Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Происхождение и смысл понятия «культура».





Происхождение и смысл понятия «культура».

Понятие «культура» характеризует сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и составляет их общую основу.

Слово «культура» стало употребляться в кач-ве научного термина в историко-философской лит-ре европейских стран со второй половины XVIII в. – «века Просвещения».

 

Значения слова культура:

· общечеловеческая культура

· локальная культура

· культуры исторических эпох (античная, Средневековья, Нового времени и т.п.)

· надэтнические культурные общности (христианская, исламская, европейская и т.п.)

Субкультуры – культуры отдельных демографических или социальных слоев и групп, воплощающие отличия их образа жизни, мышления и поведения от общенациональных норм (язык, оформление внешности, нормы, идеология, легенды, иерархия).

Просветительское понимание культуры. Аксиологическая и антропологическая трактовка культуры.

Просветительское понимание культуры: культура – мир разума

Сфера человеческого начала в человеке в противоположность стихийному, животному; выделяется 2 аспекта: 1) средство возвышения человека; 2) реально существующий образ жизни людей.

Аксиологический подход: культура – мир ценностей

Культура как совокупность лучших творений человеческого духа. Но! – в разных культурах разные, зачастую противоположные ценности.

Антропологический подход: культура – мир человека

Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, включает все, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных исторических условиях (описательный уклон).



Недостаток подходов: называют проявления и стороны культуры, но не объясняет сущности

 

Информационно-семиотическая концепция культуры.

Культура как: 1) мир артефактов, или мир человеческой деятельности

2) мир смыслов

3) мир знаков

4) информационный процесс

1. Артефакты – продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные людьми предметы и явления (вещи, мыли, способы действий).

Человеческая деятельность отличается от действий животных:

свободным целеполаганием, заранее представляется результат труда;

созданием специальных средств деятельности и их совершенствованием.

2. Человек вносит в свои творения нечто специфически человеческое – наделяет смыслом предметы и явления; нельзя понять предмет отдельно от культуры.

Виды смыслов:

· Знания – информация о свойствах объекта

· Ценности – фиксированные в человеческом сознании характеристики отношения к объекту

· Регулятивы – правила или требования, в соответствии с которыми люди строят свою жизнь

3. Знак – предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи. Знаки объединяются в знаковые системы (естественные, функциональные, конвенциональные, вербальные, знаковые системы записи).

Явления культуры – знаки и совокупности знаков («тексты»), в которых зашифрована социальная информация, т.е. вложенное в них людьми значение, смысл.

4. Культура в человеческом обществе – то же, что и информационное обеспечение в компьютере. У животных носителем информации является тело, опыт отдельной особи не передается потомству; у человека есть надбиологическая форма хранения информации, включающая язык, память, программы.

Культура – социальная информация, сохраняемая и накапливаемая в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств.

 

Функции культуры.

1. Информационная – культура как информационное обеспечение общества, отвечающее за сохранение общественного опыта

2. Адаптивная – культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде. Культурная среда – «защитный слой» – зависит от природных условий. Но! – человек – раб цивилизации, чем меньше зависимость человека от природы, тем больше зависимость от культуры.

3. Коммуникативная – культура формирует условия и средства человеческого общения.

4. Интегративная – культура объединяет народы, социальные группы, государства. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой.

5. Социализации – культура обеспечивает процесс усвоения индивидом общественного опыта и определяет результат этого процесса

· что передавать?

· как передавать?

· с помощью чего? – институты социалиализации

 

 

Типология знаковых систем. Естественные и функциональные знаки. Конвенциональные знаки.

1. Естественные знаки – вещи и явления природы (предмет становится знаком, если указывает на другие предметы и явления – знак-признак).

2. Функциональные знаки. Предмет становится знаком, если связь между ним и тем, на что оно указывает, возникает в процессе человеческой деятельности и основана на способе его употребления.

