|
ТЕМА 1: ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ЕГО РОЛЬСтр 1 из 5Следующая ⇒ ВВЕДЕНИЕ В современных условиях бухгалтерский учет должен адекватно отражать хозяйственные процессы, происходящие на предприятии, так как он в системе управления выполняет информационную и контрольную функции. При изучении курса «Теория бухгалтерского учета» основной задачей является раскрытие сущности бухгалтерского учета, его роли и места в системе управления хозяйственной деятельностью. Данное пособие предназначено для изучения дисциплины «Теория бухгалтерского учета» учащимися специальности «Финансы». Учащимся предлагается рассмотреть следующие темы: 1. Хозяйственный учет и его роль. 2. Предмет и метод бухгалтерского учета. 3. Бухгалтерский баланс, его строение и содержание. 4. Счета бухгалтерского учета и двойная запись. 5. Классификация счетов бухгалтерского учета. 6. Документирование хозяйственных операций. 7. Инвентаризация имущества предприятия. 8. Оценка имущества предприятия. 9. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета. 10. Учет затрат на производство на предприятии. Первая тема охватывает основные понятия хозяйственного учета, его роль и место в управлении производством. Вторая тема наглядно отражает хозяйственные процессы, происходящие на предприятиях, хозяйственные средства и их классификация, раскрывает сущность и значение предмета и методов бухгалтерского учета. В третьей теме рассмотрен бухгалтерский баланс, его содержание и структура как элемента метода бухгалтерского учета. Четвертая тема рассматривает понятия о счетах, схемы строения бухгалтерских счетов, порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета согласно методу двойной записи. Раскрывает сущность синтетических и аналитических бухгалтерских счетов. Пятая тема раскрывает систему классификации счетов бухгалтерского учета. В шестой теме рассмотрены первичные документы как носители исходной информации, приводится классификация бухгалтерских документов и их основные реквизиты. Тема семь раскрывает порядок проведения инвентаризации имущества организации и отражение её результатов на счетах бухгалтерского учета. Тема восемь раскрывает сущность и значение оценки имущества организации и отражения ее результатов на счетах бухгалтерского учета. Тема девять раскрывает сущность учетных регистров, порядок оформления документов и способы исправления ошибочных записей в учетных регистрах. Рассмотрены формы ведения бухгалтерского учета. Темы курса изложены кратко и пояснениями и примерами. После каждой темы приведены вопросы для повторения. ТЕМА 1: ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ УЧЕТ И ЕГО РОЛЬ Общая характеристика хозяйственного учета. Требования, предъявляемые к учету. Современное производство включает в себя две сферы, которые дополняют друг друга и при этом взаимосвязаны между собой: - Материальное производство. Оно является основой существования жизни и развития общества. В данной сфере производятся различные вещественные блага: в промышленности, в строительстве, в сельском хозяйстве. Кроме того, здесь оказываются материальные услуги: в торговле, в сфере бытового обслуживания, на транспорте и т. п.; - Нематериальное производство. Эта сфера ответственна за формирование духовных и иных ценностей и занята предоставлением соответствующих услуг (образование, здравоохранение и др.). Необходимость сведений о происходящих хозяйственных процессах повлекла за собой организацию хозяйственного учета. Возникновение хозяйственного учета было предопределено потребностью в управлении материальным производством, как одной из функций руководства: при управлении хозяйственными процессами следует определять и выделять конкретные факты хозяйственной жизни, уметь их учитывать и сопоставлять. Хозяйственный учет должен обеспечивать аппарат управления информацией. При этом необходимая информация о ходе хозяйственных процессов собирается посредством наблюдения за ними. Хозяйственный учет – это количественное отражение и качественная характеристика хозяйственных и общественных явлений. Хозяйственный учет осуществляется путем наблюдения, измерения и систематической регистрации всех хозяйственных процессов, их результатов и использования ресурсов на каждом отдельном предприятии. Для успешного использования учета в управлении предприятием он должен отвечать определенным требованиям: 1. Сопоставимость показателей учета с показателями плана. Это необходимо для контроля за выполнением плановых заданий и получения в учете данных для планирования; 2. Своевременность учета. Требуется для оперативного управления производством; 3. Точность и объективность учета. Отражает реальную действительность; 4. Полнота. Обеспечивается сплошной регистрацией всех факторов хозяйственной деятельности; 5. Ясность и доступность. Имеет большое значение для привлечения работников к управлению производством; 6. Экономичность и рациональность. При четкой организации расходы на ведение учета должны быть минимальными.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Как вы понимаете слово «учет» и его сущность? 2. Какие измерители используются в учете, и чем они отличаются? 3. Что такое хозяйственный учет и его основные особенности? 4. Каковы основные требования, предъявляемые к хозяйственному учету? 5. Какие виды хозяйственного учета вы знаете? 6. Поясните сущность оперативного учета. 7. Поясните сущность статистического учета. 8. Поясните сущность и особенности бухгалтерского учета. 9. Каковы основные задачи бухгалтерского учета? ТЕМА 2: ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА Метод бухгалтерского учета.
