Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Индивидуальное и коллективное творчество педагогов





Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:

- способность приобретать новые научные знания (ОНК-3);

- способность обеспечивать деятельностную ориентацию образовательного процесса (ПК УВД-2);

- готовность к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для решения задач профессиональной деятельности (ПК ОУД-5);

- умение сравнивать эффективность применяемых методов обучения и воспитания, анализировать педагогический опыт в данной профессиональной деятельности с целью переноса эффективных решений в практику своей работы (ПК УВД-6);

- готовность к использованию современных форм учебно-воспитательной работы, современных технологий, методов и средств обучения, в том числе технических, аудиовизуальных, информационных и мультимедийных (ПК УВД-3);

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать:

- основные проблемы, направления и перспективы развития системы образования в современной России и мире;

- новейшие достижения в области психолого-педагогических наук, использовать их для внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс;

- критерии педагогических инноваций;

- классификации инноваций.

уметь:

- анализировать передовой педагогический опыт;

- воспринимать, оценивать и реализовывать педагогические инновации;

- наблюдать, сравнивать объекты окружающего мира, объединять предметы по общему признаку, различать предметы по признакам;

владеть:

- технологией постановки, решения и анализа педагогических задач.

Основные понятия темы: инновация, инноватика, новшество, инновационный процесс, автор­ский коллектив, авторская программа.



ЛЕКЦИЯ

Непонятное - угрожает,

неведомое - несет гибель,

неизвестное – всегда враг

Именно так в большинстве своем реагируют люди на привнесение нового, на грядущие изменения, и педагоги в этом ряду не исключение. Э.М. Роджерс на основе отношения к нововведениям выделил пять групп учителей:

- новаторы (до 2,5% в выборке): отличаются авантюрным духом, открытостью к новому, извлекают новое из любого общения, ориентированы космополитически;

- ранние реализаторы (до 13,5%) следуют за новаторами, информаторы и советники;

- предварительное большинство (до 34%) осваивают новшества после ранних реализаторов, свободно общаются с предыдущими группами, но редко бывают лидерами. Им требуется более значительное время для внедрения новшества;

- позднее большинство (до 34%) проявляют скепсис; осваивают новшества в результате оценки собственных потребностей в них, а также под давлением социальной среды, когда большое количество групп и общество не начнет ясно высказываться в пользу новшества;

- колеблющиеся (16%) ориентируются на традиционные ценности; осваивают новшества последними; решение принимают с учетом прошлого опыта; контактируют в первую очередь с себе подобными; сомневаются и в новаторах, и в инициаторах нововведений; тормозят распространение новшеств.

Новаторы, инициаторы нововведений сталкиваются с проблемами, порождаемыми нововведениями и вынуждены искать пути их решения. Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Педагогические новшества, какими бы привлекательными и проработанными они не были, не могут быть освоены без надлежащего управления и организации инновационных процессов. Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

Рассмотрим понятийный аппарат и теоретические основания инновационных процессов в образовании.

Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимают некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Понятие «нововведение» принято считать синонимом понятия «инновация». Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различий методологических подходов, среди которых можно выделить два основных:

- инновация рассматривается как результат творческого процесса;

- инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Педагогическая инновация - целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Применительно к педагогической деятельности инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учащегося (Сластенин, с.233)

Инноватика – наука о нововведениях, которая занимается разработкой, освоением и применением разного типа инноваций. Педагогическая инноватика – молодая наука, в России о ней начали говорить только в конце 80-х гг. прошлого века, то есть немногим более 15 лет назад. Сегодня как сама педагогическая инноватика, так и её методология находятся в стадии научной разработки и построения.

Ключевое понятие в инноватике – инновационный процесс, который понимается как цепь событий от новой идеи до ее реализации и дальнейшее распространение нововведения. Подчеркнём единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств.

Другое системное понятие - инновационная деятельность - комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или ином уровне образования, а также сам процесс.

К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

Инновации классифицируются:

1. по видам деятельности - педагогические, управленческие;

2. по характеру вносимых изменений - радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы);

3. по масштабу вносимых изменений - локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И. п.), системные (полная реконструкция системы как целого);

4. по масштабу использования - единичные и диффузные,

5. по источнику возникновения - внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

А.И. Хуторской предлагает несколько иную классификацию педагогических инноваций:

1. По отношению к структурным элементам образовательных систем: нововведения в целеполагании, в задачах, в содержании образования и воспитания, в формах, в методах, в приёмах, в технологиях обучения, в средствах обучения и образования, в системе диагностики, в контроле, в оценке результатов и т.д.

