Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Высокая классика (V в. до н.э.)





Высшей точки экономического, политического и культурного подъема Греция достигла в середине V в. до н.э.

В начале века центр тяжести политической и культурной жизни греческого мира переместился из Ионии (Малая Азия) и с островов Эгейского моря в Грецию континентальную, особенно в Афины – центр Аттики. Неповторимое своеобразие греческой культуре классической эпохи придали Афины, а само Афинское государство стало источником политических и культурных влияний и своеобразным законодателем моды. Правители Афин (прежде всего Перикл) стремились сделать родной город крупнейшим культурным центром Эллады, средоточием всего ценного и прекрасного в греческом мире.

Кипучая общественная жизнь отличала Афины середины V в. до н.э. Все полноправные граждане полиса участвовали в народном собрании – экклесии, обладавшей высшей властью. Афинское государство заботилось и о культурном досуге своих граждан, давая им возможность участвовать в празднествах, посещать театр. Малоимущем из казны выплачивали театральные деньги – теорикон – два обола на посещение театра. В Афинах существовала и развитая система образования: дети с семи до шестнадцати лет получали образование в частных платных школах: преподавались грамота, литература, музыка, математика. Большое внимание уделялось физическому воспитанию. Многочисленные гимнасионы с залами и банями, палестры для тренировок молодежи превратили занятие спортом из привилегии знати в право любого афинского гражданина. Целью образования было всестороннее развитие личности. Здесь греки определили других народы не только древности, но и более поздних эпох. В Афинах, где существовали наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов.



Архитектура

В классический период греческая культура и искусство переживают эпоху наивысшего расцвета, причем главным центром художественного творчества были Афины.

В архитектуре окончательно оформляется классический тип периптерального храма. Наибольшего размаха монументальное строительство достигло в Афинах. В Афинах был воздвигнут великолепный архитектурный ансамбль Афинского Акрополя, ставший символом античной Греции. Строительными работами и украшениями Афинского Акрополя руководил замечательный скульптор Фидий, друг Перикла. Гордо возвышаются здесь колонны самого большого храма Акрополя – Парфенона, посвященного богини Афине-Деве. История сохранила имена его создателей – Иктин и Калликрат. Построенный из светлого мрамора, окруженный 46-ю колоннами дорического ордера и обрамленный ионическим фризом, Парфенон был воплощен гармонии и строгости.

Эллинистический период (IV-I вв. до н.э.)

Эллинистической цивилизацией принято называть новую ступень в развитии материальной и духовной культуры, форм политической организации и социальной жизни народов Средиземноморья, Передней Азии и прилегающих районов.

Литература

Литература эллинистической эпохи необычайно богата по количеству произведений и многообразию жанров. При дворах эллинистических царей процветала пышная, утонченная, полная учености придворная поэзия, образцами которой были идиллии и гимны Каллимаха из Кирены, эпическая поэма «Аргонавтика» Аполлония Родосского и др. Поэзия стала искусством для избранных, ее весьма изысканный и часто вычурный стиль был далек от п др.ония Родоскогоирены, эпическая поэма идиллии и енная, полная учетности

Обол – греческая мера веса, самая мелкая серебряная ил медная монета. Афинский серебряный обол весил 0,73 г и соответствовал среднему древнему заработку афинского ремесленника.

проблем, волновавших общество в целом. Наиболее распространены были малые литературные формы – элегии и эпиллии, в которых преобладали мифологические и любовные сюжеты.

Интересные и вкусы горожан выражали комедии и мим (бытовая сценка). Особенно славились мимы Герода, реалистически изображающие городской быт.