Метод бухгалтерского учета представляет собой систему способов, обеспечивающих сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение и экономическое обобщение в денежном выражении объектов бухгалтерского учета с целью использования информации для управления хозяйственной деятельностью организации. Другими словами можно сказать, что метод бухгалтерского учета – это совокупность приемов и способов используемая в бухгалтерском учете. К основным элементам метода бухгалтерского учета относятся элементы, приведенные на рисунке 5. Документация - это способ первичного наблюдения и контроля за осуществлением хозяйственных операций. В документе фиксируется содержание произведенной операции, приводятся все необходимые сведения о ней. Документация позволяет осуществлять сплошное наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательным условием отражения хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является фиксирование их первичными документами, обладающими определенными характеристиками и отвечающими соответствующим требованиям. От качества первичных документов зависит качество всего первичного учета.
Рисунок 5 – Элементы метода бухгалтерского учета
Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества предприятия. Инвентаризации подлежат все его ценности. Она проводится в установленные сроки, в присутствии материально ответственных лиц. Оценка – представляет собой способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Калькуляция – способ группировки затрат и определения себестоимости по статьям калькуляции. Применяется для определения фактической себестоимости единицы изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Чтобы вести постоянный контроль за хозяйственными процессами предприятия, за состоянием средств и их источниками, необходимо все хозяйственные операции учитывать непрерывно, по отдельным стадиям и показателям выполнения плана, а также в разрезе отдельных групп и видов хозяйственных средств. В бухгалтерском учете такое отражение хозяйственных средств и процессов осуществляется с помощью специальной системы счетов. Счет – экономическая группировка (в виде таблицы), в которой систематизируется, накапливается информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Счета имеют важное значение для систематизации и группировки хозяйственных операций по экономически однородным признакам. Отражение хозяйственных операций на счетах происходит при помощи двойной записи, вытекающей из двойственности хозяйственной операции. Каждая хозяйственная операция вызывает два хозяйственных явления: изменения в средствах или источниках. Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на двух экономически взаимосвязанных счетах в равных суммах. Для подведения итогов хозяйственной деятельности возникает необходимость в информации о наличии хозяйственных средств и состоянии их источников на конец отчетного периода. Такие сведения получают при помощи баланса. Баланс -способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и по источникам образования в денежной оценке на определенную дату - первое число месяца. Актив и пассив баланса равны между собой, т.е. средства равны источникам их образования. Кроме сведений о состоянии ресурсов для оценки итогов хозяйственной деятельности предприятия нужны показатели по отдельным участкам его работы (данные о выпуске продукции, себестоимости, о финансовых результатах деятельности). Эти показатели получают посредством отчетности. Отчетность – это система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период времени. Показатели отчетности используются для анализа производственно-хозяйственной деятельности и принятия управленческих решений. Все элементы метода бухгалтерского учета взаимосвязаны.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Перечислите объекты бухгалтерского учета 2. Раскройте сущность классификации средств по составу, видам, по роли в производстве. 3. Раскройте сущность классификации средств по источникам их образования 4. Раскройте сущность классификации хозяйственных процессов 5. Приведите понятие метода бухгалтерского учета. 6. Перечислите элементы метода бухгалтерского учета. 7. Поясните сущность оценки и калькуляции 8. Поясните назначение элемента документации и инвентаризации 6. В чем заключается сущность понятия – счета и двойная запись ТЕМА 3: БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, ЕГО СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ. Содержание и характеристика актива и пассива баланса.
