заложена оригинальная конструкция расщепления информационных данных на малые порции - “пакеты”, которые достигали цели назначения различными путями. Для этого каждый “пакет” снабжался адресом, и в случае, если он по каким-то причинам не дошел до получателя или был искажен в процессе передачи, то передавался повторно. Так, в 1969 году появился АРПАНЕТ. Началом становления мировой компьютерной сети Интернет принято считать 1986 г., когда Национальный научный фонд создал научную компьютерную сеть и объединил ее с АРПАНЕТ. С тех пор ее популярность постоянно растет, а рост количества пользователей составляет, по некоторым оценкам, более 10% в месяц. Из средства передачи электронных посланий Интернет превратился сегодня в место для встреч, полное людей и идей, стал киберпространством, миром коммуникаций, информации и развлечений, в котором не существует понятия «расстояние». Появление Интернета и начавшаяся по всему миру либерализация рынка, следствием которой стало соответствующее снижение стоимости коммуникационных услуг, - два важных фактора, которые ускорили развитие информационной сферы, усилили ее социальный аспект. Снижение цен на компьютеры и связь сделали их доступными для широких масс, а не только для бизнеса и государственных учреждений, что, в свою очередь, оказало решающее воздействие на информационную индустрию, у которой появились миллионы новых потребителей и обширные рынки сбыта. Результаты исследования министерства торговли США показали, что радио понадобилось 30 лет, чтобы достичь аудитории в 50 млн. человек, телевидению - 13 лет, а Интернету - всего 4 года. Скорость развития Сети поразительна. В 1993 году в мире всего было около 70 тыс. ее пользователей, в 1999 году - около 200 млн., к концу 2001 года - 552, 51 млн., а в мае 2002 года это число достигло, по данным компании Nua Internet Surveys, уже 580,78 млн., что составляет 9,57 % от населения Земли. Ожидается, что к 2005 году число пользователей Интернета в мире возрастет до 1 млрд. Однако распределение пользователей по регионам мира весьма неравномерно: 32 % от общего числа пользователей приходится на Европу, 31,45 % - на Северную Америку (США и Канада), а, к примеру, на Латинскую Америку - лишь 5,7 %, не говоря уже о Ближнем Востоке, Африке. Для имеющих доступ к новым информационно-коммуникационным технологиям открываются огромные возможности. Используя Сеть, вы можете, например, задать интересующий вас вопрос всему миру, быстро получить многочисленные ответы и высказать свою точку зрения, поучаствовать в виртуальных конференциях, найти друзей и коллег, узнать о чьих-то достижениях и поведать миру о своих собственных. Главное, пожалуй, заключается в том, что человек становится более свободным в выборе информации, что обусловлено обилием ее источников. Появляется реальная возможность самостоятельно формировать набор деловой и развлекательной информации, самому определять, что и когда слушать и смотреть. Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий повышается индивидуализм в работе. Сотрудник может полноценно работать дома или другом месте, не только в офисе. Соответственно, возникают новые виды рабочих отношений, растет независимость сотрудников в формировании своего рабочего графика. Все большее число людей использует возможности дистанционного обучения, начинает активно реализовываться принцип постоянного повышения квалификации. Улучшение подготовки специалистов открывает компаниям и учреждениям новые горизонты в управлении персоналом, а, значит, и возможности роста производства. В свою очередь, для каждого сотрудника это означает более успешную и динамичную карьеру, что порождает большую мотивацию к труду. Несколько слов о самом дистанционном обучении, которое на сегодняшний день является одним из наиболее активно развивающихся направлений в мировой образовательной системе. Его достоинства обусловлены значительным расширением возможностей и сервиса предоставляемых образовательных услуг обучающимся, использованием системы гибкого непрерывного образования, гибких графиков проведения занятий в синхронном и асинхронном режимах. Основной особенностью гибких режимов обучения является то, что они не так жестко регламентируют временные и пространственные рамки проведения занятий и общения между преподавателями и обучающимися. В большей мере преимущества дистанционного обучения проявляются в преподавании гуманитарных дисциплин, поскольку позволяют сочетать теорию и