Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата





Вопросы

1. Виды нарушений опорно-двигательного аппарата, их характеристика.

2. Общая характеристика детского церебрального паралича (ДЦП); причины, его вызывающие.

3. Структура двигательного дефекта при ДЦП.

4. Особенности психических и речевых нарушений при различных формах ДЦП.

5. Система специализированной помощи детям, страдающим нарушениями опорно-двигательного аппарата:

– типы специализированных учреждений;

– принципы и направления коррекционно-педагогической работы.

Список литературы

Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12].

Дополнительная: [3], [15], [16], [23], [36].

Занятие 9

Педагогическая помощь детям с нарушениями речи

Вопросы

1. Понятие речевого нарушения.

2. Причины речевых нарушений.

3. Классификации речевых нарушений: клинико-педагогическая, психолого-педагогическая.

4. Задачи, принципы, направления обучения и воспитания детей с нарушениями речи.

5. Система логопедической помощи детям дошкольного и школьного возраста:

– дошкольные учреждения системы образования;

– школы для детей с нарушениями речи;

– логопедические пункты;

– логопедические кабинеты при детской поликлинике;

– стационары при детских больницах и психоневрологических диспансерах.

Список литературы

Основная: [1], [4]-[7], [9]-[12].

Дополнительная: [15], [16], [30], [36], [45].

Занятие 10

Специальное образование при аутизме и аутических чертах личности.

Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития

Вопросы

1. Специальное образование при аутизме и аутических чертах личности.

1) Понятие о синдроме раннего детского аутизма и аутических чертах личности.

2) Причины аутизма.

3) Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с аутическими расстройствами личности.

4) Коррекционно-педагогическая помощь при аутизме:

– основные правила организации коррекционной работы;

– приемы смягчения и преодоления проблем поведения;

2. Развитие и образование детей со сложными нарушениями развития.

1) Понятие о сложном и множественном нарушении развития.

2) Основные группы детей с сочетанными нарушениями (классификация).

3) Этиология сложных и множественных нарушений.

4) Пути и способы организации специального образования для лиц со сложными нарушениями в развитии:

– виды специализированных учреждений;

– задачи психолого-педагогического сопровождения;

– основные направления работы.

Список литературы

Основная: [1], [4-7], [9]-[12].

Дополнительная: [1],[2], [4], [5], [14], [15], [16], [27], [28], [29], [38].

 

 

список литературы

Основная

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.

2. Введение в психодиагностику / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – М., 1999.

3. Забрамная С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения. – М.,1988.

4. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1998.

5. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. – М., 1990.

6. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

7. Основы управления специальным образованием / Под ред. Д.С. Шилова. – М., 2001.

8. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. – М., 2000.

9. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.

10. Специальная педагогика / Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2000.

11. Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.

12. Усанова О.Н. Специальная психология. – М., 1990.

Дополнительная

1. Апраушев А.В. Тифлосурдопедагогика. – М., 1983.

2. Апраушев А.В. Опыт обучения и воспитания слепоглухонемых. – М., 1973.

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М., 1989.

4. Аутичный ребенок: проблемы в быту / Под ред. С.А. Морозова. – М., 1998.

5. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложными сенсорными и множественными нарушениями // Дефектология. – 1996. – №3.

6. Белова Н. И. Специальная дошкольная сурдопедагогика. – М., 1985.

7. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха. – М., 1988.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии. – М., 1973.

9. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

10. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. – М., 1983. – Т. 5.

11. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.

12. Головчиц Л.А. Коррекционное воспитание слабослышащих дошкольников с трудностями в обучении // Дефектология. – 1993. – № 4.

13. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. – М., 1984.

14. Дети с нарушением общения / Сост. К.С. Лебединская, О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг и др. – М., 1989.

15. Дефектологический словарь. – М., 1970.

16. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1996.

17. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.

18. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта // Дефектология. – 1999. – № 6.

19. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Организация коррекционно-развивающего процесса в условиях специализированного учреждения для детей с нарушениями интеллекта // Дефектология. – 2000. – № 3.

20. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Под ред. Л.М. Щипицыной. – М., 2003.

21. Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. – М., 1993.

22. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. – М., 1995.

23. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с ДЦП в семье. – М., 1993.

24. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1998.

25. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1989.

26. Концепция специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного и физического развития // Дефектология. – 1998. – № 2.

27. Лебединская К.С. Дети с нарушениями общения. – М., 1989.

28. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.

29. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М., 1990.

30. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. – М., 1998.

31. Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития // Дефектология. – 1994. – № 1.

32. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубоким нарушением интеллекта. – М., 1988.

33. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. – М., 1996.

34. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: Результаты исследования как основа для построения программы развития // Дефектология. – 1997. – № 4.

35. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. – М., 1992.

36. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1990.

