|
Формирование тоталитарной государственной власти и православной идеологии Московского царства.В конце XV века из множества земель и княжеств возникло новое мощное и единое Русское государство, для которого была характерна жесткая централизация и восточно-деспотический характер власти, опирающейся на насилие как главный способ ее функционирования. Геополитические условия диктовали особую роль государства как единственного гаранта национальной независимости в условиях непрекращающейся военной агрессии. Интересы государства начинают трактоваться как общенациональные. В таких условиях сословия имели только обязанности, вопрос о правах в 15-16 веках вообще не поднимался. Царь рассматривал государство как свою вотчину вместе с живущими в государстве людьми. Поэтому он распоряжался этими людьми, используя их в интересах государства. Если ранее отношения воина к князю было отношением вольного наемника, который может перейти к другому князю по первому желанию, служилые люди отличались от княжеских холопов, называя себя «вольными слугами», то с 16 века это положение изменилось. Частное отношение службы, став государственным отношением подданства, лишило бояр и помещиков свободы, заставив именовать себя «государевыми холопами», добровольно присвоив себе позорное звание раба. Также стали именовать себя и бывшие князья, в ущерб представлению о родовой чести. Как известно, разгром Золотой Орды укрепил позиции и православной церкви и самого православного мировоззрения, которые сплачивали русских людей в борьбе с татаро-монгольским игом и превращались в духовный стержень нации. Но в условиях Московского царства огромный потенциал христианства оказываются мало востребованным, в силу еще более, чем раньше, гипертрофированного развития православия в государственную идеологию.Духовную жизнь Древней Руси 16 века по выражению академика Лихачева Д.С. следует назвать культурой «государственного устроения». Становление русского централизованного государства (Московского царства) сопровождалось соответствующим идеологическим «обрамлением», обосновывающим необходимость сильной деспотической власти для поддержания на огромной территории объеденной Русской земли справедливости и порядка. Все это предопределило судьбу православия в России. Переломная ситуация для судьбы православия в России складывается в начале XVI века. Она связана, с толкованием двух направлений в древнерусской церкви, одно из которых во главе с Нилом Сорским получило название нестяжателей, и другие по имени ее основателя – иосифлян. В центре споров между иосифлянами и нестяжателями был вопрос в монастырском землевладении, расцвет которого приходился на XV век. К середине следующего столетия насчитывалось 150 монастырей- вотчинников, располагающих землями в разных княжествах. Это порождало конфликты между светскими и духовными феодалами, вносило расслоение в церковную среду. Монастыри –вотчинники, стремясь сохранить свое существование, начали искать сближения с великокняжеской властью. Последняя, в свою очередь, довольно скоро осознала всю выгоду существования межудельной собственности монастырей для усиления собственных политических позиций в различных княжествах. Так, в один причудливый узел сплелись к «стяжанию», обогащению, с одной стороны, и трезвый политический расчет, ориентация «собирания Руси» - с другой стороны. Обе эти тенденции получили последовательное воплощение в идеологии иосифлянства. Основатель течения – Иосиф- был игуменом Волоцкого монастыря. Создавая свой монастырь он, старался подражать порядкам, которые ему приходилось наблюдать в великокняжеском дворце. В качестве верного «богомольца» Василия III Иосиф разработал целую политическую теорию, обосновывавшую право московских князей на абсолютное «самодержавие». Московский государь, писал он, лишь естеством подобен человеку, «властию сана же ярко от Бога». Бог вручил ему все высшее – «милость и суд, и церковное, и монастырское, и всего православного христианства власть и попечение. Более того, московский государь, доказывал Иосиф, является главой «всея русским государем», и удельным князьям надлежит оказывать ему «должная покорения и послушания». Во главе заволжских старцев, или нестяжателей, стоял Нил Сорский, которого уже современники назвали «великим старцем», «мужем силы духовной». В основе учения Нила Сорского лежал принцип «рукоделия», физического труда. Всякий инок, считал старец, должен добывать себе дневную пищу и прочие нужные потребы «от праведных трудов». Ему не возбраняется принимать милостыни, но лишь в случае крайней необходимости. Сущность нестяжания составлял также отказ от украшения церквей. Золото и серебро в церкви – только «ловитва» дьявола, «бесовское насеянье». Богу нужны лишь чистая молитва и скорбящее сердце. Русский философ Н.