Архитектура

Искусства эпохи переживало период бурного расцвета. Оно приобретало более светский характер и представляло собой сплав различных направлений и стилей. Велось активное строительство, в том числе и новых городов: сам Александр Македонский, по преданию, основал 70 городов, названых Александриями в его честь. Новые эллинистические города имели прямоугольную форму и весьма рациональную планировку. Улицы в Пергаме были вдвое шире улиц старых греческих городов, а эллинистическая Приена наличием удобств превосходила средневековый Париж. Особое развитие в эпоху эллинизма получило строительство общественных зданий и сооружений. Монументальность городскому ансамблю придавали обязательные портики, которые укрывали и от дождя, и от солнца. В последствии римляне заимствовали этот тип конструкции.

Постройки эллинистического времени часто отличала тяга к колоссальному, своего рода гигантомания. Это относится прежде всего к монументальным алтарям – алтарю Гиерона II в Сиракузах и особенно – алтарю Зевса Пергаме. Последний знаменит главным образом своим грандиозным фризом, опоясывающим цоколь здания (его размеры 36*34*5,6м).

Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности , так называемого слогового письма.

Эпос – особый вид искусства Древней Греции. Эпические поэмы Гомера – шедевры античной культуры.

Бурный расцвет поэзии, драматургии, архитектуры, скульптуры, оказавший серьезное влияние на дальнейшее развитие литературы и искусства, характеризует культуру Древней Греции.

Полисная система

Особенностью политического развития Эллады (Греции) было то, что она никогда не знала деспотической власти царей. На скудных землях материковой Греции бессмысленно было создавать крупные царские хозяйства, основанные на труде тысяч подневольных людей, как это происходило в Египте и Междуречье. Государство не стало у греков сложным и хорошо отлаженным хозяйственным механизмом – напротив, оно сохранило все основные черты общинной организации, простой и основанной на равенстве её членов. Сохранение общинного строя избавило элменов от необходимости «подгонять» свои верования под требования сильной централизованной деспотии; полис, или община – полис был силён единством своих интересов.

Община – полис включала в себя не только сельское, но и городское население. Членом общины можно было стать при двух условиях:

если человек являлся греком по национальности;

если он был свободным и владел частной собственностью.

Все члены общины – свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности. Поэтому греческий полис называют гражданской общиной.

Внутри полисов постепенно формировалось гражданское право, т.е. складывались своды законов, определявшие права и обязанности членов общины, дававшие им некоторые социальные гарантии.

Полис не только занимался внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имея собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение и на время войн превращались в воинов.

Полис (т.е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также неподелённой, свободной землёй, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.

Воспринимая себя как самостоятельное государство, полис жил в соответствии с идеей автаркии. Создавалась особая система идеалов: свободные граждане верили, что благополучие каждого из них зависит прежде всего от их родного полиса, вне которого существовать невозможно. С другой стороны, процветание полиса во многом зависило от его граждан, которые почитали древние традиции, осуждали стяжательство, высоко ценили крестьянский труд и самое главное, ощущали себя полноправными и свободными людьми. Это составляло предмет особой гордости.

Но тем не менее, внутри полисов постепенно созревали конфликты, которые к 7 в. до н.э. достигли особенно большого размаха.

Бывшая родовая знать – аристократы ущемляют права демоса (народа к которому относились все незнатные свободные крестьяне и ремесленники.)

Борьбу с аристократией вело мелкое крестьянство, перед которым часто вставала угроза лишиться своей земли и превратиться в арендаторов на собственных участках. У аристократов был и другой противник - большой слой незнатных горожан, разбогатевших благодаря торговле и ремеслу и желавших получить привилегии знати.

Во многих полисах эта борьба заканчивалась переворотом, свержением родовой знати и установлением тирании – единовластия, благодаря которой обуздывался произвол знати.

Потребность в тирании после того, как позиции аристократии были ослаблены быстро от пала, и стали появляться другие формы правления. В одних полисах правление было олигархическим, в других-демократическим, но в любом случае большую роль играло народное собрание, которому принадлежало право окончательного решение всех важнейших вопросов.

Греческие полисы обычно были небольшими. Например на острове Родос (его площадь составляет около 1404 кв. км.) находилось три самостоятельных полиса, а на острове Крит (8500кв. км.) – нескольео десятков. Самым большим полисом была Спарта: его территория охватывала 8400кв. км.