практику, использовать свежую информацию для иллюстрации теоретических положений и анализа складывающейся ситуации. Большие перспективы дистанционного обучения связывают сегодня с интеграцией телекоммуникационных и Интернет-технологий, одним из видов которой являются электронные интерактивные видеоконференции. Помимо возможностей получить хорошее образование и “заработать”, современные Интернет-технологии предоставляют и обширные возможности для того, чтобы “потратить”. Потенциальный покупатель, имеющий дома персональный компьютер, подключенный к сети Интернет, может сегодня, не выходя из дома, путешествовать по магазинам города, страны проживания, а также других стран мира. В ходе путешествия он может подробно ознакомиться с ассортиментом предлагаемой продукции, качеством и ценами на нее, произвести оплату по Интернету и даже осуществить покупку с доставкой продукции на дом. Этим же способом можно совершать разнообразные операции с недвижимостью, такие, как покупка, продажа, обмен, передача по наследству, сдача в наем и многое другое. Реализация какой-либо операции из вышеприведенного перечня традиционными средствами потребовала бы раньше значительно больше времени. Другая возможность, предоставляемая использованием современных информационно-коммуникационных технологий, - это улучшение системы здравоохранения путем распространения электронной информации профилактического характера, совместного использования лечебными учреждениями дорогостоящего компьютерного оборудования, применение методов т.н. телемедицины. К примеру, в сентябре 2001 г. командой французских хирургов была успешно проведена трансатлантическая операция. Из Соединенных Штатов Америки врачи с помощью современных телекоммуникационных систем руководили роботом-манипулятором, делавшим операцию по пересадке желчного пузыря женщине, которая в этот момент находилась в Страсбурге. [18] Сейчас трудно говорить, получит ли разработанная американцами эта уникальная методика проведения трансатлантических операций широкое распространение, но в исключительных случаях подобное «телефонное» вмешательство заокеанского профессионала может спасти жизнь пациента, находящегося за тысячи километров. Другим активно развивающимся направлением в мире современных информационных технологий стала мобильная связь. Общемировое производство мобильных телефонов, согласно данным NMA (Nikkei Market Access), в 2002 году составило 386,4 млн. ед., что на 6,5 % больше, чем в предыдущем. Мобильные телефоны также неравномерно распределены по всему свету. В наиболее развитой части человечества, которая получила название «золотой миллиард», почти все ими обеспечены, в то время как 2млрд. людей не прикасались даже к простым телефонным аппаратам. В последнее время информационно-коммуникационные технологии переживают процесс ускоренного развития. Если раньше он протекал в направлении четко определенной специализации и дифференциации, то сегодня ситуация принципиально изменилась: главным условием, которому технологии должны соответствовать, является возможность их универсального использования. Это требование, в частности, нашло отражение в развитии мобильного Интернета как нового вида коммуникации, смартфонов, коммуникаторов как средств работы в этой среде. Достойным подтверждением этому может служить смартфон Palmi, созданный южнокорейскими компаниями SK Telecom и PalmPalm Technology. Он ориентирован на поддержку высокоскоростного многофункционального сервиса IMT-2000, поддерживаемого SK Telecom в сетях сотовой связи, передача данных на внешние устройства осуществляется по протоколу Bluetooth. Смартфон имеет возможность работать с мультимедиа-данными: анимированными изображениями, MP3-файлами, видео; позволяет играть в компьютерные игры как в локальной сети, так и в Интернете. Аппаратная часть базируется на процессоре с тактовой частотой 206 МГц, 4-дюймовом цветном дисплее, включает видеокамеру и голосовой кодек, а программное обеспечение помимо проигрывателя MP3 и web-браузера Opera содержит программы распознавания текста и голоса. По мнению специалистов, в будущем основные доходы производители мобильных телефонов, смартфонов и т.