|
Что делать после решения задачи?Л. Ф. Спирин предлагает следующий алгоритм анализа решения педагогических задач: - анализ постановки задачи; - анализ программирования педагогических действий; - анализ педагогических действий; - диагностика профессионального развития педагога [14]. Интересный взгляд на оценку решения творческой задачи предложен Г. Альтшуллером: 1. Проведите анализ хода решения. Ответьте на следующие вопросы: - Почему я так долго не мог ее решить? Что помогло ее решить? На основании какого закона я решил эту задачу? - Почему я так долго не мог найти хорошего решения? - Что мне помогло догадаться? 2. Проведите анализ причин появления решенной Вами проблемы. - Почему появилась эта задача, что (или кто) явилось причиной? - Что я не предусмотрел, в чем я ошибся? Какой закон или мудрое правило я нарушил? - Чему меня научила эта задача? - Что осталось не решенным? Кто остался недовольным? - Каковы дальние последствия принятого решения? Как правило, причина появления задачи - это совершенная ранее ошибка. 3. Определите возможность появления подобных задач в будущем. Смените неизвестность на полную известность. - Действует ли еще причина появления задачи? - На какой срок удалось решить конфликт? - Кто остался недовольным? 4. Что надо сделать, чтобы подобных ситуаций не возникало? Продумайте и примите превентивные меры, исключающие появление подобных проблем в ближайшем и отдаленном будущем. 5. Сделайте запись в Личной Картотеке Сильных Решений (если таковую Вы ведете) о приобретенном опыте (положительном и отрицательном), чтобы в будущем подобные задачи уже решать просто "по аналогу". После того, как получено окончательное решение (идея) и сделан анализ задачи, то, если решенная задача не учебная (то есть не требующая внедрения), надо позаботиться о внедрении решения. Сначала надо подготовиться, потом внедрить (реализовать идею) и проанализировать фактические результаты (обратная связь). На основе анализа фактических результатов от реализации решения проведите вторичный, окончательный анализ правильности Вашего решения. Ибо только практика самый надежный критерий истины. Если этот алгоритм показался Вам громоздким, для малозначимых задач ограничьтесь первыми четырьмя шагами [1].
СЕМИНАР Вопросы для обсуждения: 1. Основные понятия педагогической технологии. 2. Понятие профессиональной педагогической задачи. 3. Технологии решения педагогических задач. 4. Оценка выбора решения педагогических задач.
Обязательные домашние задания - для всех: 1. Выписать основные понятия педагогической технологии. 2. Решить педагогическую задачу и провести анализ хода ее решения, используя предложенные технологии. 2. Подобрать и разыграть в группе педагогическую ситуацию из школьной жизни. - по выбору студентов: 1. Изучить материалы книги Л. Ф. Спирина «Теория и технология решения педагогических задач», с. 35-64, с. 74- 84. 2. Изучить материалы учебника В. А. Сластенина Индивидуальное задание: подготовить сообщение о нестандартных решениях творческих задач.
Список литературы: 1. Альтшуллер 2. 2.Анохин П. К. Принятие решения в психологии. - М., 1974, с.42 3. Арсеньев Ю. Н. Принятие решений / Ю.Н. Арсеньев. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 272 с 4. Ашихмин А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. — 3-е изд., стер. - М.: Издательство Московского государственного горного университета, 2004. - 80 с. 5. Большой толковый психологический словарь: в 2-х т. – М., 2000. – Т. 1 6. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика 7. Кан-Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990. 8. Компетентностная модель современного педагога: Учебно-методическое пособие / О. В. Акулова, Е. С. Заир-Бек, С. А. Писарева, Е. В. Пискунова, Н. Ф. Радионова, А. П. Тряпицына. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. – 158 с. 9. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. – М.: Педагогика, 1970. – 229 с. 10. Левина М.М. Технология профессионального педагогического образования -М., 2001. 11. Основы педагогического мастерства - М., Просвещение, 1989 12. Селевко Г. К., Селевко А. Г. Социально-воспитательные технологии. М.: Народное образование, 2002.- 176 с. 13. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005. 14. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 174с. 15. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005. 16. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003. 17. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004. 18. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.