Для управления предприятием необходимо располагать информацией о хозяйственных средствах, их составе и размещении, источниках образования и целевом назначении, требуется экономическая группировка средств. Эти сведения находят отражение в бухгалтерском балансе. Слово баланс происходит от двух латинских слов («bis» – дважды; «lanx» – чаши весов) и означает «равенство», «равновесие». Бухгалтерский баланс – это способ отражения стоимости хозяйственных средств (имущества) и источников их формирования (обязательств) организации, позволяющий на определенную дату получить о них обобщенную информацию в денежной оценке. Баланс имеет форму таблицы, состоящей из двух частей – актива и пассива. Та часть баланса, в которой группируются хозяйственные средства по их составу и размещению, называется актив; та часть, где группируется средства по источникам образования и целевому назначению, называется пассив. Актив и пассив баланса выражают одну и ту же совокупность средств организации, но в разных разрезах. Поэтому итоги сумм актива и пассива должны быть равны - это обязательное требование, предъявляемое к балансу. Баланс делится на разделы и статьи. Статья бухгалтерского баланса - показатель актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации (например, «Основные средства», «Уставный фонд»). Балансовые статьи объединяются в группы, группы - в разделы. Объединение балансовых статей в группы или разделы осуществляется исходя из их экономического содержания. Баланс является заключительным элементом метода бухгалтерского учета и одной из важнейших форм финансовой отчетности предприятия. Он составляется периодически, на определенную дату (как правило, на 1 – е число следующего за отчетным месяцем, кварталом, годом). Методика заполнения, содержание и структура бухгалтерского баланса регламентируются законодательством. Общая сумма имущества в одной из его группировок (по активу или пассиву) называется валютой баланса. В общем виде бухгалтерский баланс можно представить следующим образом:
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Поясните назначение бухгалтерского баланса. 2. Какую структуру имеет бухгалтерский баланс? 3. Раскройте сущность классификации бухгалтерских балансов. 4. Какие типы балансовых изменений вы знаете? 5. Дайте определение: Валюта баланса – это … 6. Каково основное правило составления бухгалтерского баланса?
Схема активного счета
Пример: Определить конечное сальдо активного счета № 50 «Касса». Начальное сальдо на начало периода составляет 24 000 руб. В течение дня на счете произошли изменения под влиянием следующих операций: 1. поступили деньги в кассу с расчетного счета на сумму 450 000 руб.; 2. поступили деньги в кассу от покупателей продукции на сумму 850 000 руб.; 3. выдана из кассы депонированная заработная плата на сумму 280 000 руб.; 4. выдана из кассы подотчетная сумма на командировочные расходы в размере 24 000 руб.
Наши действия: Записываем начальное сальдо по дебету счета, т. к. счет является активным. Определяем влияние первой операции на счет – поступление денег в кассу означает увеличение денежных средств на счете. Увеличение активного счета отражаем по дебету. Точно такое же влияние на счет окажет вторая операция. Затем определим влияние третьей операции: выдача или выбытие денег из кассы покажет уменьшение денежных средств на счете, а т. к. счет является активным, то его уменьшение отразится по кредиту счета. Отразим все эти изменения в развернутом плане счета.
№50 «Касса»
Определим конечное сальдо по формуле:
Ск = Сн + Од – Ок
Ск = 24 000 + 1 300 000 – 304 000 = 1 020 000 руб.
Пассивные счета всегда имеют кредитовое сальдо. Увеличение в пассивных счетах записывается в кредит, уменьшение в дебет.
Схема пассивного счета
Пример: Определить конечное сальдо пассивного счета № 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам». Начальное сальдо на начало периода составляет 5 000 000 руб. В течение дня на счете произошли изменения под влиянием следующих операций: 1. поступила на расчетный счет краткосрочная ссуда банка на сумму 2 000 000 руб.; 2. оплачен счет поставщика за счет краткосрочной ссуды банка на сумму 850 000 руб.; 3. выплачена с расчетного счета краткосрочная ссуда банка на сумму 7 000 000 руб.;
Наши действия:
Записываем начальное сальдо по кредиту счета, т. к. счет является пассивным. Определяем влияние первой операции на счет – поступление краткосрочной ссуды на расчетный счет означает увеличение кредиторской задолженности организации банку. Увеличение пассивного счета отражаем по кредиту. Точно такое же влияние на счет окажет вторая операция. Затем определим влияние третьей операции: выплачена или возвращена сумма ссуды банку означает уменьшение кредиторской задолженности организации банку, а т. к счет является пассивным, то его уменьшение отразится по дебету счета.