п. будут получать не от продажи самих устройств, а от сервисного обслуживания и разработки программного обеспечения для них. Интенсивное развитие новых информационных и телекоммуникационных технологий придает принципиально новое качество трансграничному информационному обмену и становится движущей силой экономических, социальных изменений в мире. Оно уже оказывает значительное влияние на отношения как между отдельными лицами, так и странами на мировом уровне. Вместе с тем нельзя не отметить увеличение и без того значительного технологического разрыва между развитыми странами (США, Западная Европа, Япония) и остальным миром, что является главным тормозом на пути становления глобального информационного общества. Таким образом, благодаря информационной революции, развернувшейся на фоне процессов глобализации, можно говорить о том, что мир вступает в новую стадию своего развития (пусть это не само информационное общество, но хотя бы его преддверие), при этом, как и всегда, крайне неравномерно и противоречиво. Понятие, особенности и преимущества глобального информационного общества Современные достижения в области развития информационных и коммуникационных технологий способствуют формированию совершенно новых экономических, социальных и культурных отношений в жизни людей, которые описываются единым понятием “глобальное информационное общество”. Можно с полной уверенностью говорить о становлении всеохватывающей электронной среды для экономической деятельности, которая получила название “глобальная сетевая экономика” и определяется как среда, где компания или индивид, находящиеся в любой точке экономической системы, могут с меньшими затратами контактировать с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для осуществления торговли или обмена идеями. Разворачивающийся прогресс в формировании и расширении масштабов сетевой экономики обусловлен, во-первых, непрекращающимся развитием и быстрым распространением информационно-коммуникационных технологий, а также постоянным снижением цен на их приобретение и использование, что повышает их доступность. Во-вторых, наблюдается значительное перемещение различных видов социально-экономической деятельности в электронную среду, которая уже сегодня представляет тысячи видов бизнеса. При этом следует отметить, что здесь вы можете успешно конкурировать даже с общепризнанными гигантами, поскольку компьютерная экономика предоставляет уникальные возможности противостоять монополии и большим фирмам. Существенные изменения вследствие внедрения информационных и телекоммуникационных технологий происходят в трех следующих экономических институтах: торговле, финансах и трудовых отношениях. Электронная коммерция на сегодня является бурно развивающейся отраслью бизнеса. Согласно данным аналитической компании GfK Group, почти 60 млн. европейцев совершили онлайновые покупки в период с ноября 2001 по апрель 2002 года. Около 58,5 млн. покупателей - жители Великобритании, Германии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Испании. По оценкам компании eMarketer, доходы от электронной коммерции только в Европе к 2004 году составят около 180 млрд. долларов. Общий объем онлайновых продаж в Великобритании уже в мае 2002 года составил 776 млн. долл. Этот показатель выше апрельского на 10%, когда подобный объем продаж оценивался в 674 млн. долл. В целом в период с мая 2001 года по май 2002 года рост объема онлайновых продаж в стране составил 92,2 %. Связано это как с заинтересованностью населения, так и с интересами торгующих организаций. С одной стороны, традиционный список услуг для населения регулярно пополняется новыми электронными видами финансовых и развлекательных услуг: Интернет-магазин, электронный аукцион, различные операции с недвижимостью при помощи Интернета, банковские операции и управление персональными финансами, интерактивное телевидение, видео/музыка-по требованию, видеоигры и многое другое. Высокий спрос на эти услуги обеспечивается наличием более быстрого и относительно простого доступа к ним, а также доступной стоимостью. По данным компании comScore, во втором квартале 2002 года расходы потребителей на онлайновые покупки в США выросли на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 17,5 млрд. долл. Онлайновые расходы на путешествия выросли на 46%, составив 7,8 млрд. долл. Объемы продаж других групп товаров и услуг выросли на 28% и достигли 9,7 млрд. долл. Среди групп товаров, не связанных с путешествиями, наиболее высокий темп держат продажи компьютерного оборудования - 2,3 млрд. долл. На второе место в мире по относительной величине покупающих в Сети поднялась Южная Корея: около 30 % корейских Интернет-пользователей покупали товары и пользовались услугами подобным образом в первом