|
Правила подготовки и проведения работ, ведения журнала, составления отчетов лабораторных работСтр 1 из 3Следующая ⇒ Введение Лабораторные занятия являются важной частью изучения дисциплины Химия. Целью лабораторных занятий является углубление и закрепление теоретических знаний, знакомство с химической посудой и оборудованием, овладение правилами работы в химической лаборатории с соблюдением техники безопасности, использования справочной литературой, оформления отчетов. Перед выполнением лабораторной работы преподаватель проводит контроль знания теории по теме работы, обсуждаются трудные для понимания теоретические вопросы, решаются задачи. Правила подготовки и проведения работ, ведения журнала, составления отчетов лабораторных работ
1. К каждому занятию по теме лабораторной работы следует подготовить: конспект теоретических вопросов, практическое задание и проект отчета: названия опытов, уравнения реакций, таблицы, координатные оси для графиков, краткое описание опыта (по необходимости). 2. Каждому студенту на лабораторном столе отводится рабочее место с комплектом необходимых реактивов, которое он обязан содержать в порядке. 3. Реактивы общего пользования находятся на полке над лабораторным столом. Их нельзя уносить на свое рабочее место. 4. Проводить опыты можно только после допуска преподавателя и лаборанта. 5. По окончании работы необходимо убрать рабочее место и сдать лаборанту. 6. Все наблюдения заносятся в рабочий журнал при проведении опытов. 7. Записи в журнале производятся аккуратно, только чернилами непосредственно при проведении опытов. 8. Отчет по лабораторной работе должен содержать: название темы, конспект теоретических вопросов, практическое задание, названия опытов, уравнения реакций, таблицы, вычисления, графики на отдельной странице на миллиметровой бумаге, наблюдения, выводы. Лабораторная работа № 1 Инструктаж по технике безопасности. Основные классы неорганических соединений Цель: знакомство с содержанием и основными задачами практикума по химии, приобретение практических навыков работы в химической лаборатории изучение химических свойств основных классов неорганических соединений. Правила техники безопасности при работе в лаборатории К работе в лаборатории допускаются лица, прошедшие инструктаж по технике безопасности, о чем должна быть сделана запись в соответствующем журнале. Работающие должны иметь хлопчатобумажный халат, при необходимости – резиновые перчатки и защитные очки. Лаборатория должна быть оснащена исправной приточно-вытяжной вентиляцией, средствами пожаротушения (огнетушитель, кошма, песок). В лаборатории запрещено находиться менее двух человек, принимать пищу, оставлять без присмотра работающие приборы. Необходимо соблюдать тишину и порядок в лаборатории. Нельзя загромождать проходы к рабочим столам, приборам, противопожарному инвентарю. В случае угрозы возникновения аварийной ситуации необходимо прекратить работу, отключить электроприборы, закрыть водяные краны. Правила обращения с химическими реактивами Нельзя использовать химические реактивы без этикеток, пробовать на вкус! Нюхают вещества направляя пары движением руки, не наклоняясь, не вдыхая глубоко. Следует осторожно обращаться с вредными веществами, концентрированными кислотами, щелочами; заботиться об экономии и чистоте реактивов. Раствор каждого реактива отбирать отдельной пипеткой, просыпанный или пролитый реактив не переносить обратно в склянку, а собрать в отдельную посуду. Отработанные реактивы сливать в специальные емкости, отдельно кислоты (кислотный слив), щелочи (щелочной слив) и органические вещества (органический слив); в раковину можно сливать только с разрешения лаборанта, предварительно нейтрализовав и многократно разбавив водой. Правила обращения с химической посудой Необходимо соблюдать осторожность, использовать только чистую посуду без трещин, не ставить на край стола, пробирки ставить в штатив, пробки закрывать и открывать легким круговым движением, переносить нагретую посуду используя сухие полотенца. Нагревать колбы и стаканы – на водяной бане, пробирки – взбалтывая и перемещая в пламени по всей длине, не допускать неравномерного нагрева. Лабораторная посуда
