Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этот учебный предмет имеет сложное строение.





Литература как учебный предмет в современных условиях. Современные подходы к преподаванию литературы в средней школе.

Сущность литературы как учебного предмета - это формирование, воспитание читателя, направление его деятельности и развития.

Этот учебный предмет имеет сложное строение.

Цель изучения литературы в школе: приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской и зарубежной литературы как классической, так и современной.

Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений; знакомство с биографией и творчеством писателя; литературный процесс и историко-культурные сведения…..

Современная система преподавания литературы в российской школе характеризуется многовариантностью и разнообразием.

В настоящее время существует несколько концепций преподавания литературы в школе: этическое, идеологическое, эстетическое и этико-эстетическое направления.

Теоретические проблемы современной методической науки:

 проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира;

 взаимообогащение литературоведения и методики преподавания литературы;

 углубление связей между восприятием произведения, интерпретацией, анализом и самостоятельной деятельностью учащихся;

 проблема изучения литературного развития учащихся;

 историческая смена методов и приемов изучения литературы, конструирование новых, опора на традиционные;

 формирование нового типа взаимоотношений между учителем и учеником, воспитание творческих начал личности;

 поиск новых структур уроков и моделирование других форм проведения занятий.

Новое содержание образования связано с поисками новых методов преподавания, новых подходов к содержанию и структуре урока литературы.

Не случайно основой базового компонента литературного образования названы чтение и изучение художественного произведения, его толкование.

Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, определение системных связей школьного курса литературы на разных этапах литературного образования, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.

Учителю важно учитывать разнообразные межпредметные связи в преподавании литературы. Речь идет, прежде всего, о предметах общегуманитарного, психолого-педагогического, литературоведческого и лингвистического циклов.

М. А. Рыбникова обозначает четыре основных дидактических правила: обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся; учащиеся должны ясно понимать поставленную перед ними задачу; показать сложное в простом, новое в знакомом; важно соединить дедукцию с индукцией. Особое внимание уделено влиянию живого слова на слушателя, читателя.

В связи с этим в помощь учителю-словеснику предлагаются технологические карты, которые призваны помочь учителю применять современные технологии обучения, позволяющие разрешить названные противоречия.

Личностно-ориентированные технологии обеспечивают развитие и саморазвитие личности ученика на основе выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Они базируются на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы - насущная проблема современности. Задачей литературы как учебного предмета я вляется также совершенствование речи учащихся, их читательской культуры, способности к полноценному художественному восприятию книги. Это происходит только в том случае, если учитель стимулирует духовно-нравственное и эстетическое развитие личности учащегося, развивает воображение, способность к сотворчеству, помогает овладеть искусством рассказывания, выразительного чтения, свободного письма.

Выполнение поставленных задач: обеспечить в преподавании связь с жизнью, усилить воспитательное воздействие литературы, стимулировать самосознание и самообразование учащихся, научить их методам познания - требует от учителя-словесника не только хорошего знания предмета, но и постоянного внимания к личности ученика.

Изучая темы курса, обозначенные в программе, учащиеся приобретают знания об историко-литературном процессе, по теории литературы. Важно, чтобы программные темы усваивались не формально, а становились методологической основой литературной подготовки учащихся и служили бы средством более глубокого постижения ими конкретных литературных явлений. Поэтому в задачи методики входят поиски таких путей анализа художественного текста, которые требовали бы от учеников практического применения теоретических и историко-литературных знаний, способствовали бы овладению необходимыми умениями. Таким образом, будет осуществляться деятельностный подход к изучению литературы, практическая направленность преподавания.

На современном этапе в России происходит пересмотр содержания литературного образования в школе. Каждое новое поколение учеников, выросших в принципиально иных историко-культурных реалиях, ощущает всё большую пропасть между собственным образом жизни и образом жизни людей прошлых столетий. Это - объективная реальность. Временное отдаление грозит превратить в «чужих» для сегодняшних и завтрашних школьников многих героев классической литературы. Если эти опасения сбудутся, то общая культурная палитра современной России ещё более размоется и поблекнет, а нравственные ценности потеряют свои главные отличительные черты - постоянство и незыблемость.