квартале этого года. Наиболее популярны среди корейских пользователей Интернета были одежда, мебель, косметика. Третье место после США и Южной Кореи по количеству онлайновых покупателей занимает сегодня Германия, где наиболее популярными категориями товаров стали книги - 33%, CD - 24%, одежда - 21%, электроника - 19%, кино- и театральные билеты - 14%. С другой стороны, использование Интернет-технологий несет в себе расширение возможностей и повышение качества координации предпринимательской деятельности, позволяя при минимальных финансовых затратах и отсутствии инфраструктурных барьеров максимально увеличить сеть сбыта продукции. Сегодня компании обладают возможностью проводить видеоконференции и виртуальные презентации, обеспечивающие наибольший охват аудитории; создавать на WWW свои “витрины”, где потенциальные покупатели могут не только получить полную информацию о компании, предоставляемых ею услугах и продукции, но и высказать по этому поводу свое мнение. Это, в свою очередь, позволяет компаниям налаживать обратную связь с клиентами, выявить наиболее популярные услуги и товары и в соответствии с этим координировать свою деятельность. И, наконец, приемлемые затраты на подключение к сети Интернет практически из любой точки сделали возможным уменьшение ограничивающих географических факторов совместной предпринимательской деятельности, что позволило, в первую очередь, крупным международным корпорациям экономить существенные средства на перемещении сотрудников между офисами. Наличие же различных электронных платежных систем предоставило возможность выигрывать на, пожалуй, самом главном в бизнесе - времени. Сегодня практически все крупнейшие банки имеют свои Web -сайты, а число банков, ведущих свою деятельность в основном через Интернет, непрерывно растет. Активно разрабатываются и внедряются новые программы в этой области, позволяющие обслуживать клиентов более быстро и качественно. Последние, к примеру, могут связаться с банком по телефону или Интернету и уточнить состояние своего счета, а также воспользоваться оказываемыми услугами. Спрос на подобные предложения неуклонно растет. К примеру, по данным отчета Ассоциации канадских банкиров, количество канадцев, пользующихся услугами онлайновых банков, увеличилось почти вдвое за последние два года. Около 16% канадцев уже сегодня отдают предпочтение онлайновому банку, а около 60% канадцев надеются начать пользоваться подобными услугами в ближайшие 2-3 года. Исследование агентства Wahlen показало, что в Германии на сегодняшний день 45% пользователей Сети ведут свои банковские счета через Интернет. Информационное общество предъявляет повышенный спрос на множество информационно-насыщенных продуктов и услуг, передачу которых стало возможным осуществлять через электронные сети. Важнейший ресурс - интеллект - в условиях сети оказался чрезвычайно мобильным. Это создает благоприятную почву для развития дистанционных трудовых отношений, иначе называемых теле- или удаленной работой. Согласно некоторым данным, в Европе в 1997 году численность телерабочих составила более 2 млн. человек, а в США - около 11,1 млн. Есть оценки, что уже в 2003 году около 20 % рабочей силы будут пользоваться теледоступом. Основные социально-экономические преимущества массового применения средств телеработы выражаются в уменьшении транспортных проблем, общих передвижений и связанных с этим загрязнений окружающей среды; наличии возможности получить работу практически в любом районе мира, что снижает уровень общей безработицы; расширении возможностей трудоустройства людей с ограничениями по здоровью, например, не позволяющими им передвигаться. С помощью Сети эти люди могут полноценно работать, обучаться и общаться. Развитие информационно-коммуникационных технологий несет в себе значительные перемены в политической жизни общества. Во-первых, появляется возможность оперативного доступа максимального числа людей к текстам законопроектов еще на стадии их предварительной разработки, а также к большому объему аналитической информации по этому поводу. Во-вторых, принципиальное нововведение заключается в возможности каждого гражданина с относительно минимальными затратами обратиться к неограниченной по своему составу аудитории и высказать по тому или иному вопросу свое мнение. Живой пример - общение главы государства В.