А. Бердяев подчеркивает, что «Иосиф Волоцкой и Нил Сорский являются символическими образами в истории русского христианства…»1 Различие их типов гораздо глубже, нежели разные отношения к монастырской собственности. Иосиф Волоцкий – представитель православия, обосновавшего и освящавшего Московское царство, православия государственного, потом ставшего императорским православием, сторонник христианства жестокого, почти садического, властолюбивого, защитник розыска и казни еретиков, враг всякой свободы, Нил Сорский – сторонник более духовного, мистического понимания христианства. Его интересовали проблемы нравственного самосовершенствования, «духовного подвига». Он много рассуждал об «умном делании» и «страстях души». Излюбленной стихией Нила до конца его дней оставались отшельничество, мистика. Глубокое влияние его мировоззрение сказали идеи исихизма. После смерти самого Нила, а позже и его талантливого ученика Вассиана Патрикеевича сошло на нет нестяжательство. Торжество иосифлян было полное. Идеи Иосифа стимулировали возникновение теории псковского инока Филофея «Москва- третий Рим». После падения Константинополя Москва стала главным средоточием православного христианства. Русский царь, говорит старец Филофей, «един-то во всей поднебесной христианский царь». Два Рима, т.е. античный Рим – родина христианства, а также Константинополь пали, третий (Москва) стоит, а четвертого не дано. Победа иосифлянского типа православия в Московском самодержавном царстве, его логическое продолжение в идеях Филофея Псковского вомногом определили специфику самосознания, образа мышления и характера русских людей. Люди Московского царства считали себя избранниц народом. У них сформировалось двойственное мессианское сознание. В чем была двойственность идеи "Москва - третий Рим"? Миссия России быть носительницей и хранительницей истинного христианства, православия. Это призвание религиозное. "Русские определяются православием". Россия единственное православное царство и в этом смысле царство вселенское, подобно первому и второму Риму. На этой почве происходила острая национализация православней церкви. Православие оказалось русской верой. Но в то же самое время русское религиозное призвание, призвание исключительное, связывалось с силой и величием русского государства, с исключительным значением русского царя. Особенно сильно воспылали вселенские настроения в "третьем Риме" после принятия Иваном Грозным царского титула. Империалистический соблазн входил в мессианское сознание. Духовный провал идеи "Москвы - третьего Рима" былименно в том, что, Третий Рим представлялся, как проявление царского могущества, мощи государства, сложился как Московское царство, потом как империя и, наконец, как третий Интернационал... Царь был признан наместником Бога на Земле. Царю принадлежали заботы не только об интересах царства, но и в спасении души. На этом особенно настаивал Иван Грозный. Соборы созывались по повелению царей. Церковь была подчинена государству не только ее времен Петра 1, но и Московской Руси. Понимание христианства было рабским. Древнерусское православие по сути дела уклонилось от духовного универсализма христианства, его общечеловеческих идеалов. Как писал русский известный философ В.С. Соловьёв, "наши предки, сами того не подозревая, отреклись от самой сущности христианства".1 С таким изуродованным представлением в христианстве воспитывались и вырастали на Руси "целые поколения узких фанатиков", враждебных светским наукам, философии. Все эти обстоятельства привели к тому, что к 16 веку в основном сложился традиционный характер русской культуры, который сохранялся в облике народной культуры вплоть до 20 века. Традиционализм как тип культуры сориентирован не на будущее, а на прошлое; не на удовлетворение растущих потребностей и на интересы людей, эффективность их деятельности, а на незыблемые ценности, соответствие деятельности установленным образцам; не на логику доказательств, а на веру и подражание; не на личность и внутренний контроль поведения, а на коллектив и на внешний, общественный контроль поведения. Особенностью истории России было то, что традиционная культура сложилась здесь с запозданием по сравнению с Западной Европой, которая в 16 веке переживала эпоху Возрождения с ее интересом к человеку, к новым странам, великим географическим открытиям. С неизбежностью европейская культура оказывала все большее влияние на Россию. Это активизировало силы традиционалистской реакции, делало российский традиционализм более глубоким и агрессивным. Особенностью культуры России до 18 века было отсутствие резкого противопоставления культуры «верхов» и «низов». Они были объединены общими ценностями традиционной культуры. Только исходя из понимания того особого типа культуры, который сложился в 16 веке в России, можно понять суть драматичных событий 17 века. §6. Раскол в русской православной церкви и его значение для развития культуры XVII века. На протяжении 16 века в культуре накапливались такие черты и свойства, которые по отношению ко всей предшествовавшей древнерусской духовности, были безусловно кризисными и в конечном счете переходили в новое качество, подготавливая такую ценностно-смысловую парадигму в истории русской культуры, которая бы соответствовала Новому времени. Значение событий XVII века для развития русской культуры трудно переоценить. Не зря Н. Бердяев в работе "Русская идея" считает, что XVII век потрясает всю русскую жизнь, меняет народную психику. XVII век стал веком окончания Смутного времени, что создала условия для интенсивного экономического развития страны, привело к возникновению национальных связей. Укрепление экономических связей повлекло за собой создание единого российского