Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Комбинированная экономическая политика





 

Для регулирования экономической конъюнктуры государство может одновременно применять инструменты и фискальной, и денежной политики.

Версия «новых классиков». Для комплексного представления последствий стабилизационной политики государства в концепции новых классиков используется макроэкономическая модель, состоящая из двух дифференциальных уравнений – динамических функций совокупного спроса и совокупного предложения

 

 

где At – независимый от реальной кассы спрос на блага, включая государственные расходы; h и g – коэффициенты согласования размерности; v t и υ t – стохастические переменные с нулевым ожиданием, представляющие все неучтенные в модели случайные факторы сформирования совокупного спроса и предложения.

Благодаря гибкости цен правые части равенств (11.1) и (11.2) всегда равны друг другу.

В соответствии с концепцией рациональных ожиданий

 

 

Из системы уравнений (11.3) и (11.4) следует, что ожидаемое значение темпа инфляции формируется на основе намерений правительства:

 

(11.5)

 

Чтобы выделить факторы, отклоняющие фактические значения реального национального дохода и темпа инфляции от ожидаемых их значений, вычтем из равенства (11.1) равенство (11.3) и из равенства (11.2) равенство (11.4):

 

 

Приравняв правые части равенств (11.6) и (11.7) друг к другу и решив полученное равенство относительно p t, найдем равновесный темп инфляции

 

. (11.8)

 

Подставив значение в равенство (11.7) и учитывая равенство (11.4), определим равновесную величину национального дохода:

 

. (11. 9)

 

Из равенств (11.8) и (11.9) следует, что при отсутствии непредвиденных обстоятельств ( t = υ t = 0) и неожиданных мероприятий стабилизационной политики правительства (At = и ), фактический темп инфляции равен ожидаемому, а объем производства — величине национального дохода полной занятости. Любое непредвиденное событие, будь то экзогенные шоки технического прогресса или мероприятия экономической политики, отклоняют фактические значения от ожидаемых. При случайном повышении совокупного спроса ( t > 0) уровень цен повышается; в случае непредвиденного роста совокупного предложения (υ t > 0) темп инфляции снижается.

Когда государство не проводит активной стабилизационной политики (At = = 0, а потому и ), тогда величина национального дохода колеблется около значения национального дохода полной занятости, а уровень цен растет или понижается в зависимости от того, возникают ли экзогенные шоки на стороне спроса или предложения, и от того, положительные или отрицательные значения принимают параметры ω t и υ t.

Таким образом, из модели новых классиков следует, что текущая величина национального дохода отклоняется от своего значения при полной занятости по двум причинам: из-за случайных экзогенных шоков и вследствие непредвиденных мероприятий стабилизационной политики. Но каков бы ни был объем производства, благодаря гибкости цен совокупный спрос всегда равен совокупному предложению. Экономика всегда находится в равновесном состоянии, хотя величина национального дохода подвержена конъюнктурным колебаниям.

Пусть возник непредвиденный отрицательный шок предложения (υ t < 0; резкое повышение цен на энергоносители). Тогда в соответствии с равенствами (11.8) и (11.9) темп инфляции возрастет, а реальный национальный доход уменьшится. Если правительство для устранения возникшей стагфляции объявит о проведении экспансионистской стабилизационной политики ( и/или ) то, как следует из равенств (11.8) и (11.9), эффекта от нее не будет.

При антиципированной денежной политике () не только увеличение предложения денег, но и постоянное повышение темпа его роста не влияет на значения реальных экономических величин. В этом суть провозглашенной «новыми классиками» супернейтральности денег.

В соответствии с концепцией новых классиков только неантиципированные мероприятия экономической политики оказывают воздействие на реальный сектор. Но такая политика по определению долго продолжаться не может. Если правительство строит свою экономическую политику на «сюрпризах» (неожиданные денежные реформы, непредсказуемые изменения системы налогообложения, непредусмотренные переносы выплат по государственному долгу и пр.), то равновесие в конечном счете устанавливается при менее благоприятных условиях вследствие возникновения дополнительных общественных издержек (недоверие к отечественной валюте, уклонение от уплаты налогов, сужение кредитной сферы и пр.). При непредсказуемой денежной политике даже изменение относительных цен экономические субъекты принимают за изменение уровня цен и в результате парализуется аллокационная функция рынка.

