Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Предмет социологии и политологии





Предмет социологии и политологии

Термин «социология» для обозначения учения об обществе ввел в научный оборот в 1842 г. французский ученый Огюст Конт.

Societas (лат.) – «общество»

Logos (греч.) – «слово», «понятие», «учение».

Объектом изучения социологии является общество (общность индивидов и взаимосвязь между ними).

Предмет социологии – совокупность теоретических понятий, при помощи которых ученый описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

 

Общество –единая система, т.е. целое, состоящее из определённым образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах, каждый индивид в нём занимает строго определённую позицию.

К предмету социологии относят:

1. изучение общества в целом как единой социокультурной системы;

2. выяснение природы социальных связей, социальных институтов и организаций;

3. постижение законов и закономерностей социальных отношений и социальных процессов;

4. выяснение закономерностей развития и функционирования общества и личности;

5.изучение социальных структур, характера взаимоотношений отдельных структурных элементов.

Современная социология не мыслится без актуализации человека и формирует его социокультурную модель.

 

Социология – наука об общих и специфических законах и закономерностях функционирования этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.

 

Термин «политология» был введён в научный оборот в 90-е г. XX века. Он произошёл от греческих слов: «полития» («государственные или общественные дела») и «логос» («знание») - «наука о государственных делах».

 

Политология – общественная наука, изучающая область политических отношений.

К предмету политологии относят, прежде всего:

1. принципы политической системы общества, роль и соотношение ее основных компонентов – государства, политических партий, общественных организаций;

2. способы разработки и проведения в жизнь государственной политики;

3. регулирование общественно-политических отношений, весь комплекс проблем, составляющий понятие демократии;

4. изучение внешней политики государств, взаимодействие и борьбу различных политических сил на международной арене, международные отношения.

Политические отношения рассматриваются в комплексе со всей совокупностью общественных отношений – экономических, социальных, идеологических

Методы социологического исследования и методы исследования политологии

Социологический метод – это способ построения и обоснования социологических знаний, совокупность приемов, процедур и операций теоретического и эмпирического познания социальной реальности.

Гипотеза –научно обоснованное предположение о структуре изучаемого социального явления или о характере связей между его компонентами.

Гипотеза– стержень научной теории.

Другие элементы социологического исследования: программа, рабочий план, инструментарий, выборка, сбор данных, их обработка и анализ.

Четыре основных метода сбора первичных данных:

1. анализ документов;

2. наблюдение (включенное, не включенное);

3. опрос (анкета, интервью);

4. эксперимент.

Методы исследования в политологии:

1. наблюдение событий;

2. контент - анализ: целенаправленное изучение определенных документов;

3. опрос прямых или косвенных участников политических событий;

4. игровые методы: предварительное конструирование ситуации, имитация того или иного варианта развития процесса, конфликта;

5. когнитивные карты: фиксация типичных реакций лидеров (или других лиц) на кризисные ситуации.

 

Донаучный этап в развитии социологии

Платон (427-347 гг. до н.э.)     первым в истории создал теорию стратификации. Делил общество на 3 класса: высший (мудрецы); средний (воины); низший (ремесленники и крестьяне).  
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)   делил общество на 3 класса: богатую плутократию, средний класс (опора государства), пролетариат. Законодатель должен стремиться к выравниванию жизненных шансов.

Новое время (ХУ-ХУШ вв.)

Николо Макиавелли (1469-1572гг.)     Основное произведение - «Государь». Законы поведения людей: 1. Богатыми движет страх потерять то, что накопили, а бедняками - страсть приобрести то, чего их лишили. 2. Умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Добиваясь власти, можно раздавать обещания, но придя к власти, не обязательно их выполнять. 3. Творить зло надо сразу, а добро – постепенно.  
Томас Гоббс (1588-1679)     разработал теорию общественного договора, которая легла в основу учения о гражданском обществе.

История политической мысли

1. Политические учения Древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Вавилон, Ассирия)

Выдающиеся мыслители: Хаммурапи, Заратустра, Конфуций, Шан Ян, Шань Бу-Хай, Артхашастра.