3. Конвенциональные знаки – для них знаковая функция является главной

· Сигналы – знаки предупреждения или оповещения, значение несут в результате соглашения, договора (школьный звонок, цвета светофора)

· Индексы – условные обозначения предметов или ситуаций, имеющие компактный, легко обозримый вид (показания приборов, школьные оценки)

· Образы – знаки, имеющие сходство с тем, что они обозначают (таблички на вокзалах)

· Символы – знаки, выражающие смысл объекта, в наглядно-образной форме передающие абстрактные идеи и понятия, связанные с этим объектом (гербы, ордена)

4. Вербальные знаковые системы – естественные языки

Преимущества языка перед др. знаковыми системами:

· экономичность и удобство

· надежность сохранения и передачи информации

· специфическая структурная организация (фонетика, лексика, грамматика, стилистика)

· способность естественных языков к неограниченному развитию

5. Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним: письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т.п.

Возникновение письменности:

· предметное письмо

· пиктография

· иероглифическое письмо

· алфавитное письмо

Значение письменности:

· увеличение словарного состава языка

· возникновение языковых норм и правил

· возрастание объема циркулирующей в обществе информации

· расширение возможностей передачи информации

· возможность сохранения оригинальных авторских мыслей – расширение возможностей для творчества

· путь к книгопечатанию – демократизация знаний

 

Язык как средство общения.

Функции:

· референтная – передача информации о предмете сообщения

· экспрессивная – средство самовыражения коммуникатора

· импрессивная – средство воздействия на адресата

· поэтическая (эстетическая) – эмоциональное воздействие ан адресата поэтического текста

Культура речи определяется:

· соответствием литературным нормам;

· индивидуальным стилем.

Отклонения:

· просторечие – неправильное построение слов и фраз

· жаргоны – особенности языка отдельных социальных групп

· диалекты, говоры и наречия – особенности звукового строя, словообразования, построения фраз, исторически сложившиеся в каком-либо регионе

Социокультурная дифференциацияязыков:

· языки международного общения (английский, французский, испанский, русский, арабский)

· национальные языки

· племенные разговорные языки, не имеющие письменности

· «одноаульные» бесписьменные языки с узкой сферой обращения

 

Знаковые системы записи.

Знаковые системы записи возникают на базе других знаковых систем и вторичны по отношению к ним: письмо, нотная грамота, системы записи танца, языки программирования и т.п.

Возникновение письменности:

· предметное письмо

· пиктография

· иероглифическое письмо

· алфавитное письмо

Значение письменности:

· увеличение словарного состава языка

· возникновение языковых норм и правил

· возрастание объема циркулирующей в обществе информации

· расширение возможностей передачи информации

· возможность сохранения оригинальных авторских мыслей – расширение возможностей для творчества

· путь к книгопечатанию – демократизация знаний

Современные мифы

· «старые»

· «новые» - паранаучные

· мифологемы

· идеологические мифы

 

Учение Будды

Основатель – Сиддхартха Гаутама, принц страны Шакья (принц Шакьямуни), род. ок. 560 г. до н.э.

4 великие истины:

· Все сущее болезненно, несовершенно (жизнь полна страданий)

· Причина страданий – желания (жажда бытия, жажда наслаждений, жажда могущества)

· Человек в силах устранить причину страданий, освободившись от желаний

· Есть путь к прекращению страданий – восьмеричный (срединный) путь Будды

1. Праведное знание – свободное от суеверий и предрассудков

2. Праведное мышление – стремление ума к доброй воле, отказу от чувственных желаний, ненависти и злобы

3. Праведная речь – недопустимы ложь, болтовня, сплетни

4. Праведное действие – не вредить живому (недопустимы убийство, воровство, пьянство, супружеская измена)

5. Праведный образ жизни – честный, способ зарабатывания средств к существованию не должен приносить вреда другим

6. Праведные усилия – нацеливание воли на борьбу с соблазнами

7. Праведное нацеливание внимания – на духовное совершенствование

8. Праведное сосредоточение – сосредоточение мысли на внутреннем постижении высших истин

И приверженность страстям, и путь аскезы, самоограничения – крайности; буддизм не требует полного отказа от мирских благ, а настаивает на равнодушном отношении к удовольствиям и невзгодам. Прошедший полностью срединный путь может достичь нирваны независимо от касты, в которой он родился.

