Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет, объекты, принципы анализа хозяйственной деятельности.





Виды АХД.

По признаку «субъект анализа» различают два вида АХДП – внешний и внутренний.

-Внешний – предназначен для широкого круга потребителей, в том числе и сторонних; проводится на основе общедоступной аналитической информации, предполагает использование унифицированных процедур и методов проведения анализа.

-Внутренний – предназначен, как правило, для ограниченного круга потребителей, в первую очередь для руководителей предприятия; проводится на основе как общедоступной, так и конфиденциальной аналитической информации; предполагает возможность использования разнообразных процедур и методов проведения анализа.

Разделение по признаку «анализируемое направление деятельности предприятия» основано на проведении анализа по типам направлений деятельности предприятия

-производственно-технологической;

-финансово-экономической;

-организационной (структурной);

-социальной (кадровой).

По признаку «горизонт проведения анализа» можно выделить четыре типа анализа:

-ретроспективный - предполагает исследование явлений, ситуаций и фактов, имевших место в прошлом.

-текущий - основан на использовании информации о современном состоянии предприятия.

-перспективный - ориентирован на исследовании возможных вариантов развития событий и явлений. Традиционно он разделяется на оперативный (связанный со сроком жизненного цикла объекта или продолжительностью технологии учетного цикла), тактический (срок до одного года, это так называемый анализ в краткосрочной перспективе), долгосрочный (срок более одного года, это так называемыйанализ в долгосрочной перспективе).

-Стратегический – ориентированный на учете в анализе влияния на состояние хозяйствующего субъекта факторов внешней среды.



По признаку «методы изучения объектов анализа» в АХДП выделяют следующие типы анализа:

-Качественный анализ представляет собой способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и использующий преимущественно экспертные оценки исследуемых явлений и процессов.

-Количественный (факторный) анализ основывается на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности явлений и процессов к изменению отдельных факторов и их влиянии на результативный показатель.

-Экспресс-анализ представляет собой диагностику состояния предприятия на основе типичной информации для получения общего представления о сложившейся ситуации.

Трендовый анализ – это исследование состояния предприятия для построения прогнозной модели его поведения в будущем на основе тренда.

Экономико-математические (статистические) методы – методы изучения состояния предприятия, основанные на использовании массивов статистических данных. Сюда включают традиционные методы корреляционного, регрессионного, дисперсионного, кластерного анализа; методы средних величин, группировки, индексный, цепных подстановок, логарифмический, интегральный и пр.

По признаку «степень охвата изучаемых объектов» выделяют анализ:

-Проведение сплошного анализа предполагает исследование всех объектов.

-выборочного – части объектов.

 

Предмет, объекты, принципы анализа хозяйственной деятельности.

Предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются причинно следственные связи экономическихявлений и процессов, возникающих в производственной и финансово-экономической сфере предприятия.

Объектом АХДП являются экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия или отдельные стороны его финансово-хозяйственной деятельности.

Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Принципы АХД:

1.Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

2.Анализ должен носить научный характер, т.е. основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

3.Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

4. Одним из требований к анализу являетсяобеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.

5.Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен основываться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

6.Анализ призван быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия.

7.Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

8.Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

9.Один из принципов анализа - его демократизм. Предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

10.Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Таким образом, основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др.

Таким образом, основными способами приведения показателей в сопоставимый вид являются нейтрализация воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому базису, а также использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

Способы цепной подстановки, абсолютных разниц, относительных разниц, пропорционального деления и долевого участия.

Способы цепной подстановки.

Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные.

Y= a*b*c Δya=y1-y0

Y0 = a0*b0*c0 Δ yb=y2-y1

Y1= a1* b0* c0 Δyc = y3-y2

Y2= a1*b1*c0

Y3=a1*b1*c1

Δу = Δya+ Δyb+ Δyc

Абсолютных разниц.

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепной подстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактора способом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора на базисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбранной последовательности подстановки.

Y= a*b*c

ΔYa = Δa*b0*c0

ΔYb= a1* Δb* c0

ΔYc= a1*b1*Δc

Y=a1*b1*c1

Δу = Δya+ Δyb+ Δyc

 

Рентабельность капитала

· рентабельность совокупного капитала.

Рентабельность совокупного капитала рассчитывается при помощи следующей формулы:

R = прибыль до налогообложения/всего источников средств.

Этот показатель наиболее интересен инвесторам.

· рентабельность собственного капитала;

Для расчета рентабельности собственного капитала использую формулу:

R= чистая прибыль/ собственный капитал

Данный коэффициент демонстрирует прибыль от каждой инвестированной собственниками капитала денежной единицы. Он является базовым коэффициентом, характеризующим эффективность вложений в какую-либо деятельность.

Рентабельность продаж

При необходимости анализа рентабельности продаж на основании выручки от реализации и показателей прибыли, рассчитывается рентабельность по отдельным видам продукта или всем его видам в целом.

Расчет валовой рентабельности реализованного продукта осуществляется таким образом:

R= валовая прибыль/выручка от реализации

Показатель валовой прибыли отражает эффективность производственной деятельности и эффективность политики ценообразования предприятия.

