Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нарушений психического развития





Задания к практическим и семинарским занятиям

 

Учебно-методическое пособие

 

Специальность: 030800 Изобразительное искусство,

032400 Биология,

050720 Физическая культура,

050708 Педагогика и методика начального образования,

050707 Педагогика и методика дошкольного образования,

050502 Технология и предпринимательство,

050703 Дошкольная педагогика и психология

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

Рассмотрено на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, протокол № от

Одобрено редакционно-издательской комиссией Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № от

 

Составители: А.П. Коновалова, канд. пед. наук, доцент; Н.М. Лапина канд. пед. наук, доцент; Р.А. Самофал, канд. психол. наук, доцент; И.А.Букина; В.В.Заболтина; В.А. Парамонова; О.Н. Прядильщикова

 

Рецензенты: З.С. Варфоломеева канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ); Н.А. Борисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

 

Научный редактор: О.А. Денисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

 

 

ГОУ ВПО Череповецкий

государст венный университет, 2007

Введение

Цель дисциплины — познакомить студентов с основами теории специальной педагогики и психологии, ее понятийным аппаратом, научными основаниями, методологией и методами исследования, дать обобщенные теоретические представления о специальном образовании как особом социокультурном образовательном феномене.

Основные задачи:

обеспечить студентам необходимую подготовку по теоретико-методологическим основам специальной педагогики и психологии;

– ознакомить студентов с основными характеристиками детей с разными вариантами отклонений в развитии;

– ознакомить студентов с основными принципами и направлениями диагностико-коррекционной работы;

– сформировать целостное представление о специальной педагогике как составной части педагогического научного знания, ее объекте и предмете, цели и задачах, научных основаниях, принципах, истории развития;

– раскрыть социокультурную сущность специального образования, познакомить с историей его становления и развития, показать его роль в социализации ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

– познакомить с общими теоретическими основами специального обучения и воспитания различных категорий лиц с особыми образовательными потребностями;

– дать представление о современной системе специальных образовательных услуг, педагогических системах и формах организации специального образования.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

– основные понятия, термины специальной педагогики и психологии;

– научно-теоретические основы специальной педагогики и психологии;

– цель, основные задачи, принципы специального образования;

– методологию и методы исследования в специальной педагогике и психологии;

– предметные отрасли специальной педагогики и психологии;

– классификации, принятые в специальной педагогике и психологии;

– важнейшие международные и отечественные правовые документы, защищающие интересы лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в том числе применительно к специальному образованию; региональные нормативно-правовые документы по этой проблеме;

– основы специальной дидактики;

– основные идеи теории воспитания, принятые в специальной педагогике;

– систему специальных образовательных услуг, охватывающих весь жизненный цикл человека с особыми образовательными потребностями; особенности этой системы в своем регионе;

– основы знаний о педагогических системах и специальных образовательных технологиях в специальном образовании.

Студенты должны уметь применять полученные знания в своей профессионально-образовательной практике.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Содержание Количество
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Раздел I. Специальная психология.   Тема 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики Тема 2. Общие закономерности психического развития детей с отклонениями в развитии. Психологические параметры дизонтогенеза Тема 3. Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития Тема 4. Психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии Тема 5. Психокоррекционные приёмы и технологии специальной психологии   Раздел 2. Специальная педагогика Тема 1. Специальная (коррекционная) педагогика как система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с разными отклонениями в развитии Тема 2. Основы дидактики специальной педагогики Тема 3. Формы организации медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии (в системе образования и здравоохранения) Тема 4. Отрасли специальной педагогики                                                                    
Всего      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Специальная психология

Тема 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики

Специальная психология как отрасль психологической науки. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет и задачи специальной психологии. Своеобразие психического развития детей с отклонениями в развитии. Изучение психологических особенностей психических процессов, эмоционально-волевой и личностной сферы, детей с отклонениями в развитии. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами (с детской психологией, детской психиатрией, патопсихологией, коррекционной педагогикой).

Значение специальной психологии для реализации коррекционно-образовательных задач современного образовательного пространства.

Приоритетные направления коррекционно-педагогической работы.

Концепция специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации.

Основные разделы специальной дошкольной психологии: психология умственно отсталого ребёнка (олигофренопсихология); психология детей с задержкой психического развития; психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология); психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология); психология детей с нарушениями речи (логопсихология); психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; психология детей с синдромом раннего детского аутизма; психология детей с дисгармоническим складом личности, психология детей со сложными нарушениями развития.