Общество в полисах.

Среди населения полисов привилегированное положение занимали его граждане. Другие свободные люди, не являющиеся гражданами полиса, считать неполноправными. К ним относились прежде всего зависимые крестьяне, потерявши право собственности на свои участки земли, и иноземцы (метеки). На низшей ступени социальной лестницы стояли рабы.

Экономическая жизнь полиса.

Чтобы избавиться от угрозы голода, Греция была вынуждена довольно рано перейти к экспорту некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и изделий ремесла. Самым крупным торговым центром к 5 в. до н.э. стали Афины, которые активно торговали с колониями и странами Востока.

Росло денежное обращение, кредитные и ростовщические операции. Поскольку каждый город – государство в Греции чеканили свою монету, развивался валютный обмен.

Сухопутная торговля была развита гораздо хуже по сравнению с морской.

Товарно-денежные отношения в одних полисах были развиты сильнее, а в других слабее, распространялись неравномерно и существовали в рамках натурального хозяйства.

Именно в полисе закладывались основы древней демократии, товарно-денежных отношений, складывался особый тип личности-свободной, честолюбивой, безгранично преданной своему государству. Особенности полиса накладывали отпечаток на древнегреческую цивилизацию в целом.

Полисы достигли своего расцвета на рубеже 6-5 в. до н.э. К этому времени Греция представляла собой множество отдельных небольших городов – государств, которые то воевали между собой, то заключали союзы. На протяжении всего своего существования Древняя Греция не знала единой централизованной власти, хотя попытки установить её были. Относительно устойчивые и крупные объединения полисов возникли во время войн с Персией. Их возглавили два самых могущественных полиса – Афины и Спарта, образовавшие два центра древнегреческой цивилизации, причём каждый из них развивался особым путём. История Афин – это прежде всего история становления и победы античной демократии, в то время как Спарту прянято считать милитариским, даже «полицейским» крайне консервативным государством. Соперничество этих двух полисов привело к многолетним гражданским войнам, разрушившим изнутри древнегреческую цивилизацию.

Длительные кровопролитные Пелопонесские войны ослабили не только Спарту, но и победившие полисы, а в итоге и всю Грецию. Прежние цивилизационные структуры стали разрушаться.

Наиболее ярко это проявилось в афинском полисе, где сильно развиты товарно-денежные отношения. Законы, по которым жил полис, возникший как «закрытая» община граждан – земледельцев, не давали возможности богатым, но неполноправным людям вести предпринимательскую деятельность. Старая форма собственности, объединившая и государственный, и частный принципы, изжила себя, теперь требовался переход к полной частной собственности.

Изменения происходили и в политической жизни. Борьба между сторонниками олигархии и демократии сменилось противоборством группировок, разделённых имущественным положением. Платон, великий философ Древней Греции, писал, что внутри полиса образованились «два враждебных между собой государства: одно- бедняков, другое- богачей». В Афинах эти конфликты выливались в яростные дебаты в народном собрании, после которых политические противники нередко изгонялись. В других полисах дело доходило и до гражданских войн.

Индивидуализм, раньше сочетавшийся с идеей «общей пользы», теперь несомненно вопрос: коллетивистская мораль, сдерживающая его, стала разрушаться, а вместе с ней разрушался и сам полис в его традиционной форме, который долгое время был основой и опорой древнегреческой цивилизации.

Греческая демократия

Древнюю Грецию можно считать колыбелью демократии – именно там зародились первые демократические государства. Не стоит забывать, что эллины жили в государствах, порядок в которых удерживался сам собой, а не за счет гипертрофированного бюрократического аппарата. Законы на Пелопоннесе опирались на элементарные жизненные нормы, понятные всем и каждому. В современном же мире многие не знают до конца как своих прав, так и своих обязанностей.