национального рынка, образование которого означало преодоление замкнутости отдельных территорий и их слияние в единую экономическую систему. Во второй половине XVII века изменился характер ремесла, который все больше ориентируется на рынок, превращаясь в товарное производство, развиваются кустарные крестьянские промыслы, также сориентированные на рынок. Возникают крупные мануфактуры. Рост общественного разделения труда сопровождается специализацией отдельных районов страны. Если в XIV – XVI вв. местные рынки были изолированными, то теперь они оказывались тесно связанными друг с другом или через посредство других рынков. Так, например, Тихвин торговал с 45, Псков - более чем с 50 городами. Возникают торговые ярмарки - Московская, Архангельская, Свенская, Ирбитская, Макарьевская и др. Развитие связей между территориями приводит к изживанию местных диалектов, возникает языковое единство русской нации, складывается единая национальная культура. Рост торговых связей с другимистранами, а Россия торгует с Англией, Голландией, Данией, Швецией, Польшей, Персией, Китаем, размыкает культурную изолированность страны, делает возможным появлениеновых культурных влияний. Расширение связей с Западней Европой меняет образ жизни, традиционное общественное мировоззрение. Новая экономическая ситуация, складывание национальной культуры, потребности Новоговремени предъявляют требования к характеру власти, которая оказывается перед двуединой задачей: укрепление царской власти и учета нужд сословий. Итогом завершения этого процесса становится "Соборное Уложение", которое укрепляло централизованное государственное управление и самодержавную власть царя. Появляются труды, теоретически обосновавшие необходимость становления абсолютизма. Ю.Крижанич и С.Полоцкий в своих произведениях отстаивают мысль о том, что только единоличная власть способна навести порядок внутри страны, и обеспечить решение внешнеполитических задач. Реформы, проводимые царем Алексеем Михайловичем, не могли не затронуть оплот духовной жизни России - церковь. Важным фактом русской истории в 17 веке был церковный раскол, возникший в результате церковной реформы. Патриарх Никон, заручившись содействием царя, провел церковно-обрядовую реформу. Он видоизменил некоторые традиционные обряды, а богослужебные книги подверг смелому редактированию, взяв за образец греческие. Восприняв христианство от Византии в Х веке вместе со всеми церковными обрядами, необходимой богослужебной и религиозно-философской книжностью, русская православная церковь стремилась сохранить это наследие без изменений. В книгах в процессе неоднократной переписки накопилось огромное количество ошибок, что, конечно, было недопустимо. Церковь несколько раз пыталась провести мероприятия по исправлению книг путем сличения их с греческими образцами. Но, несмотря на поддержку властей, эти начинания не стали обязательными для всех церквей России. В условиях становления абсолютизма такая практика становилась нетерпимой, так как отсутствие единого управления в церкви делало её неспособной выполнять идеологические функции по обслуживанию самодержавия. Поэтому реформа ставила своей целью унификацию богослужений по всей стране, централизацию церковного управления, увеличение налогов, взимаемых с низшего духовенства, укрепление власти патриарха. Внешнеполитические цели реформы состояли в том, чтобы сблизить российскую церковь с украинской, в связи с воссоединением Левобережной Украины с Россией. Академик Д.С.Лихачев так оценивает церковную реформу XVII века: «Скороспелые и легкомысленно задуманные церковные реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона привели к расколу русской культуры, единством которой было пожертвовано ради церковного, чисто обрядового единения России с Украиной и Белоруссией»1. Русское сознание бинарно: если не свято, то от дьявола. Усомнившись в святости власти, объявив государственную власть властью антихриста, поправшего истинную веру, раскол создает идеологическое обоснование для сопротивления власти. Раскол не мог не оказать влияние на сознание руководителей крестьянских восстаний, многие из которых вышли из раскольничьей среды. Бороться с властью активно или пассивно, уходя в пустошь, становится возможным, т.к. эта власть, власть царя и патриарха, не от Бога, а от дьявола. Русская культура в XVII веке испытывает потребность в активной, независимой личности. Такая личность может сформироваться только при условии признаний права личности на автономность. Вся западноевропейская духовность пронизана обоснованием права индивида не автономность. Российская духовность не признает права личности на автономию, деспотический характер государственной власти не признает этого права ни за группами, ни за личностями. Только выход из государственной жизни мог в условиях России сформировать независимую личность. Раскол выводит за пределы официальной государственной жизни часть людей, что позволяет создать предпосылки для формирования гражданского общества, заставляя искать духовный идеал именно в гражданском обществе. Меняются приоритеты духовной жизни: нельзя найти идеалы в государственной сфере, ведь государство - это сфера антихриста, поэтому доминантой общественной жизни может стать напряженное стремление