37. Мишина Г.А. Особенности взаимодействия родителей с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями // Дефектология. – 2000. – № 4.

38. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. – М., 1997.

39. Отбор детей во вспомогательную школу / Сост. Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В.Ф. Малачихина. – М., 1983.

40. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. – М., 1998.

41. Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения / Под ред. Л.П. Плаксиной. – М., 1995.

42. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.

43. Стребелева Е.А. Создание в России единой системы раннего выявления и ранней коррекции отклонений в развитии // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 1.

44. Сурдопедагогика / Под ред. М.И. Никитиной. – М., 1989.

45. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., 1989.

46. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. – Н. Новгород, 1994.

47. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с ЗПР. – М., 1990.

48. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. – М., 1990.

49. Шматко Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение // Дефектология. – 1999. – № 1, 2.

 

контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы

1. В каких случаях применяется индивидуальная форма обучения в специальном образовании? Что такое дифференцированно-групповые формы работы на уроке?

2. В чем суть системного, комплексного подхода к изучению, обучению и воспитанию ребенка с отклонениями в развитии?

3. Деятельность и процессы компенсации.

4. Значение исследований специальной психологии для развития психологии как науки.

5. Основные тенденции развития представлений о людях с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории философской мысли.

6. Использование патопсихологических методов для изучения психики детей с нарушениями развития.

7. Какие виды нарушений встречаются у детей?

8. Какие концепции (положения) Л.С. Выготского особо значимы для специальной педагогики и психологии?

9. Какова правовая защищенность человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в нашей стране? За рубежом? Какими нормативно-правовыми документами регламентируется специальное образование в нашей стране?

10. Каковы важнейшие тенденции развития специального образования и специальной педагогики в нашей стране?

11. Каковы закономерности формирования и развития понятийного аппарата специальной педагогики?

12. Каковы клинические основы специальной педагогики? Что такое медицинская реабилитация?

13. Наиболее значимые специальные средства обучения, применяемые в специальном образовании.

14. Начертите схему, отражающую современную структурную организацию специальной педагогики и ее связи с другими научными отраслями.

15. Почему педагоги дошкольных и школьных учреждений должны знать основы коррекционной педагогики?

16. Основные этапы психологического обследования детей с отклонениями в развитии.

17. Отрасли специальной психологии.

18. Основные проблемы лингвистики и психолингвистики, значимые для специальной педагогики.

19. Особенности профессиональной деятельности и личности педагога специального образования.

20. Развитие и современное состояние экономической политики в отношении детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности. Приведите примеры с данными своего региона.

21. Связь специальной психологии и коррекционной педагогики.

22. Современная система специальных образовательных услуг в вашем регионе. Какие организационные формы специального образования требуют дальнейшего развития?

23. Сущность понятий «социальное выпадение» и «социальное включение» в контексте специальной педагогики.

24. Понятие «коррекция» в общей и специальной психологии, в специальной педагогике.

25. Постройте диаграмму, иллюстрирующую количественное соотношение разных категорий детей с особыми образовательными потребностями в системе специального образования.

26. Приведите примеры первичных отклонений и вторичных наслоений в структуре дефекта при аномальном развитии.

27. Причины нарушений в психическом развитии ребёнка.

28. Взаимосвязь основных положений специальной психологии с принципами специального образования.

29. Основные исторические этапы развития специальной педагогики как науки.

30. Основные этапы становления национальной системы специального образования в России.

31. Психологические проблемы интегрированного обучения.

32. Психологические условия социальной адаптации человека с нарушенным развитием.

33. Развитие психики детей со сложными дефектами.

34. Смысл идеи независимой жизни для лиц с ограниченными возможностями здоровья, жизнедеятельности.

35. Сущность и содержание понятий «образ жизни», «качество жизни». Проблемы человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности в контексте этих понятий. Возможности специального образования в решении этих проблем.

36. Сущность специальных дидактических принципов. Особенности реализации общепедагогических дидактических принципов в системе специального образования.

37. Сущность, история развития и современное содержание аксиологической концепции отношения социума к лицам с ограниченными возможностями жизнедеятельности, ее связь с гуманизацией образования.

38. Сущность, назначение и содержание стандарта специального образования применительно к школьному периоду образования детей с особыми образовательными потребностями.

39. Роль общения в психическом развитии ребёнка (в норме и при каком-либо нарушении).

40. Роль семьи в компенсации нарушений психического развития ребёнка.

41. Сущность и содержание воспитания в процессе специального образования. Специфический компонент содержания воспитания, связанный с особыми образовательными потребностями воспитанников.

42. Чем отличаются учебники для специальных (коррекционных) школ разных видов от учебников для массовой общеобразовательной школы?

43. Что такое педагогическая система специального образования? На примере одной из таких систем покажите процесс непрерывного специального образования человека, имеющего те или иные специальные образовательные потребности.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.