Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социологические аспекты правотворческого процесса





Под правотворческим процессом понимается госу­дарственная и общественная деятельность, направлен­ная на образование, развитие и совершенствование правовых норм.

Процесс правотворчества включает в себя две ста­дии. Первая стадия составляет как бы подготовитель­ный этап разработки правового документа. В ходе ее осуществляется предварительное формирование зако­нодательной воли, пока еще не порождающее право­вых последствий. На второй стадии происходит пре­вращение законопроекта в закон. С этого момента на­ступают правовые последствия этого нормативного акта, связанные с его общеобязательностью.

Однако правотворческий процесс имеет и соци­альные корни и основания. Обычно закон разрабатыва­ется затем, чтобы юридически санкционировать уже фактически сложившиеся и используемые в «живом праве» нормы. Хотя во многих случаях правотворчес­кие органы действительно разрабатывают новые, ра­нее НС существовавшие нормы и правила.

Ход правотворческого процесса более детально можно представить в виде последовательности ряда этапов:

1.Предварительный этап, включающий в себя:

осознание и осмысление существования объектив­ных социальных, экономических, политических, идеоло­гических, психологических факторов, требующих раз­работки этого закона; кристаллизацию и осознание интересов соци­альных классов, слоев и групп, которым предстоит выразиться и оформиться юридически в данном право­вом документе; осмысление возможных социальных перспектив, связанных с принятием закона и его будущим действи­ем, а также распределения политических сил, которые будут выступать в поддержку или против готовящего­ся законопроекта.



Этап подготовки текста, заключающийся в не­посредственной работе над ним, внесении поправок, уточнении формулировок.

Этап обсуждения проекта, в ходе которого про­ект публикуется в печати, тиражируется средствами массовой информации и доводится до сведения рядо­вых граждан.

Этап вынесения проекта на рассмотрение законодательного органа, в ходе которого в законо­проект вносятся существенные изменения и поправки, призванные адаптировать его содержание к требова­ниям и интересам различных представленных в зако­нодательном органе социальных групп.

Этап обсуждения проекта в законодательном орга­не, в ходе которого законопроект приобретает окончатель­ную форму и проходит через процедуру голосования.

Этап вступления законодательного акта в силу. С момента вступления в силу он становится законом, обязательным для исполнения всеми членами общества.

Правотворческий процесс на всех этапах своего хода представляет не только правоведческий, но и социоло­гический интерес. Во-первых, будучи по своей природе социальным явлением, он реализует определенные ин­тересы социальных групп и слоев и уже в силу этого подлежит социологическому исследованию. Во-вторых, для социологии важно понять, какие именно факторы социального характера влияют на содержание право­творчества, какие именно из фактически сложившихся социальных норм получают законодательное оформле­ние и подкрепление. Немаловажно и то,"какие слои и группы непосредственно участвуют в обсуждении за­конопроекта, каково содержание вносимых при обсуж­дении поправок и замечаний, в какой степени и какие именно поправки оказываются в конечном счете учтен­ными и входят в окончательную редакцию закона.

Социологи исследуют влияние на правотворческий процесс социальной стратификации, например, влия­ние социальной принадлежности на избрание присяж­ных и на принимаемые ими судебные решения. Соглас­но Л. Мейхью, к примеру, представители американс­кого среднего класса имеют больше вероятности быть избранными в коллегии присяжных и получить в них более высокий статус, а следовательно, получить воз­можность более активно воздействовать на судебное нормотворчество.

Раздел социологии права, изучающий социальные аспекты законотворческого процесса, называется со­циологией законодательства. Социологию законода­тельства можно определить как комплекс теорети­ческих и эмпирических социологических исследований законотворчества. В рамках социологии законодатель­ства выделяется предзаконодательная, собственно за­конодательная и послезаконодательная социология.

В сферу изучения предзаконодательной социологии попадают вопросы, связанные с состоянием обществен­ного мнения перед принятием того или иного законода­тельного акта, а также с подготовкой населения к пред­стоящим неизбежным изменениям в законодательстве.

Послезаконодательная социология исследует от­ношение общественного мнения к уже вступившим в силу законодательным актам, а также эффективность действия последних. Зачастую принятые парламентом законодательные акты, в которых, как казалось до их принятия, общество остро нуждается, на практике вдруг оказываются неэффективными. Послезаконодательная социология занимается выявлением причин такой не­эффективности законов, поиском социальных помех, препятствующих нормальному отправлению их функ­ций. Она решает эти задачи путем периодических ста­тистических исследований и опросов, позволяющих выявить масштабы неприменения существующих за­конов и обратить на них внимание общественного мне­ния и правоохранительных органов.