Политическая мысль не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме. Господствовало обоснование божественного происхождения власти.

 

2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима (Солон, Перикл, Демокрит, Протагор, Платон, Аристотель, Цицерон)

Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы - обособление их как относительно самостоятельной части философии.

Анализ устройства государства, классификация его форм, определение наилучшей, идеальной формы правления.

Рассмотрение политики как единственной формы цивилизованного бытия человека, предполагавшей нерасчлененность государства, общества и отдельного индивида.

 

3..Политические учения Средневековья (V- XVIII в) (Августин Блаженный, Фома Аквинский)

Развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей. Обоснование теологической теории политической власти.

Роль религии и государства в политике.

Средневековые ереси - острая критика католической церкви, пышной обрядности, собственности, наживы. Требование упразднить сословие священников, вернуться к раннехристианской церкви.

 

4. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации (Николо Макиавелли, Мартин Лютер, Томас Мор, Томас Гоббс, Джон Локк).

Появление теорий, защищающих бюргерство, обвиняющих церковь во всех бедах и несчастьях мира. Настоящий источник власти - народ.

Освобождение политической теории от теологии, развитие гуманизма.

Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни.

 

5. Политические учения европейского Просвещения (Вольтер, Марат, Робеспьер, Руссо)

Обоснование роли политического, морального, эстетического воспитания индивида, «царства разума», где гармонируют интересы свободного индивида и справедливого общества.

Формирование либеральной политической идеологии.

Обоснование необходимости разделения властей.

Характеристика правового государства.

Анализ ценностей и механизма функционирования буржуазной демократии.

Формирование концепции прав человека и гражданина.

Идеи революции и диктатуры.

 

6. Современная политология я (М.Вебер, Г.Моска, В.Парето).

конец ХIХ в – конец 40-х гг. главное внимание уделялось исследованию

ХХ в. проблемы политической власти и ее социальных основ.

конец 40 - х - 2 половина поворот к проблемам либерализации

70-х годов ХХ века политической жизни, демократизации социальной политики государства.

середина 70-х досиловая концепция власти.

Теория.наших дней.элитарной демократии.

Концепция информационного общества

 

Ключевые понятия темы:

1. Антагонизм социальны – непримиримое противоречие основных классов общества.

2. «Идеальные типы» – мыслительные логические конструкции, предельные понятия, создаваемые и используемые исследователем для познания социальной реальности.

3. Механическая солидарность – организация общества, при которой личность не принадлежит себе и поглощается коллективом.

4. Позитивный – метод, применяемый объективно, независимо от оценочных суждений исследователя.

5. Общественно - экономическая формация – ступень исторического развития общества, которой соответствует свой способ производства.

6. Органическая солидарность – организация общества, при которой личность и общество дополняют друг друга, повышается терпимость людей друг к другу, расширяется демократия.

7. Социальная динамика – раздел социологии, развивающий теорию общественного прогресса.

8. Социальная статика – раздел социологии, изучающий условия и законы функционирования общественной системы в застывшем состоянии.

9. Социальные факты – коллективные привычки, традиции, правила поведения, обряды, которые существуют независимо от индивида, как природные факты.

10. Эмпиризм – метод, основанный на фактах, опытный.

 

Тема:

Человек в политике

Личност субъект и объект политики.

Субъект – сознательный проводник политики. Быть субъектом политики личность может только в демократическом обществе, где человеку предоставлены широкие демократические права и возможности для удовлетворения своих политических потребностей, для полноценной политической деятельности. К условиям становления личности как политического субъекта относятся также: развитость политического сознания, уровень образования, культуры, политическое мышление, коллективная деятельность и др.

При тоталитарном и авторитарном режимах личность выступает лишь объектом политики, т.е. исполнителем чужой воли.

Личность, как объект политики в условиях демократического режима выступает постольку, поскольку она обязана выполнять конституцию, законы, распоряжения правительства, нормы общежития и др.