Воронка Воронка для порошков химическая Аллонж
Промывалка Холодильник обратный Правила мытья посуды В зависимости от загрязнения для мытья посуды используют холодную и горячую воду, органические растворители, растворы мыла, кислот, щелочей, окислительные смеси. Посуду моют ершом осторожно, так, чтобы не проткнуть дно и не обрызгать одежду. Вымытую посуду ополаскивают дистиллированной водой для удаления солей, содержащихся в водопроводной воде. С чисто вымытой посуды вода стекает, оставляя равномерную пленку, не образуя капель. Посуду сушат на деревянных колышках сушильной доски или в сушильном шкафу при 100-200оС. Лабораторная работа № 2 Лабораторная работа № 3 Лабораторная работа № 4 Растворы электролитов и неэлектролитов. Способы выражения концентрации растворов Цель: научиться производить расчеты, необходимые для приготовления растворов заданной концентрации, готовить растворы заданной концентрации, определять концентрацию раствора ареометром. Теоретические вопросы: 2. Массовая доля 3. Молярность. Связь молярной концентрации и массовой долей 4. Нормальность. Связь молярной концентрации эквивалента и массовой доли 5. Моляльность 6. Титр Раство́р – однородная (гомогенная) смесь двух или более компонентов, один из которых называется растворителем, другие – растворенными веществами. Понятия растворитель и растворенное вещество условны. Каждый из компонентов распределён в массе другого в виде молекул, атомов или ионов. Растворы бывают жидкими (соль и вода, ацетон и вода), твердыми (сплавы и минералы) и газообразными (смесь азота с аммиаком, воздух). Наибольшее практическое значение имеют жидкие растворы. Концентрация – величина, характеризующая количественный состав раствора, выражается как отношение количества (молей) или массы растворённого вещества к объему или массе раствора или растворителя (например: моль/л, г/л, %, моль/кг). Важнейшие способы выражения концентрации приведены в Таблице 1. Практическое задание 1. Найти массовую долю NaOH в растворе, содержащем 40г NaOH в 280г воды. 2. Сколько граммов едкого кали потребуется для приготовления 3л раствора с массовой долей 14,8%, плотность раствора 1,125г/см3? 3. Найти массу FeCl3, необходимую для приготовления 200мл 0,3М раствора. 4. Найти молярность раствора НСl с массовой долей 39,1%, и плотностью 1,20г/см3. 5. Сколько раствора H2SO4 с плотностью 1,60 г/ см5 и ω=68,7 % необходимо для приготовления 1л 0,20н раствора?
6. Рассчитать молярность и моляльность раствора аммиака с ω=15,63 %, если плотность этого раствора составляет ρ=0,94 г/ см3- ного (по массе). 7. Какова нормальность 40 % -ного раствора серной кислоты плотностью 1.3 г/см3? 8. Какой объем 2н раствора H2SO4 требуется для приготовления 500 мл 0,5 н раствора? (возможный ответ: 1)250 мл; 2) 125; 3) 50; 4) 84; 5) 148) 9. 1 мл 25% - ного по массе раствора содержит 0,458 г растворенного вещества. Найти плотность раствора? (Варианты ответа:1)0,90; 2) 1,332; 3) 1,16; 4) 1,83; 5) 0,665). 10. Чему равна молярная концентрация раствора, полученного разбавлением 250 см3 ЗМ раствора до 1 л? (Варианты ответа: 1)0,75; 2) 1,2; 3)3,0; 4) 7,5?) Задание 1. Приготовление раствора сульфата натрия заданного объема и заданной концентрации Варианты задания: Вариант задания в Таблице 1 соответствует номеру в списке группы. Таблица 1
Расчет навески соли. 1. Рассчитать навеску – массу соли Na2SO4х10∙Н2О, которая потребуется для приготовления заданных объема и концентрации раствора сульфата натрия. Из формулы m(Na2SO4х10 Н2О)=M(Na2SO4х10 Н2О) ∙V(р-ра) ∙СМ, где М(Na2SO4х10 Н2О) = M(Na2SO4)+10∙М(Н2О) Взвешивание навески на технохимических весах 1. Проверьте равновесие весов (вертикальное положения стрелки) и уравновесьте кусочками фильтровальной бумаги. Верните весы в нерабочее состояние. 2. Разновесы берите только пинцетом и ставьте на чашу, начиная с самого тяжелого! 3. На правую чашу весов положите разновесы, взяв их пинцетом. Масса разновесов должна примерно соответствовать массе стаканчика. 