Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Пути и методы формирования читательской культуры школьника.





Читательская культура школьников является существенным показателем духовного потенциала общества. Желаемое многими расширение круга чтения ученика связано с истоками духовной культуры и обогащением гуманитарных знаний.

Развитие читательской активности — одна из важнейших задач школы. Программы 90-х гг. дают учителю свободу выбора книг для чтения, бесед и изучения. Читательские предпочтения школьников убеждают в возрастающей значимости влияния семьи, дома на развитие личности ученика. Не следует забывать о влиянии книжного рынка и языка телевидения на характер восприятия литературы и переработку художественной информации. Налицо и позитивные, и негативные тенденции. Поэтому многие учителя озабочены преодолением разрыва между изучением литературы под руководством преподавателя и самостоятельным чтением ученика.

В системе методов Н. И. Кудряшева назван метод творческого чтения. Целью его является активизация художественного восприятия и в начале изучения произведения, и после анализа. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, творческие задания по личным впечатлениям, постановка на уроке учебной проблемы. Виды учебной деятельности школьников: чтение, заучивание, слушание, составление планов, рассказывание, создание отзывов, рассматривание иллюстраций. В целом речь идет о первой ступени в логике познания литературы.

Со следующей ступенью в логике познавательной деятельности связан эвристический метод. Более углубленный анализ текста неизбежно связывается с изучением элементов науки о литературе. Расширяется содержание изучаемого материала, идет поиск разрешения проблем. Данный метод чаще всего осуществляется в эвристической беседе. Приемы: построение логически четкой системы вопросов, что поможет осуществить самостоятельное добывание знаний, построение системы заданий по тексту, постановка проблем. Виды деятельности: подбор материала из художественного произведения, пересказ с элементами анализа текста, анализ эпизода, анализ образа-персонажа, составление плана к выступлению, к сочинению, постановка проблемы.

В. А. Никольский - комментированное чтение, любое истолкование произведения можно рассматривать как его комментирование — и четко обозначает границы его применения на уроке: учитель читает вслух и комментирует по ходу чтения. Уделяет внимание беседе словесника с учащимися, описанию специфики слова учителя и самостоятельной работы школьников.

По мнению Стоюнина, аналитическая беседа в VII классе предусматривает историко-литературное введение; важно учитывать факты биографии писателя, проблемы историзма. Он против развлекательности, против того, чтобы учитель брал на себя основной труд, в его системе важнее самостоятельность ученика. Отсюда — возражения ученого против лекции как основного метода преподавания, а также против описательности и догматичности лекций.

Симпатии В. П. Острогорского отданы живому, образному слову учителя. Для современной методики остается актуальным определение меры между текстуальным анализом и объемом ученического чтения, не говоря уже о системе руководства выразительным чтением.

Разделы в учебнике Голубкова отведены чтению по ролям и подготовке хорового (многоголосого) чтения. Формами самостоятельной работы учащихся названы устное «рисование» и составление киносценария. В главе о лекции В. В. Голубков показывает место лекций в изучении литературы в старших классах и отмечает, что на первом месте стоит самостоятельная работа с литературными источниками, чтение и изучение произведений. Наряду с текстуальным изучением литературных произведений необходимы лекции о жизненном и творческом пути писателя, т. е. лекции монографические; а также лекции обзорного характера, охватывающие широкий круг явлений той или иной эпохи.

Предметом особых забот Голубкова является речь учителя, ее эмоциональность, выразительность.

Наиболее сложными исследовательскими заданиями Кудряшев считает устное выступление или сочинение о произведении, не разбиравшемся в классе. Можно использовать следующие формы оценки книги: краткая аннотация, рассказ о книге, краткий критический отзыв, впечатление от книги.

 

Технологии и методики развития социально-коммуникативной и культурно-эстетической компетенций в процессе изучения литературы в школе.

Традиционная ориентация российской системы образования на формирование предметных знаний и умений не содействует необходимому сегодня уровню развития у выпускника средней школы способности к социальной адаптации и мобильности.

Происходящие в конце ХХ и начале XXI вв. изменения характера образования (направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция не сводится только к знаниям или к умениям, а является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.

Чтобы выстраивать содержание компетенций в дидактике и методиках, необходима специальная технология конструирования (опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания):

1. поиск проявлений ключевых компетенций в конкретном учебном предмете (отыскиваются проявления в данном предмете ключевых компетенций, выясняется возможный вклад учебного предмета в формирование).

2. построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;

3. проектирование общепредметных образовательных компетенций для всех ступеней обучения;

4. проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

Ориентация Российского образования на общекультурное развитие обучающихся, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение в тексте Закона РФ «Об образовании», где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве…»

Общекультурные компетенции - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, владение эффективными способами организации свободного времени, опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Предполагают:

уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного) - культура личности, саморегуляции;

 адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;

 соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;

актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

 ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;

 ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны, (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;

 социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия.

 

Коммуникативные компетенции для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Предполагают:

 знание необходимых языков,

 владение устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни;

 умение выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

 знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,

 навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

 владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы;

 межкультурные коммуникации, такие как понимание различий, уважение друг друга, умение выстроить диалог с человеком другой культуры;

 позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

 умение представить себя устно и письменно, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;

 умение представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

 владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости,

 способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

 

Социальные компетенции - владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Предполагают:

 знания и опыт выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

 умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

 навык определения места и роли в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

 владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

 владение эффективными способами организации свободного времени;

 знания о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

 осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

 навыки действий в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой,

 владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

 владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника.

 

Перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе. Принципы и функции реализуются через различные формы общения преподавателя с учащимися: групповое – индивидуальное, формальное – неформальное, аудиторное – внеаудиторное.

Образовательная компетенция предполагает овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения.

На первом этапе внедрения, можно формировать элементарные общеучебные компетенции школьников:

 извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

 точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

 исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

 сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

 планирование действий и времени;

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.