Распространение буддизма

В Индии в 1 тысячелетии до н.э. взаимопроникновение брахманизма и буддизма привело к созданию индуистской религии. Индусы не называют индуизм религией, а используют слово «дхарма» – закон, долг, устои. До сих пор нерушимы кастовые законы, хотя официально они отменены.

На Цейлоне, в Бирме, Таиланде, Камбодже, Вьетнаме буддизм – ведущая религия. В Китае буддизм сближается и уживается с местными религиями – даосизмом и конфуцианством, а в Японии – с синтоизмом. В России распространился среди бурятского, тувинского, калмыцкого населения из Монголии; в 1741 г. императрица Елизавета признала буддизм одной из законных религий Российской империи.

Три ветви христианства

  Католичество Православие
Организация Единая церковь, возглавляемая Римским папой Совокупность самостоятельных (автокефальных) церквей
Богословские вопросы Святой дух исходит не только от Бога-отца, но и от Бога-сына, т.е. Церковь является хранителем и распорядителем Святого духа, а потому выше светских властей и непогрешима Святой дух исходит только от Бога-отца
Душа после смерти Попадает в огненное чистилище, время пребывания в котором можно сократить – продажа индульгенций – отпущений грехов Попадает в рай либо в ад
В области культа Крестятся слева направо Причащение хлебом Крещение обливанием Миропомазание в 7-8 лет Главный праздник – Рождество (рождение Иисуса как человека) Крестятся справа налево Причащение хлебом и вином Крещение окунанием Миропомазание при крещении Главный праздник – Пасха (конец земной жизни Иисуса)
Для священников Обет безбрачия Можно иметь семью
  Подчеркивание человеческой сущности Христа, стремление к улучшению земной жизни Более консервативная религия, акцент на божественности Христа, стремление к спасению души («Не хлебом единым жив человек»)
       

Протестантизм:

· Главные условия спасения души – вера и добродетельное поведение

· Посредники между людьми и Богом не нужны, отмена иерархии церковных чинов, монашества, пышных богослужений, индульгенций, икон, упрощение обрядов, право толковать Священное Писание имеют не только священники, но и простые прихожане

· Признание только 2 таинств – крещения и причащения

· Хозяйственная деятельность угодна Богу; заботясь о приумножении богатств, человек совершает богоугодное дело – стимулирование развития экономики (наиболее экономически развитые страны – протестантские)

6. Таинства – священные действия, через которые тайно дается человеку благодать Святого духа.

Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование

 

Художественные стили.

Художественный стиль – единство эстетических идеалов и творческих методов, определяющее типичные черты многих произведений искусства в определенную эпоху.

Древнеегипетский стиль

· Монументальность, грандиозность, статичность, сдержанность

· Прочность, неизменность всего (включая государство)

· Утверждение абсолютного величия государства и его вождей

· Египетская живопись = техническое черчение, достигла совершенства и больше не менялась в течение 3 тыс. лет

Древнегреческий стиль

· Соразмерность человеку, уравновешенность, гармоничность

· Искусство осязаемое и зримое, храмы не подавляют

· Воспевание телесной красоты

· Невыносимость простора (пустое пространство = небытие)

· Отсутствие временной перспективы (не заботились о сохранении, не было календарей)

· Архитектура – колонны

· Скульптура – замкнутое в себе тело, пустые глаза

· Театр – содержание заранее известно, главное – переживание катарсиса

· Стремление внести научную основу в искусство

Древнеримский стиль

· Римская культура строилась по эллинскому образцу

· Изменение масштабов: не полис, а империя

· Архитектура – большие размеры

· Скульптура – более суровая, но более психологическая

· Внимание к миру личности

Средневековье

Стиль эпохи Возрождения

· Воскрешение идеалов античности

· Гармоничность, телесность, ориентация на человека как меру всех вещей, гармония тела и духа – человек прекрасен

· Искусство – изображение чувственно воспринимаемой действительности

· Живопись – визуализм, «вид из окна»