 

Этнические общности

Этническая общность – одна из разновидностей социальной структуры, включающей в себя устойчивые группы людей, состоящие из племени, народности, нации.

Конфессии – религиозные общности (католики, мусульмане, баптисты, православные, буддисты и др.).

Современное человечество насчитывает около 2 тысяч различных народов. Большинство народов проживает в многонациональном государстве.

Национальность – принадлежность человека к определённому народу.

 

Этнические общности:

Род, племя, народность, нация.

Их развитие связано с развитием хозяйственных связей.

С развитием капитализма усиливаются экономические и культурные связи, образуется единый национальный рынок, ликвидируется хозяйственная раздробленность данной народности. Различные её части сплачиваются в одно национальное целое – нацию.

Нация – высший тип этноса.

Признаки нации:

1. общность территории;

2. общность экономических связей;

3. общность языка;

4. общность психологического склада;

5. общность культуры;

6. общность самосознания.

Русская нация сложилась в ХУП-ХУШ вв.

Люди принадлежат к разным конфессиям: христианам (православным, католикам, протестантам), буддистам, мусульманам (шиитам, суннитам) и др.

 

Тенденции в развитии нации
Этническая дифференциация – отделение, обособление людей определённой группы, её стремление к саморазвитию, к национальной самостоятельности (национальная тенденция) Этническая интеграция ведёт к расширению связей между различными этносами, к усугублению экономических отношений, развитию общения в сфере культуры (интернациональная тенденция)
Ведёт к внутреннему совершенствова­нию, расцвету этноса. Способствует взаимообогащению народов, обмену национальными ценностями, все­стороннему их сближению, укреплению взаимопонимания, доверия, дружбы, мира.

 

В основе – НТР (предполагает как специализацию производства, так и широкую кооперацию). Транснациональные корпорации имеют филиалы почти во всех странах мира.

Европейский союз – единая финансовая система, Евросовет, Европарламент, единое европейское право, Европейский суд.

Национальное самосознание – совокупность взглядов, оценок, мнений и отношений, выражающих содержание и особенности представлений членов национальной общности о своей истории, современном состоянии и перспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей и характере взаимоотношений с ними.

Национальное самосознание – основа национального сознания.

Национальное сознание – совокупность социальных, политических, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций. Оно выражает обобщённые представления национально этнической группы.

Национальное самосознание – индивидуализированное понятие, выражающее степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания отдельными членами этноса.

Национальное самосознание – одна из основ формирования социально-этнической общности как субъекта политики.

Противоположность национального самосознания – узкие рамки клановых, феодально-племенных, националистических или расистских идейно политических взглядов.

Ключевые вопросы национального сознания: допустимость или недопустимость национализма и расизма, компромисса и консенсуса в реализации потребностей и интересов разных этнических общностей, выбор путей и методов разрешения часто встречающихся в политической жизни противоречий.

Национальные интересы – одна из движущих сил деятельности этноса. Попытки ущемления национальных интересов общностей и государств воспринимаются как покушение на их самостоятельность, независимость, благополучие.

 

Социальная общность с развитым национальным самосознанием руководствуется своими собственными интересами.

Задача: сочетание национальных интересов своей страны с интересами других народов и государств.

Национальный вопрос – совокупность политических, экономических, территориальных, идеологических, культурных отношений между нациями и другими социально-этническими общностями.

Это вопрос о причинах недоверия, конфликтов и вражды между общностями, а также между ними и системой власти в многонациональном обществе. В узком смысле национальный вопрос проявляет себя в многонациональных странах. В широком смысле национальный вопрос – вопрос мировой и касается совокупности отношений всех стран Земли.

Активное участие наций в политике привело к распаду СССР, Югославии, войне Ирана и Ирака.

Конфессии: активизация религиозных групп в политической жизни (вакхабизм, столкновения шиитов и суннитов и др.).

Межнациональные конфликты: в России, Приднестровье, Абхазии, Испании, Франции, Ольстере, Индии др.