Для расчета операционной рентабельности реализованного продукта используют следующую формулу:

R= операционная прибыль/выручка от реализации

Операционная прибыль – это прибыль, которая остается после вычитания из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочие операционные издержки.

Чистая рентабельность реализованного продукта:

R = чистая прибыль/выручка от реализации

Если на протяжении какого-либо периода времени показатель операционной рентабельности неизменен при одновременном снижении показателя чистой рентабельности, то это может свидетельствовать о возрастании расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо об увеличении суммы выплат налоговых платежей. Данный коэффициент демонстрирует полное влияние финансирования предприятия и структуры капитала на его рентабельность.

Рентабельность производства

  • валовая рентабельность производства.
  • чистая рентабельность производства;

Эти показатели отражают прибыль предприятия с каждого рубля, затраченного им на производство продукта.

Для расчета валовой рентабельности производства применяют следующую формулу:

R= валовая прибыль/себестоимость продукции

Показывает, сколько рублей валовой прибыли приходится на рубль затрат, которые формируют себестоимость реализованного продукта.

Чистую рентабельность производства:

R= чистая прибыль/себестоимость продукции

Отражает, сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль реализованного продукта.

 

В отношении всех вышеуказанных показателей желаемой является положительная динамика.

В процессе анализа рентабельности предприятия следует изучить динамику всех рассмотренных показателей, а также сравнить их со значениями аналогичных показателей конкурентов и по отрасли в целом.

Актив баланса

Актив баланса представлен двумя разделами:

Раздел I. Внеоборотные активы.

Раздел II. Оборотные активы. Внеоборотные активы

Внеоборотные активы используются в производственном процессе в течение длительного времени.

Вразделе «Внеоборотные активы» выделяют четыре основных подраздела:

- Нематериальные активы

- Основные средства

- Доходные вложения в материальные ценности

- Долгосрочные финансовые вложения

Оборотные активы, важной характеристикой которых являются мобильность и ликвидность, потребляются в течение года неоднократно.

В разделе «Оборотные активы» выделяют подразделы:

- Запасы

- Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

- Дебиторская задолженность

- Краткосрочные финансовые вложения

- Денежные средства

 

Пассив баланса

Пассив баланса представлен тремя разделами:

Раздел III. Капитал и резервы.

Раздел IV. Долгосрочные обязательства.

Раздел V. Краткосрочные обязательства.

Капитал и резервы

В разделе «Капитал и резервы» выделяют подразделы:

- Уставный капитал

- Собственные акции, выкупленные у акционеров

- Добавочный капитал

- Резервный капитал

- Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток – вычитается)

 

Долгосрочные обязательства

В разделе «Долгосрочные обязательства» выделяют два основных подраздела:

- Заемные средства

- Отложенные налоговые обязательства ((учитываются в бухгалтерском балансе в разделе 4 «Долгосрочные обязательства», строка 515) – это та часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах.)

 

Краткосрочные обязательства

В разделе «Краткосрочные обязательства» выделяют четыре основных подраздела:

- Заемные средства

- Кредиторская задолженность

- Доходы будущих периодов

- Резервы предстоящих расходов и платежей

 

Эффект финансового рычага

Одним из показателей, применяемых для оценки эффективности использования заемного капитала, является эффект финансового рычага (ЭФР):

ЭФР = [ROA(1 – Кн) – СП]ЗК/СК, где

ROA — экономическая рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов (отношение суммы прибыли к среднегодовой сумме всего капитала);

Кн — коэффициент налогообложения (отношение суммы налогов к сумме прибыли);

СП — ставка ссудного процента, предусмотренного контрактом;

ЗК — заемный капитал;

СК - собственный капитал.

Эффект финансового рычага показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала (ROE) за счет привлечения заемных средств в оборот предприятия. Он возникает в тех случаях, если экономическая рентабельность капитала выше ссудного процента.

ЭФР состоит из двух компонентов:

· разности между рентабельностью совокупного капитала после уплаты налога и ставкой процента за кредиты: [ROA(1 - Кн) - СП],

· плеча финансового рычага: ЗК/СК.

Положительный ЭФР возникает, если ROA(1 - Кн) - СП > 0.

Если ROA(1 — Кн) - СП < 0, создается отрицательный ЭФР (эффект "дубинки"), в результате чего происходит "проедание" собственного капитала и это может стать причиной банкротства предприятия.

Ситуация несколько изменяется с эффектом финансового рычага, если при исчислении налогооблагаемой прибыли учитывают финансовые расходы по обслуживанию долга. Тогда за счет налоговой экономии реальная ставка процента за кредиты уменьшается по сравнению с контрактной. Она будет равна: СП (1 — Кн). В таких случаях ЭФР рекомендуется рассчитывать следующим образом:

ЭФР = [ROA(1 – Кн) - СП(1 – Кн)]ЗК/СК = (ROA – СП)(1 – Кн)ЗК/СК (2)

Основное различие между формулами (1) и (2) заключается в том, что при расчете ЭФР по первой формуле в основу положена контрактная процентная ставка (СП), а по второй - ставка СП(1-Кн), скорректированная на льготы по налогообложению. Контрактная ставка заменяется реальной с учетом вычета финансовых расходов.