Правители в основном были из аристократических кругов (это совсем не указывает на олигархию, наоборот, это объясняется тем, что они могли получить хорошее образование и всегда были на виду), но правитель вполне мог быть и выходцем из народа. Был интересный случай с назначением Софокла на место афинского военначальника в сражении с восставшими самосцами за то, что его последняя драма имела потрясающий успех в народе (кстати, афиняне тогда были разбиты).

Выборы проводились каждый год. Так что никто не мог твердо укрепиться у власти, и народ мог на законных основаниях поменять неугодного ему правителя. Даже в том случае, когда правителю удавалось завоевать доверие населения путем ли многочисленных побед на полях сражений или же собственно самим правлением, ему грозило изгнание, как бы нелепо это ни звучало.

Кроме совета был суд, и он тоже участвовал в политической жизни. В свое время знаменитый законодатель Солон издал закон: “кто видит обиду, может жаловаться в суд”. Когда гражданин видел в действиях другого ущерб для государства, он, если даже не был сам затронут, подавал в суд. Нельзя было привлекать к ответственности только должностных лиц при исполнении обязанностей, но кончался его срок и…все недовольные его действиями на посту тут же шли с жалобами в суд. Каждый помнил: если он не заступится за государство, то никто другой этого не сделает.

Социальое устройство

«Человек – существо общественное».Эта знаменитая формула Аристотеля была в высшей степени применима к грекам. На протяжении веков формировалось понятие эллинства как противовеса остальному варварскому миру. Варвары – не обязательно враги или дикари – были просто чужаками, не эллинами (слово варвар произошло от греческого барбарео – бормотать, говорить на непонятном языке). Много повидавший Геродот имел право написать: «От Сицилии до Азии, от гор на Африканском побережье до Кавказа эллины едины по крови, говорят на одном языке, имеют одних богов, одни храмы, имеют одинаковые обычаи и нравы» А философ Платон начинал утро с благодарственной молитвы Зевсу за то, что родился эллином, а не варваром. Победа греков в длительных войнах с персами была чудом эллинского единства. Разрозненные малые города выдержали натиск огромной и могучей державы. Геродот объясняет это преимуществом эллинской свободы над восточной деспотией. Свобода, которую греки отстояли, способствовала, в свою очередь, росту их самосознания и во многом определила расцвет культуры в 5 в. до.н.э.

Другая уникальная черта греческой общественной жизни – полисный патриотизм. Личность существовала прежде всего как часть малого социума – греческого полиса, который понимался не только как место поселения, защищенное стенами, а как коллектив граждан, гражданская община. Греки называли себя по полисной принадлежности афинянами, коринфянами, фиванцами.

Любовь к малой родине и чувство долга по отношению к ней воспитывались с рождения как естественная потребность человека. Воинское и гражданское служение в классический период было у греков не обременительной обязанностью, а почётным правом. Поэтому нас не перестаёт удивлять политическая активность эллинов, формировавшаяся не только продуманной системой воспитания, но и всем строем жизни республиканских полисов. Афинская демократия 5 века оставила нам образец взаимной заботы и ответственности граждан и государства. Афинские граждане имели реальные политические права, из которых важнейшими были право голоса и прямой законодательной инициативы. Государство стремилось сбалансировать имущественное положение афинян. Оплата должностей, театральные деньги, гарантированная занятости защищала от крайней бедности и позволяли малоимущем быть полноценными членами общества. В то же время богатые несли особую повинность, вкладывая часть своих средств в общегосударственные дела – строительство судов, организацию театральных и спортивных состязаний и т.п. Демократическая система выборов (чаще всего – по жребию) могла любого из граждан сделать судьей ил членом Совета.

Греки любили жизнь и не любили смерть. Это нехитрое утверждение требует, однако, пристального взгляда. Дошедшие до нас памятники культуры оставляют впечатление света и радости, что подтверждает традиционное мнение об эллинах как о народе счастливом, жизнерадостном, свободном от бремени фанатизма и страха. Но было бы неверно только так оценивать мировосприятие античного человека.

