|
Тема 9. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАСущность и содержание технологической культуры Технология как культурный феномен Под технологией в широком смысле понимается организационная сторона любой деятельности. Технологическая культура включает знания и регулятивы, с помощью которых осуществляется человеческая деятельность. Основные формы технологической культуры: · Техника. · Наука. · Инженерия. Становление и развитие технологической культуры 1. Магические технологии. В них основную роль играют регулятивы (магические), когнитивный аспект (мифологические знания) мало развит. Знаковый код – больше в действиях, чем в орудиях и предметах деятельности. 2. Рост техники - умений и знаний, предметного инвентаря. 3. Технические знания. Сначала – о правилах, затем – о свойствах материалов и приспособлений. Описание, без объясняющих теорий. 4. Сближение технических знаний с теоретической наукой. Возникновение технических наук. Техника становится «научной» - создаваемой с помощью науки. 5. Появление инженерии как звена, соединяющего технику с наукой. 6. Сближение науки с практикой – ориентация науки на решение практических задач, переход ее из сферы духовной культуры в область технологической культуры. Техника представляет собою материальное «тело» технологической культуры, наука – ее интеллектуальную «душу», а инженерия – ее деятельное, волевое начало, подчиняющее «тело» «душе». Особенности технологической культуры: 1. Нацелена на вопросы: что? (знание) и как? (регулятивы). 2. Утилитарный характер (в противоположность духовной культуре). 3. Играет подчиненную, служебную роль по отношению к духовной и социальной культуре. 4. Является всеобщим и непременным условием всякой культурной деятельности (в любом деле есть технология). 5. Эволюция от мистики (магии) к рациональности. Техника Техника – любые средства и способы деятельности, которые придумываются людьми для достижения какой-либо цели (всегда артефакт, нечто, искусственно созданное). Предметная – материальные средства человеческой деятельности. Исполнительская – способы, приемы, мастерство выполнения действий (технология). Различия между природными и техническими объектами:
Функции техники в культуре 1. Создание культурной среды обитания человека, «материального тела» культуры. 2. Средство приложения достижений культуры к решению практических задач – ответ на «социальный заказ» культуры. 3. Создание инструментария культуры – средств и способов деятельности. 4. Техника является культурным кодом, «аккумулятором информации», средством ее хранения и передачи. Образ техники в культуре Образ техники – существующее в культуре представление о ней. · В первобытной культуре: наделяется магическими свойствами. · В античные времена: творение разума, изобретательский талант – дар богов. · В религиозной культуре Средневековья: данное Богом условие человеческого бытия; технические новации осуждаются как попытки отойти от установленных Богом канонов. · С эпохи Возрождения на технику начинают смотреть как на важнейший фактор общественного прогресса. · Волна негативного отношения к технике в первой трети XIX в. (луддизм). · Национальные различия образа техники. · В России чужая, «басурманская» техника вызывает подозрение и недоверие у крестьян. · После Октябрьской революции – восхваление могущества техники. · В ХХ в. – борьба двух тенденций – техницизма (технофилии) и антитехницизма (технофобии). Техницизм изображает технику как благо, антитехницизм – как зло. Опасности технического прогресса; 1. Обеднение духовной жизни человечества. 2. Превращение человека в раба техники. 3. Разрушение природной основы человеческого бытия, человек – не часть природы, а ее господин. 4. Опасность самоуничтожения человечества вследствие неосторожного обращения с техникой. 5. Угроза самоотравления человечества в результате использования искусственных заменителей. Пути преодоления негативных тенденций технического прогресса: 1. Развитие науки и инженерии. 2. Развитие духовной и социальной культуры. 3. Совершенствование системы управления обществом. Наука Наука – три смысла: · особая совокупность знаний; · особый вид деятельности; · особая отрасль общественного труда. Научное знание – его важнейшие особенности: 1. Рациональность всех положений и выводов; все должно быть доступно пониманию разумом, а не верой. 2. Объективность, безличность; истина не зависит от убеждений и предубеждений. 3. Воспроизводимость и проверяемость результата любым исследователем в аналогичных условиях. 4. Логическая строгость, точность и однозначность. 5. Логическая взаимосвязь различных элементов научного знания, наука – логически упорядоченная система. Научная деятельность · Главный вид – исследовательская. Другие виды: сбор информации по теме исследования, подготовка необходимого оборудования, оформление результатов исследований и т.