|
Трехмерная модель культурного пространстваСтр 1 из 4Следующая ⇒ Три вида смыслов - три измерения - три оси:
Три основные области культуры: Духовная культура – сочетание знаний и ценностей (в плоскости осей X и Y) Социальная культура – социальные ценности и идеалы + регулятивы поведения, стремящегося к их воплощению (в плоскости осей Y и Z) Технологическая культура – культура исполнения, изготовления, получения чего-либо; включает в себя знания и регулятивы (в плоскости осей X и Z). Границы между областями культуры относительны: любая культурная форма содержит и знания, и ценности, и регулятивы. Тема 7. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА К духовной культуре относятся культурные формы, ориентированные на выработку знаний и ценностей: · Мифология · Религия · Искусство · Философия Особенности духовной культуры: 1. Неутилитарность; нужна сама по себе, а не ради достижения каких-либо целей. 2. Наибольшая свобода творчества. 3. Особый духовный мир, созданный силой человеческой мысли, богаче реального мира. 4. Наиболее чутко реагирующая на изменения среды, самая хрупкая область культуры, больше всех страдает при социальных катаклизмах, нуждается в поддержке общества. Мифология Миф – вымысел, принимаемый за правду. Характерные черты мифа: 1. Отождествление фантазии с реальностью. 2. Объяснение действительности в наглядно-образной форме. 3. Эмоциональная насыщенность. 4. Связь с магией. Логика мифологического мышления · Принцип антропоморфизма – все в мире уподобляется человеку. Анимизация – вещи и явления «оживляются» и «одушевляются». Артефактизация – вера в то, что вещи и явления не существуют сами по себе, а кем-то сделаны. · Принцип сопричастности – мистическое единство вещей, обусловленное «общностью душ»; Все, что происходит с одной вещью, воздействует на другие, сопричастные ей вещи. В каждой культуре есть своя мифология. Социокультурные функции мифа: 1. Функция стереотипизации – создает образцы, стандарты, по которым строится мышление и поведение людей. 2. Функция компенсации – компенсирует недостаток знаний о мире, объясняет непонятное и позволяет включить его в систему представлений о мире. 3. Функция символизации – в закодированном, символическом виде отражает явления реальности. Мифы в современной культуре · «старые» – из прошлых культур, «суеверия» (о леших и т.д.) · «новые» – паранаучные («летающие тарелочки» и пр.) · мифологемы – стереотипные поверья, настолько привычные, что необоснованность их не замечается («все дети талантливы» и т.п.) · идеологические мифы – (напр., расистские). Религия Основные элементы религии: 1. Вера в Бога – существо разумное, бессмертное, обладающее сверхъестественными способностями, непостижимое для человека. 2. Эмоциональное отношение к Богу. 3. Вероучение – в священных текстах и их толкованиях. 4. Религиозный культ – личное обращение к Богу (молитва), коллективные богослужения, обряды, отмечающие рождение, вступление в брак, смерть; праздники, символика. 5. Организация верующих – церковь. Функции религии 1. Душеспасительная (по отношению к личности). 2. Духовная (по отношению к культуре). 3. Мирская (по отношению к обществу). Буддизм Идейные истоки – брахманизм: · Атман (Брахман) – единая мировая душа, лежащая в основе мироздания и являющаяся источником индивидуальных человеческих душ. · После смерти душа переселяется в другое тело или предмет. · Карма – закон посмертного воздаяния за поступки при жизни, определяющий судьбу души человека в последующем воплощении: переход в следующую варну выше или ниже, либо в животное, растение, неживой предмет. · Сансара – круг преходящих событий земной жизни, в котором вращается душа, переселяясь из тела в тело. · Нирвана – состояние высшего совершенства и блаженства души, которое достигается после выхода ее из круга превращений (после брахмана) и воссоединения с Атманом Учение Будды Основатель – Сиддхартха Гаутама, принц Шакьямуни, род. ок. 560 г. до н.э. 4 великие истины буддийского учения: 1. Жизнь полна страданий. 2. Причина страданий – желания (жажда бытия, жажда наслаждений, жажда власти). 3. Человек в силах устранить причину страданий, освободившись от желаний. 4. Есть путь к прекращению страданий – восьмиричный путь Будды – праведное знание, праведное мышление, праведная речь, праведное действие и т.д. Буддизм не требует полного отказа от мирских благ, а настаивает на равнодушном отношении к удовольствиям и невзгодам. Прошедший полностью весь восьмиричный путь достигнет нирваны – независимо от того в какой касте он родился. Социокультурные традиции буддизма: · Идеи непричинения вреда живому, ненасилия, общественного согласия, равноправия. · Умеренность, терпимость. · Стремление к духовному совершенствованию. · Разработка техник управления собственным телом, погружения в транс. · Традиции углубления в собственный мир, пренебрежения к земному, к хозяйственной стороне жизни – сдерживают развитие экономики, науки, что в итоге привело к научно-техническому отставанию стран буддийского Востока от Запада. Христианство Истоки христианства Библия.