В России проживает более 120 народов. Особенность межэтнических конфликтов – различие соотношений русского и нерусского населения; национальная психология русских и разбуженное национальное самосознание могут обострить межэтнические противоречия. Нравственное самочувствие русского народа, его самосознание после распада СССР испытывает ущемлённость.

Межнациональные конфликты могут быть урегулированы в обоюдных интересах.

Этноцентризм – уверенность в исключительной правоте своей национальной культуры и склонность к принижению культурных достижений других наций.

Национализм – идеология и практика, направленная на разжигание межнациональной розни и вражды. Крайняя форма национализма – фашизм.

Фашизм - идеология и политика, которые не только провозглашают превосходство одной нации над другой, но и призывают к уничтожению «неполноценных» наций.

Национализм следует отличать от патриотизма.

Патриотизм представляет собой убеждения и социальные действия, в основе которых лежит чувство любви к своему Отечеству. Патриотизм – это любовь к малой и большой Родине. Это – признание на словах и на деле равенства между всеми живущими в Отечестве людьми в соответствии с их заслугами перед народом.

Чтобы предотвратить возникновение национальных конфликтов, современное государство должно гарантировать реализацию прав и свобод личности независимо от её национальной принадлежности, противодействовать всем проявлением этноцентризма.

 

Социальная политика – деятельность государства по управлению развитием социальной сферы общества, направленной на удовлетворение интересов и потребностей широких слоёв общества.

Задачи социальной политики – повышение благосостояния, улучшение условий труда и жизни людей; всё более полное осуществление во всех сферах общественных отношений принципа социальной справедливости; сближение классов, социальных групп и слоёв.

Социальная политика регулирует отношения между обществом и личностью через регулирование отношений между обществом и составляющими его социальными группами.

Социология вырабатывает теоретические основания социальной политики.

 

Тема:

Типы государств

Монархия(абсолютная, конституционная) Республика(президентская, парламентская, смешанная)

 

 

Формы правления

 

Приоритетные функции Военное (полицейское) Правовое Социальное
     
Административно- территориальное устройство   Унитарное Федеративное
     
Социально - экономическая классовая природа Рабовладельческое Феодальное Социалистическое Буржуазное
     
Устойчивость политической жизни Стабильное Неустойчивое
     
Политический режим Тоталитарное Авторитарное Демократическое

Режимы существования

1. Режим функционирования   - - Политическая система не выводится за рамки сложившихся взаимоотношений граждан и институтов власти; отражает способность власти к простому воспроизводству отношений между элитой и электоратом, гражданином и государством.
 
     
2. Режим развития - Власть адекватно реагирует на изменения соотношений сил внутри страны и на международной арене.
     
3. Режим упадка - Распад политической целостности;
- энтропия и центробежные силы преобладают над интеграцией;
  - решения утрачивают управленческую способность, сам режим - легитимность.

Содержание политического процесса определяют:

1. степень разделения и уравновешенности законодательной, исполнительной и судебной власти;

2. уровень централизации (децентрализации) власти;

3. взаимодействие партийных и государственных структур, прямо или косвенно влияющих на процесс принятия политических решений;

4. способы нахождения и реализации политических решений;

5. соотношение прав и прерогатив центральных и местных органов государственной власти.

 

Этапы политического процесса:

I этап – артикуляция интересов.

Представление политических интересов групп институтам, принимающим решения.

II этап – агрегация.

Принятие решения и формулирование политической воли.

Ш этап – выбор и корректировка принятого плана действий.

Регулирование информационного режима осуществления власти.

IV этап – реализация политической воли, выраженной в форме управленческих решений.

Политическое решение –это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения.

Политическое решение предполагает:

1. координацию – согласование усилий разнородной массы людей, действующих в постоянно изменяющихся обстоятельствах;

2. корреляцию – внесение изменений в тактику движения в силу возникновения новых обстоятельств;

3. программирование – выбор эффективного способа сочетания целей и средств, рационального варианта деятельности.