Тема 2. Общие закономерности психического развития
детей с отклонениями в развитии. Психологические параметры дизонтогенеза

Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка. Проблема психологической структуры дефекта. Первичный дефект и вторичные отклонения. Сложность структуры аномального развития.

Взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Влияние первичного дефекта на вторичные отклонения. Влияние коррекционно-педагогического воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребёнка. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.

Общие и специфические закономерности аномального развития.

Понятие фактора развития. Факторы отклоняющегося развития.

Современный понятийный аппарат специальной психологии.

Дизонтогенез и его параметры: функциональная локализация, время поражения, структура дефекта, нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Классификация видов психического дизонтогенеза. Возрастная восприимчивость к различным патогенным воздействиям.

Тема 3. Психологическая характеристика основных типов

Специальной психологии

Компенсация и коррекция. Коррекция – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении детей и подростков. Коррекция как специфическое воздействие, направленное на частичное исправление недостатка или преодоление дефекта (коррекция произношения отдельных звуков, коррекция речи).

Понятие социальной адаптации. Трудности взаимодействия с социальной средой, снижение способности адекватного реагирования на происходящие изменения и требования у аномальных детей в связи с дефектом.

Ведущая роль обучения в развитии аномальных детей. Учёт глубины и структуры дефекта аномальных детей при определении содержания, принципов и организации учебного процесса специальных коррекционных учреждений. Зона ближайшего развития как объективное основание в выборе общей образовательной стратегии для ребенка и определении индивидуальных подходов к развитию, обучению и воспитанию. Формула обучаемости.

Абилитация и реабилитация. Включение аномального ребёнка в социальную среду, приобщение к общественной жизни и труду в соответствии с психофизическими возможностями.

Психологические проблемы интегрированного обучения и интеграции человека с нарушениями психического развития в общество. Необходимые психолого-педагогические, морально-этические и экономические условия эффективной интеграции. Уровни интеграции. Позитивные и негативные аспекты совместного образования нормально развивающихся детей и детей с проблемами в развитии.

Раздел 2. Специальная педагогика

Тема 1. Специальная (корекционная) педагогика как система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с разными отклонениями в развитии

Специальная педагогика как отрасль педагогической науки: основополагающие понятия, термины специальной педагогики; гуманистические ориентиры развития понятийного аппарата; специальная педагогика и специальное образование; объект, предмет и задачи; цель и задачи специального образования; статистика специального образования. Научные основания специальной педагогики: философские, социологические, клинические, психологические, лингвистические и психолингвистические. Основные этапы истории становления и развития национальных систем специального образования.

Тема 2. Основы дидактики специальной педагогики

Условия, средства, приемы и технологии специальной педагогики. Дидактические закономерности, принципы и методики коррекционно-педагогической работы с детьми. Формы коррекционно-педагогической документации (планирование, учет, отчетность). Преемственность и особенности реализации коррекционно-педагогических задач в процессе выполнения дефектологом и воспитателем своих профессиональных должностных обязанностей в условиях учреждения общего и специального назначения.

Тема 3. Формы организации медико- педагогической помощи детям с отклонениями в развитии

(в системе образования и здравоохранения)

Медико-социально-педагогический патронаж. Медико-социальная профилактика и ранняя комплексная помощь. Дошкольное образование ребенка с ограниченными возможностями. Школьная система специального образования. Профессиональная ориентация, система профессионального образования, профессиональная адаптация лиц с ограниченной трудоспособностью. Социально-педагогическая помощь в социокультурной адаптации лицам с ограниченной трудоспособностью.

Тема 4. Отрасли специальной педагогики

Структура и предметные области современной специальной педагогики. Педагогические классификации в специальной педагогике. Характеристика основных педагогических систем специального образования. Образование лиц с нарушениями умственного развития. Специальное образование детей с трудностями в обучении. Педагогическая помощь детям с нарушениями речи. Педагогические системы образования лиц с нарушениями слуха. Специальное образование лиц с нарушениями зрения. Специальное образование при аутизме и аутистических чертах личности. Специальное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Содержание и формы коррекционно-педагогической работы.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1.

Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики.

Сложные нарушения развития

Вопросы

1. Предмет и задачи психологии детей с ранним детским аутизмом (РДА).

2. Особенности развития познавательной сферы детей с РДА.

3. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы детей с РДА.

4. Особенности деятельности детей с РДА.

5. Психологическая диагностика и коррекция при РДА.

6. Предмет и задачи психологии детей с дисгармоничным складом личности.

7. Психологическая диагностика и коррекция дисгармонического развития.

8. Предмет и задачи психологии детей со сложными нарушениями развития.