Социология законодательства в собственном смыс­ле слова занимается непосредственным социологичес­ким обеспечением законотворческого процесса: разра­боткой социальных прогнозов развития общественных потребностей в создании тех или иных правовых норм; научно-практическим исследованием содержания зако­нопроектов; организацией и проведением опросов и анкетирований, позволяющих сделать обоснованные выводы об отношении общественного мнения к тем или иным законодательным инновациям.

Согласно К. Кульчару, социологические исследования в области правотворчества ведутся преимуществен­но в следующих трех направлениях: изучение связи, существующей между обществом как конкретной со­циальной структурой и действующим в нем правом; изучение динамики развития общества и генерируемых им правовых норм; изучение и социологическая кор­ректировка практики нормотворчества.

Критическая функция социологии права, являющаяся неотъемлемым элементом последнего направления, часто вызывает неудовольствие у представителей догматического правоведения, поскольку они усматривает в ней потенциальную опасность подрыва существующero законодательства и ослабления доверия к нему :о стороны населения. Тем не менее практика показыaeт, что без участия социологии в правотворческом процессе очень велика вероятность того, что принимаемые законы окажутся неэффективными, «мертвыми», и лягут на полку. Кроме того, чрезвычайно опасна для общества практика негласного введения и использова­ния директив и подзаконных актов, фактически проти­воречащих духу существующего законодательства и ограничивающих права индивидов, как это было в со­ветском государстве, где серьезнейшие массовые на­рушения прав и свобод личности осуществлялись в обход положений Конституции. Так, например, нигде в зако­нодательстве прямо не говорилось о том, что граждане СССР не имеют права по своему желанию покидать пределы страны, однако на практике дело обстояло именно таким образом.

Социологическое изучение права необходимо также и для того, чтобы обеспечить гласность в отношении осуществляемого в обществе правотворчества и имею­щихся социальных проблем, требующих законодатель­ного решения. Так, в советском обществе долгое время замалчивалось само существование таких явлений, как проституция или наркомания, и в силу этого никаких попыток решить эти нарастающие проблемы не пред­принималось.

Современная российская действительность, с одной стороны, характеризуется неизмеримо большей глас­ностью и открытостью в отношении существования та­кого рода социальных проблем и работы с ними. Одна­ко, с другой стороны, происходящие в настоящее вре­мя процессы и возникающие тенденции в законотвор­честве требуют непосредственного и широкого вмеша­тельства социологии для изучения и поисков путей пре­одоления формирующихся недостатков и пороков в при­нятии законов.

Среди подобных насущных проблем в первую оче­редь следует назвать такое явление, как лоббизм, то есть образование теневых групп, объединяющихся по общим политическим и экономическим интересам и ока­зывающих направленное давление на законотворчес­кий процесс посредством прямого подкупа.

Кроме того, все в большей степени проявляется без­действенность существующих законов по отношению к лицам, обладающим капиталами, социальным влияни­ем и близкими к власти. Социология законодательства должна исследовать причины этого явления и фиксиро­вать факты подобных «исключений из правил».

Наконец, важной задачей социологии законодатель­ства в современной России является выявление типич­ных форм нарушения действующих законов, анализ их социальных причин и детерминирующих факторов. Для настоящего времени такими типичными нарушениями законодательства являются неприменение норм, зафик­сированных в Конституции РФ, произвольные толкова­ния смысла конституционных положений, несоблюде­ние установленных в Конституции процедур принятия решений и т.д. Особенно уязвима законодательная прак­тика, связанная с развитием рыночной экономики. В ходе экономических реформ было издано множество зако­нов, регулирующих те или иные аспекты предпринима­тельской деятельности, рыночных отношений, привати­зации и охраны частной собственности граждан. На практике сложилось так, что большинство этих законов созданы и действуют без учета содержания друг друга, зачастую даже противоречат друг другу в различных своих частях. Кроме того, ряд законов, и прежде всего налоговое законодательство, разрабатывались без уче­та специфики российской экономической ситуации, в силу чего выполнение многих из них просто фактически невозможно, так как ведет к банкротству предприни­мателя.

Именно поэтому множество принятых законодатель­ных актов остаются бездействующими, а население на практике с легкостью находит способы благополучно их обходить. Например, неуплата налогов или уплата их не в полном объеме стала, пожалуй, наиболее типич­ной и массовой формой правонарушения в современ­ном российском обществе. Налоговые правонарушения в современном российском обществе коренным обра­зом отличаются по своему масштабу и распространен­ности от соответствующих правонарушений в других обществах с рыночной экономикой. Статистические данные позволяют сделать вывод, что в настоящее вре­мя налоговые правонарушения вышли за рамки обыч­ного частного противоправного поведения и преврати­лись в атрибутивную характеристику российского об­щества. Это диктует особую необходимость в исследо­вании феномена противоправного поведения в сфере налогообложения средствами не только криминологии и правоведения, но и экономической и юридической социологии.