 

Виды АХД.

По признаку «субъект анализа» различают два вида АХДП – внешний и внутренний.

-Внешний – предназначен для широкого круга потребителей, в том числе и сторонних; проводится на основе общедоступной аналитической информации, предполагает использование унифицированных процедур и методов проведения анализа.

-Внутренний – предназначен, как правило, для ограниченного круга потребителей, в первую очередь для руководителей предприятия; проводится на основе как общедоступной, так и конфиденциальной аналитической информации; предполагает возможность использования разнообразных процедур и методов проведения анализа.

Разделение по признаку «анализируемое направление деятельности предприятия» основано на проведении анализа по типам направлений деятельности предприятия

-производственно-технологической;

-финансово-экономической;

-организационной (структурной);

-социальной (кадровой).

По признаку «горизонт проведения анализа» можно выделить четыре типа анализа:

-ретроспективный - предполагает исследование явлений, ситуаций и фактов, имевших место в прошлом.

-текущий - основан на использовании информации о современном состоянии предприятия.

-перспективный - ориентирован на исследовании возможных вариантов развития событий и явлений. Традиционно он разделяется на оперативный (связанный со сроком жизненного цикла объекта или продолжительностью технологии учетного цикла), тактический (срок до одного года, это так называемый анализ в краткосрочной перспективе), долгосрочный (срок более одного года, это так называемыйанализ в долгосрочной перспективе).

-Стратегический – ориентированный на учете в анализе влияния на состояние хозяйствующего субъекта факторов внешней среды.

По признаку «методы изучения объектов анализа» в АХДП выделяют следующие типы анализа:

-Качественный анализ представляет собой способ исследования, основанный на качественных сравнительных характеристиках и использующий преимущественно экспертные оценки исследуемых явлений и процессов.

-Количественный (факторный) анализ основывается на количественных сопоставлениях и исследовании степени чувствительности явлений и процессов к изменению отдельных факторов и их влиянии на результативный показатель.

-Экспресс-анализ представляет собой диагностику состояния предприятия на основе типичной информации для получения общего представления о сложившейся ситуации.

Трендовый анализ – это исследование состояния предприятия для построения прогнозной модели его поведения в будущем на основе тренда.

Экономико-математические (статистические) методы – методы изучения состояния предприятия, основанные на использовании массивов статистических данных. Сюда включают традиционные методы корреляционного, регрессионного, дисперсионного, кластерного анализа; методы средних величин, группировки, индексный, цепных подстановок, логарифмический, интегральный и пр.

По признаку «степень охвата изучаемых объектов» выделяют анализ:

-Проведение сплошного анализа предполагает исследование всех объектов.

-выборочного – части объектов.

 

Предмет, объекты, принципы анализа хозяйственной деятельности.

Предметом анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются причинно следственные связи экономическихявлений и процессов, возникающих в производственной и финансово-экономической сфере предприятия.

Объектом АХДП являются экономические результаты хозяйственной деятельности предприятия или отдельные стороны его финансово-хозяйственной деятельности.

Например, на промышленном предприятии к объектам анализа относятся производство и реализация продукции, ее себестоимость, использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, финансовые результаты производства, финансовое состояние предприятия и т.д.

Принципы АХД:

1.Анализ должен базироваться на государственном подходе при оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе говоря, оценивая определенные проявления экономической жизни, нужно учитывать их соответствие государственной экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

2.Анализ должен носить научный характер, т.е. основываться на положениях диалектической теории познания, учитывать требования экономических законов развития производства, использовать достижения НТП и передового опыта, новейшие методы экономических исследований.

3.Анализ должен быть комплексным. Комплексность исследования требует охвата всех звеньев и всех сторон деятельности и всестороннего изучения причинных зависимостей в экономике предприятия.

4. Одним из требований к анализу являетсяобеспечение системного подхода, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно осуществляться с учетом всех внутренних и внешних связей, взаимозависимости и взаимоподчиненности его отдельных элементов.

5.Анализ хозяйственной деятельности должен быть объективным, конкретным, точным. Он должен основываться на достоверной, проверенной информации, реально отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться точными аналитическими расчетами.

6.Анализ призван быть действенным, активно воздействовать на ход производства и его результаты, своевременно выявляя недостатки, просчеты, упущения в работе и информируя об этом руководство предприятия.

7.Анализ должен проводиться по плану, систематически, а не от случая к случаю. Из этого требования вытекает необходимость планирования аналитической работы на предприятиях, распределения обязанностей по ее выполнению между исполнителями и контроля за ее проведением.

8.Анализ должен быть оперативным. Оперативность означает умение быстро и четко проводить анализ, принимать управленческие решения и претворять их в жизнь.

9.Один из принципов анализа - его демократизм. Предполагает участие в проведении анализа широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

10.Анализ должен быть эффективным, т.е. затраты на его проведение должны давать многократный эффект.

Таким образом, основными принципами анализа являются научность, комплексность, системность, объективность, точность, достоверность, действенность, оперативность, демократизм, эффективность и др.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.