|
От разобщенности – к культурному единству человечества ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Альтернативные подходы к пониманию культурно-исторического процесса · Однолинейность: все страны и народы движутся по одной и той же магистрали культурного развития. Одни из них (западные) вырываются в этом движении вперед, достигая более высокой ступени развития культуры; другие отстают и застревают на более низком культурном уровне, но рано или поздно их культура тоже должна подняться на эту ступень. · Полилинейность: история человечества предстает как история отдельных обществ (стран, народов), существующих в течение какого-то ограниченного времени; культуры этих обществ рождаются и умирают вместе ними. Универсального, охватывающего все общества процесса развития не существует. Культуры разных обществ несопоставимы, сравнивать их по уровню развития нельзя, ибо каждая из них развивается по-своему. Альтернативу можно преодолеть, исходя из того, что при полилинейности и разнообразии культур в них существуют одинаковые компоненты – универсалии культуры. Наличие их определяет общность и единство всех культур. Культурное объединение человечества – формирование единой мировой культуры В прошлом, когда связи между локальными культурами были слабы, - история шла полилинейно. В современную эпоху связи между культурами растут, и антропологическое единство человечества дополняется его культурным единством. Полилинейность сменяется однолинейным прогрессом – движением к единому общему аттрактору. Две тенденции: сохранение уникальности и движение к синтезу культур. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К РЕФЕРАТАМ Целью работы студента над рефератов является углубленное изучение одной из проблем культуры. Предполагается, что для написания реферата студенту необходимо ознакомиться с несколькими источниками (статьями, книгами) по избранной для реферата теме и проявить самостоятельность в отборе и изложении материала, относящегося к данной теме. Предупреждение: перепечатка реферата из Интернета или простое переписывание текста из других источников есть плагиат и не может считаться самостоятельной работой; преподаватель вправе, не взирая на качество такого реферата, не зачитывать его. Если вы представляете чужой текст как свою собственную работу и приписываете авторство себе, вы нарушаете этим Закон об авторском праве и совершаете преступление, называемое кражей интеллектуальной собственности. Чтобы не оказаться в положении плагиатора, нужно: · ссылаться на источник, из которого взяты приведенные в реферате материалы, мысли, факты; · излагать написанные другими авторами тексты своими словами (перефразировать их), причем желательно указывать имя автора в скобках; · прибегать к цитированию чужих текстов. Цитата - это выдержка из какого-либо текста, включенная в собственный текст. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в том виде, в каком он дан в источнике, с сохранением смысла и особенностей авторского написания. Объем реферата – 15-25 листов (формат А4). Обязательно указывается план реферата и перечень используемых источников. В ходе экзамена преподаватель проводит со студентом собеседование по реферату. Для реферата студент может по собственному желанию выбрать одну из тем, которые приведены в указанной ниже тематике. Допускается также написание реферата по другим темам, при условии, что свободно сформулированная студентом тема непосредственно относится к проблематике культурологии. При выборе темы и написании реферата студенту может помочь рекомендуемая дополнительная литература. Тематика рефератов 1. Смысл и содержание понятия «культура» 2. Информационно-семиотическая трактовка культуры 3. Функции культуры 4. Знаковые системы культуры 5. Язык как главная знаковая система культуры 6. Функции языка в культуре 7. Вербальный иллюзионизм 8. Культура речи 9. Социокультурная дифференциация языков 10. Народ, этнос, нация 11. Этническая и национальная культура 12. Этнокультурные стереотипы 13. Американская культура 14. Китайская культура 15. Японская культура 16. Исторические особенности русской культуры 17. Иностранцы о русской культуре 18. Традиционные установки русской культуры 19. Санкт-Петербург в истории русской культуры 20. Архитектура Санкт-Петербурга 21. Литература, изобразительное искусство и театр в Санкт-Петербурге 22. Русская сказка 23. Символика русской иконы 24. Первобытная культура 25. Античная культура 26. Средневековая культура 27. Культура Возрождения 28. Культура Нового времени 29. Современная западная культура 30. Запад и Восток 31. Понятие цивилизации. Цивилизации в современном мире 32. Элитарная и массовая