· Индивидуализм художника

· Оценка человека по критерию: «титан – ущербный»

· Точечная культура – в нескольких городах Италии

Барокко

· Пышность, буйство, грандиозность, динамичность

· Асимметрия, театральность, все «слишком»

· «грандиозная суета»: искусство теряет функциональность, подчеркивает условность, маскарадность, несовершенство земного мира

Классицизм

· Ориентация на античную классику как свод канонов; античные сюжеты

· Искусство на службе государства

· Человек: «гражданин – эгоист», герой – мужчина-дворянин

· Мир: необлагороженная стихия

· Героический, государственный, казарменный стиль

· Наибольший вклад – архитектура

Рококо

· Сфера близкого межличностного общения

· Изящество, интимный интерьер, все в миниатюре, мир-игрушка

· Нет горя, страданий, глубоких чувств, болезней, старости

· Жизнь – милая игра изящных дам и кавалеров

Сентиментализм

· Естественная, простая жизнь низших классов – нравственна и прекрасна

· Близость к природе – высшее благо, город развращает

· Высшие ценности – любовь, дружба, семья, труд землепашца и пастуха, привязанность к родным местам

· Появление женской и детской литературы

· Пейзажные парки

· Живопись: жанровые сценки, портреты

Романтизм

· Могущество и самодостаточность личности

· Герой – яркая индивидуальность против презренной толпы

· Конфликтный, агрессивный стиль

· Пессимизм, герой всегда одинок

· Ценность творчества, борьбы, самореализации

Реализм

· Пафос социальности

· Внимание к историческому своеобразию жизни

· Сочувствие низшим сословиям и «маленькому человеку»

· Типизация героев и обстоятельств

· Критика действительности

· Соединение всех стилей

Модернизм

· Изменение социально-экономических условий – смена идеалов, ценностей

· Противопоставление искусству прошлого, поиск новизны, пренебрежение художественными канонами

· Отказ от принципа подражания: искусство не должно отражать реальность

· Отрицание традиционных этических и эстетических требований к искусству, эстетика безобразного

· Разнообразие и недолговечность стилей

СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ.

Культура социальных отношений определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обуславливающими поведение людей в обществе и их социальные взаимоотношения.

Соотношение социальной и духовной культуры:

 

Духовная культура Социальная культура
Ориентирована на ценности, к достижению которых можно стремиться в одиночку Ориентирована на ценности, достигнуть которых можно только в обществе
Продукты ДК ценны сами по себе Ценности и идеалы СК предназначены для осуществления в реальной действительности
Неутилитарна, сама неспособна утвердить нормы поведения, обеспечивающие движение к ценностям, провозглашенным ДК Включает не только ценности, но и направленные на их реализацию и охрану регулятивы, нормы; соблюдение норм и правил контролируется

 

НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

1. 2 аспекта нравственной культуры:

· Нравственные ценности – качества, к которым следует стремиться – этические идеалы

· Нравственные регулятивы (нормы) – правила поведения, ориентированного на эти ценности

4. Функции морали:

· Мотивационная – нравственные принципы выступают как причины поведения, побуждающие к действию

· Конструктивная – мораль является центральной формой социальной культуры, а ее принципы – высшими по отношению к другим формам поведения

· Координационная – мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в различных обстоятельствах

Этапы развития нравственности (по Колбергу)

· Элементарная нравственность: страх «Что со мной сделают?» (маленькие дети)

· Конвенциональная нравственность: стыд «Что обо мне подумают?» (подростки)

· Автономная нравственность: «Что я сам о себе подумаю?» (зрелая личность)

5. Обоснование морали:

· Религиозный подход: нормы морали – от Бога

· Биологический подход: нормы морали выработаны в процессе эволюции и закреплены в генах

· Исторический подход: моральные нормы устанавливаются в конкретных общественно-исторических условиях

· Рационалистический подход (Кант): человек как разумное свободное существо должен сам ограничивать свою свободу разумными нормами

· Социокультурный подход: моральные принципы создают культурную среду, в которой возможно существование человека человеческого образа жизни

6. Основные принципы современной нравственной культуры:

· «золотое правило нравственности»: относись к другому человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе

· моральная автономия личности: личность имеет право на независимость от любых социальных групп и от общества в целом; человек сам ответственен за свои поступки и не несет ответственности за то, на что не может влиять

· гуманизм: приоритет универсального понятия «человек» со всеми его неотчуждаемыми правами (на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие)

 

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА

Выделяют правовую культуру законодательства, правовую культуру власти, правовую культуру населения.

