|
Коррекция занятий по результатам контроля и самоконтроляЭффективность физического воспитания в значительной мере обусловлена возможностью определять и корректировать средства и методы педагогического воздействия на занимающихся в соответствии с объективной информацией об их физическом состоянии. Коррекция (исправление, направление) непосредственно связана с управлением процессом физического воспитания. Характеристика уровней физического состояния и программ занятий физическими упражнениями представляют план действий, который должен корректироваться с учетом фактических изменений, происходящих в организме занимающихся. Коррекция занятий по результатам контроля и самоконтроля осуществляется с учетом индивидуальных особенностей адаптационных реакций организма, которые проявляются в неспецифической резистентности к условиям окружающей среды. В программах по физическому воспитанию рекомендуется следующее соотношение средств: силовой направленности — 30—35%, на выносливость — 20—25%, скоростной и скоростно-силовой направленности — 20—25%, профилактико-оздоровительной — 10—15%, на гибкость — 5—10%. Неадекватность программы проявляется в несоответствии фактических величин контролируемых показателей запланированным. Эти величины могут быть ниже запланированных (ЧСС после выполнения бега на выносливость — 120 вместо 140 уд/мин), что препятствует решению поставленных задач и приводит к отсутствию тренирующего эффекта при развитии физических качеств и выше запланированных, что может привести к функциональным расстройствам и срыву адаптации. Полученная информация требует принятия решения о коррекции программы, которая включает педагогические и организационные действия. Регулирование физической нагрузки на занятии осуществляется изменением объема и интенсивности, которые находятся в обратной зависимости. Педагогические действия по коррекции программы связаны с использованием параметров физических упражнений как фактора, регулирующего нагрузку. Текущая коррекция программы занятий осуществляется по результатам контроля восстановления функции организма после предыдущего занятия, после серии занятий или вынужденного перерыва в занятиях, связанных с болезнью. При трех-, четырехразовых занятиях в неделю «след» от предыдущего занятия по среднему объему и интенсивности нагрузкой сохраняется на протяжении 48 — 62 часов, а восстановление наступает в течение 24 часов. Если нагрузка была большой по объему, то восстановление может проходить дольше, и следующее занятие попадает в стадию недовосстановления, что требует снижения нагрузки на занятии, введение рекреационных мероприятий. После заболевания в зависимости от нозологии и длительности протекания возобновление занятий осуществляется согласно рекомендациям врача, и нагрузка снижается на 30-40%. Коррекция программ занятий осуществляется по завершении этапа подготовки, о чем свидетельствует достижение модельной характеристики более высокого уровня физического состояния, с учетом индивидуальных адаптационных реакций организма занимающихся.
Дневник самоконтроля При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья. Наиболее удобная форма самоконтроля, используемая спортсменами — это ведение специального дневника. Дневник самоконтроля служит для учета самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей физической подготовленности, функциональных проб и контрольных испытаний, выполнения недельного двигательного режима. Дневниковые записи позволяют с очень высокой степенью объективности судить о физическом состоянии и физическом развитии. В дневнике фиксируется как объективные, так и субъективные показатели самоконтроля (Таблица 4.6).
Т а б л и ц а 4.6 — Дневник самоконтроля
Основное место в программе систематического самоконтроля и дневниковых записей занимают оценка и фиксирование субъективных ощущений и впечатлений. Важным показателем, отражающим психическое состояние занимающегося, является настроение и самочувствие. Они могут быть оценены как «хорошее», «удовлетворительное» и «плохое»; при этом фиксируется характер необычных ощущений. Необходимо стремиться к тому, чтобы занятия всегда доставляли удовольствие. Сон оценивается по продолжительности и глубине, отмечаются его нарушения (беспокойный сон, бессонница, недосыпание и др.). В дневнике указывается продолжительность сна и его качество — «глубокий», «спокойный», «беспокойный», «прерывистый», а также характер засыпания. В дневнике отмечается аппетит («хороший», «повышенный», «плохой»), случаи повышения жажды. Масса тела определяется занимающимися периодически (1 — 2 раза в месяц) утром натощак, на одних и тех же весах, в одной и той же одежде. В первом периоде тренировки масса тела обычно снижается, затем стабилизируется и в дальнейшем за счет прироста мышечной массы несколько увеличивается. При резком снижении массы тела следует обратиться к врачу. Работоспособность записывается в дневник как «хорошая», «пониженная», «обычная». В дневнике самоконтроля также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. Болевые ощущения фиксируются по месту их локализации, характеру и силе проявления. В дневнике отмечаются субъективные признания (головная боль, головокружение), которые появляются в связи с выполнением физических упражнений. Регулярное ведение дневника дает возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии. Дневник самоконтроля позволяет правильно строить тренировки и добиваться хороших результатов. При этом следует помнить, что самоконтроль не заменяет, а лишь дополняет врачебный контроль.