Греческому оратору Исократу принадлежат замечательные слова: «Эллин не столько выражение этнической принадлежности, сколько человек определённой культуры духа». Идеал греческого бытия можно было бы выразить одним словом – гармония, понимавшаяся как соразмерное развитие внутреннего и внешнего в человеке, кА единство интеллектуального, эмоционального и физического в становлении личности.

Греки стремились к достижению физического здоровья и силы, поклонялись красоте тела и движения, создали продуманную систему физического воспитания. В гимнасиях и палистрах дети состязались в беге, прыжках, метании копья и диска, учились движению под музыку. Эти занятия были необходимы для подготовки воинов и соответствовали представлениям о совершенстве человека. На различного рода спортивных состязаниях демонстрировались физическая сила и красота. Главными общегреческими состязаниями были Олимпийские игры.

Физическое развитие было неразрывно связано с воспитаниям души и разума. Философия, литература, риторика, музыка, математика должны были формировать в гражданине нравственные ценности. Присущий грекам рационализм проистекал из преклонения перед разумом: «Дарованный богами разум в людях прекраснее всего, что в мире есть». Познание окружающего мира и человека как высшей тайны мироздания было делом не только избранных философ: «Познай самого себя», - гласила надпись у входа в общегреческое Дельфийское святилище. Невежество, по словам Платона, подобно жизни в лишенной свете пещере. Греческое понятие калокагатии – красоты и добра – выражало идеал гармонично развитой личности. Но при этом важнейишй ориентиром, обеспечивающим гармонию, служила мера. «Ничего сверх меры», - говорили древние мудрецы.

Рабовладельчество

Разговор о рабовладельческой демократии не может быть полным, если не упомянуть о главной движущей силе рабовладельческого мира – рабах.

Как отмечает А.Боннар, население Афин, насчитывавшее четыреста тысяч человек, наполовину состояло из рабов.

Большинство рабов – пленные, те, которые не могли выкупить себя.

Торговля рабами приносила большие доходы. В Афинах ежегодно устраивалась невольничья ярмарка.

Но рабами становились не только военнопленные. Рабами становились, прежде всего, по рождению. Ребенок рабыни тоже становился рабом.

В Афинах было запрещено долговое рабство, также отец семейства не имел права продать своих детей, исключение составляли дочери, уличенные в развратном поведении. Хозяин не имел права лишать жизни раба. Практика повседневной жизни не допускала, чтобы рабов считали лишь подчиненной породой.

В своих отношениях с рабами афиняне проявляли меньше педантизма и более человечности, обычно они обращались с рабами как с людьми. Раб был одет так же, как и все граждане. По крайней мере, как каждый бедняк. Никакие внешние признаки не отличали раба от свободного человека. Дома он (раб) свободно разговаривал со своим хозяином. Афинскому рабу разрешалось на равных основаниях с прочими гражданами присутствовать на многочисленных религиозных церемониях. При слишком жестоком обращении раб имел право укрыться в определенные священные места, под покровительство божества, и потребовать, чтобы его господин продал его другому хозяину.

Афины даже предоставляли рабам гарантии против грубости судей и должностных лиц. Эти гарантии можно рассматривать как начало юридических установлений.

Но рабство далеко не было идеальным. В рудниках, например, умирали от холода и голода тысячи рабов, которых кормили ровно столько, чтобы они были в состоянии работать.

Как правило, рабы были заняты в том же производстве, что и их хозяева, но всегда ступенью ниже их по положению. На рабах, прежде всего, лежали все домашние работы. Все хозяйство велось руками рабынь. Рабыни дробили и мололи зерно, выпекали хлеб и стряпали, шили одежду. Под надзором хозяйки рабыни пряли, ткали и вышивали. Нередко какой-нибудь из рабов занимал видное место в семье, как, например, кормилицы и няни.

Только самый бедный гражданин Афин не имел, по крайней мере, одного раба. Рядовой гражданин обычно имел одного раба с двумя служанками.