1. Отличия морали и права:

 

  Мораль Право
Контролируется Самим человеком и общественным мнением Общественной властью
Регуляция Внутренняя Внешняя
Ориентация На нравственные идеалы На низший уровень осуществления нравственных идеалов; низший предел нравственности
Наказание Осуждает любые формы аморального поведения Пресекает только самые опасные злостные нарушения

 

История права

· Первобытные племенные законы

· Римское право: четкие определения понятий

разделение областей права, разделение на частное и публичное право

выделение процессуального права

правоспособность и равенство всех пред законом

· Суд сеньора, главный аргумент – признание виновного, ордалий – Суд Божий

· Церковные суды

· С XVIII в. – обращение к традициям римского права

· XIX-XX в. – формирование современной правовой культуры

3. Типы правовых систем:

· Традиционный: опирается на обычаи и традиции, нет письменных законов, законодательных органов, суд – по справедливости

· Религиозный: законы как Божьи правила

· Континентально-европейский: на основе римского права; разделение на правообразование (органы гос. власти) и правоприменение (суд); разделение отраслей права (конституционное, гражданское, административное, трудовое, имущественное, земельное, финансовое, уголовное, процессуальное)

· Англосаксонский: в основе – римское право, но суды могут изменять и создавать законы, прецедентное право

4. Правовая культура законодательства:

· Социальная справедливость

· Равенство всех перед законом

· Принцип охраны прав личности: все, что не запрещено – разрешено (для личности), все, что не разрешено – запрещено (для власти)

· Единство прав и обязанностей

· Презумпция невиновности

5. Правовая культура власти:

· Государство должно быть правовым: власть подчинена закону и ограничена им; внутренняя задача власти – поддержание правопорядка, нет возможности контролировать экономическую деятельность граждан; частное право выше публичного

· Законы должны создаваться и изменяться в соответствии с общекультурными, социально-экономическими, политическими потребностями

· Государство обязано неукоснительно поддерживать законный порядок

· Наказание должно быть неотвратимым и реабилитирующим

6. Правовая культура населения:

· Уважение к закону

· Знание законов

· Обращение к закону – решение конфликтов в рамках права, а не путем применения силы или скандалов

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1. Политика– область человеческих отношений в связи с властью.

Власть– способность одного человека определять поведение другого человека

Политическая культура – совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни.

2. Типы политического поведения (по М.Веберу):

· Политики «по случаю» – все люди, периодически участвующие в выборах и т.п.

· Политики «по совместительству» -- активные члены политических партий, для которых политика не является основной сферой деятельности

· Профессиональные политики – живут «за счет» политики (основной источник дохода) и «для политики» (хотят добиться определенных целей)

Типы политической культуры

· Традиционная власть – основана на вере в священность старых обычаев

Государство – семья, царь – батюшка; назначения на посты по личной преданности, а не по деловым качествам; бунты в рамках патриархального государства (поменять плохого царя на «доброго»)

· Харизматическая власть– основана на вере в особые качества правителя, на личных отношениях между властителями и подчиненными

Назначения также по личной преданности

· Легальная власть – рациональная система правовых норм

Власть достается по закону; властные отношения безличны: правят не лица, а должности

2 модели: тоталитарная и демократическая

5. Тоталитарная модель:

· Государственная власть в руках правящей партии и вождя

· Сращение партийного и государственного аппарата, огосударствление общества

· Ограничение прав и свобод личности, контроль поведения и мышления

· Приоритет коллективных интересов над личными

· Приоритет идеологических ценностей над остальными, политики над экономикой

· Наличие «внешних врагов»

· Раздвоение общественного сознания

Демократическая модель:

