Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.





Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.

Учителю важно учитывать разнообразные межпредметные связи в преподавании литературы. Речь идет, прежде всего, о предметах общегуманитарного, психолого-педагогического, литературоведческого и лингвистического циклов.

М. А. Рыбникова обозначает четыре основных дидактических правила: обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся; учащиеся должны ясно понимать поставленную перед ними задачу; показать сложное в простом, новое в знакомом; важно соединить дедукцию с индукцией. Особое внимание уделено влиянию живого слова на слушателя, читателя.

В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются технологические карты, которые призваны помочь учителю применять современные технологии обучения, позволяющие разрешить названные противоречия.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы - насущная проблема современности. Задачей литературы как учебного предмета я вляется также совершенствование речи учащихся, их читательской культуры, способности к полноценному художественному восприятию книги. Это происходит только в том случае, если учитель стимулирует духовно-нравственное и эстетическое развитие личности учащегося, развивает воображение, способность к сотворчеству, помогает овладеть искусством рассказывания, выразительного чтения, свободного письма.

Выполнение поставленных задач: обеспечить в преподавании связь с жизнью, усилить воспитательное воздействие литературы, стимулировать самосознание и самообразование учащихся, научить их методам познания - требует от учителя-словесника не только хорошего знания предмета, но и постоянного внимания к личности ученика.

Изучая темы курса, обозначенные в программе, учащиеся приобретают знания об историко-литературном процессе, по теории литературы. Важно, чтобы программные темы усваивались не формально, а становились методологической основой литературной подготовки учащихся и служили бы средством более глубокого постижения ими конкретных литературных явлений. Поэтому в задачи методики входят поиски таких путей анализа художественного текста, которые требовали бы от учеников практического применения теоретических и историко-литературных знаний, способствовали бы овладению необходимыми умениями. Таким образом, будет осуществляться деятельностный подход к изучению литературы, практическая направленность преподавания.

На современном этапе в России происходит пересмотр содержания литературного образования в школе. Каждое новое поколение учеников, выросших в принципиально иных историко-культурных реалиях, ощущает всё большую пропасть между собственным образом жизни и образом жизни людей прошлых столетий. Это - объективная реальность. Временное отдаление грозит превратить в «чужих» для сегодняшних и завтрашних школьников многих героев классической литературы. Если эти опасения сбудутся, то общая культурная палитра современной России ещё более размоется и поблекнет, а нравственные ценности потеряют свои главные отличительные черты - постоянство и незыблемость.

. Нужно перенести акцент в преподавании с непосредственного разбора нравственных ситуаций на секреты вечной жизни настоящей литературы, заключающиеся ие только в тематике, проблематике и содержании, но и в художественной силе формы; перенести акцент с тех аспектов произведений, которые действительно постепенно отмирают (например, социальные конфликты), на те реалии, которым суждено стать вечными, всегда волнующими читателей любой эпохи.

Программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ.

Авторы: Т. Ф. Курдюмова, С. А. Леонов, Е. Н. Колокольцев, О. Б. Марьина.

Эта программа наиболее распространена в российских школах. Цель - способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Достижение может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь читателю в осознании окружающего мира.

Этапы литературного образования (помимо начальных классов), их задачи и особенности:

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Первое знакомство с моделью курса литературы. Демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения - сюжет.

Теоретическое оснащение: Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Герой художественного произведения. Часто герой-подросток - активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа - герой.

Теоретическое оснащение: Дальнейшее освоение теоретических понятий на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр.

Теоретическое оснащение: Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: История в произведениях искусства. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа - связь жизни с искусством.

Теоретическое оснащение: Определение специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения из истории терминов теории литературы, связанных с исторической тематикой.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Шедевры родной литературы. В центре анализа - отражение жизни на страницах русской классики.

Теоретическое оснащение: Систематизация сведений по теории литературы. Общее представление о логике развития русской литературы. Теоретические понятия, связанные с осмыслением связей искусства и жизни.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до конца XIX века

Ведущие аспекты реализации модели: Курс истории литературы XIII-XIX веков на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. В центре анализа - литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе.

Теоретическое оснащение: Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс в ХХ веке

Ведущие аспекты реализации модели: Курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. В центре анализа литературный процесс ХХ века. Автор и художественное произведение в этом процессе.

Теоретическое оснащение: Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: новые направления в литературе, судьбы русской литературы в ХХ веке, пути воссоединения русской литературы.

Особенностью программы является небольшое количество зарубежных произведений. Каждая тема в программе включает список произведений для изучения, краткую аннотацию, и те теоретические понятия, которые должны быть отработаны. Программа оснащена учебными хрестоматиями (для средних классов). В начале каждого раздела помещена очень краткая теоретическая статья, подготавливающая к восприятию текстов и сообщающая необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, текстов, вопросов и иллюстраций, мы обнаруживаем и краткие словари литературоведческих терминов.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.