верующего старообрядца к нравственному совершенству. Государство - враг, на него нельзя полагаться, опору можно найти только в самом себе. Эта покинутость государством перемещает активность старообрядчества на достижение мирского благополучия, повышает их активность и деловитость. Обретение спасения возможно только за пределами официальной церкви и государства, а значит, этот путь лежит через активную трудовую деятельность. Эта "деловитость от покинутости" (Г. Флоровский) формирует активную независимую личность, отвечая на потребности Нового времени. В среде раскольников складываются совершенно новые этические нормы, особый характер отношения к труду, утверждается значимость личного успеха. И хотя конкретные формы развития протестантской и старообрядческой этики были различны, но следствия их сходны. Главным в них является неистовое трудолюбие и принципиальная честность. Материальное обогащение перестает быть грехом, оно результат постоянного труда. Приобретение денег становится благим делом, так как только материальное укрепление старообрядческой общины могло обеспечить ей автономию от государства. Поэтому для старообрядческих общин, особенно для старообрядцев-беспоповцев, развитие хозяйственной деятельности позволило утвердить свою самостоятельность и выступить по отношению к государству независимой силой, с которой власть должна была считаться. Именно из старообрядцев-федосеевцев вышли основатели знаменитых купеческих династий: Морозовы, Прохоровы, Рябушинские. Впоследствии именно на старообрядцев, вынужденных осваивать необжитые земли, опирался Петр I, страстно ненавидевший раскольников, при создании металлургии на севере страны. Сам факт противопоставления " большого мира" нечестия и зла малому миру старообрядческой общины делало её экономически и духовно независимой частью общества, способной заявить о себе как о самостоятельной силе. Невозможность для раскольников рассчитывать на протекционизм со стороны государства превращало старообрядческие общины в костяк свободного предпринимательства. Все это создает новые нормы отношений как в сфере предпринимательства, так и в бытовой жизни людей. Честность, столь несвойственная купечеству XVII в., является одной из важнейших добродетелей раскольников. Государство своими поборами, произволом чиновников, откровенно разорительными повинностями провоцировало купечество прибегать к обману. Только старообрядчество позволило вернуться к прежним кормам, восстановить значимость купеческого слова. Старообрядчество существенно скорректировало идеал трудовой деятельности в русской культуре. Раскольники со своей потребностью в постоянном труде, как средстве спасения души, были ближе к ровному, умеренному, постоянному труду, отвечающему потребности нарождающегося фабричного производства. Таким образом, несмотря на завесу традиционализма, под знаменем сохранения старой, истинной веры формируется гражданское общество, новый характер отношений, соответствующий возникшим потребностям Нового времени. Развитие национального рынка, интенсификация связи с другими странами способствуют усилению светских элементов в культуре XVII в. Несмотря на страх перед чрезмерным проникновением "латинства", в России распространяется образование. Потребность в просвещении могла быть удовлетворена за счет того, что в Москву приехало достаточно много образованных людей из Украины и Белоруссии. Они переводили иностранные книги, обучали иностранным языкам. Повысился уровень грамотности населения. Так, соседи помещиков уровень грамотности составил 65%, среди купечества - 96%, среди посадских людей - 40%. Как ни остро стоял вопрос о том, опасно ли приобщаться к европейской культуре, не вредит ли она благочестию, тем не менее, процессы общественного развития требовали расширения школ, в которых обучали и иностранным языкам. Киев, являвшийся в то время центром просвещения, направил в Москву ученых монахов для организации школ. Светские начала в культуре проявились и в появлении новых литературных жанров,таких, как: повесть, сатира. Новая литература дала о себе знать проявлением интереса к переживаниям человека, попыткой проникнуть во внутренний мир героев. Такие бытовые повести, как: "Повесть о Горе-злосчастьи", "Повесть о Савве Грудцыне", разительно отличались от средневековой литературы вниманием к человеку и его жизни. Интерес к развитию светской культуры проявился и в создании придворного театра при дворе царя Алексея Михайловича. Первые театральные представления состоялись 1672 г. Источником первых драматургических произведений были библейские и античные сюжеты... Основоположником русской драматургии был С. Полоцкий. Его пьесы "Комедия притчи о блудном сыне", "Трагедия о Навуходоносоре царе" поднимали важные вопросы политики и нравственности. Комедия "Блудный сын" была направлена против молодых людей, которых родители посылали учиться за границу, а они кутили и растрачивали отцовские деньги. С 1660 г. стали приглашать в Москву немецких актеров, организация спектаклей была поручена Грегори, который поставил комедию "Эсфирь". Все пьесы придворного театра носили политический характер - призывали боярство к смирению, подчинению царю и будили патриотические чувства.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|