|
Просветительское понимание культуры. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры.Просветительское понимание культуры: культура – мир разума Сфера человеческого начала в человеке в противоположность стихийному, животному; выделяется 2 аспекта: 1) средство возвышения человека; 2) реально существующий образ жизни людей. Аксиологический подход: культура – мир ценностей Культура как совокупность лучших творений человеческого духа. Но! – в разных культурах разные, зачастую противоположные ценности. Антропологический подход: культура – мир человека Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях (описательный уклон). Недостаток подходов: называют проявления и стороны культуры, но не объясняет сущности
Информационно-семиотическая концепция культуры. Культура как: 1) мир артефактов, или мир человеческой деятельности 2) мир смыслов 3) мир знаков 4) информационный процесс 1. Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, мыли, способы действий). Человеческая деятельность отличается от действий животных: свободным целеполаганием, заранее представляется результат труда; созданием специальных средств деятельности и их совершенствованием. 2. Человек вносит в свои творения нечто специфически человеческое – наделяет смыслом предметы и явления; нельзя понять предмет отдельно от культуры. Виды смыслов: · Знания – информация о свойствах объекта · Ценности – фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту · Регулятивы – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь 3. Знак – предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Знаки объединяются в знаковые системы (естественные, функциональные, конвенциональные, вербальные, знаковые системы записи). Явления культуры – знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми значение, смысл. 4. Культура в человеческом обществе – то же, что и информационное обеспечение в компьютере. У животных носителем информации является тело, опыт отдельной особи не передается потомству; у человека есть надбиологическая форма хранения информации, включающая язык, память, программы. Культура – социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.
Функции культуры. 1. Информационная – культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта 2. Адаптивная – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Культурная среда – «защитный слой» – зависит от природных условий. Но! – человек – раб цивилизации, чем меньше зависимость человека от природы, тем больше зависимость от культуры. 3. Коммуникативная – культура формирует условия и средства человеческого общения. 4. Интегративная – культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. 5. Социализации – культура обеспечивает процесс усвоения индивидом общественного опыта и определяет результат этого процесса · что передавать? · как передавать? · с помощью чего? – институты социалиализации
Типология знаковых систем. Естественные и функциональные знаки. Конвенциональные знаки. 1. Естественные знаки – вещи и явления природы (предмет становится знаком, если указывает на другие предметы и явления – знак-признак). 2. Функциональные знаки. Предмет становится знаком, если связь между ним и тем, на что оно указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основана на способе его употребления. 3. Конвенциональные знаки – для них знаковая функция является главной · Сигналы – знаки предупреждения или оповещения, значение несут в результате соглашения, договора (школьный звонок, цвета светофора) · Индексы – условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид (показания приборов, школьные оценки) · Образы – знаки, имеющие сходство с тем, что они обозначают (таблички на вокзалах) · Символы – знаки, выражающие смысл объекта, в наглядно-образной форме передающие абстрактные идеи и понятия, связанные с этим объектом (гербы, ордена) 4. Вербальные знаковые системы – естественные языки Преимущества языка перед др. знаковыми системами: · экономичность и удобство · надежность сохранения и передачи информации · специфическая структурная организация (фонетика, лексика, грамматика, стилистика) · способность естественных языков к неограниченному развитию 5. Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним: письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т.п. Возникновение письменности: · предметное письмо · пиктография · иероглифическое письмо · алфавитное письмо Значение письменности: · увеличение словарного состава языка · возникновение языковых норм и правил · возрастание объема циркулирующей в обществе информации · расширение возможностей передачи информации · возможность сохранения оригинальных авторских мыслей – расширение возможностей для творчества · путь к книгопечатанию – демократизация знаний
Вербальные знаковые системы. Язык как средство мышления. Язык как средство общения. Вербальные знаковые системы – естественные языки Преимущества языка перед др. знаковыми системами: · экономичность и удобство · надежность сохранения и передачи информации · специфическая структурная организация (фонетика, лексика, грамматика, стилистика) · способность естественных языков к неограниченному развитию Функции языка: когнитивные – язык как средство мышления коммуникативные – язык как средство общения Язык как средство мышления. Функции: · номинативная – называние предмета мышления · конструктивная – слова связываются в предложения, описывающие свойства и отношения · аккумулятивная – результаты мышления фиксируются и сохраняются в языке Гипотеза Сепира – Уорфа: язык как средство выражения и оформления мыслей определяет ход мышления и его результат; на разных языках люди мыслят по-разному? Но! – содержание мыслей определятся не языком, а предметом мышления; язык влияет на наше мышление и представления о мире. Вербальный иллюзионизм – способность языка создавать иллюзии, влияющие на мышление и поведение людей (национальные стереотипы, идеологические штампы, рекламные слоганы и т.п.). Язык как средство общения. Функции: · референтная – передача информации о предмете сообщения · экспрессивная – средство самовыражения коммуникатора · импрессивная – средство воздействия на адресата · поэтическая (эстетическая) – эмоциональное воздействие ан адресата поэтического текста Культура речи определяется: · соответствием литературным нормам; · индивидуальным стилем. Отклонения: · просторечие – неправильное построение слов и фраз · жаргоны – особенности языка отдельных социальных групп · диалекты, говоры и наречия – особенности звукового строя, словообразования, построения фраз, исторически сложившиеся в каком-либо регионе Социокультурная дифференциация языков: · языки международного общения (английский, французский, испанский, русский, арабский) · национальные языки · племенные разговорные языки, не имеющие письменности · «одноаульные» бесписьменные языки с узкой сферой обращения
Знаковые системы записи. Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним: письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т.п. Возникновение письменности: · предметное письмо · пиктография · иероглифическое письмо · алфавитное письмо Значение письменности: · увеличение словарного состава языка · возникновение языковых норм и правил · возрастание объема циркулирующей в обществе информации · расширение возможностей передачи информации · возможность сохранения оригинальных авторских мыслей – расширение возможностей для творчества · путь к книгопечатанию – демократизация знаний Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|