В. Путина с гражданами России в прямом эфире основных российских телеканалов ОРТ, РТР и радиостанций «Маяк» и «Радио России», состоявшееся 24 декабря 2001 г. Трансляция была организована в форме телемоста кремлевской студии с телецентром Останкино и передвижными станциями в региональных центрах страны. Желающим задать наболевшие вопросы Президенту в «живом» эфире надо было лишь оказаться рядом с одной из этих телестанций. Согласно данным Пресс-службы Президента, уже к началу выступления В.В. Путина в прямом эфире поступило около 2 млн. вопросов, а в середине дня количество звонков в секунду выросло до 40. Сегодня практически все государственные ведомства имеют свои “страницы” в Интернете, что, в конечном итоге, способствует совершенствованию демократических процедур, повышению политической активности населения, установлению более эффективного диалога государства с общественностью. Изучение вопросов наметившихся глобальных перемен с целью выработки соответствующих рекомендаций и программ, позволивших бы ускорить формирование глобального информационного общества и сгладить негативные составляющие этого процесса, имеет богатые традиции в русле концепций постиндустриализма. Впервые понятие «информационное общество» появилось во второй половине 1960-х годов. Изобретение самого термина «информационное общество» приписывается профессору Токийского технологического института Ю. Хаяши. Основные характеристики общества знания были определены в отчетах, представленных японскому правительству рядом организаций: Агентством экономического планирования, Институтом разработки использования компьютеров, Советом по структуре промышленности. Показательны сами названия документов: «Японское информационное общество: темы и подходы» (1969 г.), «Контуры политики содействия информатизации японского общества» (1969 г.), «План информационного общества» (1971 г.). В перечисленных отчетах высокоиндустриальное общество определялось как такое, где развитие компьютеризации предоставит людям доступ к надежным источникам информации и избавит их от рутинной работы, обеспечив высокий уровень автоматизации производства. При этом существенные изменения коснутся непосредственно самого производства, в результате которых его продукт станет более «информационно емким», что приведет к значительному увеличению доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Производство информационного продукта, а не продукта материального, по мнению авторов, будет движущей силой образования и развития общества. Очень быстро постиндустриальная проблематика становится одной из ведущих в западной политологии. Основной акцент в исследованиях этого времени ставится в основном на необходимости совершенствования средств получения, обработки и распространения информации и результатах их использования в экономической сфере. Обусловлено это было бурным развитием и конвергенцией информационно-телекоммуникационных технологий, повлекшими за собой революционные изменения на мировом рынке. Гуманитарные аспекты формирования нового общества, в частности социальные проблемы, стали активно изучаться лишь в результате осознания того, что наблюдаемый качественный скачок в развитии информационных технологий породил новую глобальную социальную революцию, ничуть не уступающую революциям прошлого по силе своего воздействия на человеческое общество. Существенным толчком для дальнейшего развития идей глобального информационного общества послужил выход в 1973 году книги американского социолога Д. Белла «Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования». В ней автор разделяет историю человеческого общества на три основные стадии: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Ученый стремился обрисовать контуры постиндустриального общества, во многом отталкиваясь от характеристик индустриальной стадии. Подобно Т. Веблену и другим теоретикам индустриализма он трактует индустриальное общество как общество, в котором главной целью ставится производство максимального числа машин и вещей. Существенной чертой постиндустриального стадии является, по мнению Д. Белла, переход от производства вещей к развитию производства услуг, связанных с образованием, здравоохранением, исследованиями и управлением. Важнейшее значение для принятия решений и координации направления изменений приобретает центральная роль теоретического знания. «Любое современное общество живет за счет инноваций и социального контроля за изменениями, - пишет Д. Белл. - Оно пытается предвидеть будущее и осуществлять планирование. Именно изменение в осознании природы инноваций делает решающим теоретическое знание». Движение в этом направлении будет набирать силу в ходе своего рода соединения науки, техники и экономики. Знание и информацию американский ученый считает не только эффективным катализатором трансформации постиндустриального общества, но и его стратегическим ресурсом. Данная книга вызвала всеобщий резонанс и интерес к затронутой в ней проблематике. Начиная с момента ее выхода в свет, появляются многочисленные работы, посвященные осмыслению исторического рубежа, на котором оказалось человечество. Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций информационного общества принадлежит японскому ученому И. Масуде. Основные принципы и особенности грядущего общества представлены в его книге «Информационное общество как постиндустриальное общество». Фундаментом нового общества станет, по мнению автора, компьютерная технология, главная функция которой видится им в замещении либо значительном усилении умственного труда человека. Информационно-технологическая революция будет быстро превращаться в новую производственную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной и систематизированной информации, новых технологий и знания. Потенциальным рынком станет «граница познанного», возрастет возможность решения насущных проблем и развитие сотрудничества. Ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное производство, продукция которого будет аккумулироваться и распространятся с помощью новых телекоммуникационных технологий. Уделяя особое внимание трансформации человеческих ценностей в глобальном информационном обществе, И. Масуда предполагает, что оно будет по сути бесклассовом и бесконфликтным, это будет общество согласия с небольшим правительством и государственным аппаратом. Он пишет, что в отличие от индустриального общества, характерной ценностью которого является потребление товаров, информационное общество выдвигает в качестве характерной ценности время. Известный английский ученый Т. Стоуньер утверждал, что информацию, подобно капиталу, можно накапливать и хранить для будущего использования. В постиндустриальном обществе национальные информационные ресурсы превратятся, как он считает, в самый большой потенциальный источник богатства. В связи с этим следует всеми силами развивать, в первую очередь, новую отрасль экономики - информационную. Промышленность в новом обществе по общим показателям занятости и своей доли в национальном продукте уступит место сфере услуг, которая будет представлять собой преимущественно сбор, обработку и различные виды предоставления требуемой информации. По мере развития электронных средств массовой информации и информационных технологий в научных кругах все более активно ведется дискуссия о функциях и роли информации в жизни общества, тенденциях формирования глобального информационного общества. Особый интерес здесь представляют два имени – Маршалл Маклюэн (Канада) и Элвин Тоффлер (США). Сразу хотелось бы отметить, что подходы, представленные ими в своих исследованиях, получили как весьма положительные, так и далеко не лестные оценки со стороны традиционной науки и общественности в целом. Отличительной особенностью взглядов М. Маклюэна является то обстоятельство, что информационные технологии рассматриваются им в качестве главного фактора, влияющего на формирование социально-экономической основы нового общества. Телекоммуникационные и компьютерные сети сыграют роль своеобразной нервной системы в образовании «глобального объятия», где все оказывается настолько взаимосвязано, что в результате происходит становление «глобальной деревни». Говоря о перспективах развития средств массовой коммуникации в информационном обществе, Маклюэн неоднократно подчеркивает тенденцию усиления активной роли масс-медиа. Массовая коммуникация как структурно оформившаяся сфера жизни общества видится им в недалеком будущем, с одной стороны, его частью, а с другой - таинственной силой, имеющей над этим обществом все возрастающую власть. Другой теоретик информационного общества Э. Тоффлер предлагает собственную схему исторического процесса. В своей книге «Третья волна» он выделил в истории цивилизации три волны: первая волна – аграрная (до XVIII века), вторая – индустриальная (до 50-х годов ХХ века) и третья – постиндустриальная (начиная с 50-х годов). «Ближайший исторический рубеж так же глубок, как и первая волна изменений, за< ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|