п. · Средства научной деятельности: приборы, инструменты, экспериментальные установки, нормы и идеалы описания и объяснения, обоснования и доказательства, построения и организации научного знания. · Этика научной деятельности. Ссылки на использованные работы, запрет плагиата и т.д. Наука как отрасль общественного труда · Учреждения и организации – институты, лаборатории, академии… · Система научных коммуникаций – научные издания, журналы, патентная служба, конференции… · Дифференциация профессий и специальностей. · Наука как рынок. Продажа знаний. Конкуренция. Периодизация развития науки 1. I тыс. до н.э. – XVI в. н.э. – период преднауки. Накопление знаний, первые философские представления о природе. 2. XVI – XVII в. – эпоха научной революции. Формирование основ современного естествознания. Возникновение научной методологии. Выделение науки как отдельной сферы деятельности, возникновение научного сообщества. Коперник, Галилей, Бэкон, Декарт, Гук, Лейбниц, Ньютон. 3. XVIII – XIX в. – классическая наука. Образование отдельных дисциплин. Возникновение технических наук, наука становится двигателем прогресса. 4. XX в. – постклассическая наука. Революционные открытия на рубеже XIX-XX в. потрясают основы ряда наук (теория относительности, квантовая механика, генетика). Со 2-й пол. ХХ в. – огромные масштабы внедрения открытий в практику, сокращение сроков от открытия до применения. Социокультурные ориентиры науки · Истина и польза. Ученому нужна истина, обществу нужна польза. · Автономия и социальный контроль. Автономия науки – для свободы выбора тем, методов, целей исследования – условие ее развития. Но социальный контроль – чтобы исследования не наносили вреда обществу. · Нейтрализм и социальная ответственность. В прошлом идеологическая нейтральность ученых в вопросах религии, этики, политики спасала науку от внешнего давления. Ныне необходима социальная ответственность ученых за последствия их деятельности. Отношение общества к науке · До Нового времени наука в общественном мнении – занятие чудаковатое и непонятное. · В Новое время – рост авторитета науки. · В современности: реальная сила, движущая развитие современной цивилизации, – рационализм, техницизм, сайентизм. Иррационализм и мистика, технофобия и антисайентизм – реакция на эту силу. Инженерия Специфика инженерной деятельности · Практическая деятельность – знание применяется для изменения реальной действительности. · Связана с решением технических задач. · Требует научных знаний. Инженерия – соединение науки и практики. Историческая эволюция инженерной культуры · Праинженерия. Проектирование и изобретательство примитивной техники В роли когнитивной основы – мифы (выполнявшие ту же функцию, что и наука). · Инженерия развивается в союзе с искусством, ремеслом, древней наукой как technica ars – искусство изобретать созидать новое. · Эпоха Возрождения – развитие инженерного дела (архитектура, горное дело, военное дело, создание оружия), использование научных достижений. Появление инженерных профессий. На смену ремесленно-художественной – рационально-научная инженерия. · В Новое время – рост потребности в инженерах; подготовка инженеров в специальных учебных заведениях; высокий статус инженерной профессии. · ХХ в.: инженерия – одна из самых массовых профессий; повышение уровня технологической культуры и снижение престижа профессии. Стадии развития инженерного дела: 1. Преобладание рецептурного аспекта: инженер знает, как проводить работы; недостаточное понимание сути процессов (почему так, а не иначе). 2. Преобладание предметного аспекта: для обоснования методик: нужно знать, что собой представляет технический объект, какие процессы в нем происходят; повышение роли науки. 3. Повышение значимости человеческого аспекта: учет особенностей взаимодействия техники с людьми. Сфера современной инженерии В ХХ в. – выход инженерии за пределы ее традиционной сферы – промышленного производства: появляются сельскохозяйственная, медицинская, фармацевтическая, генная, зоо- и биоинженерия, экологическая инженерия, социальная инженерия и т.д. Инженерия в широком смысле · Тенденции развития инженерной культуры: экспансия и универсализация. · Инженерия в широком смысле – любая деятельность, направленная на приложение науки к практике, на развитие техники с помощью научных методов. · С ХХ в. – «постклассическая» инженерия. Горизонты инженерной культуры Дальнейшая экспансия и универсализация à выход теоретической базы инженерии за пределы науки, возможно – включение в ее теоретическую базу наряду с наукой также и философии. Перспективы экспансии инженерной культуры в область творчества. ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|