Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Правила подготовки и проведения работ, ведения журнала, составления отчетов лабораторных работ





Введение

Лабораторные занятия являются важной частью изучения дисциплины Химия. Целью лабораторных занятий является углубление и закрепление теоретических знаний, знакомство с химической посудой и оборудованием, овладение правилами работы в химической лаборатории с соблюдением техники безопасности, использования справочной литературой, оформления отчетов.

Перед выполнением лабораторной работы преподаватель проводит контроль знания теории по теме работы, обсуждаются трудные для понимания теоретические вопросы, решаются задачи.

Правила подготовки и проведения работ, ведения журнала, составления отчетов лабораторных работ

 

1. К каждому занятию по теме лабораторной работы следует подготовить: конспект теоретических вопросов, практическое задание и проект отчета: названия опытов, уравнения реакций, таблицы, координатные оси для графиков, краткое описание опыта (по необходимости).

2. Каждому студенту на лабораторном столе отводится рабочее место с комплектом необходимых реактивов, которое он обязан содержать в порядке.

3. Реактивы общего пользования находятся на полке над лабораторным столом. Их нельзя уносить на свое рабочее место.

4. Проводить опыты можно только после допуска преподавателя и лаборанта.

5. По окончании работы необходимо убрать рабочее место и сдать лаборанту.

6. Все наблюдения заносятся в рабочий журнал при проведении опытов.

7. Записи в журнале производятся аккуратно, только чернилами непосредственно при проведении опытов.

8. Отчет по лабораторной работе должен содержать:

название темы, конспект теоретических вопросов, практическое задание,

названия опытов, уравнения реакций, таблицы, вычисления,

графики на отдельной странице на миллиметровой бумаге,

наблюдения, выводы.


Лабораторная работа № 1

Инструктаж по технике безопасности.

Основные классы неорганических соединений

Цель:

знакомство с содержанием и основными задачами практикума по химии, приобретение практических навыков работы в химической лаборатории изучение химических свойств основных классов неорганических соединений.

Правила техники безопасности при работе в лаборатории

К работе в лаборатории допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности, о чем должна быть сделана запись в соответствующем журнале. Работающие должны иметь хлопчатобумажный халат, при необходимости – резиновые перчатки и защитные очки. Лаборатория должна быть оснащена исправной приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушитель, кошма, песок). В лаборатории запрещено находиться менее двух человек, принимать пищу, оставлять без присмотра работающие приборы.

Необходимо соблюдать тишину и порядок в лаборатории. Нельзя загромождать проходы к рабочим столам, приборам, противопожарному инвентарю. В случае угрозы возникновения аварийной ситуации необходимо прекратить работу, отключить электроприборы, закрыть водяные краны.

Правила обращения с химическими реактивами

Нельзя использовать химические реактивы без этикеток, пробовать на вкус! Нюхают вещества направляя пары движением руки, не наклоняясь, не вдыхая глубоко. Следует осторожно обращаться с вредными веществами, концентрированными кислотами, щелочами; заботиться об экономии и чистоте реактивов. Раствор каждого реактива отбирать отдельной пипеткой, просыпанный или пролитый реактив не переносить обратно в склянку, а собрать в отдельную посуду. Отработанные реактивы сливать в специальные емкости, отдельно кислоты (кислотный слив), щелочи (щелочной слив) и органические вещества (органический слив); в раковину можно сливать только с разрешения лаборанта, предварительно нейтрализовав и многократно разбавив водой.

Правила обращения с химической посудой

Необходимо соблюдать осторожность, использовать только чистую посуду без трещин, не ставить на край стола, пробирки ставить в штатив, пробки закрывать и открывать легким круговым движением, переносить нагретую посуду используя сухие полотенца. Нагревать колбы и стаканы – на водяной бане, пробирки – взбалтывая и перемещая в пламени по всей длине, не допускать неравномерного нагрева.

Лабораторная посуда

 

 


Колба плоскодонная Химический стакан

 

Воронка Воронка

для порошков химическая Аллонж

 

           
   
   
 
 
 
Рис 1.5 Холодильник прямой (Либиха)

 

 


Промывалка Холодильник обратный

Правила мытья посуды

В зависимости от загрязнения для мытья посуды используют холодную и горячую воду, органические растворители, растворы мыла, кислот, щелочей, окислительные смеси. Посуду моют ершом осторожно, так, чтобы не проткнуть дно и не обрызгать одежду. Вымытую посуду ополаскивают дистиллированной водой для удаления солей, содержащихся в водопроводной воде. С чисто вымытой посуды вода стекает, оставляя равномерную пленку, не образуя капель. Посуду сушат на деревянных колышках сушильной доски или в сушильном шкафу при 100-200оС.

Лабораторная работа № 2

Лабораторная работа № 3

Лабораторная работа № 4

Растворы электролитов и неэлектролитов. Способы выражения концентрации растворов

Цель:

научиться производить расчеты, необходимые для приготовления растворов заданной концентрации, готовить растворы заданной концентрации, определять концентрацию раствора ареометром.