2. По отношению к личностному становлению субъектов образования: в области развития определённых способностей учеников и педагогов, в сфере развития их знаний, умений, навыков, способов деятельности, компетентностей и др.

3. По области педагогического применения: в учебном процессе, в учебном курсе, в образовательной области, на уровне системы обучения, на уровне системы образования, в управлении образованием.

4. По типам взаимодействия участников педагогического процесса: в коллективном обучении, в групповом обучении, в тьюторстве, в репетиторстве, в семейном обучении и т.д.

5. По функциональным возможностям: нововведения-условия (обеспечивают обновление образовательной среды, социокультурных условий и т.п.), нововведения-продукты (педагогические средства, проекты, технологии и т.п.), управленческие нововведения (новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).

6. По способам осуществления: плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные.

7. По масштабности распространения: в деятельности одного педагога, методического объединения педагогов, в школе, в группе школ, в регионе, на федеральном уровне, на международном уровне и т.п.

8. По социально-педагогической значимости: в образовательных учреждениях определенного типа, для конкретных профессионально-типологических групп педагогов.

9. По объёму новаторских мероприятий: локальные, массовые, глобальные и т.п.

10. По степени предполагаемых преобразований: корректирующие, модифицирующие, модернизирующие, радикальные, революционные.

В предложенной классификации одна и та же инновация может одновременно обладать несколькими характеристиками и занимать своё место в различных блоках. Например, такая инновация как образовательная рефлексия учащихся может выступать нововведением по отношению к системе диагностики обучения, развитию способов деятельности учащихся, в учебном процессе, в коллективном обучении, нововведением-условием, периодическим, в старшей профильной школе, локальным, радикальным нововведением.

 

Критерии педагогических инноваций (по В.А. Сластенину):

- новизна, которая имеет несколько уровней:

- уровень конкретизации. Инновация на этом уровне конкретизирует отдельные теоретические и практические положения. Этот уровень в педагогической науке называют модифицированным типом новизны (М.М. Поташник). Содержанием его являются усовершенствование, рационализация, видоизменение, модернизация того, что имеет аналог (программ, методики, структуры и так далее);

- уровень дополнения, новшество не меняет картину, а дополняет ее;

- уровень преобразования характеризуется принципиально новыми идеями, подходами, которых ранее не было в теории;

- оптимальность, свидетельством которой выступает достижение высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах;

- результативность означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности учителя;

- возможность творческого применения инновации в массовом опыте.

Какова позиция педагога в инновационном процессе? Безусловно, педагогическая деятельность в основе своей творческая деятельность. Любая творческая деятельность рассматривается как продуктивная деятельность, то есть направлена на создание нового, получение объективно нового или субъективно нового результата. Учитель может выступать в инновационном процессе в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя, пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Знания об инновационных процессах в образовании, умение использовать эти знания при оценке собственной деятельности создают основу для проявления учителем многообразных возможностей в педагогическом творчестве, в освоении профессионально-педагогической культуры, в самосовершенствовании.

 

СЕМИНАР

Вопросы для обсуждения:

1. Инновационные процессы в образовании.

2. Психологические барьеры в инновационной деятельности педагога и пути их преодоления.

3. Авторская программа. Авторский коллектив.

Обязательные домашние задания

- для всех:

1. Соотнести понятия «творчество», «инновация», «креативность», «новшество», «нововведе­ние».

2. Проанализировать с учетом выделенных критериев одну инновационную образовательную технологию.

- по выбору студентов:

1. Подготовить сообщение об одной инновационной педагогической технологии.

2. Подготовить сообщение об инновационном учебном заведении.

Индивидуальное задание: разработать анкету для педагогов по выявлению их отношения к инновациям.

 

Список литературы:

1. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Обучение на основе исследования, игр, дискуссии, анализ зарубежного опыта. - Рига, 1995.

2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежной школе. //Педагогика.- 1994. - №5.

3. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения: Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2004. 304 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005.

5. Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.

6. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика: Научное издание. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 c.