Кейнсианская версия. Как можно было заметить в ходе анализа, проведенного в 11.1 и 11.2, в кейнсианской концепции уровень цен играет активную роль в процессе проведения мероприятий как фискальной, так и кредитно-денежной политики. При этом эффект изменения уровня цен действует в противоположном целям экономической политики направлении. В случае увеличения государственных закупок повышение уровня цен, снижая покупательную способность денег и повышая ставку процента, уменьшает спрос на инвестиционные блага со стороны бизнеса. Когда Центральный банк проводит мероприятия по сокращению номинального количества денег, снижение цен увеличивает реальные кассовые остатки. Поэтому для повышения конечной результативности регулирования рыночной экономики целесообразно сочетать мероприятия фискальной и кредитно-денежной политики: расширение государственных закупок на рынке благ согласовывать с мерами Центрального банка по увеличению ликвидности, а сокращение номинального количества денег – с ростом налогообложения или сокращением государственных расходов.

Рассмотрим последствия увеличения государственных закупок на рынке благ, финансируемых за счет увеличения задолженности государства Центральному банку при неполной занятости и наличии резервных производственных мощностей. Исходное состояние экономики представлено на рис. 11.14 сочетанием y 0, P 0, N 0, W 0, i 0.

Рис. 11.14.

Увеличение закупок государства сдвигает IS 0 в положение IS 1, перемещая одновременно кривую совокупного спроса в положение . Поскольку дополнительные государственные расходы финансируются посредством монетизации дополнительной задолженности государства, то увеличивается предложение денег; это отображается сдвигом кривой LM вправо до положения LM 2. Так как сдвиг кривой LM произошел вследствие роста номинального количества денег, то кривая совокупного спроса сдвинется еще дальше вправо до положения .

В целом дополнительные закупки государства, финансируемые за счет монетизации дефицита государственного бюджета, доводят величину эффективного спроса до y 3. При исходном уровне цен P 0 на рынке благ образуется дефицит в размере (y 3 y 0). Уровень цен начнет расти, стимулируя предложение и ограничивая спрос. Спрос сокращается в результате снижения реальных кассовых остатков и повышения ставки процента. В графическом представлении это отобразится сдвигом кривой LM влево до тех пор, пока растущий уровень цен не уравняет на рынке благ предложение с возросшим спросом: (LM 2 ® LM 1). Ставка процента возрастет до i 1, а совокупный спрос сократится с y 3 до y 2.

На рынке труда повышение уровня цен с P 0 до P 1 увеличивает спрос на труд так, что перемещается в положение . Если рост денежной зарплаты будет отставать от роста уровня цен, то, несмотря на сдвиг , занятость возрастет с N 0 до N 1, что позволяет довести совокупное предложение до y 2. В итоге новое равновесие в экономике восстанавливается при значениях y 2, P 2, N 1, W 1, i 2.

В результате комбинирования фискальной и кредитно-денежной политики удается уменьшить эффект вытеснения, но платой за это является больший рост уровня цен.

Политика предложения. До сих пор мы рассматривали такие мероприятия экономической политики государства, которые сдвигают кривую совокупного спроса. Однако государство способно воздействовать и на кривую совокупного предложения. Так, снижение налогов может повысить стимулы к интенсификации производства и росту частных инвестиций. Со временем это сместит кривую совокупного предложения вправо. Государство способствует росту совокупного предложения, участвуя в переподготовке рабочей силы и трудоустройстве безработных. В целях повышения эффективности национального хозяйства государство участвует в финансировании научных исследований и разработок. Повышению эффективности использования наличных производственных ресурсов служит государственная политика содействия конкуренции. Все это приводит к сдвигу кривой совокупного предложения вправо. Соответственно ограничения, налагаемые правительством на условия производства в целях охраны труда, защиты окружающей среды и обеспечения безопасности продукции, сдвигают кривую совокупного предложения влево, так как они ведут к повышению затрат производства. Наибольший результат достигается в тех случаях, когда есть возможность сочетать политику предложения со стимулированием эффективного спроса (рис. 11.15). При неизменном уровне цен обеспечен прирост национального дохода за счет политики предложения на (y 1y 0) и за счет стимулирования спроса на (y 2y 1).