Отразим все эти изменения в развернутом плане счета.
№66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»
Определим конечное сальдо по формуле: Ск = Сн + Ок – Од Ск = 5 000 000 + 2 850 000 – 7 000 000 = 850 000 руб. Активно – пассивные счета в зависимости от хозяйственной ситуации могут выступать как в роли активных, так и в роли пассивных. В балансе один и тот же счет может быть как активным, так и пассивным. Например: взаимные расчеты с разными субъектами хозяйствования (с покупателями и заказчиками) могут складываться таким образом, что в одном случае оплата покупателем продукции или услуг предшествует передаче продукции или выполнению работ. В этом случае покупатель выступает как кредитор и его счет будет пассивным. В другом случае продукция может быть передана раньше, чем поступила оплата за них. То в этом случае покупатель является должником и его счет является активным. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Поясните назначение бухгалтерского счета. 2. Раскройте строение и содержание активного счета. 3. Раскройте строение и содержание пассивного счета. 4. Раскройте строение и содержание активно – пассивного счета. 5. Раскройте сущность двойной записи. 6. Поясните правила составления бухгалтерской проводки. 7. Поясните назначение аналитических и синтетических счетов. План счетов бухгалтерского учета.
На предприятии каждой отрасли народного хозяйства применяется большое количество счетов. Все они в совокупности образуют систему счетов бухгалтерского учета. Для единообразного обобщения данных о деятельности предприятий различных форм собственности и для удобства работы контрольных органов разработан единый перечень счетов, обязательный для всех субъектов хозяйствования, который называется планом счетов бухгалтерского учета.
План счетов - это систематизированная группировка счетов по экономически однородным признакам. В плане счета располагаются в последовательности, позволяющей отразить в бухгалтерском учете хозяйственные средства и их источники, а также процессы производства, обращения и распределения общественного продукта. Они группируются в определенном порядке. План счетов, утвержденный постановлением Минфина республики Беларусь от 30.05.2003 № 89 и введенный в действие в обязательном порядке с 2004 года, включает 8 разделов, объединяющих 61 синтетический счет. Забалансовые счета составляют обособленную группу, состоящую из 14 счетов. Раздел I"Внеоборотные активы" включает счета, на которых ведется учет основных средств (01, 02), нематериальных активов (04, 05), оборудования к установке (07), других вложений во внеоборотные активы (приобретение земельных участков, объектов природопользования, приобретение и строительство основных средств). Раздел II"Производственные запасы" формирует данные о наличии и движении этих запасов (10, 11, 15), отклонениях в их приобретении (16). Здесь представлены также счета по учету резервов под снижение стоимости материальных ценностей (14) и об уплаченных предприятием суммах налога на добавленную стоимость по приобретенным производственным запасам (19). Раздел III "Затраты на производство" представлен счетами, предназначенными для учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции (в основном производстве (20), вспомогательных (23) и обслуживающих (29) производствах, общепроизводственных (25) и общехозяйственных (26) расходов, брака в производстве (28), по учету полуфабрикатов (21). Раздел IV "Готовая продукция и товары" включает счета для учета продуктов труда и выпуска продукции. Здесь представлены счета для учета готовой продукции (43), товаров отгруженных (45), расходов на продажу (44), а также выпуска продукции, работ, услуг (40). В разделе V "Денежные средства" обобщается необходимая информация о наличии и движении денежных средств в отечественной и иностранной валюте, принадлежащих экономическому субъекту. Используются счета по учету денежных средств в кассе (50), на расчетных (51), валютных (52) и других специальных (55) счетах в банках, переводов в пути (57), финансовых вложений (58); учтены также резервы под обесценение вложений в ценные бумаги (59). Раздел VI "Расчеты" включает счета для учета дебиторской и кредиторской задолженности (для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками (60), покупателями и заказчиками (62), в том числе по авансам выданным и полученным, расчеты с персоналом по оплате труда (70), а также по прочим операциям (73), с бюджетом (68), по социальному страхованию и обеспечению (69), с