9. Психолого-педагогическая характеристика детей со сложными нарушениями развития.

Список литературы

Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12].

Дополнительная: [1], [2], [4], [5], [14]-[16], [27]-[29], [38].

 

Занятие 6

Основная

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1999.

3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.,1988.

4. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

6. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

7. Основы управления специальным образованием / Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000.

9. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

10. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

11. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1990.

Дополнительная

1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983.

2. Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых. – М., 1973.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.

4. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998.

5. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996. – №3.

6. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 1985.

7. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.

9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5.

11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.

12. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. – 1993. – № 4.

13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

14. Дети с нарушением общения / Сост. К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. – М., 1989.

15. Дефектологический словарь. – М., 1970.

16. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

17. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1999. – № 6.

19. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2000. – № 3.

20. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Под ред. Л.М. Щипицыной. – М., 2003.

21. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 1993.

22. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – М., 1995.

23. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с ДЦП в семье. – М., 1993.

24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998.

25. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989.

26. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. – 1998. – № 2.

27. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. – М., 1989.

28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

29. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

30. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

31. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – № 1.

32. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. – М., 1988.

33. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.

34. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: Результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4.

35. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

36. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1990.

37. Мишина Г.А. Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2000. – № 4.

38. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.

39. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Малачихина. – М., 1983.

40. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.

41. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.П. Плаксиной. – М., 1995.

42. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.

43. Стребелева Е.А. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1.

44. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989.

45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

46. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород, 1994.

47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1990.

48. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М., 1990.

49. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. – 1999. – № 1, 2.

 

контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В каких случаях применяется индивидуальная форма обучения в специальном образовании? Что такое дифференцированно-групповые формы работы на уроке?

2. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению, обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии?

3. Деятельность и процессы компенсации.

4. Значение исследований специальной психологии для развития психологии как науки.

5. Основные тенденции развития представлений о людях с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли.

6. Использование патопсихологических методов для изучения психики детей с нарушениями развития.

7. Какие виды нарушений встречаются у детей?

8. Какие концепции (положения) Л.С. Выготского особо значимы для специальной педагогики и психологии?

9. Какова правовая защищенность человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в нашей стране? За рубежом? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется специальное образование в нашей стране?

10. Каковы важнейшие тенденции развития специального образования и специальной педагогики в нашей стране?

11. Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики?

12. Каковы клинические основы специальной педагогики? Что такое медицинская реабилитация?

13. Наиболее значимые специальные средства обучения, применяемые в специальном образовании.

14. Начертите схему, отражающую современную структурную организацию специальной педагогики и ее связи с другими научными отраслями.

15. Почему педагоги дошкольных и школьных учреждений должны знать основы коррекционной педагогики?

16. Основные этапы психологического обследования детей с отклонениями в развитии.

17. Отрасли специальной психологии.

18. Основные проблемы лингвистики и психолингвистики, значимые для специальной педагогики.

19. Особенности профессиональной деятельности и личности педагога специального образования.

20. Развитие и современное состояние экономической политики в отношении детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности. Приведите примеры с данными своего региона.

21. Связь специальной психологии и коррекционной педагогики.

22. Современная система специальных образовательных услуг в вашем регионе. Какие организационные формы специального образования требуют дальнейшего развития?

23. Сущность понятий «социальное выпадение» и «социальное включение» в контексте специальной педагогики.

24. Понятие «коррекция» в общей и специальной психологии, в специальной педагогике.

25. Постройте диаграмму, иллюстрирующую количественное соотношение разных категорий детей с особыми образовательными потребностями в системе специального образования.

26. Приведите примеры первичных отклонений и вторичных наслоений в структуре дефекта при аномальном развитии.

27. Причины нарушений в психическом развитии ребёнка.

28. Взаимосвязь основных положений специальной психологии с принципами специального образования.

29. Основные исторические этапы развития специальной педагогики как науки.

30. Основные этапы становления национальной системы специального образования в России.

31. Психологические проблемы интегрированного обучения.

32. Психологические условия социальной адаптации человека с нарушенным развитием.

33. Развитие психики детей со сложными дефектами.

34. Смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности.

35. Сущность и содержание понятий «образ жизни», «качество жизни». Проблемы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в контексте этих понятий. Возможности специального образования в решении этих проблем.

36. Сущность специальных дидактических принципов. Особенности реализации общепедагогических дидактических принципов в системе специального образования.

37. Сущность, история развития и современное содержание аксиологической концепции отношения социума к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности, ее связь с гуманизацией образования.

