|
Скрытый, самоконтроль и самодиагностика.Контроль - важнейший этап учебного процесса, даёт оперативную информацию об уровне знаний учащихся, формировании умений, о темпах продвижения каждого ученика в процессе обучения. Контроль позволяет выяснить насколько успешно идёт освоение материала в процессе его изучения. В соответствии с членением изучаемого материала на литературные темы и учебного процесса на четверти и полугодия учёт бывает текущим и итоговым. Текущий учёт ведётся на каждом уроке: учитывается и фиксируется любая деятельность учащегося; основная функция текущего учёта - обучающая. Одним из видов текущего контроля является проверка тетрадей с домашним заданием или с творческой работой (например, сочинением). Итоговым учётом именуют проверку обобщающих знаний изученной темы. Итоговый учёт осуществляется на заключительных занятиях (5-7 классы - по изученному произведению, 8-11 классы - по изучению творчества писателя) или в виде контрольных работ, зачётов по итогам четверти, полугодия, учебного года, а также экзамена по литературе. Оба вида учёта - текущий и итоговый - осуществляются в устной и письменной форме. Опрос: учёт развития читательских качеств, осмысление содержания художественных произведений, решение любой проблемной задачи. Традиционно термин «опрос» осознавался как организация специальной части урока (чаще его начала), на котором ученики опрашиваются по предыдущему материалу (чаще всего по результатам домашнего задания). Существуют 2 вида опроса: - индивидуальный - фронтальный Опрос сегодня включается в процесс решения определённой проблемы, т.е. любая деятельность ученика на любой стадии урока учитывается учителем. Таким образом, «опрос», т.е. учёт знаний и умений пронизывает все учебные ситуации урока. Индивидуальный опрос - это наиболее эффективная проверка знаний учащихся. При индивидуальном опросе вопрос адресуется одному учащемуся. Оценка знаний проводится непосредственно после ответа и анализа его учениками и учителем. Отметка сразу же заносится в классный журнал и дневник ученика. Сущность фронтального опроса заключается в проверке знаний у большого количества учащихся. Учитель формулирует серию вопросов, задаваемых всему классу, затем на вопросы поочерёдно отвечают отдельные ученики. В течение урока одному и тому же учащемуся может быть задано несколько вопросов. В результате ответ оценивается поурочным баллом, который выводится с учётом качества всех ответов ученика, полученных в течение урока. Основные критерии знаний при устном ответе: - знание текста и понимание идейно-художественного понимания произведения - умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев - понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения - знание теоретико-литературных понятий, умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений - речевая грамотность, логичность и последовательность ответа Оценка «5» при устном ответе ставится за: - прочные знания - глубокое понимание текста - умение объяснить взаимосвязь событий, характеров, поступков героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания - умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора художественного произведения - умение привлекать текст для аргументации своих выводов - хорошее владение литературной речью «Поурочный балл» - выставляется на каждом уроке. «Потемпый балл» - итоговая оценка за пройденную тему (складывается из всех оценок «поурочных» и «индивидуальных»). Оценка в глазах класса должна быть справедливой, очевидной и обоснованной. Постоянный контроль, система в его организации - необходимое условие систематической домашней работы. Домашнее задание должно быть посильным, у учащихся должен быть выбор. Одной из форм диагностики является «диагностический срез», который проводится в начале учебного года с целью выявления знаний по курсу литературы за прошлый учебный год. Виды письменных и диагностических работ по литературе: - сочинения - тестовые задания - изложения по художественному тексту с элементами сочинения - письменные ответы на вопросы - терминологические диктанты Виды устных работ по литературе: - устные ответы на вопросы - пересказ художественного текста - устное словесное рисование - выразительное чтение художественного или поэтического текста - чтение стихотворений наизусть - проверка техники чтения Скрытый контроль ведётся учителем на каждом уроке. Учитель смотрит, как реагируют учащиеся, понимают ли вопрос, заданный учителем, могут ли они ответить на него. Учитель на уроке работает как психолог. Самоконтроль - самостоятельная проверка задания. Учитель должен предупредить о трудностях задания и обратить внимание учащихся на ошибки. Самодиагностика –
Технология проблемного обучения на уроках литературы: цели, возможности и способы применения. Проблемное обучение – такая модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также познавательную активность, формируют творческие умения. Обучение через исследование проблем разрабатывали Кудрявцев, Матюшкин, Скаткин, Махмутов. Роль школьника в процессе обучения не должна сводиться к зазубриванию материала, нужно стремится к тому, чтобы на уроке ребенок проявлял активность. Этапы технологии проблемного обучения: Формулирование ПВ – одна из главных проблем проблемного обучения; Выдвижение гипотез, предположений о возможных путях решения проблемы, обоснование путей решения; Создание проблемной ситуации; Поиск источников для доказательства выдвинутых предположений; Разрешение проблемной ситуации и обобщение результатов. Учитель вместе с учащимися формулирует проблемный вопрос и создает проблемную ситуацию. Учитель организует размышления учащихся над проблемой и процесс поиска гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий. Уточняет формулировку проблемы. Учитель организует проверку гипотезы, ученик аргументирует точку зрения. Учитель обобщает полученные результаты, ученик анализирует. Не любой вопрос является проблемным, научный спор не рождает автоматически проблемную ситуацию. Проблемный вопрос – теоретический или практический вопрос, требующий анализа. Должен возникнуть постепенно, будет лучше, если его задаст не сам учитель, а учащиеся придут к нему. Проблемый – как правило, сложный; предполагает неоднозначность ответов; часто выступает в форме противоречия; должен обнаружить «второй план» фактов, смысловой подтекст; должен быть увлекательной задачей; должен развивать навыки самостоятельной работы; должен быть емким, охватывать не единичный факт, а широкий круг материала. Чтобы проблемный вопрос развился в проблемную ситуацию, необходимо показать разные пути его решения, сопоставить варианты ответов. Трудно не только создать, но и разрешить проблемную ситуацию. Проблемная ситуация – психологическое состояние затруднения, невозможности объяснить факт или решить познавательную задачу с опорой на имеющиеся знания. Условия создания проблемной ситуации: четкая и верная постановка проблемного вопроса, возможность столкновения мнений, убедительное решение. Разрешение проблемной ситуации: диспут, лекция учителя, самостоятельный поиск. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|