культура 33. Ментальное поле культуры 34. Мистицизм и рационализм в культуре 35. Ценности и идеалы, их роль в культуре 36. Проблема смысла жизни 37. Культура и идеология 38. Социокультурные нормы 39. Девиантное поведение 40. Миф, его характерные черты и социокультурные функции 41. Логика мифологического мышления 42. Современная мифология 43. Религия, ее основные характеристики и функции 44. Буддийская культура 45. Христианская культура 46. Мусульманская культура 47. Проблема бытия Божия 48. Религия и атеизм в современном мире 49. Происхождение искусства 50. Художественный образ, его сущность и специфика 51. Художественное творчество 52. Основные художественные стили 53. Особенности современного искусства 54. Нравственная культура 55. Мораль и ее социокультурные функции 56. Парадоксы нравственной культуры 57. Основные принципы современной нравственной культуры 58. Правовая культура, ее основные функции 59. Принципы современной правовой культуры 60. Политическая культура, ее типы и формы 61. Тоталитарная и демократическая модели культуры 62. Особенности политической культуры России 63. Технологическая культура, ее сущность и специфика 64. Техника и культура 65. Противоречивость технического прогресса 66. Наука как форма культуры 67. Историческое развитие науки 68. Социокультурные ориентиры науки 69. Образы науки и ученого в культуре 70. Происхождение и развитие инженерной культуры 71. Культура общения 72. Дружба и любовь как феномены культуры 73. Культура труда 74. Управленческий труд и организационная культура 75. Культура учебы 76. Культура игры 77. Генезис культуры 78. Энергетика и динамика культурного прогресса 79. Ритмика культурных процессов 80. Н.Данилевский: Россия и Европа 81. О.Шпенглер: закат Европы 82. А.Тойнби: постижение истории 83. П.Сорокин: социальная и культурная динамика 84. М.Каган: культура как саморазвивающаяся система 85. Уникальность культур и культурное единство человечества.
ЛИТЕРАТУРА Основная: 1. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. СПб, 2004. 2. Кармин А.С. Культурология. СПб, 2009. 3. Культурология. Под ред. Солонина Ю.Н., Кагана М.С. СПб.,2007 4. Гуревич П.С. Культурология. М.,2012 Дополнительная: 1. Бранский В.П. Искусство и философия. Калининград, 1999 2. Бессарабова Н.В. Культурология. Курс лекций. М.,2010 3. Быстрова А.Н. Мир культуры. Основы культурологии. М., 2003 4. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. М.,2010 5. Гуревич А.Я. Культура средневековой Европы. СПб., 2007 6. Данилевский Н.Н. Россия и Европа. М., 1991 7. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология. М.,2010 8. Еникеева Д.М.Культурология. Конспект лекций. М., 2008, 9. Журавлева И.А. Культурология. Тула.,2007, 10. Иванов М.В. Транспорт. Психология. Культура. СПб., 2010 11. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. В 3-х частях. СПб, 2001 12. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. СПб, 1996 13. Каган М.С. Философия культуры. СПб, 1996 14. Культурология. Курс лекций. Хрестоматия. Практикум. Под ред. Лапиной С.В. Минск.,2007, 15. Культурология. ХХ век: Антология. М., 1995 16. Культурология. ХХ век: Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998 17. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1990 18. Лотман Ю.М. История и типология рсской культуры. М., 2002 19. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2001 20. Маркарян Э.С. Наука о культуре и императивы эпохи. М., 2000 21. Мечковская Н.Б. Социальная лингвистика. М., 1996 22. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988 23. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1992 24. Психология и культура / Под ред. Д.Мацумото. СПб, 2003 25. Сорокин П. Социальная и культурная динамика. СПб, 2000 26. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996 27. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003 28. Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992 29. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993 30. Эренгросс Б.А., Апресян Р.Г., Ботвинник Е.А.Культурология. М.,2007
Учебное издание
Кармин Анатолий Соломонович Мельник Мария Антоновна КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Учебное пособие для студентов-заочников
Подписано в печать ____________ Формат_________. Бумага __________. Печать офсетная. Усл.печ.л. ________. Уч.-изд.д. ________. Тираж ______. Заказ _____ ____________________________________________________________________________________________________ Петербургский государственный университет путей сообщения. 190031, СПб, Московский пр., 9 Типография ПГУПС. 190031, СПб, Московский пр., 9 ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|