– Ветхий Завет, монотеизм иудейской религии, Синайские заповеди, записанные Моисеем (ок. 1230 г. до н.э.): чти отца и мать, не убивай, не кради, не прелюбодействуй, не клевещи, не завидуй. Основы христианского вероучения Новый Завет. Заповеди Иисуса Христа (в Нагорной проповеди). Жизнь, распятие и воскресение Христа. Новый образ Бога: Иисус– бог-мученик, человеческий лик Бога. Вера, надежда, любовь – путь праведника. Царство Божие – не на земле, не небе, а в душах людей. Заповеди Христа – нравственный идеал, к которому должен стремиться истинный христианин. Таинства – священные действия, через которые тайно дается человеку благодать Святого духа: Крещение, миропомазание, покаяние, причащение, брак, священство, соборование. Три ветви христианства IV в. н.э. - государственное признание христианской церкви в Римской империи. После разделения Римской империи на Западную (столица – Рим) и Восточную (столица – Константинополь) между Римскими папами и Константинопольскими патриархами началось соперничество. С IX в. оно перешло в затяжной конфликт, который кончился тем, что в 1054 г. произошел раскол христианской церкви, в результате чего образовались – католичество, – православие. В XVI в. в борьбе с католической церковью (Лютер, Кальвин) возник -- протестантизм Различия между католичеством, православием и протестантизмом:
Мусульманство Вероучение ислама Основатель – Мухаммед (ок. 610 г.) Священная книга – Коран, записанный после смерти Мухаммеда. Пять столпов ислама: 1. Шахада – формула исповедания ислама: «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его». 2. Салат (намаз) – обязательная молитва пять раз в день, по пятницам коллективно в мечети. 3. Саум – пост в месяц рамадан; запрещается днем есть, пить, вдыхать дым и благовония, вступать в половые отношения; ночью запреты снимаются. 4. Закят – обязательный налог в пользу бедных, уплата которого делает богатство праведным. 5. Хаджж – паломничество в Мекку, которое хотя бы раз в жизни обязан совершить каждый мусульманин. X-XII вв. – расцвет классической арабской культуры: · Уважение к учености, забота о развитии просвещения. · Достижения науки (арабские цифры, развитие алгебры, геометрии, тригонометрии, астрономии, химии, минералогии, ботаники, физиологии, языкознания). · Развитие медицины (применение антисептиков, нити для наложения швов, изобретение хирургических инструментов, «Канон медицины» Ибн Сины). · Отсутствие изобразительного искусства и театра (запрет на изображение живого), развитие орнаментального искусства и художественной каллиграфии. Исторические особенности и социально-политическая практика ислама · Многонациональность, объединяющая роль арабского языка. · Сочетание единой системы основных религиозных ценностей и жесткой регламентации культового и бытового поведения со свободомыслием в толковании богословских проблем ислама (нет централизованной церковной организации). · Государственный характер религии и идеологии; Мухаммед основал религиозное государство. · Законы шариата должны исполнять и граждане, и государственные органы. · Дух «борьбы за истинную веру»; джихад (борьба с неверными). · Замедление экономического и культурного развития исламских стран. · Ограничение прав женщин (нельзя учиться, работать). Искусство Искусство – сфера художественной деятельности и ее продуктов – художественных произведений. Искусство – фактор антропогенеза Искусство вместе с трудом создало человека. И подобно труду, оно остается условием и средством его существования и совершенствования на протяжении всей истории человечества. Если работа поглощает все силы и нет времени испытать радость общения с искусством, человек превращается в «рабочую лошадь», обитающую на «обочине культуры». В обществе, где пренебрегают искусством, люди звереют. Функции искусства: 1. Рекреативная – искусство как средство развлечения. 2. Воспитательная – средство нравственного совершенствования человека. 3. Идеологическая – в художественном произведении находят выражение определенные взгляды на жизнь. 4. Познавательная – отражение исторических событий, описаний жизни разных эпох и народов, представлений об идеалах красоты, «духа эпохи». 5. Эмотивная – искусство затрагивает наши чувства, заставляет сопереживать, вызывает интерес. Художественный образ – основные черты: · Эмоциональность – выражение эмоционально-ценностного отношения к объекту; знание об объекте служит лишь фоном, на котором вырисовываются переживания, связанные с этим объектом. · Условность - сознательно принятое допущение, при котором созданная искусством причина переживаний становится способной вызвать переживания, ощущаемые как реальные. · Символичность – в образе кодируются глубинные, символические смыслы. · Многозначность - художественный образ допускает множество интерпретаций, потенциально заложенных в нем и раскрывающих его содержание при восприятии его с разных точек зрения и в разных культурных контекстах.