Тема 6. Система деятельности классного руководителя
Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями: - способность к организации и развитию внутриколлективных и межличностных отношений обучающихся (ПК СПД-2); - способность сочетать процесс обучения, воспитания и развития учащихся с формированием у них ценностных ориентаций и патриотических убеждений на основе личностно-ориентированного подхода (ПК УВД-2); - способность прогнозировать результаты обучения, воспитания и развития, анализировать полученные результаты в сопоставлении с педагогической целью, корректировать цели и задачи с учетом уровня подготовки учащихся и достигнутых результатов (ПК УВД-8); -способность регулировать, направлять и развивать внутриколлективные и межличностные отношения школьников (ПК СПД-4); - готовность к формированию общей культуры учащихся с использованием социокультурного потенциала школы, семьи, различных учреждений (ПК КПД-2) - способность планировать профессиональную деятельность, организовывать и осуществлять руководство классным коллективом; оценивать результаты классной и внеклассной деятельности учащихся (ПК ОУД-1); - готовность к ведению учебно-методической документации образовательного учреждения (ПК ОУД-2); В результате изучения данной темы обучающийся должен: знать: - основы деятельности классного руководителя; - особенности внутриколлективных и межличностных отношений школьников; - сущность педагогической поддержки; уметь: - оказывать педагогическую поддержку учащимся; - проводить методику коллективного анализа, целеполагания и планирования воспитательной работы с учащимися; - выбирать педагогически целесообразные формы, методы и средства обучения, воспитания и развития учащихся ; владеть: - методикой проведения занятий и внеклассных мероприятий, в т.ч. с использованием современных информационных технологий; - методикой коллективной творческой деятельности.
СЕМИНАР Вопросы для обсуждения: 1. Основы деятельности классного руководителя: вариативность, функции, направления работы. 2. Оказание педагогической поддержки учащимся. 3. Работа классного руководителя с детским коллективом. 4. Анализ, целеполагание и планирование деятельности педагога и учащихся. 5. Технология коллективной творческой деятельности. Основные понятия темы: творчество, педагогическое творчество, креативность, классный руководитель, освобожденный классный руководитель (классный воспитатель), педагогический коллектив, классный воспитательный час, классное ученическое собрание, анализ, целеполагание, планирование.
Обязательные домашние задания - для всех: 1.Изучить материал книги Рожкова М.И., Байбородовой Л.В. «Воспитание учащихся: теория и методика». – Глава 13. – с.190 – 222. 2. Изучить материалы книги «Педагогическая поддержка ребенка в образовании» с. 78 - 102, законспектировать главу 5 с. 127-155 - по выбору студентов: 1. Разработать методику коллективного целеполагания и планирования воспитательной работы на учебную четверть. 2. Разработать вариант коллективного анализа воспитательной работы в классе за учебный год.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение «Педагогическая рефлексия».
ЛАБОРАТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ организуются на базе школы. Практические задания: 1. Изучение системы работы классного руководителя. 2. Проведение методики анализа, целеполаганию и планированию воспитательной работы на учебную четверть. 3. Разработать возможные сценарии проведения индивидуальной консультации для ребенка с проблемами общения.
Список литературы: 1. Бедерханова В.П. Педагогическая поддержка индивидуализации ребенка // Классный руководитель. – 2000. - № 3. 2. Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем. – М., 1996. 3. Воспитание детей в школе. Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н. Е. Щурковой. – М., 1998. 4. Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании / Под ред. О. С. Газмана. – М., 1996; Новые ценности образования: Забота – поддержка – консультирование. Вып. 6. – М., 1996. 5. Вульфов Б. З. Семь парадоксов воспитания. – М.: Новая школа, 1994. 6. Иванов И. П. Коллективное творческое дело // Вожатый. – 1988. - № 2. 7. Газман О. С. От авторитарного образования к педагогике свободы // Газман О. С., Вейс Р. М., Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Содержание гуманистического образования. – М., 1995. 8. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. – М.: Новая школа, 1992. 9. Караковский В. А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? 10. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Владос, 1999. 11. Крылова Н. Б. Культурология образования // Новые ценности образования. Сб. № 10. – М.: Народное образование, 2000. 12. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. – М., 1999. 13. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Воспитание учащихся: теория и методика. – Ярославль, 2002 – 282 с. 14. Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 48 с. 15. Яковчук Т.Г., Бояринцева А. В., Александрова Е.А., Крылова Н.Б., Юсфин С.М., Михайлова Н.Н.Педагогическая поддержка ребенка в образовании: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; Науч. ред. Н.Б. Крылова.- М.: Академия, 2006.- 208 с. Тема 7. Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|