Теоретические вопросы:

2. Массовая доля

3. Молярность. Связь молярной концентрации и массовой долей

4. Нормальность. Связь молярной концентрации эквивалента и массовой доли

5. Моляльность

6. Титр

Раство́р – однородная (гомогенная) смесь двух или более компонентов, один из которых называется растворителем, другие – растворенными веществами. Понятия растворитель и растворенное вещество условны. Каждый из компонентов распределён в массе другого в виде молекул, атомов или ионов.

Растворы бывают жидкими (соль и вода, ацетон и вода), твердыми (сплавы и минералы) и газообразными (смесь азота с аммиаком, воздух). Наибольшее практическое значение имеют жидкие растворы.

Концентрация – величина, характеризующая количественный состав раствора, выражается как отношение количества (молей) или массы растворённого вещества к объему или массе раствора или растворителя (например: моль/л, г/л, %, моль/кг).

Важнейшие способы выражения концентрации приведены в Таблице 1.

Практическое задание

1. Найти массовую долю NaOH в растворе, содержащем 40г NaOH в 280г воды.

2. Сколько граммов едкого кали потребуется для приготовления 3л раствора с массовой долей 14,8%, плотность раствора 1,125г/см3?

3. Найти массу FeCl3, необходимую для приготовления 200мл 0,3М раствора.

4. Найти молярность раствора НСl с массовой долей 39,1%, и плотностью 1,20г/см3.

5. Сколько раствора H2SO4 с плотностью 1,60 г/ см5 и ω=68,7 % необходимо для приготовления 1л 0,20н раствора?


Название концентрации (синоним) Обозна-чение Способ выражения содержания растворенного вещества в растворе Формула Единица измерения
Массовая доля (процентная концентрация) ω Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора , где ρ – плотность раствора %
Мольная доля Х i Отношение количества (числа молей) растворенного вещества к сумме количеств (числа молей) всех веществ, находящихся в растворе. , где Σ ni – сумма количеств (молей) всех веществ в растворе
Молярная концентрация (молярность) См, или М Количество (число молей) растворённого вещества в единице объёма раствора (в 1 литре) , где М – молярная масса вещества моль/л,
Молярная концентрация эквивалента (нормальная концентрация, нормальность) Сн, или N Количество эквивалентов (число молей эквивалентов) растворённого вещества в единице объёма раствора (в 1 литре) , где M =z∙Мэкв, z=1/fэкв Мэкв – молярная масса эквивалента, fэкв – фактор эквивалентности моль-экв/л
Моляльная концентрация (моляльность) Сm Количество растворённого вещества (число молей) в 1000 г растворителя моль/кг
Титр раствора Т Масса вещества, содержащегося в 1 мл раствора г/см3 кг/см3

6. Рассчитать молярность и моляльность раствора аммиака с ω=15,63 %, если плотность этого раствора составляет ρ=0,94 г/ см3- ного (по массе).

7. Какова нормальность 40 % -ного раствора серной кислоты плотностью 1.3 г/см3?

8. Какой объем 2н раствора H2SO4 требуется для приготовления 500 мл 0,5 н раствора? (возможный ответ: 1)250 мл; 2) 125; 3) 50; 4) 84; 5) 148)

9. 1 мл 25% - ного по массе раствора содержит 0,458 г растворенного вещества. Найти плотность раствора? (Варианты ответа:1)0,90; 2) 1,332; 3) 1,16; 4) 1,83; 5) 0,665).

10. Чему равна молярная концентрация раствора, полученного разбавлением 250 см3 ЗМ раствора до 1 л? (Варианты ответа: 1)0,75; 2) 1,2; 3)3,0; 4) 7,5?)

Задание 1. Приготовление раствора сульфата натрия заданного объема и заданной концентрации

Варианты задания:

Вариант задания в Таблице 1 соответствует номеру в списке группы.

Таблица 1

Объем раствора Концент- рация, моль/л Масса Na2SO4 х10Н2О Масса Na2SO4 Плотность по ареометру Массовая доля по ареометру Плотность по таблице Массовая доля по таблице
    2,0            
    0,7            
    0,6            
    0,1            
    2,0            
    1,5            
    0,5            
    2,5            
    0,2            
    1,0            
    0,1            
    0,2            

Расчет навески соли.

1. Рассчитать навеску – массу соли Na2SO4х10∙Н2О, которая потребуется для приготовления заданных объема и концентрации раствора сульфата натрия.

Из формулы

m(Na2SO4х10 Н2О)=M(Na2SO4х10 Н2О) ∙V(р-ра) ∙СМ, где М(Na2SO4х10 Н2О) = M(Na2SO4)+10∙М(Н2О)

Взвешивание навески на технохимических весах

1. Проверьте равновесие весов (вертикальное положения стрелки) и уравновесьте кусочками фильтровальной бумаги. Верните весы в нерабочее состояние.