В деревнях, на фермах, даже в больших владениях рабов было очень мало. Очень долго земельные участки обрабатывались членами семьи, при этом имелось еще несколько рабов и батраков, которых нанимали на уборку урожая и сбор винограда. Мелкий крестьянин был не в состоянии содержать несколько рабов, поэтому в большинстве случаев мелкий собственник старался обходиться своими силами.

В отличие от сельского хозяйства, ремесленное производство требовало огромного количества “одушевленного орудия”. При постройке Акрополя государство, помимо свободных рабочих, нанимало рабов у частных владельцев. Заработок раба забирал хозяин, который заботился лишь о прокормлении своего раба.

Пошивные мастерские, обувные предприятия, мастерские по производству музыкальных инструментов, кроватей, оружия, которые выделялись из домашнего производства, требовали применения рабского труда. Тем не менее, никогда рабы не были сосредоточены большими массами. Это делалось потому, что было достаточно сложно организовать надзор за большими группами рабочих, не получающих вознаграждения.

Безусловно, рабовладельчество ограничивало афинскую демократию, делая недоступным почти половине населения города участие в государственных делах. К тому же афинское рабство, как и всякое другое, тормозило прогресс, поскольку люди, обеспеченные рабочей силой, не были озабочены созданием более совершенной системы обслуживания производства.

Религия:

Космогоническая тематика в народных верованиях не занимала заметного места. Идея бога-творца отсутствовала в этой религии. По Гесиоду из Хаоса родилась Земля, Мрак, Ночь, а затем Свет, Эфир, День, Небо, Море и другие великие силы природы. От Неба и Земли родилось старшее поколение богов, а от них уже Зевс и другие олимпийские боги. Отношения между человеком и богами заключались только лишь в задабривании богов. Если внимательно рассмотреть мифы, то ясно видна неприязнь богов к людям. Руководствуясь своим плохим настроением, боги посылают на людей различные мучения и напасти (Троянская война). Миры богов и людей трансцендентны (отделены).

В ранний период древнегреческой религии чтились свои божества, связанные с местными особенностями или олицетворявшие их, от которых зависела жизнь верующих: так в Псофиде поклонялись местной реке Эриманф, которой был посвящен храм; в Орхомене - священным камням, будто бы упавшим некогда с неба, на горе Анхесме почитался Зевс Анхесмий, Зевс Лафистий - олицетворение горы Лафистиона. В каждой местности или городе был свой патрон - покровитель. Этот культ носил государственный характер. Причем культ этот был очень строгим: вообще к богам можно было относиться скептически, общеобязательных догматов греческая религия не знала, но нельзя было уклоняться от исполнения обязанностей обрядов в честь бога-покровителя, нельзя было проявлять неуважение к нему. За нарушение этого закона грозило суровое наказание.

Из множества местных богов, с течением времени, некоторые образы слились в единые общегреческие божества, например, Зевс Лафистий, Зевс Крокеат, культ Зевса на Крите и Фессалии, переросли в культ Зевса - как верхового бога, "отца богов и людей". Самое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню (Дьяус у индийцев, Тиу у германцев). У имени Зевса существовало около 50 эпитетов, указывающих на его функции: подземный, т.е. обеспечивает плодородие, дожденосный, всепородитель, властитель судеб и т.д. Религия ранней Греции играла большую роль в динамике общественной мысли эллинов.

Первоначально греческая религия, как и всякая другая примитивная религия, отражает лишь слабость человека перед лицом тех "сил", которые в природе, позднее в обществе и в собственном сознании, мешают, как ему кажется, его действиям и представляют угрозу для его существования, тем более страшную, что он плохо понимает, откуда она исходит. Первобытного человека интересует не природа в той мере, в какой она вторгается в его жизнь и определяет ее условия.