7. Юсуфбекова Н.Р. Педагогическая инноватика как направление методологических исследований // Педагогическая теория: Идеи и проблемы. - М., 1992.- С.20-26.

 

 


Тема 8. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах

Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:

- способность к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, к социальной мобильности (СЛК-1);

- готовность к организации взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами для решения задач профессиональной деятельности (ПК ОУД-5);

- способность и готовность устанавливать контакт с родителями учащихся, оказывать им помощь в семейном воспитании (ПК СПД-5).

- способность планировать профессиональную деятельность, организовывать и осуществлять руководство классным коллективом; оценивать результаты классной и внеклассной деятельности учащихся (ПК ОУД-1).

 

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать:

- сущность педагогического взаимодействия;

- понятия форма и метод воспитания, различные классификации к выделению форм и методов воспитания;

- формы и методы работы с семьей учащегося;

уметь:

- выстраивать продуктивное взаимодействие с субъектами образования (учащимися, семьей, коллегами, социумом и др.);

- выбирать педагогически целесообразные формы, методы и средства обучения, воспитания и развития учащихся;

владеть:

- методикой проведения занятий и внеклассных мероприятий;

- опытом проведения родительского собрания и других форм взаимодействия с семьей, оказания им помощи в семейном воспитании;

Основные понятия темы: взаимодействие, социальное взаимодействие, педагогическое взаи­модействие, срабатываемость, совместимость, взаимопознание, взаимопонимание, взаимоот­ношения, взаимные действия, взаимовлияние, типы взаимодействия, условия взаимодействия, форма воспитательной работы, мероприятия, игра, дело.

СЕМИНАР

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность, структура и типы взаимодействия.

2. Понятия форма и метод воспитания.

3. Формы взаимодействия классного руководителя с семьей.

4. Формы взаимодействия классного руководителя с общественными организациями.

5. Формы взаимодействия с коллегами для решения определенной профессиональной задачи.

Обязательные домашние задания

- для всех:

1. Изучить материалы книги М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой «Воспитание учащихся: теория и практика». – Главы 6, 10, 12, выписать основные понятия.

2. Сделать методическую разработку формы взаимодействия с родителями.

- по выбору студентов:

1. Подобрать игры, творческие задания, способствующие развитию сотруднических отноше­ний между педагогами, родителями и учащимися.

2. Разработать технологию педагогического сопровождения учащихся.

Индивидуальное задание: составить анкету для учащихся с целью выявления уровня взаимо­действия педагогов и учащихся.

 

ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

организуются на базе школы.

Практические задания:

1. Принять участие в разработке и проведении родительского собрания.

2. Разработка и проведение классного часа и классного собрания в классном коллективе.

 

Список литературы:

1 Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. – 2000. - № 3.

2 Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996.

3 Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1998.

4 Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О. С. Газмана. – М., 1996; Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. – М., 1996.

5 Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. – М.: Новая школа, 1994.

6 Иванов И. П. Коллективное творческое дело // Вожатый. – 1988. - № 2.

7 Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Газман О. С., Вейс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. – М., 1995.

8 Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.: Новая школа, 1992.

9 Караковский В. А. , Новикова Л. И. , Селиванова Н. Л. Воспитание?

10 Классному руководителю: Учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Владос, 1999.

11 Крылова Н. Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Сб. № 10. – М.: Народное образование, 2000.

12 Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999.

13 Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика. – Ярославль, 2002 – 282 с.

14 Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48 с.

15 Яковчук Т.Г., Бояринцева А. В., Александрова Е.А., Крылова Н.Б., Юсфин С.М., Михайлова Н.Н.Педагогическая поддержка ребенка в образовании : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; Науч. ред. Н.Б. Крылова .- М. : Академия, 2006.- 208 с.


Тема 9. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса

Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:

- способность обеспечивать деятельностную ориентацию образовательного процесса, в том числе связанную с введением интерактивных методик обучения, использовать интерактивные педагогические технологии, исходя из специфики преподаваемого предмета (ПК УВД-2);

- способность определять и комбинировать средства и методы обучения, адекватные поставленным образовательным задачам, уровню подготовленности обучающихся и их индивидуальным характеристикам (ПК УВД-3);

- способность к организации и развитию внутриколлективных и межличностных отношений обучающихся (ПК СПД-2);

- готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в образовательном процессе (ПК ОУД-2);

 

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать:

- возрастныефизиологические ипсихологическиезакономерности развития обучающихся;