· Государственная власть подконтрольна населению, а ее представители выборны и сменяемы путем голосования

· Разделение законодательной, исполнительной, судебной власти + пресса – «4 власть»

· Приоритет интересов общества над интересами государства

· Многопартийность

· Не только власть большинства, но и защита прав меньшинства

· Гарантии гражданских прав и свобод, плюрализм

· Индивидуальные права выше групповых

Природа и техника

Природа Техника
Явления природы существуют сами по себе Предметы и явления созданы человеком, но в согласии с законами природы
Природные формы и процессы обусловлены природными причинами; возникают стихийно Технические формы и процессы обусловлены целями, заданными человеком; создаются целенаправленно
Органические и неорганические тела Тела нового типа – организованные; принцип «органопроекции»: человек создает технику по образу и подобию своего организма, даже не осознавая того.
  Техника – образ жизни человека; нет только помогает удовлетворять, но и создает новые потребности

 

3. Разновидности техники:

· По отношению к веществу, энергии, информации:

техника обработки материалов

энергетическая техника

информационная техника

· По функциональным характеристикам:

ручная

механизмы, замещающие физический труд человека

автоматы, частично или полностью освобождают человека от управляющих функций

· По принципам действия:

механическая

электротехника

радиоэлектроника

· По сфере применения:

промышленная

сельскохозяйственная

строительная

полиграфическая

транспортная

связи

управления

быта

медицинская

спортивная

учебная

научная

военная

· А также:

биотехника – трудно отнести в какую-либо рубрику

социотехника: бюрократическая система как искусственно созданный механизм

Функции техники в культуре

Прагматические, для практического использования:

· Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры

· Средство приложения достижений культуры к решению практических задач – ответ на «социальный заказ» культуры

· Создание инструментария культуры -- средств и способов деятельности (универсальные – язык, информационная техника и специальные – техники и технологии в искусстве, науке, политике и т.п.)

Семиотическая:

· Техника является культурным кодом, способным быть средством хранения и передачи информации, «аккумулятором информации»:

код действий – как употреблять ( в сложной технике утрачивается, без инструкции не разобраться)

символическое значение – признаки социального статуса, имущественного положения

5. Опасности технического прогресса:

· Обеднение духовной жизни человечества

· Превращение человека в раба техники

· Разрушение природной основы человеческого бытия, человек – не часть природы, а ее господин

· Опасность самоуничтожения человечества вследствие неосторожного обращения с техникой

· Угроза самоотравления человечества в результате использования искусственных заменителей

НАУКА КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ

1. Наука – познание истины как особая сфера деятельности

Особенности научного знания (как достоверного и надежного):

· Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой

· Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений

· Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях

· Логическая строгость, точность и однозначность

· Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука – логически упорядоченная система

2. Виды научного знания:

· Об объектах – реальных, абстрактных, идеализированных

· О проблемах – вопросах, задачах, подлежащих решению

· О методах – способах решения задач, специальных (конкретная отрасль) и общенаучных (анализ – синтез, индукция – дедукция, наблюдение, эксперимент, моделирование)

Наука и общество.

· Наука должна быть автономна

· Исследования, представляющие опасность для человечества, должны быть взяты под контроль общества

· Наука должна быть нейтральна – невмешательство в религию, этику, политику

· Социальная ответственность ученого

 

ПЕРВОБЫТНАЯ КУЛЬТУРА

1. Homo habilis (человек умелый) – 2 млн. лет назад, homo sapiens – 100 тыс. лет назад; самая длительная эпоха в истории.

2. Особенности первобытной культуры (см. также Мифология)

· Синкретизм – слитность, нерасчлененность форм культуры, свойственная неразвитому состоянию культуры.

· Бесписьменность

· Ритуализация всех сфер жизни – действия, после которых наблюдался какой-либо полезный эффект, становились образцами, которые копировались и передавались из поколения в поколение.

· Слаборазвитое индивидуальное самосознание, преобладание коллективных форм поведения, жизненно важные для существования племени устои охраняются системой запретов – табу.