Восприятие художественного произведения Уровень первый – установочный. Уровень второй – ориентировочный. Уровень третий – созерцательно-эмоциональный. Уровень четвертый – интеллектуально-эмоциональный. Уровень пятый – аналитический. Искусство – зеркало культуры Парадокс: художник и независим и зависим от публики. Разрешение парадокса – в том, что между индивидуальным духовном миром художника и духовным миром других людей есть общность. художники в своем творчестве, в конечном счете, выражают культурные парадигмы эпохи. Искусство – самосознание культуры. Тема 8. СОЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА Культура социальных отношений определяется регулятивами, ценностями и идеалами, обуславливающими поведение взаимоотношения людей в обществе. К ней относятся: · Нравственная культура. · Правовая культура. · Политическая культура. Соотношение социальной и духовной культуры:
Нравственная культура Нравственные ценности и нормы Нравственные ценности – качества, к которым следует стремиться – этические идеалы. Нравственные регулятивы (нормы) – правила поведения, ориентированного на эти ценности. Принципы нравственности соединяют в себе нравственные ценности и правила. Добро – высшая ценность. Зло – антиценность. Функции морали 1. Мотивационная – нравственные принципы выступают как причины поведения, побуждающие к действию. 2. Конструктивная – мораль является центральной формой социальной культуры, а ее принципы – высшими по отношению к другим формам поведения. 3. Координационная – мораль обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в различных обстоятельствах. Этапы развития нравственности 1. Элементарная нравственность: страх «Что со мной сделают?» 2. Конвенциональная нравственность: стыд «Что обо мне подумают?» 3. Автономная нравственность: «Что я сам о себе подумаю?» Обоснование морали 1. Религиозный подход: нормы морали – от Бога. 2. Биологический подход: нормы морали выработаны в процессе эволюции и закреплены в генах. 3. Исторический подход: моральные нормы устанавливаются в конкретных общественно-исторических условиях. 4. Рационалистический подход: человек как разумное свободное существо должен сам ограничивать свою свободу разумными нормами (Кант). 5. Социокультурный подход: моральные принципы создают культурную среду, в которой возможно существование человека человеческого образа жизни. Основные принципы современной нравственной культуры · Золотое правило нравственности: относись к другому человеку так, как хочешь, чтобы относились к тебе. · Моральная автономия личности: личность имеет право на независимость от любых социальных групп и от общества в целом; человек сам ответственен за свои поступки и не несет ответственности за то, на что не может влиять. · Гуманизм: человеколюбие, признание единства человечества, забота о благополучии и счастье каждого человека. Правовая культура Закон и правосознание Нормы права – это юридические законы. Реально осуществляемое проведение законов в жизнь - это правопорядок. Совокупность представлений о праве называют правосознанием. Право (система действующих в обществе юридических законов) и правосознание – это два основных компонента правовой культуры. Из истории права Первобытные племенные законы. Римское право: четкие определения понятий; разделение областей права - частного и публичного права, процессуального и др.; правоспособность и равенство всех пред законом. Варварские правды. Суд сеньора: главный аргумент – признание виновного, ордалий (суд Божий). С XVIII в. – обращение к традициям римского права. XIX-XX в. – формирование современной правовой культуры. Развитие права в России «Русская Правда» ЯрославаМудрого. Судебник 1497 г, Судебник 1550 г, Соборное уложение 1649 г. Новации Петра I. Деятельность М.М.Сперанского. Судебная реформа Александре II(1864). Революционная законность и советское право. Современное обновление правовой системы. Типы правовых систем · Традиционный: опирается на обычаи и традиции, нет письменных законов, законодательных органов, суд – «по справедливости». · Религиозный: законы даны раз навсегда в священных текстах. · Континентально-европейский: на основе римского права; разделение на правообразование (органы гос. власти) и правоприменение (суд); разделение отраслей права (конституционное, гражданское, трудовое, имущественное, земельное, уголовное, процессуальное и др.). · Англосаксонский: в основе – тоже римское право, но судебные вердикты – прецеденты, которые получают силу закона, т.