38. Сущность, назначение и содержание стандарта специального образования применительно к школьному периоду образования детей с особыми образовательными потребностями.

39. Роль общения в психическом развитии ребёнка (в норме и при каком-либо нарушении).

40. Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребёнка.

41. Сущность и содержание воспитания в процессе специального образования. Специфический компонент содержания воспитания, связанный с особыми образовательными потребностями воспитанников.

42. Чем отличаются учебники для специальных (коррекционных) школ разных видов от учебников для массовой общеобразовательной школы?

43. Что такое педагогическая система специального образования? На примере одной из таких систем покажите процесс непрерывного специального образования человека, имеющего те или иные специальные образовательные потребности.

Задания к практическим и семинарским занятиям

 

Учебно-методическое пособие

 

Специальность: 030800 Изобразительное искусство,

032400 Биология,

050720 Физическая культура,

050708 Педагогика и методика начального образования,

050707 Педагогика и методика дошкольного образования,

050502 Технология и предпринимательство,

050703 Дошкольная педагогика и психология

 

ЧЕРЕПОВЕЦ

Рассмотрено на заседании кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии, протокол № от

Одобрено редакционно-издательской комиссией Института педагогики и психологии ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № от

 

Составители: А.П. Коновалова, канд. пед. наук, доцент; Н.М. Лапина канд. пед. наук, доцент; Р.А. Самофал, канд. психол. наук, доцент; И.А.Букина; В.В.Заболтина; В.А. Парамонова; О.Н. Прядильщикова

 

Рецензенты: З.С. Варфоломеева канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ); Н.А. Борисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

 

Научный редактор: О.А. Денисова, канд. пед. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ)

 

 

ГОУ ВПО Череповецкий

государст венный университет, 2007

Введение

Цель дисциплины — познакомить студентов с основами теории специальной педагогики и психологии, ее понятийным аппаратом, научными основаниями, методологией и методами исследования, дать обобщенные теоретические представления о специальном образовании как особом социокультурном образовательном феномене.

Основные задачи:

обеспечить студентам необходимую подготовку по теоретико-методологическим основам специальной педагогики и психологии;

– ознакомить студентов с основными характеристиками детей с разными вариантами отклонений в развитии;

– ознакомить студентов с основными принципами и направлениями диагностико-коррекционной работы;

– сформировать целостное представление о специальной педагогике как составной части педагогического научного знания, ее объекте и предмете, цели и задачах, научных основаниях, принципах, истории развития;

– раскрыть социокультурную сущность специального образования, познакомить с историей его становления и развития, показать его роль в социализации ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

– познакомить с общими теоретическими основами специального обучения и воспитания различных категорий лиц с особыми образовательными потребностями;

– дать представление о современной системе специальных образовательных услуг, педагогических системах и формах организации специального образования.

В результате изучения данной дисциплины студенты должны знать:

– основные понятия, термины специальной педагогики и психологии;

– научно-теоретические основы специальной педагогики и психологии;

– цель, основные задачи, принципы специального образования;

– методологию и методы исследования в специальной педагогике и психологии;

– предметные отрасли специальной педагогики и психологии;

– классификации, принятые в специальной педагогике и психологии;

– важнейшие международные и отечественные правовые документы, защищающие интересы лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности, в том числе применительно к специальному образованию; региональные нормативно-правовые документы по этой проблеме;

– основы специальной дидактики;

– основные идеи теории воспитания, принятые в специальной педагогике;

– систему специальных образовательных услуг, охватывающих весь жизненный цикл человека с особыми образовательными потребностями; особенности этой системы в своем регионе;

– основы знаний о педагогических системах и специальных образовательных технологиях в специальном образовании.

Студенты должны уметь применять полученные знания в своей профессионально-образовательной практике.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Содержание Количество
Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
Раздел I. Специальная психология.   Тема 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики Тема 2. Общие закономерности психического развития детей с отклонениями в развитии. Психологические параметры дизонтогенеза Тема 3. Психологическая характеристика основных типов нарушений психического развития Тема 4. Психодиагностика и психопрофилактика отклонений в развитии. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии Тема 5. Психокоррекционные приёмы и технологии специальной психологии   Раздел 2. Специальная педагогика Тема 1. Специальная (коррекционная) педагогика как система коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей с разными отклонениями в развитии Тема 2. Основы дидактики специальной педагогики Тема 3. Формы организации медико-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии (в системе образования и здравоохранения) Тема 4. Отрасли специальной педагогики                                                                    
Всего      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел I. Специальная психология

Тема 1. Специальная психология как самостоятельная отрасль науки и практики

Специальная психология как отрасль психологической науки. Предпосылки возникновения специальной психологии. Предмет и задачи специальной психологии. Своеобразие психического развития детей с отклонениями в развитии. Изучение психологических особенностей психических процессов, эмоционально-волевой и личностной сферы, детей с отклонениями в развитии. Связь специальной психологии со смежными дисциплинами (с детской психологией, детской психиатрией, патопсихологией, коррекционной педагогикой).