. Нужно перенести акцент в преподавании с непосредственного разбора нравственных ситуаций на секреты вечной жизни настоящей литературы, заключающиеся ие только в тематике, проблематике и содержании, но и в художественной силе формы; перенести акцент с тех аспектов произведений, которые действительно постепенно отмирают (например, социальные конфликты), на те реалии, которым суждено стать вечными, всегда волнующими читателей любой эпохи.

Программа по литературе под ред. Т. Ф. КУРДЮМОВОЙ.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Первое знакомство с моделью курса литературы. Демонстрация богатства и многообразия произведений искусства слова в процессе его становления и развития. В центре анализа конкретного произведения - сюжет.

Теоретическое оснащение: Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Герой художественного произведения. Часто герой-подросток - активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа - герой.

Теоретическое оснащение: Дальнейшее освоение теоретических понятий на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связанные с раскрытием образа героя. Представление о детской и юношеской литературе.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Богатство и разнообразие жанров всех родов литературы: эпоса, лирики и драмы. В центре анализа - жанр.

Теоретическое оснащение: Систематизация понятий, которые помогают освоить лирику, эпос и драму в их специфике. Сведения об истории некоторых жанров.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: История в произведениях искусства. Исторический герой и историческое событие на страницах художественного произведения в литературе разных народов и времен. В центре анализа - связь жизни с искусством.

Теоретическое оснащение: Определение специфики использования знакомых теоретических понятий при анализе произведений исторической тематики. Некоторые сведения из истории терминов теории литературы, связанных с исторической тематикой.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до наших дней

Ведущие аспекты реализации модели: Шедевры родной литературы. В центре анализа - отражение жизни на страницах русской классики.

Теоретическое оснащение: Систематизация сведений по теории литературы. Общее представление о логике развития русской литературы. Теоретические понятия, связанные с осмыслением связей искусства и жизни.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс от древности до конца XIX века

Ведущие аспекты реализации модели: Курс истории литературы XIII-XIX веков на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. В центре анализа - литературный процесс в XIX веке. Автор и художественное произведение в этом процессе.

Теоретическое оснащение: Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

Класс

Модель структуры курса: Литературный процесс в ХХ веке

Ведущие аспекты реализации модели: Курс истории литературы XX века на историко-литературной основе с включением кратких сведений о зарубежной литературе и ее развитии. В центре анализа литературный процесс ХХ века. Автор и художественное произведение в этом процессе.

Теоретическое оснащение: Овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: новые направления в литературе, судьбы русской литературы в ХХ веке, пути воссоединения русской литературы.

Особенностью программы является небольшое количество зарубежных произведений. Каждая тема в программе включает список произведений для изучения, краткую аннотацию, и те теоретические понятия, которые должны быть отработаны. Программа оснащена учебными хрестоматиями (для средних классов). В начале каждого раздела помещена очень краткая теоретическая статья, подготавливающая к восприятию текстов и сообщающая необходимые сведения по биографии того или иного автора, по теории литературы. В этих учебниках помимо вводных статей к каждому разделу, текстов, вопросов и иллюстраций, мы обнаруживаем и краткие словари литературоведческих терминов.

 

Жанры

Роды и жанры

Характер – герой – образ

Литература и традиция

Автор – образ – читатель

Литературный процесс

Система изучения теории литературы направлена на формирование читательской квалификации. Выведение базовых теоретико-литературных понятий в качестве структурных является обязательным. Программа определяет практическую направленность обучения в каждом классе: 5 кл. – переход от литературного чтения к изучению литературы (учебная цель – обучение эстетическому анализу ); 6 – 9 кл. – изучение литературы как искусства слова (учебная цель – интерпретация текстов); 10 – 11 кл. – изучение литературы в историко-культурном и историко-функциональном аспектах (учебная цель – усвоение художественного мира писателя в историко-культурном аспекте). 9 кл. занимает особое место в литературном образовании: интегрирует знания и умения, усвоенные ранее, и готовит к изучению историко-литературного курса. Поэтому в программу 9 кл. включены вершинные произведения русской и мировой литературы.