е. судьи не только применяют, но и создают законы: прецедентное право. Три аспекты функционирования правовой культуры Правовая культура законодательства: · Социальная справедливость. · Равенство всех перед законом. · Принцип охраны прав личности: все, что не запрещено – разрешено (для личности), все, что не разрешено – запрещено (для власти). · Единство прав и обязанностей. · Презумпция невиновности. Правовая культура власти: · Правовое государство: власть должна сама ограничивать себя законом и действовать в интересах народа, населения страны, а не в своих собственных интересах. · Охрана порядка: государство обязано гарантировать его неукоснительное соблюдение («Пусть рушится мир, но законы должны выполняться!»). Правовая культура населения: · Уважение к закону. · Знание законов. · Обращение к закону – решение конфликтов в рамках права, а не путем применения силы или скандалов. Политическая культура Сфера политики и политическая культура Политика – область человеческих отношений и взаимодействий по поводу власти. Власть – способность определять поведение другого человека. Государственная власть – высшая (суверенная) власть в обществе. Политическая культура – совокупность регулятивов и ценностей, определяющих участие людей в политической жизни. Функции политической культуры 1. Формирует отношение людей к существующей власти. Любая государственная власть держится на насилии, но граждане должны признавать законность его применения, т.е. власть должна быть легитимной. 2. Обуславливает политическую организацию общества. Типы политической культуры · Традиционная – основана на вере в священность старых обычаев. Государство – семья, царь – батюшка; назначения на посты по личной преданности, а не по деловым качествам; бунты в рамках патриархального государства (поменять плохого царя на «доброго»). · Харизматическая – основана на вере в особые качества правителя, на личных отношениях между властителями и подчиненными. Назначения также по личной преданности. · Легальная – рациональная система правовых норм. Власть достается по закону; властные отношения безличны: правят не лица, а должности. 2 модели: тоталитарная и демократическая Тоталитарная модель · Государственная власть в руках правящей партии и вождя. · Сращение партийного и государственного аппарата, огосударствление общества. · Ограничение прав и свобод личности, контроль поведения и мышления. · Приоритет коллективных интересов над личными. · Приоритет идеологических ценностей над остальными, политики над экономикой. · Борьба с «внешними врагами». · Раздвоение общественного сознания. Демократическая модель · Государственная власть подконтрольна населению, а ее представители выборны и сменяемы путем голосования. · Разделение законодательной, исполнительной, судебной власти + «четвертая власть» (пресса). · Приоритет интересов общества над интересами государства. · Многопартийность. · Не только власть большинства, но и защита прав меньшинства. · Гарантии гражданских прав и свобод, плюрализм. · Индивидуальные права выше групповых. Историческая обусловленность политической культуры Модели тоталитарной и демократической культуры «в чистом виде» - это «идеальные типы» (Вебер). Авторитарный режим – «смягченная» форма тоталитарного. Либеральный режим – ограниченная «элитарная» демократия. Болезни демократического общества: · чрезмерное усиление олигархии, которая подчиняет себе государственную власть, · коррупция чиновников; · сепаратизм местных властей; · развитие экстремистских политических движений при отсутствии пресечения их со стороны государства и здоровых сил общества; · разжигание национальной розни в стране и столкновения между народами, живущими в ней; · вмешательство церкви в политику и возникновение стычек на религиозной почве. Острые проблемы современной политической культуры: · положение национальных меньшинств; · активизация националистических, шовинистических движений; · социально-классовые противоречия – старая, но постоянно продолжающаяся и принимающая новые формы проблема; · борьба с преступностью, особенно с организованной преступностью и терроризмом; · социализация молодежи (и в частности, борьба с ростом молодежной наркомании). Политическая культура России · «Вотчинное» государство, культура патриархального типа (дополняемая харизматическим культом государя). · Бесправие крестьян, громадные размеры à чувство отдаленности от «верхов» государства. · Тоталитаризм легко утвердился в Советском Союзе потому, что почва для него была подготовлена историческим опытом России. · Политическая культура современной России является культурой «смешанного» типа, находящейся на этапе перехода от тоталитарной к демократической культуре. Политическое сознание основной массы населения недостаточно подготовлено для освоения демократического образа жизни в гражданском обществе. Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|