Разнохарактерные силы природы олицетворялись в виде особых божеств, с которыми было связано множество сакральных преданий, мифов. Эллинская мифология отличается богатством, причем она сохраняла и в позднейшие эпохи многие предания времен родового строя. На протяжении X-XII вв. религиозные представления населения Греции претерпели многие изменения. Первоначально исключительным почитанием пользовались божества, олицетворявшие силы природы. Особо чтили Великую богиню (позднее Деметра, что означает "Мать хлебов"), ведавшую плодородием расти тельного и животного мира. Ее сопровождало мужское божество, за ней следовали второстепенные боги. Культовые обряды включали приношение жертв и даров, торжественные процессии и ритуальные танцы. Божества имели определенные атрибуты, изображения которых весьма часты, причем они служили символами этих небесных сил.

Образование раннеклассовых государств внесло новые черты в духовную жизнь, в том числе и в сакральные представления. Сообщество эллинских богов (пантеон) получило более определенную организационную структуру. Мировоззрение народа рисовало теперь отношения между богами, весьма сходные с теми, которые ахеяне видели в царских столицах. Поэтому на Олимпе, где обитали главные божества, верховным был Зевс, отец богов и людей, владычествовавший над всем миром. Подчиненные ему другие члены раннеэллинского пантеона имели специальные общественные функции. Ахейский эпос, сохранивший сведения о почитании многих раннеэллинских божеств, передает и присущий только греческому мышлению несколько критический взгляд на небожителей: боги во многом сходны с людьми, им присущи не только благие качества, но также недостатки и слабости.

Произведения искусства и данные ахейского эпоса о неприязни олимпийцев к отдельным людям или племенам, видимо отражали мнения ахеян о существовании добрых и враждебных сил природы. О последнем говорят удивительно злые лица терракотовых богинь из святилища на микенском акрополе. Характерно что искусство ахеян чрезвычайно выразительно воспроизводило жизнеутверждающие символы религии и доброжелательные образы богов-покровителей.

Загробный мир

Потусторонний мир, тот свет, в мифологии обитель умерших или их душ. Мифы о 3агробном мире развились из представлений о загробной жизни, связанных с реакцией коллектива на смерть одного из членов и погребальными обычаями. Смерть воспринималась как нарушение нормальной жизнедеятельности коллектива в результате воздействия сверхъестественных причин (вредоносной магии, нарушения табу и т. п.). Психологический страх перед смертью (в сочетании с биологической опасностью, исходящей от разлагающегося трупа) персонифицировался в самом умершем поэтому погребальные обычаи преследовали цель изолировать умершего и с ним — вредоносное воздействия смерти; одновременно; однако, существовала и противоположная тенденция — сохранить умершего вблизи живых, чтобы не нарушать целостность коллектива. Отсюда — древнейшие обычаи погребения (изоляции) на поселениях. В жилищах или специальных домах мёртвых, позднее—в некрополя! (городах мёртвых) вблизи поселение. Соответственно амбивалентным было и отношение к умершему с одной стороны, его почитали как предка благодетеля, с другой — боялись как вредоносного мертвеца или духа, обитающего вблизи живых. Представления о наделённых сверхъестественной силой «живых мертвецах», выходящих из могилы, нападающих на людей, приносящих болезни и смерть присутствуют в мифологии и фольклоре многих народов. «Живых мертвецов» стремились умертвить вновь, связать ж т. п., духов — отпугнуть шумом на похоронах, запутать дорогу в мир живых. Но самым действенным способом устранения вредоносных свойств покойника при сохранении связи с ним как с духом покровителем считалось отправление его в 3агробном мире.

Вход в 3агробном мир охранялся стражами чудовищными псами. Нечестивцам грозила окончательная смерть или участь скитальца, лишён-ного загробного пристанища.