4. На левую чашу весов поставьте пустой стаканчик и взвесьте его, для этого: 5. Приведите весы в рабочее состояние, придерживая чашу весов (но не стрелку), чтобы избежать резких колебаний. 6. Добейтесь равновесия: каждый раз отключая весы, добавляйте, убавляйте или заменяйте разновесы и, включив, проверьте положение стрелки. 7. Снимая разновесы с весов, помещайте их стазу на место в футляре. 8. Запишите вес (массу) пустого стаканчика. 9. На правую чашу весов добавьте разновесы, чтобы их суммарная масса стала равна суммарной массе стаканчика и требуемой навески соли. 10.. Взвесьте соль Na2SO4х10 Н2О, для этого положите примерное количество в стаканчик, включите весы, проверьте равновесие. 11. Каждый раз, отключая весы, убавляя или добавляя соль в стаканчик, добейтесь равновесия. 12. По окончании взвешивания весы отключите, и только после этого снимите с них стаканчик и разновесы. Чаши весов протрите. 13. Записать расчеты в журнал. Растворение навески 1. Пересыпать навеску соли в мерную колбу требуемой емкости через воронку. 2. В несколько приемов небольшими порциями дистиллированной воды ополоснуть стаканчик и смыть всю соль в колбу. 3. Постепенно добавляя 2/3 объема воды и перемешивая раствор легким круговым движением колбы, добиться полного растворения соли. 4. Последние порции воды прибавить по каплям из пипетки чтобы не перелить. 5. Довести объем воды в колбе до метки по нижнему мениску. 6. 7. Записать в журнал методику приготовления раствора. Определение плотности раствора ареометром 1. Приготовленный раствор перелить в цилиндр. 2. Осторожно погрузить ареометр в цилиндр так, чтобы он не касался стенок цилиндра. Уровень жидкости должен приходиться на шкалу ареометра (см. рис. 1). Рис. 1 3. Если ареометр плавает на поверхности, надо выбрать другой, с большими значениями плотности. 4. Если ареометр полностью погрузился в жидкость, надо выбрать другой с меньшими значениями плотности. 5. Записать показания ареометра с точностью до третьего знака после запятой. 6. Ареометр осторожно вынуть, ополоснуть водой, вытереть и убрать в коробку с набором ареометров. Раствор сдать лаборанту. 7. Вычислить и сравнить значения массовой доли раствора по плотности по ареометру и по данным Таблицы 2 по формуле
Плотность растворов сульфата натрия при 20оС
Введение Лабораторные занятия являются важной частью изучения дисциплины Химия. Целью лабораторных занятий является углубление и закрепление теоретических знаний, знакомство с химической посудой и оборудованием, овладение правилами работы в химической лаборатории с соблюдением техники безопасности, использования справочной литературой, оформления отчетов. Перед выполнением лабораторной работы преподаватель проводит контроль знания теории по теме работы, обсуждаются трудные для понимания теоретические вопросы, решаются задачи. Правила подготовки и проведения работ, ведения журнала, составления отчетов лабораторных работ
1. К каждому занятию по теме лабораторной работы следует подготовить: конспект теоретических вопросов, практическое задание и проект отчета: названия опытов, уравнения реакций, таблицы, координатные оси для графиков, краткое описание опыта (по необходимости). 2. Каждому студенту на лабораторном столе отводится рабочее место с комплектом необходимых реактивов, которое он обязан содержать в порядке. 3. Реактивы общего пользования находятся на полке над лабораторным столом. Их нельзя уносить на свое рабочее место. 4. Проводить опыты можно только после допуска преподавателя и лаборанта. 5. По окончании работы необходимо убрать рабочее место и сдать лаборанту. 6. Все наблюдения заносятся в рабочий журнал при проведении опытов. 7. Записи в журнале производятся аккуратно, только чернилами непосредственно при проведении опытов. 8. Отчет по лабораторной работе должен содержать: название темы, конспект теоретических вопросов, практическое задание, названия опытов, уравнения реакций, таблицы, вычисления, графики на отдельной странице на миллиметровой бумаге, наблюдения, выводы. Лабораторная работа № 1 ![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ![]() Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ![]() Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|