В программе широко представлены произведения мировой литературы, что обусловлено концепцией литературного образования, расширен жанровый спектр литературы, так как формальная и содержательная специфика родной литературы может быть понята только на широком культурном фоне. Рассматривая литературное образование как единство трех компонентов: творчество - сотворчество - знание и умение, составители программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных как "Творческая мастерская", "Творческий практикум", "Творческое задание". В средних классах литературный материал располагается по хронологическому и жанрово-тематическому принципу, в старших - по хронологическому. Программа оснащена учебниками-хрестоматиями "В мире литературы".

 

Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина.

Причина появления новой программы – катастрофическое отчуждение людей от классической литературы. Роль школы - помочь преодолеть расстояние между биологическим опытом ребенка и историческим опытом человечества. В основе новой программ лежат 5 принципов, определяющих ее структуру:

 соответствие литературного материала возрастным интересам;

 ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика, с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе;

 выделение в программе основных эпох исторического развития искусства для формирования целостного мировоззрения и системного взгляда на мир;

 учет государственных потребностей времени и общественной психологии поколения;

 развитие литературных способностей школьника, позволяющих воспринимать искусство слова и выражать себя в устной и письменной речи.

Критерии литературного развития ученика:

 умения, связанные с анализом художественного произведения;

 соответственно выделенным критериям литературного развития должны быть изменены формы опроса и учета знаний и умений учащихся;

внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках.

Цель - помочь преодолеть расстояние между биологическим возрастом ребенка и историческим опытом человечества. Школа должна воспитать творца, а не специалиста в какой-то узкой области не обладающего достаточными сведениями о мире.

Объединяющим началом уроков гуманитарного цикла становится творчество. Литературное творчество учеников обостряет их интерес к работе писателя и позволяет реализовать добытые аналитическим путем представления о стилях и жанрах словесного искусства. Общая цель предметов гуманитарного цикла - развить в ученике способность отличать подлинное от мнимого в искусстве, жизни, науке, сформировать критерии высокого и низкого в сознании и поведении человека, его ценностные ориентации.

В этой программе выделяются четыре стадии отношения к искусству школьника (учету возрастных и психологических особенностей здесь уделяется повышенное внимание).

Для начальной школы характерно отношение к искусству как к волшебной игре, которая в привычном позволяет увидеть незнакомое. Искусство - способ свободного, ассоциативного открытия мира.

Наивный реализм (5 - 6 кл.). Ученики в этом возрасте довольно объективны по отношению к смыслу событий, идее художественного произведения, но у них отсутствует внимание к форме, интерес к авторской точке зрения на изображаемое, и это затрудняет логическую аргументацию впечатлений.

Пора нравственного самоуглубления (7 - 9 кл). Отношение к художественному произведению становится личностным и субъективным. Сосредоточенность подростка на себе часто мешает ему видеть объективный смысл произведения. Авторская идея заслоняется его собственным личностным проблемами, где на первом плане оказываются нравственные категории. Стремительный рост творческого воображения в этом возрасте ведет к "отлету" от текста, произвольному его истолкованию.

Эпоха познания связей, осознания причин и следствий. В этом возрасте заметен сдвиг интересов школьника в мир общий. Я и МИР - центральная проблема. У школьников расширяется горизонт видения жизни: не только нравственные, но и социальные, эстетические проблемы занимают теперь их, возникает потребность понять целостную картину мира, его исторического развитие, за фактом видеть закон.

