Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Периодизация развития науки.





1. I тыс. до н.э. – XVI в. н.э. – период преднауки

Накопление знаний, первые философские представления о природе

2. XVI – XVII в. – эпоха научной революции

Заложены основы современного естествознания, систематизированы отдельные знания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон.

3. XVIII – XIX в. – классическая наука

Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса.

4.XX в. – постклассическая наука.

Революционные открытия на рубеже XIX-XX в. потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2ой пол. ХХ в. – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения.

4. Типы наук:

· Естественные– о природе

Выдвигаемая гипотеза должна иметь предсказательную силу, д.б. возможно ее верифицировать (проверить) либо фальсифицировать (опровергнуть).

· Общественные – о человеческом обществе

Но законы истории, в отличие от законов природы, не могут однозначно определять ход событий

· Технические науки – о технике

Изучают искусственные объекты методами естественных наук; нацелены на практическую пользу, имеют проектный характер

· Математические – об абстрактных мыслительных образованиях

Наука и общество.

· Наука должна быть автономна

· Исследования, представляющие опасность для человечества, должны быть взяты под контроль общества

· Наука должна быть нейтральна – невмешательство в религию, этику, политику

· Социальная ответственность ученого

 

ИНЖЕНЕРИЯ КАК ФОРМА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ



1. Специфика инженерной деятельности (слияние науки и практики):

· Практическая – знание применяется для изменения реальной действительности

· Связана с решением технических задач практики

· Требует научных знаний

2. Развитие инженерии:

· Праинженерия – в русле ремесла, источник знаний о природе – миф; выделение организаторов (архитектор), развитие изобретательства

· Эпоха Возрождения – развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений

· Промышленный переворот – рост потребности в инженерах; высокий статус инженерной профессии

· ХХ в.: инженерия – одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и некоторое снижение престижа профессии

Стадии развития инженерного дела:

1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов (почему)

2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик нужно знать, что собой представляет технический объект; повышение роли науки

3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми

4.Функциональная структура инженерии:

· Проектирование – создание воображаемой картины того, что предполагается возможным создать

· Изобретательство – введение новшеств в технику

· Конструирование – усовершенствование идей, предложенных изобретательством

· Организация производства

5. Инженерия в широком смысле – любая деятельность, направленная на приложение науки к практике, на развитие техники с помощью научных методов.

 

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

1. Homo habilis (человек умелый) – 2 млн. лет назад, homo sapiens – 100 тыс. лет назад; самая длительная эпоха в истории.

2. Особенности первобытной культуры (см. также Мифология)

· Синкретизм – слитность, нерасчлененность форм культуры, свойственная неразвитому состоянию культуры.

· Бесписьменность

· Ритуализация всех сфер жизни – действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались из поколения в поколение.

· Слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения, жизненно важные для существования племени устои охраняются системой запретов – табу.

· Мифологическое сознание – духовное основание культуры, заключающая в себе зачатки религии, искусства, философии, науки.

 

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

1. С начала 1 тыс. до н.э. ( образование греческих городов-полисов) до V в. н.э. (падение Римской империи)

Особенности античной культуры

· Расцвет мифологии + борьба против архаических традиций мифологического мышления

· Накопление и передача (письменность) знаний о мире – выявление расхождений мифа и реальности

· Необходимость поддерживать порядок в государстве – не племенные нормы поведения, а упорядоченные кодексы законов

· Искусство выходит за рамки определенных мифом образцов

Греческая античность

· Развитие философии: стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления и мире, обществе, человеке, истине (Платон, Аристотель)

· Искусство служит удовлетворению эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологическим; дифференциация видов искусства, разработка канонов в искусстве

Римская античность

· Построена по эллинскому образцу, но изменяются масштабы: полис – империя

· Политизированность, искусство политическим и идеологическим целям

· Римское право – фундамент современной правовой культуры

Противоречия античной культуры

· Чувства и разум

Мир – чувственно воспринимаемое, наблюдаемо; страх перед бесконечностью; зрелищность – воздействие на чувства. В то же время стремление к логическомурассуждению, абстракции, разум – высший арбитр, главная силу, управляющая миром.

