|
Механизмы культурной динамикиТрадиционная и инновационная культура · Традиционная: доминирование традиционности над новаторством. Общество веками остается почти неизменным. · Инновационна я: новаторство доминирует над традиционностью Создаются условия для технического и социально-экономического прогресса общества. Общей тенденцией истории человечества является движение от традиционной культуры к культуре инновационной. Постфигуративная, кофигуративная и префигуративная культура · Постфигуративная: подрастающее поколение перенимает опыт у старших. · Кофигуративная: и дети и взрослые учатся не только у старших, но и у сверстников. · Префигуративная: не только дети учатся у родителей, но и родителям приходится учиться у своих детей. Живая и архивная культура · Живая: информация, которая циркулирует по каналам социальной коммуникации в данный период времени и активно используется обществом. · Архивная: социальная информация, выключенная из повседневной общественной жизни, но существующая рядом с живой культурой Три темпоральных слоя живой культуры · «Коренные» культурные формы, в которых сохраняется, обновляется и распространяется социальная информация, необходимая для деятельности людей в данных исторических условиях. · Реликтовые культурные формы - «осколки прошлого». · Проектные культурные формы - зародыши культуры будущего. Преходящая и непреходящая культура · Преходящая: явления, которые живут в культуре сравнительно недолго и исчезают, не оставляя сколько-нибудь заметного следа в последующем ее развитии (напр., капризы моды; шлягеры). Культурная жизнь на этом уровне поддерживается быстрой сменой новаций. · Непреходящая: достижения культуры, не теряющие своей ценности со временем, образцы и средства для создания новых культурных ценностей Произведения обладают принципиальной новизной и большой социальной значимостью. Новации редки, но живут долго. Ритмика культурных процессов Наряду с постоянными историческими тенденциями (напр., рост знаний) есть временные колебания социальных параметров, их циклические подъемы и спады. Циклический характер культурной динамики: волнам Кондратьева в экономике сопутствуют волны Маслова (колебания «аналитичности» и «синтетичности» в культуре). Структурные сдвиги в культурном пространстве Неоднородность культурного пространства: деление на центр и периферию. Центр - формы культуры с наиболее высоким потенциалом: · активно воздействует на другие формы и на жизнь общества вообще; · отличается развитой организацией и богатым языком; · содержит обширное множество текстов, в т.ч. имеющих эталонную значимость; Периферия - формы культуры: · более инертные, менее упорядоченные; · языки имеют узкую сферу применения и нередко считаются «неправильными»; · тексты мало влияют на центральные культурные формы. Перемещения центра и периферии: · центральные культурные формы теряют динамичность и гибкость, их потенциал снижается; · периферийные культурные формы вступают в конфликт с эталонами; · рост напряженности в пространстве культуры; · в революционных периферийных культурных формах вырабатывается содержание будущего ядра культуры; · революционные формы наращивают потенциал и занимают место в центре культурного пространства. Тема 12. ТЕОРИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА Идея общественного прогресса С ходом истории условия жизни людей постепенно меняются в лучшую сторону. Прогресс – закон исторического развития человечества. Западноевропейская философия XIX века: поиски общих законов истории Сен-Симони Конт Три стадии исторического развития человечества: теологическая («детство»), метафизическая («юность»), позитивная («зрелость»). Гегель Смысл истории - в создании условий для свободной деятельности человеческого разума, посредством которой Абсолютная Идея, воплощаясь в нем, познает сама себя. Исторический прогресс состоит в развитии свободы. 4 этапа: 1) восточный, 2) греческий, 3) римский, 4) германский. Марксизм Главные положения: 1. История развивается по объективным законам. 2. Общественный прогресс обусловлен развитием материального производства. 3. Общественное бытие определяет общественное сознание. Основные исторические типы общества – социально-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и социалистическая. Развитие культуры в зеркале европейской культуры XIX века Во всех рассмотренных учениях утверждается: · Существуют объективные законы истории, в соответствии с которыми человечество идет по пути исторического, в т.ч. культурного прогресса. · Исторический прогресс однолинеен: все страны и народы идут по одному пути – через ряд закономерно сменяющих друг друга стадий развития, каждая из которых характеризуется определенным типом культуры. · В каждую историческую эпоху существуют народы, находящиеся на разных стадиях прогресса. Европейская культура - наиболее передовая культура эпохи, образец для остальных народов (европоцентризм). Н.Данилевский: Россия и Европа Европейская цивилизация не является наивысшей и обязательной формой, которую должна принять всее народы. Идея полилинейности: существуют разные культурно-исторические типы развития народов всех народов Земли. Жизненный цикл культурно-исторических типов –4 этапа: · подготовительный - смешение племен в единый народ, формирование его языка и других особенностей, составляющих его самобытность; · складывание государства, обеспечивающего политическое и культурное единство, создающего условия для развития творческой силы; · период расцвета – реализация накопленного потенциала в произведениях искусства, науки, философии, в развитии гражданских и политических учреждений, техники и экономики; · застой жизни – «апатия» культуры. Прогресс – движение человечества не в одном направлении, а в разных направлениях исторической деятельности. Способы взаимодействия культур: · «прополка» - насаждение чужой цивилизации и уничтожение существовавшей ранее культуры; · «прививка» - пересадка в культуру элементов чужой цивилизации; · «почвенное удобрение» - усвоение результатов более зрелой цивилизации (достижений науки, техники, искусства, промышленности и др.) О.Шпенглер: Закат Европы Культурные миры замкнуты и взаимонепроницаемы; каждая культура живет своей особой жизнью, она рождается, достигает зрелости, стареет и умирает. «Великие культуры»: 1) египетская, 2) античная, 3) индийская, 4) вавилонская, 5) китайская, 6) арабская, 7) западная и 8) мексиканская. Душа культуры – особая идея, которая стремится выразиться в культурной деятельности народа. Выражается в прасимволе культуры, характеризующем ее разнообразные проявления. Прасимвол античной культуры - ограниченное материальное тело; душа культуры - аполлоническая. Прасимвол арабской культуры - мир-пещера; душа культуры – магическая. Прасимвол западной культуры - бесконечность, «чистое» безграничное пространство. Душа европейской культуры, неудовлетворенная пребыванием в границах достигнутого, нацеленная на бесконечное движение к неизведанному, - фаустова душа. Истощив свои творческие силы, душа умирает, и с ней умирает культура и вступает в последний этап своего бытия - цивилизацию. Цивилизация - умирающая культура. Современное состояние западного мира предрекает его близкую и неизбежную гибель. Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|