- основные требования к гигиеническим условиям осуществления учебно-воспитательного процесса;

- принципы здорового образа жизни;

- основные факторы риска и способы профилактики заболеваний детей;

 

уметь:

- ставить педагогические задачи сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;

- рационально организовывать образовательный процесс с целью укрепления и охраны здоровья учащихся, выполнять правила и нормы, обеспечивающие охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе;

- планировать и осуществлять мероприятия, направленные на формирование здорового образа жизни, в том числе с использованием современных технологий коррекционной педагогики;

- определять по внешним признакам изменение психического состояния детей, понимать и объяснять особенности их поведения в конкретных жизненных ситуациях; видеть проявление социально-психологических установок и мотивов поведения;

владеть:

- здоровьесберегающими технологиями.

Основные понятия темы:здоровье, здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающая технология, персонификация, фасилитация.

 

ЛЕКЦИЯ

Здоровье – это состояние полного

физического, душевного и

социального благополучия

Всемирная организация здравоохранения

Здоровьесберегающая педагогика – 1) педагогическая система, основанная на разумном приоритете ценности здоровья, который необходимо воспитать у учащихся и реализовать при проведении учебно-воспитательного процесса; 2) образовательная система, провозглашающая приоритет культуры здоровья и технологически обеспечивающая его реализацию при организации обучения, в учебно-воспитательной работе и содержании учебных программ для педагогов, учащихся и их родителей; 3) область медико-психолого-педагогических знаний о построении образовательного процесса и содержании учебно-воспитательных программ с учетом интересов здоровья учащихся и педагогов [10].

Здоровьесберегающая педагогика связана со школьной гигиеной, лечебной педагогикой, санологией, педагогической психологией, социальной психологией, возрастной психологией, валеологией и др.

Усиление внимания к состоянию здоровья подрастающих поколений, появления здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях вызвано значительным ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы, увеличением физических и психических нагрузок на ребенка в школе, ростом числа детей с различными врожденными и приобретенными за годы учебы в школе патологиями в развитии, а также увеличением молодых людей, страдающих зависимостью от табака, алкоголя и наркотиков.

Основными причинами ухудшения здоровья школьников являются:

- нарушение гигиенических и психогигиенических требований к организации учебного процесса;

- нарушение полноценного отдыха у детей;

- отсутствие достаточной двигательной активности;

- стрессы, вызванные учебными перегрузками, переутомлением, дидактогенией;

- ошибки в применении педагогических технологий;

- авторитарный стиль общения;

- недостаточный уровень знаний у педагогов по возрастной психологии и физиологии;

- слабая учебно-воспитательная работа с учащимися по укреплению их здоровья, формирования установки на здоровый образ жизни;

- отсутствие у педагогов и родителей необходимых знаний по сохранению и укреплению здоровья детей [1].

Основная цель здоровьесберегающей педагогики – сохранить здоровье детей в процессе их обучения и воспитания.

Принципы здоровьесберегающей педагогики (по Л.Ф. Тихомировой):

- принцип персонификации учебной нагрузки для учащихся требует от учителя в процессе обучения детей сохранения их здоровья, ориентирования на конкретную личность, на конкретного ребенка со своими физическими и психическими особенностями, потребностями, способностями, интересами, ценностными ориентациями. Этот принцип базируется на идеях гуманизма и природосообразности.

- принцип компетентной ответственности определяет уровень готовности педагогов к реализации функции сохранения и укрепления здоровья учащихся;

- принцип фасилитации предполагает умение учителя выбрать из педагогических средств и методов наиболее адекватные, наиболее целесообразные и в отношении соответствия содержанию предмета, и в отношении соответствия уровню обученности учащихся, а также их уровню способностей и здоровья. Также данный принцип определяет ограниченность педагогических действий в зависимости от физиологических особенностей, здоровья ребенка;

- принцип субъектности. С ростом самосознания ребенок должен сам учиться сохранять свое здоровье, следовать принципам здорового образа жизни, укреплять свое здоровье, занимаясь физической культурой, соблюдая режим дня и т.д.

- принцип интеграции предполагает, с одной стороны, взаимодействие различных институтов, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья учащихся в образовательном учреждении, а с другой стороны, сочетание направленности деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья школьников и активной работы по устранению негативных воздействий различных факторов (экономических, педагогических, психологических, социальных).