· Судьба и борьба

Судьба человека полностью предопределена богами, никто не в силах изменить свою участь. Но герой, осмелившийся бросить вызов судьбе, способный нарушить предписание, вызывает восхищение (древнегреческая трагедия)

· Социальность и индивидуальность

Человек – существо общественное, политическое; слабое представление о своеобразии человеческой личности. Позднее – рост интереса к индивидуальности, отвержение принципа «социальное выше индивидуального» (Сократ).

 

КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

1. Период в V по XV вв.

3 силы, определившие культуру Средневековья:

· Традиции греко-римской культуры

· Дух варварства

· Христианство – разнонациональная религия, новое духовное основание европейской культуры

Особенности культуры Средневековья

· Восприятие всего через призму религии, Бог превыше всего, монашество («молящиеся») – самый почетный труд («воюющие» и «трудящиеся» ниже).

· Проповедь ничтожности разума человека, греховности плоти

· Мистицизм, «удвоение пространства» – мир физических тел и мир их божественных сущностей

· Культ аскетизма

· Искусство направлено на религиозно-церковные нужды

· Образование – религиозный характер, грамотность – редкое явление, университеты – только с XII в.; преподавание на латыни

· Наука: господство схоластики, строгий контроль церкви; разделение «истин разума» и «истин веры»; крайне редкое обращение к наблюдению и эксперименту

· Народ оттеснен от «высокой культуры», сохранение пережитков язычества

 

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Периодизация

XIV в. – треченто, Проторенессанс

XV в. – кватроченто, Высокое Возрождение

XVI в. – чинквеченто, Позднее Возрождение

2. Основные особенности:

· Возрождение античных традиций в зодчестве, живописи, скульптуре после средневекового упадка изобразительного искусства

· Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма

· Сохранение авторитета церкви в науке, философы и ученые – глубоко верующие люди

· Реформация – возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения

· Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и средневековья

 

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. Период с XVII до нач. ХХ вв. – оформление западноевропейской культуры

2. Основные особенности:

· Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской

· Заложены основы современного естествознания, опора не на веру, а на разум, логику, факты, повышения авторитета знания

· Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур

· Индустриализация общественного производства

· Буржуазные революции, утверждение капиталистического строя

· Дух практицизма, деловитости, буржуазная этика

· С XIX в.: грамотность – культурная норма, ускорение темпов научно-технического прогресса, наука становится классической системой знаний (см. также Наука как феномен культуры); распространение реализма в искусстве

· Рубеж XIX – XX вв. – разочарование в идеалах, кризис европейской культуры, декаданс

 

СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА

1. ХХ в. -- распространение европейского типа культуры на другие континенты

2. Основные особенности:

· Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма

· Динамичность, быстрая смена условий жизни

· НТР, успехи развития науки

· Компьютеризация – переход к новому типу общества («информационному», «постиндустриальному»)

3. Конфликты современной культуры

· Замена творчества трудом, духовности – интеллектом, искусства – развлечениями, глубоких чувств – эмоциями; стремление к чувственным наслаждениям и утрата духовности

· «Восстание масс» -- непонятность элитарной культуры, распространение масскульта

· Разрушение природной среды, экологические проблемы

· Люди – «функционеры», изготовляющие и потребляющие материальные блага

· Угроза западной цивилизации со стороны растущего национализма стран Азии и Африки

4. Противоречия современной культуры:

· Свобода и насилие

Свобода перемещения в пространстве, в другие слои общества, продвижения по службе, свобода выбора места жительства, профессии, работы, сексуального партнера

Рост времени досуга, возможностей его использования, доступность источников информации

Рост социобиологической защищенности и увеличение продолжительности жизни

В прошлые века насилие было обыденным явлением, свобода личности -- достижение современной культуры; но для обеспечения свободы также может использоваться насилие

· Элитарность и массовость

«Высокая культура» стала специализированной, в каждой сфере культуры своя элита

«Индустрия культуры», основанная на законах рынка

Контркультура, враждебная к существующим в обществе порядкам

· Плюрализм и унификация

Множество точек зрения, концепций, теорий, стилей, школ, учений и т.п.

Стремление к стандартизации условий жизни, мыслей, идеалов, распространение одинаковых материальных и духовных ценностей, единообразного видения мира по вкусам большинства

· Технизация и гуманизация

Техницизм: технический прогресс облегчает жизнь

Антитехницизм: экологические проблемы, угроза здоровью, рост потребительства, лишение людей индивидуальности

 









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.