Применяя социологическую методологию к иссле­дованию налоговых правонарушений, специалисты стал­киваются с необходимостью признать их принципиаль­ную функциональную амбивалентность, свойстве1шую всякому девиантному поведению. Налоговые правона­рушения представляют собой не просто негативное со­циальное явление, но и попытку противоправной по характеру компенсации возникших в обществе дисфун­кций, и свидетельство того, что такие дисфункции име­ют место.

Социологический анализ выявляет ряд разноприродных факторов, оказывающих стимулирующее воздей­ствие на формирование устойчивой тенденции к деви­антному поведению в сфере налогообложения. Среди таких факторов можно выделить экономические, поли­тические, правовые, организационные, мировоззренчес­кие, или психологические. К экономической группе факторов относятся непомерная высота налогов, сла­бая заинтересованность государства в развитии част­ного предпринимательства, особенно в малых формах, к организационной — недочеты в организации и работе налоговых органов, слабое их обеспечение ресурсами, к правовой — нестабильность И неопределенность на­логового законодательства, к мировоззренческой — на­саждение достижительной идеологии и формирование на этой основе у части населения ситуации внутренне­го конфликта, обусловленного невозможностью право­выми средствами достигнуть требуемого материально­го благополучия и социального успеха. Факторные ком­плексы взаимосвязаны между собой и поэтому для их нейтрализации требуется система мер, объединенных в рамках специальной программы, когда общие меры социального порядка, организационные, правовые и спе­циальные мероприятия смогут обеспечить социальное предупреждение налоговых правонарушений.

В данном случае мы видим, как реализуются иссле­довательские» возможности социологии законодательства по отношению к конкретным законам и их практичес­кому применению.

Социологические исследования в области законода­тельства различаются по степени сложности, будучи либо просто информационными, либо основанными на применении более сложных исследовательских техно­логий, таких, как моделирование или опрос.

Моделирование представляет собой разработку соци­ологом условной модели законопроекта и гипотетическое воссоздание ситуации, когда этот законопроект принят в качестве закона. Моделирование такой ситуации дает возможность предусмотреть возможные последствия при­нятия соответствующего закона, как ближайшие, так и отдаленные, а также возможные встречные влияния, по­пытки противодействовать его принятию, наложение и взаимодействие всех этих факторов в комплексе. Несом­ненное преимущество моделирования состоит в возмож­ности использования прикладных математических мето­дов, что повышает уровень точности и доказательности прогнозов. Однако применяя эту технологию к социоло­гии законодательства, необходимо помнить о сложности и многоплановости предмета исследования, о присущем этой сфере действии фактора неопределенности.

Метод опроса в сфере социологии законодательства является традиционным и широко применяется. В ос­нове его лежит признание того факта, что если законо­проект устраивает общественное мнение, то это свиде­тельствует о соответствии его реальным потребностям социальной практики. Справедливо считается, что если общественное мнение в ходе опроса склоняется к одоб­рению того или иного законопроекта, у последнего боль­ше шансов стать эффективным. Преимущество опроса как метода исследования применительно к социологии законодательства заключаются в том, что он позволяет выяснить мнение по поводу конкретного законопроекта различных социальных, половозрастных и этнических групп населения. Данные, полученные в результате опроса, могут существенно повлиять на принятие тех или иных законопроектов, разумеется, при условии, что законодатель примет их во внимание. Результаты игно­рирования общественного мнения часто бывают пла­чевными. Так, более 40% респондентов негативно оце­нили перспективы принятия акта об амнистии, кото­рый, тем не менее, в 1994 году был принят. Свое нега­тивное отношение опрошенные мотивировали тем, что выход на свободу такого большого числа заключенных приведет к росту преступности. Эти опасения оправ­дались: после амнистии показатели преступности в рос­сийском обществе действительно возросли.

Как пишет Э.В. Тадевосян, «для развития новой Рос­сии овладение хотя бы частью специалистов основами социологии права имеет большое научное, практически-политическое и воспитательное значение. Это связано прежде всего с тем, что страна переживает сложный и мучительный период перехода от тоталитарного беспра­вия к демократии и гуманизму, период формирования гражданского общества и правового государства, где право будет выступать не как средство, инструмент вла­сти узкой группы лидеров, позволяющее подавлять лич­ность и общество, маскировать и легитимизировать волю этих лидеров, а как незыблемая основа всей обществен­ной жизни и государственной политики, воплощающей всеобщие права человека, идеалы демократии и гуманиз­ма. В таких условиях изучение социологии права призва­но внести весомый вклад в утверждение высокой право­вой и политической культуры общества и государства».









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2018 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.