Цель литературного образования - интеллектуальное освоение, эмоциональное присвоение гуманистического потенциала искусства и науки, обработка эстетических и психологических механизмов общения человека с искусством, наукой, людьми.

Чтобы осуществить задачи, обучение должно не только опираться на свойственное возрасту отношение к искусству, языку, истории, что в значительной степени определяет состав программы, но и противостоять ограничительным возрастным особенностям ученика.

Необходимость создания новой программы по литературе авторы объясняют современными задачами образования, связанными с социальным развитием общества. В основе программы следующие принципы:

1. Соответствие литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста, что определяет отношение к предмету.

2. Ориентация содержания программы и характера работы по литературе на развитие ученика с опорой на ведущий тип деятельности на каждом этапе.

3. Выделение в программе основных эпох исторического развития искусства, что способствует формированию целостного мировоззрения, системного взгляда на мир.

4. Ориентация программы на социальные потребности времени, общественную психологию поколения.

Класс Задачи

5 – 6 Формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения.

7 – 9 Открытие законов литературы как особого вида искусства. Теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план. Необходимым становится системное сопоставление литературы с другими видами искусства - живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино ("интермедиальное чтение").

10–11 Изучение исторических эпох развития искусства. Суммарное представление о каждой из них, поддержанное подробным изучением одного-двух текстов, создает системный взгляд на развитие искусства в исторически далекие эпохи Античности, Средневековья, Возрождения.

В программе выделен особый раздел - "Литературное творчество", который предлагает осваивать в эстетическом действии опыт знакомства учеников с классическим текстами и, овладевая разными стилями, пластически передавать собственные впечатления от жизни и искусства. Например, при изучении темы "М. Ю. Лермонтов. "Бородино", "Два великана"" ученикам предлагается поупражняться в звукописи: "Шум дождя", "Скрип снега" и т. п. Литературное творчество может включать в себя элементы художественной деятельности, связанной другими видами искусства.

 

Важнейшие критерии литературного развития:

1. Начитанность учащегося, направленность читательских интересов.

2. Любовь к чтению, постоянство потребности в книге. Актуальная для школьника социально-нравственная проблематика произведений искусства, умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы.

3. Объем историко-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять его ценность в общем потоке литературы.

4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия: эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения, постижение содержания произведения на разных уровнях, осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.

5. Связанные с анализом художественного произведения умения (находить эмоциональный лейтмотив; проследить развитие сюжета, конфликта, смену чувств в разных родах литературы; оправдать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования и т. д.).

6. Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся:

o Умение оправдать чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;

o Умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;

o Умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;

o Умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией;

o Умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста. И т. д.

Внеклассное чтение создает необходимые предпосылки для изучения литературы на уроках. Это, по мнению авторов программы, не фон, а основа литературного развития. Заинтересованность в изучении литературы не может возникнуть вне широкого читательского опыта, поэтому часто уроки внеклассного чтения в программе опережают уроки литературы.

Теория литературы сопряжена в программе с конкретным изучением художественных явлений. От микроэлементов текста (тропы) к освоению структуры художественного произведения (5-6 кл.) - роды и жанры, наблюдения над микро- и макроструктурой художественного произведения (7-8 кл.) - связь литературы и других видов искусства (9 кл.) - проблема жанра и художественной индивидуальности (10 кл.) - доступная историческая поэтика (11 кл.). Принципы расположения литературного материала разные: жанрово-тематический (5, 7, 8, 9 кл.), хронологический (6, 10-11 кл.).

Программа обеспечена учебниками. В средних классах это учебники-хрестоматии. Разделы, посвященные творчеству писателей, включают в себя следующее:

• Сведения о жизни и творчестве писателя.

• Одно или несколько наиболее важных произведений (или отрывки из них).

• Вопросы и задания (в том числе и творческие) по тексту, помещенному в хрестоматию или по рекомендованному для самостоятельного чтения.