Паспорт здоровья
С целью привлечения студентов СМГ к контролю за собственным здоровьем рекомендуется ведение паспорта здоровья. Паспорт здоровья предназначен для постоянного контроля за физическим состоянием организма и выдачи рекомендаций по двигательной активности с учётом отклонений от нормы жизненно важных физиологических показателей и под диагноз. Паспорт здоровья состоит из шести разделов. Первый раздел «общие сведения» заполняется по данным анамнеза учётной медицинской карточки студента и дополняется информацией о некоторых показателях, отражающих факторы риска. Второй раздел «алгоритм расчета функционального состояния организма» включает изложение необходимых обследований в течение учебного года. Здесь предлагается ряд формул для расчета отдельных показателей физического состояния организма, куда входят показатели функционального состояния (таблица 4.7), физического развития, физической подготовленности (таблица 4.8), физической и умственной работоспособности обследуемых лиц.
Т а б л и ц а 4.7 — Показатели физического состояния
Т а б л и ц а 4.8 — Показатели физической подготовленности
В разделе «таблицы оценок физического состояния организма» содержится материал для оценки уровня физического состояния организма. В таблице 4.9 представлены числовые значения каждого исследуемого параметра, отражающего статус здорового организма. Оценка показателей физического состояния испытываемого проводится путем сравнения фактических величин с экспертными величинами для соответствующих половозрастных групп студентов.
Т а б л и ц а 4.9 — Интегральная оценка уровня физического состояния
Раздел «Рекомендации по двигательному режиму»состоит из таблицы направленности упражнений в зависимости от отклонений отдельных показателей от наиболее характерных величин для вашего пола и возраста. Особое внимание уделяется наиболее отстающим от нормы показателям функционального состояния, физического развития. Раздел «протоколы этапного обследования» содержит исходные величины отдельных показателей, протоколы динамики этих показателей, и на основании расчётов по формулам, разработанным узкими специалистами медицинского профиля, выявляются уровень функций отдельных показателей и коэффициент эффективности учебного процесса относительно исходного уровня (первого обследования в начале учебного года). Раздел «протоколы текущего обследования» состоит только из показателей функционального состояния, результаты которых вносятся в конце каждой недели. Ведение паспорта здоровья следует рассматривать как профилактическое обследование всех студентов, особенно отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Накопленные за годы данные окажутся полезными самим испытуемым, педагогам, врачам для оценки эффективности оздоровительных мероприятий и многих других целей. По этим данным можно выявить отношение студента к собственному здоровью, оценить влияние разнонаправленных физических нагрузок. А здоровье — это вершина, на которую каждый человек должен взобраться сам.
Вопросы для самоконтроля
Г Л А В А 5 ОСНОВЫ МЕТОДИКИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
5.1 Задачи, формы самостоятельных занятий, методика их применения. 5.2 Принципы дозирования физической нагрузки. 5.3 Содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями. 5.4 Составление индивидуальных комплексов упражнений. 5.5 Домашние задания по физической культуре.
Ключевые слова и понятия Ключевые понятия: Самостоятельные занятия физическими упражнениями Педагогическая технология Физическая нагрузка Двигательная активность Самоконтроль Основные понятия Здоровье — динамическое состояние физического, духовного и социального благополучия, обеспечивающее полноценное выполнение человеком трудовых, психических и биологических функций при максимальной продолжительности жизни. Понятие "практически здоров" означает, что наблюдающиеся в организме некоторые отклонения от нормы не отражаются существенно на самочувствии и работоспособности. Психическое здоровье — состояние душевного благополучия, которое характеризуется отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивает адекватно окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности. Трудоспособность — способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками. Образ жизни — нормы индивидуальной и групповой жизнедеятельности, типичные для конкретных социальных и биологических условий. Проявляется как единство социальных, биологических и индивидуально неповторимых особенностей поведения, мышления, общения, быта, общественной и трудовой деятельности. Подвижен и изменчив. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — основан на нравственных и культурных нормах и ценностях образа жизни, характеризующийся укреплением здоровья. Основными его элементами доя студентов выступают: мотивация и культура учебного труда, межличностного общения и поведения в коллективе; самоуправление и самоорганизация; сексуальное поведение; организация режимов питания, сна, пребывания на воздухе, индивидуально целесообразного режима двигательной активности; выполнение санитарно-гигиенических требований, закаливающих процедур; преодоление вредных привычек; содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность. Самостоятельные занятия — система организации занятий физическими упражнениями, обусловленная задачами и их содержанием, необходимым для жизнедеятельности человека. Психофизиологическое воздействие спортивной тренировки обусловлено комплексной реакцией организма человека на физические нагрузки, которые являются необходимой составляющей ЗОЖ. Градация интенсивности физических нагрузок. В зависимости от лучших индивидуальных результатов студентов можно определять и использовать на занятиях различные уровни интенсивности физической нагрузки. Энергозатраты при физической нагрузке разной интенсивности. Энергетические затраты организма при выполнении различных физических упражнений определяют критерий интенсивности физической нагрузки. Оценка интенсивности по энергозатратам выполненной физической работы определяется с учетом ЧСС по соответствующей формуле.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ План
· Интенсивность и рациональность физической нагрузки. · Медико-биологические средства восстановления после занятий. · Формирование мотивов для целенаправленных самостоятельных занятий физической культурой. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|