3агробном мир, несмотря на разнообразие идей, относительно его местонахождения, обычно вписывался в общую мифологическую картину мира как далёкий иной мир, противостоящий «своему» миру живых. При этом его размещение в горизонтальном пространстве соотносилось с вертикальной моделью мира, расчленяющей космос на небо, землю и преисподнюю. Картины 3агробного мира могут целиком копировать реальный мир с селениями, где умершие живут родовыми общинами, охотятся, женятся, иногда даже производят потомство и т. д. — в мифах воспроизводится даже ландшафт, окружающий общину в этом мире. Духи не бессмертны, но в 3агробном мире им отводится обычно более длительный жизненный срок, чем на земле по истечении этого срока духи умирают окончательно или возрождаются на земле в живых существах. Духи предков существуют в 3агробном мире, пока их чтут потомки.

Греческая мифология

Доолимпийский период.

Процесс жизни воспринимается первобытным соединением в беспорядочно – нагроможденном виде, окружающие материализуется, одушевляется, населяется какими – то непонятными слепыми силами Земли с составляющимся её предметами представляется первобытному сознанию живой, одушевлённой, всё из себя производящей и всё собой питающей, включая небо, которое она тоже рождает из себя. Как женщина является главой рода, матерью, кормилицей и воспитательницей в период матриархата, так и земли понимаются, как источник всего мира, богов, демонов, людей. На раннем этапе т. е. на стадии собирательно – охотничьего хозяйства, сознание ограничено чувствительным восприятием – это есть фетиш, а мифология – это фетишизм. Древней человек понимал фетиш, как средоточие магической, демонической, живой силы. А так как весь предметной мир представлялся одушевлённым, то магической силой наделялся весь мир и демоническое существо не как не отделялось от предмета, в котором оно обитало. По мере развития производящего хозяйства человек интересуется вопросами производства вещей, их составом, их смыслом и принципами их строения. Тогда – то человек научился отделять «идею» вещи от самой вещи, а так как вещами являлись фетиши, т. е. отделять магическую силу демона от самой вещи – так совершился переход к анимизму.

Первоначально анимизм связан с представлением о демонизме, как о некой силе, злой или благодетельной, определяющей судьбу человека. Это есть мгновенно возникающая и мгновенно уходящая страшная и роковая сила, о которой человек не имеет никакого представления, которую нельзя назвать по имени и с которой нельзя вступать ни в какое общение, так как этот демон ещё не имеет никакой фигуры и никакого лица, никакого вообще очертания. Демон – это первоначально та действующая сила, о которой человеку нечего не известно, его законченного образа ещё не существует, но он уже не является фетишем (Сфинкс, кентавры, сирены).

Олимпийский период

В мифологии этого периода, связанного с переходом к патриархату, появляются герои, которые расправляются с чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека.

Вместо мелких богов и демонов появляется один главный, верховный бог Зевс. Богами патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся мудростью, красотой и художественно-конструктивной деятельностью. Гермес из прежнего примитивного божества превратился в покровителя всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю, он водит по дорогам земли и даже сопровождает души в загробный мир. Не только боги и герои, но и вся жизнь получила в мифах совершенно новое оформление. Прежде всего, преображается вся природа, которая раньше была наполнена страшными и непонятными для человека силами.

Всем правил Зевс, и все стихийные силы оказались в его руках. Прежде он сам был и ужасным громом, и ослепительной молнией, не было никакого божества, к кому можно было бы обратиться за помощью против него. Теперь же гром и молния, равно как и вся атмосфера, стали не больше как атрибутами Зевса. Греки стали представлять, что от разумной воли Зевса зависит, когда и для каких целей пользуется он своим Перуном. Характерно окружение Зевса на Олимпе. Около него Ника (“победа”) — уже не страшный и непобедимый демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является только символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше тоже ничем не отличалась от земли и была страшным законом её стихийных и беспорядочных действий. Теперь она воспринимается как богиня права и справедливости, богиня правопорядка, находящаяся возле Зевса как символ его благоустроенного царства. Рядом с Зевсом также и Геба — символ вечной юности, и мальчик-виночерпий Ганимед, некогда похищенный с земли Зевсом-орлом.

Поздний героизм.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.