Значение специальной психологии для реализации коррекционно-образовательных задач современного образовательного пространства.

Приоритетные направления коррекционно-педагогической работы.

Концепция специальной психологической помощи в системе образования и пути ее реализации.

Основные разделы специальной дошкольной психологии: психология умственно отсталого ребёнка (олигофренопсихология); психология детей с задержкой психического развития; психология лиц с нарушениями слуха (сурдопсихология); психология лиц с нарушениями зрения (тифлопсихология); психология детей с нарушениями речи (логопсихология); психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; психология детей с синдромом раннего детского аутизма; психология детей с дисгармоническим складом личности, психология детей со сложными нарушениями развития.

Тема 2. Общие закономерности психического развития
детей с отклонениями в развитии. Психологические параметры дизонтогенеза

Л.С. Выготский о дефекте и компенсации. Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития ребёнка. Проблема психологической структуры дефекта. Первичный дефект и вторичные отклонения. Сложность структуры аномального развития.

Взаимодействие первичных и вторичных дефектов. Влияние первичного дефекта на вторичные отклонения. Влияние коррекционно-педагогического воздействия на вторичные отклонения в развитии аномального ребёнка. Внутрисистемная и межсистемная компенсация.

Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребёнка. Проявление общих закономерностей психического развития при психических, сенсорных, интеллектуальных и физических нарушениях.

Общие и специфические закономерности аномального развития.

Понятие фактора развития. Факторы отклоняющегося развития.

Современный понятийный аппарат специальной психологии.

Дизонтогенез и его параметры: функциональная локализация, время поражения, структура дефекта, нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе аномального системогенеза. Классификация видов психического дизонтогенеза. Возрастная восприимчивость к различным патогенным воздействиям.

Тема 3. Психологическая характеристика основных типов

нарушений психического развития

Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. Понятия «умственная отсталость», «слабоумие». Основные формы умственной отсталости. Олигофрения как основная форма умственной отсталости в детском возрасте. Систематика олигофрений по этиологическому признаку. Психолого-педагогическая характеристика умственно отсталых детей дошкольного возраста. Дифференциальная диагностика умственной отсталости.

Задержанное развитие. Гармонический психофизический инфантилизм. Понятие минимальной мозговой дисфункции. Варианты задержанного развития: конституциональный, соматогенный, психогенный, церебрально-органический. Психическое и социальное развитие детей с различными формами ЗПР. Принципы отличий ЗПР от сходных состояний (дифференциальная диагностика).

Повреждённое развитие. Органическая деменция как вариант повреждённого развития. Психоорганический синдром у детей и подростков, его возрастные особенности и проявление. Особенности психического развития людей с текущими нервно-психическими заболеваниями.

Дефицитарное развитие. Своеобразие в развитии познавательных процессов, эмоциональной и личностной сферы людей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Основные направления компенсаторных процессов при дефицитарном развитии. Проблемы дифференциальных отличий (дифференциальная диагностика) детей с первичными нарушениями речи от других дизонтогений, сопровождающихся речевыми нарушениями (умственная отсталость, ЗПР, ранний детский аутизм). Психологические аспекты личностной и трудовой реабилитации.

Искажённое развитие. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Особенности психического развития при РДА: специфические нарушения восприятия, речи, мышления, страхи, стереотипность (ритуальность) поведения, патологические формы аутостимуляции. Проблемы дифференциальных отличий (дифференциальнаядиагностика) РДА от умственной отсталости, глухоты, речевого недоразвития, шизофрении.

Дисгармоничное развитие. Нарушения поведения в детском и подростковом возрасте. Понятие акцентуации характера. Сравнительный анализ классификаций акцентуации характера по К. Леонгарду и А.Е. Личко. Психопатия как вариант дисгармоничного развития.

Дети со сложными нарушениями. Сложный дефект в контексте отклоняющегося развития. Причины появления детей с сочетанными нарушениями в развитии. Подходы к классификации детей со сложным дефектом по принципу комбинирования сенсорного и интеллектуального дефектов или нескольких сенсорных дефектов или сочетание сенсорных нарушений с нарушени<







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.