- принцип вариативности содержания здоровьесберегающей деятельности выражается в том, что сохранением и укреплением состояния здоровья детей и подростков должны заниматься разные институты, на разных уровнях в зависимости от складывающихся условий, от действия факторов риска, от уровня подготовки специалистов [12].

Здоровьесберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящая ущерба здоровью его участников [11].

В содержании здоровьесберегающих технологий выделяются такие направления:

1. Социально-ориентированное направление (охрана прав детей в области здоровья, формирование здорового образа жизни, нормальное питание, режим, борьба с вредными привычками, психогигиена, половое просвещение).

2. Медико-психологическое (медико-гигиенические диагностики и мониторинг, профилактика заболеваний, помощь в лечении, психогигиена и психотерапия)[9.С. 97].

Г.К. Селевко выделяет следующие структурные компоненты технологии физического воспитания:

1. Физкультурно-спортивные организации (учреждения дополнительного образования, центры спортивно-оздоровительной работы, спортивные комплексы, бассейны, стадионы, спортивные клубы, секции, ДЮСШ).

2. Виды физкультурно-спортивной деятельности (режим ЗОЖ, утренняя гимнастика, бег, легкая атлетика, гимнастика, плавание, аэробика, спортивные игры, туристские походы и др.)

3. Организационные формы:

1) физическая культура:

- занятия, проводимые по твердому расписанию с постоянным контингентом занимающихся (урок физической культуры, секция общей физической подготовки, секции по видам спорта, занятия по лечебной физкультуре);

- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня:

- в школе (гимнастика перед занятиями, физкультпаузы на уроках, подвижные игры на переменах);

- дома, в группах продленного дня (утренняя гимнастика, водные процедуры, здоровый образ жизни, физкультпаузы во время приготовления уроков, прогулки, подвижные игры);

- внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия (соревнования по школьной программе, соревнования по видам спорта, спортивные вечера, праздники, сборы, туристские походы).

2) современный спорт:

- общедоступный спорт (базовый спорт в системе образования, профессионально-прикладной спорт, спортивные способы рекреации, спортивные способы реабилитации);

- спорт высших достижений (профессиональный, профессионально-коммерческий).

4. Методы: теоретическое освоение, упражнения, тренировки, игры, соревнования, закаливание, контроль, самоконтроль.

Авторские концепции:

- Б.П. и Л.А. Никитины: «Раннее начало физического развития и закаливания»;

- В.Ф. Базарный: «Сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение»;

- Г.П. и Е.В. Воронковы «Единство физического и умственного развития»;

- А.Ф. Пазухин: «Приоритет физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности» [9].

 

СЕМИНАР

Вопросы для обсуждения:

1. Проблема сохранения здоровья учащихся в современном образовании.

2. Основные принципы, цель и задачи здоровьесберегающей технологии.

3. Примеры здоровьесберегающих технологий.

 

Обязательные домашние задания

- для всех:

1. Подобрать примеры здоровьесберегающих технологий, использующиеся в современных школах.

2. Разработать здоровьесберегающую технологию для учащихся определенной возрастной группы.

3. Разработать тематику классных часов по программе «Здоровье» для определенной возрастной группы учащихся.

- по выбору студентов:

1. Подобрать упражнения для глаз.

2. Разработать анкету для педагогов по изучению эффективности использования педагогиче­ских средств, направленных на укрепление и сохранение здоровья учащихся.

3. Разработать комплекс упражнений для проведения его в условиях классной комнаты для снятия утомления у детей, расслабления и т.п.

Индивидуальное задание: 1. подготовить сообщение «Охрана здоровья обучающихся, воспитан­ников» ст.51 закона «Об образовании»;

2. подготовить упражнения для расслабления, снятия напряжения с глаз, комплекс физических упражнений для педагога.

ЛАБОРАТОРНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 часа)

(организуется на базе школ)

Практическое задание:

1. Проанализировать урок с позиции здоровьесбережения (см. методические материалы);

2. Провести в классе оздоровительную технологию.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 

Памятка учителю

Первые признаки переутомления детей:

- снижение качества работы;

- резкое ухудшение почерка;

- изменение поведения ребенка: он становится или беспокойным, или вялым, или рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;

- изменение регулярных физиологических функций (повышенная потливость, покраснение лица);

- появление жалоб на усталость: у некоторых детей процесс торможения так силен, что они могут заснуть [6].