 

Факторы, влияющие на объективность и оптимальность политического решения:

1. динамизм политической системы;

2. опасность неадекватной оценки политической ситуации, ее упрощение или абсолютизация;

3. закрытый характер принятия политических решений;

4. необходимость постоянной коррекции средств, способов, времени достижения поставленной цели;

5. непредсказуемость политического поведения людей, пренебрежение к их действительным интересам, отсутствие гарантий политических свобод;

6. недостаточное качество и объем анализируемой информации.

Методы политического решения:

1. рационально-универсальный метод – рациональное вычленение и выбор путей ее решения, наиболее соответствующих поставленным задачам: постановка проблемы - ее решение;

2. метод последовательных ограничений (метод «ветвей») – внесение в обычную управленческую деятельность постоянных поправок на непредвиденные обстоятельства;

3. смешанно-сканирующий метод – широкий рациональный взгляд на политические проблемы общества и выделение их наиболее типических свойств.

 

Объекты политического воздействия: внешнеполитические; внутриполитические.

 

Типология политического процесса:

1. прямая демократия: население непосредственно влияет на власть;

2. представительная демократия: население выдвигает представителей для законотворчества и повседневного управления;

3. плюралистическая демократия: возникновение различных политических ассоциаций, влияющих на политические решения.

Характер преобразования власти

Революционный   Эволюционный
Устойчивость взаимосвязи социальной и политической структур

Стабильный   Нестабильный
     
- устойчивые институционализированные формы пове­дения граждан; - отработанный механизм принятия решений; - подъем уровня жизни населения; - легитимность режима; - высокая эффективность господствующих в обществе культурных норм.     - кризис политического курса и необходимость его изменения; - осложнение международных отношений; - спад материального производства; - социальные конфликты; - низкая институционализация политических структур.

Избирательные цензы:

1. ценз оседлости;

2. возрастной ценз;

3. ценз пола;

4. имущественный ценз.

Избирательные системы:

Избирательная система - порядок формирования выборных органов государства, совокупность правил, на основе которых определяются взаимоотношения между парламентом, правительством и электоратом.

Предмет социологии и политологии

Термин «социология» для обозначения учения об обществе ввел в научный оборот в 1842 г. французский ученый Огюст Конт.

Societas (лат.) – «общество»

Logos (греч.) – «слово», «понятие», «учение».

Объектом изучения социологии является общество (общность индивидов и взаимосвязь между ними).

Предмет социологии – совокупность теоретических понятий, при помощи которых ученый описывает реальные факты, объясняет и практически решает социальные проблемы.

 

Общество –единая система, т.е. целое, состоящее из определённым образом расположенных упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах, каждый индивид в нём занимает строго определённую позицию.

К предмету социологии относят:

1. изучение общества в целом как единой социокультурной системы;

2. выяснение природы социальных связей, социальных институтов и организаций;

3. постижение законов и закономерностей социальных отношений и социальных процессов;

4. выяснение закономерностей развития и функционирования общества и личности;

5.изучение социальных структур, характера взаимоотношений отдельных структурных элементов.

Современная социология не мыслится без актуализации человека и формирует его социокультурную модель.

 

Социология – наука об общих и специфических законах и закономерностях функционирования этих законов и закономерностей в деятельности личностей, социальных групп, классов, народов.

 

Термин «политология» был введён в научный оборот в 90-е г. XX века. Он произошёл от греческих слов: «полития» («государственные или общественные дела») и «логос» («знание») - «наука о государственных делах».

 

Политология – общественная наука, изучающая область политических отношений.

К предмету политологии относят, прежде всего:

1. принципы политической системы общества, роль и соотношение ее основных компонентов – государства, политических партий, общественных организаций;

2. способы разработки и проведения в жизнь государственной политики;

3. регулирование общественно-политических отношений, весь комплекс проблем, составляющий понятие демократии;

4. изучение внешней политики государств, взаимодействие и борьбу различных политических сил на международной арене, международные отношения.

Политические отношения рассматриваются в комплексе со всей совокупностью общественных отношений – экономических, социальных, идеологических







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.