подотчетными лицами (71), учредителями (75), по краткосрочным и долгосрочным кредитам и займам (66, 67), внутрихозяйственные расчеты (79). Раздел VII "Источники собственных средств" содержит счета, с помощью которых обобщается информация о состоянии и движении собственного капитала предприятия, представленного в виде уставного (80), добавочного (83) и резервного (82) капиталов, нераспределенной прибыли (84). Сюда также включены счета по учету целевого финансирования (86) и собственных акций (81): Счета раздела VIII "Финансовые результаты " предназначены для учета финансового результата от продажи продукции и товаров (90), прочих доходов и расходов (91). Здесь также представлены счета для учета прибылей и убытков (99), доходов и расходов будущих периодов (97, 98), резервов предстоящих расходов (96), а также по учету недостач и потерь от порчи ценностей (94). План счетов позволяет в случае необходимости вводить дополнительные счета, которые зарезервированы в плане счетов без названия.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Поясните, по каким признакам строится классификация счетов. 2. Чем определяется экономическое содержание счетов? 3. Поясните назначение и структуру основных счетов. 4. Поясните характерные особенности назначения регулирующих счетов. 5. Поясните назначение и сущность собирательно – распределительных счетов. 6. Поясните характерные особенности назначения калькуляционных счетов. 7. Поясните назначение сопоставляющих счетов. 8. Охарактеризуйте типовой план счетов бухгалтерского учета. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Поясните сущность и назначение бухгалтерских документов. 2. Перечислите обязательные реквизиты бухгалтерских документов. 3. Перечислите основные классификационные признаки документов. 4. Охарактеризуйте и приведите примеры документов бухгалтерского оформления. 5. Поясните назначение бухгалтерской обработки документов. 6. Перечислите приемы бухгалтерской обработки документов.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Поясните назначение проведения инвентаризации. 2. Перечислите виды инвентаризации. 3. Поясните порядок проведения инвентаризации. 4. Поясните порядок оформления результатов инвентаризации. 5. Назовите документ, который составляется по итогам проведения инвентаризации. 6. Перечислите сроки проведения инвентаризации. Понятие оценки Учет хозяйственной деятельности предприятия отражает состояние и движение имущества и обязательств. Измерение – один из основных элементов метода учета, который позволяет получить информацию об имуществе предприятия, его обязательствах, а также хозяйственных процессах, приводящих к изменениям в составе имущества и обязательств. Количественными являются показатели объема тех или иных процессов. Контроль за количественными показателями имеет большое значение для изучения работы предприятия: сравнивая объем фактической работы предприятия с объемом, намеченным производственной программой, можно легко установить степень её выполнения, а также факторы, вызвавшие отклонение в ту или иную сторону, вскрыть резервы дальнейшего увеличения объема производства и реализации. Качественные показатели позволяют оценить экономическую целесообразность хозяйственных операций или проходящих на предприятии хозяйственных процессов. Важнейшими из них являются показатели финансового состояния предприятия: прибыль и рентабельность; производительность труда; себестоимость единицы продукции и т. д. Контроль за качественными показателями имеет не меньшее значение. Качественные показатели характеризуют эффективность производства, и поэтому широко используются в системе управления предприятием. Стоимостное измерение объекта учета в денежном измерителе называется оценкой. Информация об изменениях количественных и качественных показателей группируется и обобщается в бухгалтерском учете при помощи системы синтетических и аналитических счетов. Этапы обобщения информации на счетах бухгалтерского учета тесно связаны со стадиями кругооборота средств предприятия: снабжением, производством, реализацией и распределением.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Поясните значение оценки имущества организации. 2. Перечислите виды стоимостной оценки основных средств организации. 3. Поясните сущность первоначальной стоимости и порядок её отражения на счетах бухгалтерского учета. 4. Поясните сущность и методику определения стоимости материальных ценностей по фактической себестоимости и учетным ценам Формы бухгалтерского учета.
