|
Ликвидация хозяйственных обществОбщие условия ликвидации юридических лиц содержатся в ст. 61—64 ГК РФ. Под ликвидацией следует понимать прекращение деятельности юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. К хозяйственным обществам применимы общие условия ликвидации юридических лиц. Общество может быть ликвидировано: · в добровольном порядке по решению общего собрания участников; · принудительно на основании решения суда по требованию уполномоченных государственных органов в случае осуществления запрещенной законом деятельности, осуществления деятельности при отсутствии надлежащего разрешения, если наличие такового необходимо для деятельности данного вида, либо в связи с грубым нарушением законов или иных правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных действующим Заметим, что уполномоченными органами по обращению в суд с исковым заявлением о ликвидации юридического лица могут быть, в частности: • регистрирующие органы по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 25, п. 3 ст. 26 Закона о государственной регистрации юридических лиц; п. 2 ст. 2 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 174-ФЗ «О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг без государственной регистрации»; • антимонопольный орган по основаниям, предусмотренным пп. «д» п. 6 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции. Вместе с тем согласно п. 9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 января 2000 г. № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)», обязанности по проведению ликвидации юридического лица не могут возлагаться арбитражным судом на государственный или муниципальный орган, по иску которого судом принято соответствующее решение. Соответствующие обязанности должны излагаться на лиц или органы, уполномоченные на то законами или учредительными документами юридического лица. Добровольная ликвидация. Добровольная ликвидация общества может быть осуществлена в связи с истечением срока, на который оно было создано, достижением цели, которая ставилась учредителями при его создании и т.д. (п. 2 ст. 61 ГК РФ) При этом акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания квалифицированным большинством голосов — не менее 3/4 от присутствующих на общем собрании акционеров — владельцев голосующих акций. При решении данного и прочих вопросов ликвидации юридических лиц необходимо помнить о том, что характер решений должен быть полностью согласован с положениями учредительных документов ликвидируемого общества. Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано только по единогласному решению его участников. Перечень оснований добровольной ликвидации хозяйственных обществ не является исчерпывающим. В частности, решение о добровольной ликвидации акционерного общества общее собрание акционеров обязано принять, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или по результатам аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины уставного капитала, указанного в ст. 26 Закона об АО. Согласно п. 2 ст. 62 ГК РФ учредители юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора). Буквальное толкование соответствующей нормы позволяет утверждать, что по смыслу законодателя сначала принимается решение о ликвидации, а затем — решение о назначении ликвидационной комиссии. Заметим, что в соответствии со ст. 33 Закона об ООО данные вопросы рассматриваются в качестве самостоятельных при определении компетенции общего собрания участников общества. Между тем, как показывает практика, в этой ситуации следует принимать единое решение. В соответствии со ст. 20 Закона о государственной регистрации юридических лиц учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о его ликвидации. Принятие учредителями (участниками) юридического лица решения о его ликвидации является основанием для направления в регистрирующий орган уведомления о принятом решении по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439. На основании этого уведомления вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдается свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по установленной форме и выписка из ЕГРЮЛ о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С момента внесения вышеуказанной записи не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации. Необходимо обратить внимание, что вопрос о добровольной ликвидации акционерного общества и назначении ликвидационной комиссии в повестку дня общего собрания акционеров может быть включен только советом директоров общества. Вместе с тем п. 3 ст. 49 Закона об АО к числу вопросов, которое общее собрание акционеров может принять только по предложению совета директоров, не относит вопрос о ликвидации общества и связанный с этим вопрос о назначении ликвидационной комиссии. Представляется необходимым п. 3 ст. 49 Закона об АО привести в соответствие с абз. 1 п. 2 ст. 21 данного закона. Ликвидационная комиссия. Органом, уполномоченным учредительными документами хозяйственного общества на проведение ликвидации, является ликвидационная комиссия. С момента назначения ликвидационной комиссии на нее возлагаются полномочия, связанные с поддержанием деятельности общества в период его ликвидации и управлением его делами, в том числе полномочие выступать от имени ликвидируемого общества в суде. Руководитель ликвидационной комиссии вправе подписывать от имени ликвидируемого общества исковые заявления при обращении в суд, выдавать доверенности, совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией общества, исходя из решений, принимаемых ликвидационной комиссией в пределах ее компетенции. Заметим, что до прекращения существования юридического лица все приобретенные за период его деятельности гражданские права и обязанности сохраняются за ликвидируемым юридическим лицом. К ликвидационной комиссии переходят лишь полномочия по управлению обществом от соответствующих органов управления. Следовательно, к ликвидационной комиссии не переходят гражданские права и обязанности ликвидируемого юридического лица. Приняв решение о ликвидации хозяйственного общества, общее собрание акционеров (участников) должно определить порядок и сроки ликвидации. Сроки ликвидации общества устанавливаются общим собранием в зависимости от особенностей ликвидируемого общества и не могут быть менее двух месяцев. В процессе ликвидации хозяйственного общества условно можно выделить три этапа: 1 этап—публикация сообщения о ликвидации хозяйственного общества; 2 этап — составление промежуточного ликвидационного баланса; 3 этап—завершение ликвидационного процесса (составление ликвидационного баланса). ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|