• "Теория литературы". Теория, каким-то образом связанная с изучающимся с текстом. Например, в тему "А. П. Чехов" в 6 классе в этот раздел входит статья "Авторское отношение к героям в эпических и драматических произведениях", где на примере пьесы "Свадьба" и рассказе "Свадьба с генералом" выявляются различия в способах выражения авторской позиции в разных родах литературы.

Авторы: А.В. Белова, Л. Л. Гордиенко, О. А. Дмитриенко, М. Г. Дорофеева, Н. А. Колкова, И. Б. Костина, В. Г. Маранцман, М. А. Мирзоян, Ю. Ю. Поринец, Т. В. Рыжова, Н. М. Свирина, Н. П. Терентьева, С. В. Федоров, И. Л. Шолпо, С. Ф. Щукина.

Программа обеспечена учебниками. В средних классах это учебники-хрестоматии. Разделы, посвященные творчеству писателей, включают в себя следующее:

• Сведения о жизни и творчестве писателя.

• Одно или несколько наиболее важных произведений (или отрывки из них).

• Вопросы и задания (в том числе и творческие) по тексту, помещенному в хрестоматию или по рекомендованному для самостоятельного чтения.

• "Теория литературы". Теория, каким-то образом связанная с изучающимся с текстом. Например, в тему "А. П. Чехов" в 6 классе в этот раздел входит статья "Авторское отношение к героям в эпических и драматических произведениях", где на примере пьесы "Свадьба" и рассказе "Свадьба с генералом" выявляются различия в способах выражения авторской позиции в разных родах литературы.

Традиционная ориентация российской системы образования на формирование предметных знаний и умений не содействует необходимому сегодня уровню развития у выпускника средней школы способности к социальной адаптации и мобильности.

Происходящие в конце ХХ и начале XXI вв. изменения характера образования (направленности, целей, содержания) все более явно, согласно ст. 2 Закона РФ «Об образовании», ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущего специалиста, что подчеркнуто в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетенция не сводится только к знаниям или к умениям, а является сферой отношений, существующих между знанием и действием в практике.

Чтобы выстраивать содержание компетенций в дидактике и методиках, необходима специальная технология конструирования (опирается на рефлексивное выявление компетентностного содержания):

1. поиск проявлений ключевых компетенций в конкретном учебном предмете (отыскиваются проявления в данном предмете ключевых компетенций, выясняется возможный вклад учебного предмета в формирование).

2. построение иерархической надпредметной систематики – «древа компетенций»;

3. проектирование общепредметных образовательных компетенций для всех ступеней обучения;

4. проекция сформированных по ступеням компетенций на уровень учебных предметов и их отражение в образовательных стандартах, учебных программах, учебниках и методиках обучения.

Ориентация Российского образования на общекультурное развитие обучающихся, исторически является одной из его приоритетных позиций. Она находит отражение в тексте Закона РФ «Об образовании», где отмечено, что «общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в отечестве…»

Общекультурные компетенции - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, владение эффективными способами организации свободного времени, опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Предполагают:

уважение достоинства другого человека и сохранение собственного достоинства в разнообразных ситуациях социального взаимодействия (бытового, профессионального, общественного) - культура личности, саморегуляции;

 адекватность человека (внешний вид, манера поведения, общение) ситуациям бытового, профессионального, общественного взаимодействия, т.е. культура быта, труда, отдыха, здорового образа жизни, общения;

 соблюдение этно-социокультурных традиций, обычаев, норм, этикета в моно- и кросскультурном взаимодействии, т.е. культура нормативного поведения, этикета, отношения, социального взаимодействия;

актуальная готовность использования общекультурного индивидуального фонда знаний (гуманитарных, естественнонаучных, экономических, политических, правовых и т.д.), сформированного содержанием полного среднего и высшего образования в процессе решения задач социального взаимодействия, т.е. культура интеллектуальной и предметной деятельности, культура интеллекта;

 ненасыщаемость потребности удовлетворения и продолжения личностного социокультурного (нравственного, интеллектуального, эстетического) развития и саморазвития, т.е. культура саморегуляции, личностного самоопределения;

 ориентировка в основных ценностно-смысловых доминантах современного мира, страны, общества; в основных направлениях истории и сохранения культурной жизни мира, страны, (живопись, музыка, литература, архитектура и т.д.), т.е. общецивилизационная культура;

 социальная ответственность за себя, свое поведение, ответственность за благополучие других, т.е. культура социального бытия.