Для того чтобы правильно организовать бухгалтерский учет на предприятии, нужно выбрать наиболее оптимальную форму его ведения. Под формой бухгалтерского учета понимается сочетание взаимосвязанных учетных регистров, а также определенная последовательность и способы их заполнения. Признаками, отличающими одну форму от другой, являются: · количество применяемых регистров, их назначение, содержание и внешний вид; · взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета; · последовательность и техника записей в учетные регистры; · степень использования средств автоматизации в учетном процессе. На сегодняшний день в Республике Беларусь наиболее распространены: журнально-ордерная; мемориально-ордерная; упрощенные и автоматизированные формы учета. Упрощенные формы учета На предприятиях с небольшим документооборотом и объемом обрабатываемой информации используются упрощенные формы учета. Старейшей из них является журнал-главная (американская) форма, описанная в 1802 году. Используется в Республике Беларусь на небольших предприятиях, в бюджетных учреждениях, колхозах и т. д. Основным регистром является книга журнал - главная. Записи в нее делаются на основании мемориальных ордеров, составленных по однородным первичным документам. При наличии большого количества первичных документов их предварительно объединяют в группировочных ведомостях, итоги которых служат основанием для составления соответствующих мемориальных ордеров. В конце месяца по книге журнал-главная подсчитывают итоги. Параллельно с синтетическим учетом на основании первичных документов ведется аналитический. Для этого открывают книги или карточки специальной формы. В конце месяца по ним подсчитывают итоги и составляют оборотные ведомости. Данные оборотных ведомостей аналитического учета сверяют с соответствующими синтетическими счетами в книге журнал-главная. После этого составляется баланс Достоинством формы является то, что она проста в ведении. Недостатки заключаются в том, что основной регистр (журнал - главную) может вести только один человек. Следовательно, ее невозможно применять для обработки больших объемов информации, т. е. на крупных и средних предприятиях. С развитием предпринимательской деятельности в 1991 г. на малых предприятиях стала внедряться также другая упрощенная форма ведения учета. Ее основной регистр - журнал регистрации хозяйственных операций. Для дополнительных расчетов используют ведомости учета имущества и заработной платы. Общая схема обработки информации приведена на рисунке 12. Достоинства этой формы учета те же, что и формы журнал-главная, недостатком является то, что она неэффективна при обработке больших объемов информации.
Рисунок 12 –Схема обработки информации при упрошенной форме ведения учета
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Поясните сущность и назначение учетных регистров. 2. Перечислите признаки классификационных учетных регистров. 3. Охарактеризуйте учетные регистры по назначению и по объему содержания. 4. Охарактеризуйте комбинированные учетные регистры. 5. Перечислите способы исправления ошибок. 6. Что понимают под формой бухгалтерского учета? 7. Перечислите формы бухгалтерского учета применяемые на предприятиях Республики Беларусь. ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ В современных условиях бухгалтерский учет должен адекватно отражать хозяйственные процессы, происходящие на предприятии, так как он в системе управления выполняет информационную и контрольную функции. При изучении курса «Теория бухгалтерского учета» основной задачей является раскрытие сущности бухгалтерского учета, его роли и места в системе управления хозяйственной деятельностью. Данное пособие предназначено для изучения дисциплины «Теория бухгалтерского учета» учащимися специальности «Финансы». Учащимся предлагается рассмотреть следующие темы: 1. Хозяйственный учет и его роль. 2. Предмет и метод бухгалтерского учета. 3. Бухгалтерский баланс, его строение и содержание. 4. Счета бухгалтерского учета и двойная запись. 5. Классификация счетов бухгалтерского учета. 6. Документирование хозяйственных операций. 7. Инвентаризация имущества предприятия. 8. Оценка имущества предприятия. 9. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета. 10. Учет затрат на производство на предприятии. Первая тема охватывает основные понятия хозяйственного учета, его роль и место в управлении производством. Вторая тема наглядно отражает хозяйственные процессы, происходящие на предприятиях, хозяйственные средства и их классификация, раскрывает сущность и значение предмета и методов бухгалтерского учета. В третьей теме рассмотрен бухгалтерский баланс, его содержание и структура как элемента метода бухгалтерского учета. Четвертая тема рассматривает понятия о счетах, схемы строения бухгалтерских счетов, порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета согласно методу двойной записи. Раскрывает сущность синтетических и аналитических бухгалтерских счетов. Пятая тема раскрывает систему классификации счетов бухгалтерского учета. В шестой теме рассмотрены первичные документы как носители исходной информации, приводится классификация бухгалтерских документов и их основные реквизиты. Тема семь раскрывает порядок проведения инвентаризации имущества организации и отражение её результатов на счетах бухгалтерского учета. Тема восемь раскрывает сущно ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|