Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Структура дефицита государственного бюджета семи индустриально развитых стран в 1996—1998 гг.17





  Страна Дефицит государственного бюджета, % от ВВП, по годам
структурный циклический общий
                 
США 1,4 1,4 1,5 0,2 –0,3 –0,3 1,6 1,1 1,2
Япония 3,1 1,8 1,0 1,3 1,3 1,3 4,4 3,1 2,3
Германия 3,1 2,6 2,3 0,7 0,6 0,4 3,8 3,2 2,7
Франция 2,6 1,9 2,1 1,6 1,3 0,9 4,2 3,2 3,0
Италия 6,1 2,4 3,0 0,6 0,8 0,8 6,7 3,2 3,8
Англия 3,6 2,4 1,7 0,8 0,4 0,1 4,4 2,8 1,8
Канада 0,5 –0,7 –1,1 1,3 0,9 0,6 1,8 0,2 –0,5

 

Структурный дефицит является следствием экспансионистской экономической политики государства, а циклический — действия встроенных стабилизаторов. Поэтому по размеру наблюдаемого дефицита государственного бюджета нельзя судить о том, насколько активно государство проводит фискальную политику. В некоторых случаях во время спада дефицит государственного бюджета можно уменьшить не сокращая, а увеличивая расходы государства. Например, если мультипликатор автономных расходов равен 5, а ставка подоходного налога Ty = 0,25, то при увеличении государственных расходов на D G налоговые поступления возрастут на D yTy = 0,25×5D G = 1,25D G.

Рост реального национального дохода, наряду с избытком государственного бюджета, уменьшает тяжесть обязательств по обслуживанию государственного долга.

Для обоснования этого положения обозначим долю государственного долга в националь­ном доходе . Тогда

 

. (11.13)

 

Приращение государственного долга () за период равно текущему размеру бюджетного дефицита, который разлагается на первичный дефицит и сумму выплат процентов по государственному долгу

 

= P (GT) + iD.

 

 

Поэтому уменьшаемое в правой части равенства (11.13) равно

 

(11.14)

 

С учетом равенства (11.14) приращение доли государственного долга в национальном доходе предстает в виде

 

. (11.15)

 

Из выражения (11.15) следует, что доля государственного долга в национальном доходе уменьшается в двух случаях: когда образовывается первичный бюджетный избыток (G < T) и когда темп прироста реального национального дохода превышает реальную ставку процента. Ниже это правило проиллюстрировано статистическими данными экономики США:

 

Годы        
Номинальная ставка процента (трехмесячная)…………………………….. Инфляция, % ……………………………… Реальная ставка процента………………… Прирост ВВП, % …………………………. Долг, % ВВП ………………………………   5,4 2,9 2,5 3,7 61,3   5,6 2,3 3,3 4,5 59,1   5,5 1,6 3,9 4,3 56,3   5,4 2,2 3,2 3,9 52,5

Обозначим годовой темп прироста реального национального дохода n; тогда yt = y 0(1 + n) t. При заданной доле бюджетного дефицита в национальном доходе q º d/ y в году Т сумма государственного долга будет

,

а ее доля в национальном доходе

.

 

При d = 0,03 и g = 0,6 получаем: n = 0,0526, т.е. страна с предельными значениями нормативов, принятых в Европейском союзе, должна иметь 5,26 % прироста реального национального дохода.

 

Краткие выводы

 

Под стабилизационной политикой государства понимается система экономических мероприятий правительства, направленных на сдерживание роста безработицы и инфляции, стимулирование экономического роста, обеспечение сбалансированности платежного баланса страны. В зависимости от состояния экономической конъюнктуры цели стабилизационной политики оказываются в отношениях взаимодополняемости, взаимозаменяемости или нейтральности; это предопределяет тактику стабилизационной политики в конкретной ситуации.

По набору используемых мероприятий стабилизационную политику принято делить на фискальную, кредитно-денежную и комбинированную. Фискальная политика сводится к воздействию на экономическую конъюнктуру посредством манипулирования государственным бюджетом. Как правило, она сопровождается эффектом вытеснения, ведущим к перераспределению прав использования факторов производства от частного сектора к государству. Кредитно-денежной политикой называют регулирование экономической активности посредством изменения количества находящихся в обращении денег. Эффективность как фискальной, так и кредитно-денежной политики снижается в результате противодействия ценового механизма. Для преодоления этого противодействия используют комбинированную политику, основанную на совместном применении фискальных и денежных инструментов регулирования национального хозяйства. Наряду с мероприятиями фискальной и денежной политики, направленными на регулирование совокупного спроса, у правительства имеются возможности воздействовать на объем совокупного предложения, т.е. осуществлять политику предложения.

Между неоклассиками и кейнсианцами существуют расхождения при оценке возможностей и результатов стабилизационной политики государства.

Отрицательным последствием активной стабилизационной политики может стать увеличение размеров государственного долга. Большая доля государственного долга в национальном доходе ограничивает возможности правительства при проведении стабилизационной политики, определяя нижний предел ставок налога и процента и верхний предел непроцентных расходов государственного бюджета. Условием снижения доли государственного долга в национальном доходе является образование первичного бюджетного избытка и превышение темпа прироста национального дохода над уровнем реальной ставки процента.

 

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.