 

Коммуникативные компетенции для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Предполагают:

 знание необходимых языков,

 владение устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни;

 умение выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;

 знание способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями,

 навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

 владение способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умения искать и находить компромиссы;

 межкультурные коммуникации, такие как понимание различий, уважение друг друга, умение выстроить диалог с человеком другой культуры;

 позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

 умение представить себя устно и письменно, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию;

 умение представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;

 владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости,

 способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе.

 

Социальные компетенции - владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

Предполагают:

 знания и опыт выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;

 умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;

 навык определения места и роли в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;

 владение культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;

 владение эффективными способами организации свободного времени;

 знания о системах социальных норм и ценностей в России и других странах;

 осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

 навыки действий в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой,

 владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;

 владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника.

 

Перечисленные умения школьников должны формироваться не как отдельно взятые, а в целостной системе. Принципы и функции реализуются через различные формы общения преподавателя с учащимися: групповое – индивидуальное, формальное – неформальное, аудиторное – внеаудиторное.

Образовательная компетенция предполагает овладение учащимися комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов.

Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения.

На первом этапе внедрения, можно формировать элементарные общеучебные компетенции школьников:

 извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;

 точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;

 исследование различных вариантов решения задач, выбор наилучшего, принимая во внимание различные критерии;

 сотрудничество с другими (учениками и учителем) при выполнении общего задания;

 планирование действий и времени;

 

Эпос.

Методика анализа эпического произведения в значительной степени опирается на своеобразие рода и жанра. Если роман представляет собой большое эпическое произведение, охватывающее значительное количество событий, действующих лиц, то рассказ основывается на изображении одного или нескольких фактов, характерного для определенных социально-исторических условий. Рассказ — основной эпический жанр, изучаемый в V-VIII классах. Повесть является средней эпической формой, она раскрывает смысл большего количества эпизодов и персонажей, чем рассказ.

Основным недостатком восприятия эпических произведений после их самостоятельного чтения оказывается отсутствие целостности, одной из задач анализа является ее.

Система анализа эпических произведений в старших классах строится на использовании многообразия методов и приемов анализа. В работе со старшеклассниками особое внимание следует уделить выбору глав, эпизодов, описаний и обобщениям после наблюдений над отдельными частями текста, особенно в условиях обзорного изучения.

Работа над большим по объему эпическим произведением требует внимания к самому процессу организации повторного чтения в ходе анализа. Большую помощь в этом отношении могут оказать карточки с заданиями по тексту, предлагаемые в самом начале работы над романом-эпопеей. В практике преподавания сложилась хорошая традиция: проверять знание текста романа-эпопеи до его изучения. Целесообразно на первом уроке дать учащимся ряд заданий, рассчитанных на самостоятельность их мышления, а также необходимость углубить и организовать первые впечатления от чтения романа.

Особенно важно, чтобы состоялся акт «общения искусством». В первую очередь следует обратиться мыслями и чувствами к автору произведения, к его мировосприятию, к его художественному мировоззрению. Ведь в какой-то степени процесс воссоздания художественного образа читателем близок процессу его создания художником слова.

Лирика

Основными особенностями лирических произведений являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъективированность этого изображения, индивидуализация его.

Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизненные ситуации; в лирических произведениях отсутствует развернутый сюжет, для них характерна «художественно организованная в целостную выразительную сис<







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.