|
Определение уровня физического здоровья
Определение уровня физического здоровья можно провести методами, используемыми в практике физического воспитания. Рассмотрим два из них: интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения (АПСК) и методикуопределения уровня физического здоровья по трем основным критериям, характеризующим здоровье. Из многочисленного количества показателей и тестов, предлагаемых для оценки уровня здоровья, наиболее приемлемым для практического использования представляется индекс функциональных изменений (ИФИ) системы кровообращения, или интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения. ИФИ рассчитывается без проведения нагрузочных тестов, при этом позволяет дать количественную оценку уровня здоровья. Интегральная оценка адаптивного потенциала системы кровообращения рассчитывается по формуле:
где ЧСС — пульс (уд/мин), СД и ДД — систолическое и диастолическое давление (мм. рт. ст.), В — возраст, полных лет, Мm — масса тела (кг), L — длина (м). В норме величина ИФИ находится в пределах от 1,5 до 4,5 условных баллов и обратно пропорциональна адаптационному потенциалу, т. е. чем выше адаптационные возможности системы кровообращения, тем меньше значение ИФИ. По величине ИФИ производится оценка функционального состояния с выделением четырех групп (таблица 4.1).
Т а б л и ц а 4.1 — Оценка АПСК по величине ИФИ (по Р. М. Баевскому, 1979 г.)
Дляопределения уровня физического здоровья по трем основным критериям на первом этапе необходимо определить степень своей физической подготовленности по результату 12-минутного теста К.Купера и данных таблицы 4.2. Т а б л и ц а 4.2 — 12-минутный тест (по К. Куперу), для возрастной группы 20—29 лет
На следующем этапе провидится количественная оценка своего здоровья по трем критериям, представленным в таблице 4.3.
Т а б л и ц а 4. 3 — Критерии здоровья и их оценка
Определить степень своего здоровья можно по количеству баллов набранных в результате количественной оценки. Если в результате тестов набираются не более одного балла, человек относится к первой степени здоровья и ему рекомендуется поддерживать собственное здоровье на прежнем уровне. Если набираются не более трех баллов, определяется вторая степень здоровья с необходимой консультацией специалиста; более трех баллов — третья степень с рекомендацией углубленного медицинского обследования и получения соответствующих рекомендаций. Существует отчётливая зависимость между приведенными критериями здоровья и продолжительностью жизни, а в частности, активной деятельности. Следует отметить, что все люди, прожившие более 90 лет, имели по указанной классификации первую степень здоровья [2007, с. 193].
Оценка физического развития и физической Подготовленности Физическое развитие выступает ведущим фактором, определяющим гармоничное развитие человека, поэтому при проведении самоконтроля важно владеть методами его оценки. Оценка физического развития основывается на измерении морфологических параметров, антропометрических показателей, функциональных показателей и двигательных способностей человека. С помощью наружного осмотра можно определить тип телосложения, осанку, состояние опорно-двигательного аппарата; форма и объем грудной клетки, свидетельствующие о здоровье органов респираторной системы; изменение формы стопы, обусловленное опущением ее сводов, т. е. степень плоскостопия. Дополняют данные наружного осмотра антропометрические измерения: рост (длину тела), вес, окружность грудной клетки, жизненную емкость легких, динамометрия, спирометрия. По антропометрическим данным можно сделать оценку физического развития методом индексов. Еще один способ оценки физического состояния — использование нонограмм.На рисунке 4.1 показана нонограмма определения жизненной емкости легких в зависимости от роста, возраста и пола. Соединив точки, обозначающие возраст и рост линией, получим место пересечения, которое означает должную для данного возраста жизненную емкость легких. Р и с у н о к 4.1 — Нонограмма для определения должной жизненной емкости легких в зависимости от пола, возраста и роста (по Сорисону)
Для оценки физической подготовленности применяют тестирование — принятие контрольных нормативов. Для комплексной оценки физической подготовленности (уровня развития физических качеств) студентов в РБ применяют вариант, в котором при постоянном количестве тестов оценивают изменения по каждому из тестов, характеризующему отдельные стороны подготовленности. Как правило, эти тесты прошли испытание на валидность и могут быть рекомендованы для контроля уровня развития физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости). Тестирование студентов основного и подготовительного отделений проводится по шести тестам программы с помощью контрольных упражнений представленных в таблице 4.4.
Т а б л и ц а 4.4 — Тесты для определения уровня ОФП
Далее определяют уровень физической подготовленности (низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий) по каждому тесту (таблица 4.5). Т а б л и ц а 4.5 — Оценка уровня физической подготовленности
Данные тестирования уровня физической подготовленности в период обучения в вузе позволяет проследить 4-летнюю динамику двигательных способностей каждого студента, и используются для индивидуализации и коррекции содержания образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура». Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|