2. Разновесы берите только пинцетом и ставьте на чашу, начиная с самого тяжелого!

3. На правую чашу весов положите разновесы, взяв их пинцетом. Масса разновесов должна примерно соответствовать массе стаканчика.

4. На левую чашу весов поставьте пустой стаканчик и взвесьте его, для этого:

5. Приведите весы в рабочее состояние, придерживая чашу весов (но не стрелку), чтобы избежать резких колебаний.

6. Добейтесь равновесия: каждый раз отключая весы, добавляйте, убавляйте или заменяйте разновесы и, включив, проверьте положение стрелки.

7. Снимая разновесы с весов, помещайте их стазу на место в футляре.

8. Запишите вес (массу) пустого стаканчика.

9. На правую чашу весов добавьте разновесы, чтобы их суммарная масса стала равна суммарной массе стаканчика и требуемой навески соли.

10.. Взвесьте соль Na2SO4х10 Н2О, для этого положите примерное количество в стаканчик, включите весы, проверьте равновесие.

11. Каждый раз, отключая весы, убавляя или добавляя соль в стаканчик, добейтесь равновесия.

12. По окончании взвешивания весы отключите, и только после этого снимите с них стаканчик и разновесы. Чаши весов протрите.

13. Записать расчеты в журнал.

Растворение навески

1. Пересыпать навеску соли в мерную колбу требуемой емкости через воронку.

2. В несколько приемов небольшими порциями дистиллированной воды ополоснуть стаканчик и смыть всю соль в колбу.

3. Постепенно добавляя 2/3 объема воды и перемешивая раствор легким круговым движением колбы, добиться полного растворения соли.

4. Последние порции воды прибавить по каплям из пипетки чтобы не перелить.

5. Довести объем воды в колбе до метки по нижнему мениску.

6. Закрыть колбу и перемешать раствор, несколько раз перевернув колбу вверх дном.

7. Записать в журнал методику приготовления раствора.

Определение плотности раствора ареометром

1. Приготовленный раствор перелить в цилиндр.

2. Осторожно погрузить ареометр в цилиндр так,

чтобы он не касался стенок цилиндра. Уровень жидкости должен приходиться на шкалу ареометра (см. рис. 1). Рис. 1

3. Если ареометр плавает на поверхности, надо выбрать другой, с большими значениями плотности.

4. Если ареометр полностью погрузился в жидкость, надо выбрать другой с меньшими значениями плотности.

5. Записать показания ареометра с точностью до третьего знака после запятой.

6. Ареометр осторожно вынуть, ополоснуть водой, вытереть и убрать в коробку с набором ареометров. Раствор сдать лаборанту.

7. Вычислить и сравнить значения массовой доли раствора по плотности по ареометру и по данным Таблицы 2 по формуле

.

Плотность растворов сульфата натрия при 20оС

Содержание Na2SO4 Плотность, г/мл
% г/л
  10,07 1,0073
  20,33 1,0164
  41,39 1,0348
  63,21 1,0535
  85,79 1,0724
  109,2 1,0915
  133,3 1,1109
  158,3 1,1306
  184,1 1,1506
  210,8 1,1709
  238,3 1,1915
  266,7 1,2124
  296,1 1,2336

 

Введение

Лабораторные занятия являются важной частью изучения дисциплины Химия. Целью лабораторных занятий является углубление и закрепление теоретических знаний, знакомство с химической посудой и оборудованием, овладение правилами работы в химической лаборатории с соблюдением техники безопасности, использования справочной литературой, оформления отчетов.

Перед выполнением лабораторной работы преподаватель проводит контроль знания теории по теме работы, обсуждаются трудные для понимания теоретические вопросы, решаются задачи.

Правила подготовки и проведения работ, ведения журнала, составления отчетов лабораторных работ

 

1. К каждому занятию по теме лабораторной работы следует подготовить: конспект теоретических вопросов, практическое задание и проект отчета: названия опытов, уравнения реакций, таблицы, координатные оси для графиков, краткое описание опыта (по необходимости).

2. Каждому студенту на лабораторном столе отводится рабочее место с комплектом необходимых реактивов, которое он обязан содержать в порядке.

3. Реактивы общего пользования находятся на полке над лабораторным столом. Их нельзя уносить на свое рабочее место.

4. Проводить опыты можно только после допуска преподавателя и лаборанта.

5. По окончании работы необходимо убрать рабочее место и сдать лаборанту.

6. Все наблюдения заносятся в рабочий журнал при проведении опытов.

7. Записи в журнале производятся аккуратно, только чернилами непосредственно при проведении опытов.

8. Отчет по лабораторной работе должен содержать:

название темы, конспект теоретических вопросов, практическое задание,

названия опытов, уравнения реакций, таблицы, вычисления,

графики на отдельной странице на миллиметровой бумаге,

наблюдения, выводы.


Лабораторная работа № 1







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.