Анализ урока с позиций

здоровьесбережения [11. С.195]

1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

 

Что наблюдается Да Нет Примечание
1.Учащиеся в перемену находятся в кабинете      
2. Кабинет проветрен      
3. Кабинет настраивает на рабочий лад      

 

2.Ход урока

Что наблюдается Результаты (норма, выше или ниже нормы)
1. Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов)  
2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 мин.)  
3. Частота чередования различных видов учебной деятельности(норма: смена не позже чем через 7-10 мин.)  
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р. и т.п. (норма: не менее трех)  
5. Чередование видов преподавания ( норма: не позже, чем через 10-15 мин.)  
6. Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самост. работы, работа в группах, в парах, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7-10 мин.)  
7. Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-ой минуте урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями)  

 

3. Психологический климат на уроке (оцените в баллах: 0 – показатель отсутствует, 1 – показатель выражен слабо, 2 – проявляется на достаточном уровне)

Что наблюдается Результат
1. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.  
2. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.  
3. Взаимоотношения между учителем и учеником (стиль, тип взаимодействия)  
4. Взаимоотношения между учащимися  
5. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.)  

 

Список литературы:

1. Андреева И. Современные аспекты поддержания здоровья школьников / И. Андреева // Педагогика. – 2003. - № 2. – С. 99 – 100

2. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход / Т. В. Ахутина // Школа здоровья. – 2000. - № 2 – С. 21-28.

3. Бабански.й Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). – 2-е изд., перераб. и доп. – К.: Рад. школа, 1983. – 287 с.

4. Возвышаева И. В. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И. В. Возвышаева // Школа здоровья. – 2001. - № 1. – С. 48 – 59.

5. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила: СанПиН 2.4.2.1178 – 02 // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 8. – С. 4 – 21; Вестник образования. - № 16. – С. 21 – 33; Управление школой «1 сент.». - № 3-4. – С. 11

6. Желтухина Е. Л. Гигиенические требования к режиму дня школьника: Причины возникновения и признаки утомления / Е. Л. Желтухина // Школа здоровья. – 2002. - № 3. – С. 48-51.

7. Здоровьесберегающее обучение и воспитание / Под ред. В. И. Андреева. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 267 С.

8. Кузнецова Л. М. Здоровьесберегающие технологии / Л. М. Кузнецова // Методист. – 2003. - № 4. – С. 42-45.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 1998.

10. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя школы / Н. К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2003. – 270 С. (Методическая библиотека).

11. Советова Е. В. Оздоровительные технологии в школе / Е. В. Советова – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 288 с.

12. Тихомирова Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики / Под ред. проф. М. И. Рожкова. – Ярославль, 2004. – 240 с.

13. Тихомирова Л. Ф. Деятельность учреждений образования по охране и укреплению здоровья детей: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: ИПК РО, 2000. – 112 с.

 


 

 

Тема 10. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся

Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:

- способность осуществлять комплексную диагностику и анализ образовательного процесса, моделировать на этой основе систему мониторинга качества образования (ПК УВД-4);

- способность к организации контроля над результатами обучения и воспитания (ПК ОУД-3);

 

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать:

- методы и средства оценивания учебных достижений школьников;

- современные технологии оценивания достижений учащихся;

- сущность контроля и оценивания в образовании.

уметь:

- осуществлять контроль и оценивание в учебно-воспитательном процессе.

владеть:

- разнообразными способами и средствами оценки качества образования.

Основные понятия темы: возрастосообразность, контроль, оценивание, дос­тижение, компетентность, безотметочное обучение, портфолио, рейтинг, тест, мониторинг, качество образования, ЕГЭ.

ЛЕКЦИЯ

Качественные изменения, происходящие в системе образования, проявляющиеся в усилении внимания к личности ребенка, требуют существенных изменений в осуществлении контроля и оценки его личных достижений, под которыми понимаются:

- степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявлениям в образовательной деятельности (Илюшин Л. С., 1995);

- личное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психических процессов, личностных качеств (Майоров А.Н., 1996).

Современная пятибалльная (в реальности 4-хбалльная) система не может удовлетворить растущую потребность общества в качественном образовании, поэтому с особой остротой встает вопрос о необходимости отслеживания индивидуального продвижения ребен









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.