· Мифологическое сознание – духовное основание культуры, заключающая в себе зачатки религии, искусства, философии, науки.

 

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

1. С начала 1 тыс. до н.э. ( образование греческих городов-полисов) до V в. н.э. (падение Римской империи)

Греческая античность

· Развитие философии: стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления и мире, обществе, человеке, истине (Платон, Аристотель)

· Искусство служит удовлетворению эстетических потребностей, а не только ритуально-мифологическим; дифференциация видов искусства, разработка канонов в искусстве

Римская античность

· Построена по эллинскому образцу, но изменяются масштабы: полис – империя

· Политизированность, искусство политическим и идеологическим целям

· Римское право – фундамент современной правовой культуры

КУЛЬТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

1. Периодизация

XIV в. – треченто, Проторенессанс

XV в. – кватроченто, Высокое Возрождение

XVI в. – чинквеченто, Позднее Возрождение

2. Основные особенности:

· Возрождение античных традиций в зодчестве, живописи, скульптуре после средневекового упадка изобразительного искусства

· Гуманизм: человеческая личность в центре внимания, восхищение духовной и телесной красотой человека; разрушение культа аскетизма

· Сохранение авторитета церкви в науке, философы и ученые – глубоко верующие люди

· Реформация – возникновение протестантизма; ответом было усиление инквизиции, приведшее к упадку культуры Возрождения

· Переходная культура, синтезировавшая традиции античности и средневековья

 

КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ

1. Период с XVII до нач. ХХ вв. – оформление западноевропейской культуры

2. Основные особенности:

· Ослабление влияния религии на все сферы жизни, культура становится светской

· Заложены основы современного естествознания, опора не на веру, а на разум, логику, факты, повышения авторитета знания

· Многонациональность и многоязычность (вместо латыни) европейской культуры, взаимодействие национальных культур

· Индустриализация общественного производства

· Буржуазные революции, утверждение капиталистического строя

· Дух практицизма, деловитости, буржуазная этика

· С XIX в.: грамотность – культурная норма, ускорение темпов научно-технического прогресса, наука становится классической системой знаний (см. также Наука как феномен культуры); распространение реализма в искусстве

· Рубеж XIX – XX вв. – разочарование в идеалах, кризис европейской культуры, декаданс

 

СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА

1. ХХ в. -- распространение европейского типа культуры на другие континенты

2. Основные особенности:

· Дух предпринимательства, бизнеса, индивидуализма

· Динамичность, быстрая смена условий жизни

· НТР, успехи развития науки

· Компьютеризация – переход к новому типу общества («информационному», «постиндустриальному»)

3. Конфликты современной культуры

· Замена творчества трудом, духовности – интеллектом, искусства – развлечениями, глубоких чувств – эмоциями; стремление к чувственным наслаждениям и утрата духовности

· «Восстание масс» -- непонятность элитарной культуры, распространение масскульта

· Разрушение природной среды, экологические проблемы

· Люди – «функционеры», изготовляющие и потребляющие материальные блага

· Угроза западной цивилизации со стороны растущего национализма стран Азии и Африки

4. Противоречия современной культуры:

· Свобода и насилие

Свобода перемещения в пространстве, в другие слои общества, продвижения по службе, свобода выбора места жительства, профессии, работы, сексуального партнера

Рост времени досуга, возможностей его использования, доступность источников информации

Рост социобиологической защищенности и увеличение продолжительности жизни

В прошлые века насилие было обыденным явлением, свобода личности -- достижение современной культуры; но для обеспечения свободы также может использоваться насилие

· Элитарность и массовость

«Высокая культура» стала специализированной, в каждой сфере культуры своя элита

«Индустрия культуры», основанная на законах рынка

Контркультура, враждебная к существующим в обществе порядкам

· Плюрализм и унификация

Множество точек зрения, концепций, теорий, стилей, школ, учений и т.п.

Стремление к стандартизации условий жизни, мыслей, идеалов, распространение одинаковых материальных и духовных ценностей, единообразного видения мира по вкусам большинства

· Технизация и гуманизация

Техницизм: техн









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.