|
Послебукварный период обученияОсновная задача этого периода обучения (май) – закреплять и совершенствовать все полученные детьми знания и навыки. К этому времени сказывается усталость детей. Поэтому на занятиях в этот период еще в большей мере, чем до этого, необходима частая смена упражнений. Учебные упражнения должны чередоваться с игровыми. Основным содержанием обучения является: а) чтение слов, предложений и небольших текстов с соблюдением интонации (точка, вопрос, восклицание), ответы на вопросы по прочитанному тексту и его пересказ, выборочное чтение, чтение по ролям, чтение деформированного текста (для чтения может быть использована «Азбука» для первого класса массовой школы); б) выкладывание из букв разрезной азбуки и письмо слов различного звуко-слогового состава и предложений с применением пройденных правил (по типу предупредительных диктантов); в) выкладывание слов по схеме; г) подбор слов, состоящих из твердых и мягких звуков по пятии шестизвуковым схемам. К тем игровым приемам, которые описывались выше, добавляется ряд новых. Опишем некоторые упражнения, проводимые с целью совершенствования анализа звукового состава слов и чтения. 1. Упражнение в форме кроссворда. Кроссворды составляются логопедом по намеченному слову или по одному из предложенных детьми слов. Начальное слово пишется по вертикали – каждая буква в отдельной клеточке. Затем логопед от каждой буквы добавляет вправо и влево клеточки так, чтобы дети могли вписать в них буквы нового слова. Приведем два примера. В первом примере (рис. 3) исходное было слово белка. Свободные клеточки расположены так, чтобы дети были в состоянии подобрать некоторое количество подходящих слов. Одно из предложенных детьми слов вписывается в клеточки. В первом ряду клеточек это могут быть слова булка, Бобик, бутон, батон; во втором – лента, кепка, ветка, весна; в третьем – полка, пилка, вилка, палка; в четвертом – мука, река, рука, маки; в пятом – баран, лампа, сапог, балка. Во втором примере (рис. 4) исходное слово ручей. В первом ряду могут быть слова трава, грибы, груша, дрова; во втором – утка, ужин, утюг, урок; в третьем – речка, сучок, дочка, тачка; в четвертом – река, репа, пена, Лена; в пятом – майка, зайка, лейка, лайка. При вписывании в клеточки подобранных детьми слов логопед напоминает детям о правилах правописания – о необходимости подбора проверочных слов к словам, оканчивающимся на глухой звук (сапог – сапоги; утюг – утюги) или имеющим в своем составе требующий проверки гласный звук (река – речка); кроме того, он напоминает, что после ш и ж пишется и (ужин). 2. Упражнение в добавлении пропущенных слогов. Это упражнение может быть проведено как соревнование команд. На доске напечатано (или выставлено) три-четыре слога, например: ба, ро, ка. Доска делится на две части, в каждой из них напечатан ряд слов с пропущенным слогом. Слова в правой и левой частях примерно равны по трудности. К доске выходят два ребенка – представители от каждой команды. Они должны вписывать пропущенные слоги (в приводимых ниже примерах слоги даны в скобках). Подбирают слова все участники соревнования. Выигрывает та команда, которая быстрее дополнит все слова. Примерные слова для первой команды: во(ро)на; ма(ка) роны; (ба) ран. Примерные слова для второй команды: ко(ро)ва; (ка)пуста; (ба)рабан. Возможны и другие варианты проведения упражнений, направленных на анализ звукового состава слова, в занимательной форме. Приведем примеры. Детям предлагается: а) добавить по одной букве к словам рот, вол, сон, ось так, чтобы получились названия животных (крот, волк, слон, лось); б) изменить одну букву в словах рот, липа, майка, булка так, чтобы получились названия животных (кот, лиса, зайка, белка); в) заменить глухой звук парным звонким (или наоборот) в словах точка, кора, Паня, корка, почка так, чтобы получились новые слова – дочка, гора, баня, горка, бочка и т.п. При проведении перечисленных упражнений слова выкладываются из букв разрезной азбуки. 3. Упражнение в подборе слов по цепочке. Один из детей называет любое слово, следующий ребенок должен определить последний звук (подбираются слова, преимущественно оканчивающиеся на согласные звуки) и подобрать начинающееся на него слово. При этом если предыдущее слово оканчивалось на мягкий звук, то на этот же звук должно начинаться подбираемое слово (соль – лист; девять – телефон). К словам, оканчивающимся на парные глухие звуки, подбираются проверочные слова (дуб – дубы), следующее слово должно начинаться на звук б. Ряд упражнений проводится с целью дальнейшего усвоения детьми правил правописания слов с мягкими согласными, с конечными глухими согласными, а также закрепления умения выделять в словах ударный гласный. Приведем примеры. Выбрать из ряда слов (с помощью картинок) и сложить из букв разрезной азбуки слова, в которых все звуки мягкие. Перечислим некоторые из таких слов: дети, сети, пять, семь, сени, девять, десять, неделя, лебеди, осень, орехи, кисель, метель, апельсин, лилия, сирень, тюлень, бельё, деревья, мяч, лещ, вещи. Выбрать с помощью картинок и сложить слова, в которых слышится глухой звук, а надо писать буквы в, з, ж, б, д, г. Примерный ряд слов: дуб, суп, кот, зуб, нос, таз, нож, душ, воз, бык, гриб, ёж. Подобрать (устно) или выбрать из ряда записанных слов слова с определенным местом ударения. Эти и подобные упражнения также могут проводиться как игра или соревнование. За правильные ответы выставляются фишки. Выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит задание. Занятия по развитию речи Содержанием занятий по развитию речи является дальнейшее овладение словарем, грамматическим строем речи и умением рассказывать. В первом и втором периодах обучения материал по всем этим направлениям коррекционного обучения подбирался с учетом усваивавшихся детьми звуков и включался в занятия по произношению. На третьем этапе развитие речи происходит на специальных занятиях (один-два раза в неделю). Все занятия по развитию речи так или иначе взаимосвязаны с дальнейшим совершенствованием её звуковой стороны. В процессе проведения этих занятий постоянно обращается внимание на правильность произношения звуков и слов различной звуко-слоговой сложности. Кроме того, часть времени (2 – 5 минут) может отводиться на отработку произношения наиболее трудных звукосочетаний, слов или словосочетаний (которыми насыщен материал данного занятия). С целью дальнейшего совершенствования дикции можно предложить детям заучивание скороговорок и потешек. Если в период закрепления правильного произношения звуков речь детей была несколько скандированной, то теперь появляется возможность поставить специальной задачей развитие интонационной выразительности речи. Развитие словаря. В третьем периоде обучения закрепляются знания и навыки, касающиеся морфологического состава слов. Выше, при описании упражнений в словообразовании при помощи приставок, суффиксов и словосложения, был дан разнообразный материал. Однако он был несколько ограничен, т.е. подбирался лишь на определенные звуки. Теперь, планируя эти занятия, логопед имеет возможность значительно расширить материал упражнений. Различные упражнений в течение второго периода обучения проводились на подбор глаголов с данной основой, но разными приставками или с определенной приставкой, но разными основами. Подводя итоги проделанной работы, логопед планирует занятия в процессе проведения которых внимание детей обращается на звуковой состав и смысловое содержание слов, образованных путем присоединения приставок. Приведем примерный план одного из таких занятий. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|