рис. 11.15

Когда стабилизационная политика направлена на достижение одной или нескольких комплементарных целей, тогда и фискальная, и денежная политики могут быть однонаправленными (обе являются либо экспансионистскими, либо рестриктивными), благодаря чему эффективность их проведения взаимно усиливается. Но если требуется реализовать одновременно две цели, находящиеся в отношении субституции, то приходится сочетать экспансионистский вариант одной из политик с рестриктивным вариантом другой. В этом случае возможна взаимная нейтрализация мероприятий стабилизационной политики.

Пусть правительство планирует изменить величину реального национального дохода на D y *, а уровень цен – на D P * в состоянии, когда обе эти цели находятся в отношении субституции. В упрощенном виде зависимость между экзогенными (управляемыми) и эндогенными (целевыми) параметрами можно представить следующими линейными уравнениями:

 

; (11.10)

, (11.11)

 

где a, b, c, l, m, n – положительные коэффициенты; причем a > b, а n > m.

Уравнение (11.10) констатирует, что эффективный спрос (а следовательно, производимый национальный доход и занятость) растет при увеличении государственных расходов и количества находящихся в обращении денег; причем каждая дополнительная единица государственных расходов дает большее приращение национального дохода, чем каждая единица денежной эмиссии; повышение уровня цен снижает величину эффективного спроса

Уравнение (11.11) отражает факторы, обусловливающие повышение уровня цен: рост государственных расходов и количества денег увеличивает инфляционные ожидания и, как следствие, повышает уровень цен. При этом каждая дополнительная единица денег сильнее воздействует на уровень цен, чем единица государственных расходов. К повышению уровня цен ведет также рост национального дохода из-за увеличения предельных издержек производства.

Из системы уравнений (11.10)–(11.11) определяют необходимые для достижения намеченных целей приращения государственных расходов и денег[92]

 

 

Отсюда следует, что искомые величины существуют лишь тогда, когда an ¹ bm, т.е. когда управляемые переменные D G и D M линейно независимы.

Следовательно, для достижения одновременно нескольких экономических целей, находящихся в отношении субституции, необходимо использовать столько же независимых инструментов экономической политики, сколько преследуется целей. Этот вывод получил название правила Тинбергена [93].

Проблема распределения полномочий ( Assignment-Problem ). На практике, как правило, инструменты фискальной политики находятся в распоряжении одной правительственной инстанции (Министерства финансов), а инструменты денежной политики – в распоряжении другой (Центрального банка). В этом случае важно правильно распределить ответственность за реализацию каждой из поставленных целей стабилизационной политики.

Если Министерство финансов отвечает за поддержание на заданном уровне величины эффективного спроса (занятости), то оно определяет объем государственных расходов в соответствии с уравнением (11.10):

 

, (11.10а)

 

т.е. при каждом изменении предложения денег соответственно меняются государственные расходы.

Центральный банк для достижения намеченных целей поддерживает количество находящихся в обращении денег в соответствии с уравнением (11.11):

 

(11.11а)

 

Пример 11.1. Посредством комбинированной экономической политики государства планируется увеличить национальный доход на 200 ед. при повышении уровня цен на 8 %. Зависимость между управляемыми и целевыми параметрами характеризуется следующими коэффициентами: a = 5; b = 2,5; c = 10; m = 0,06; n = 0,08; l = 0,01, которые соответствуют правилу Тинбергена, т.е. an ¹ bm. В этом случае уравнение (11.10а), в соответствии с которым Министерство финансов определяет величину государственных расходов, имеет вид: D G = 56 – 0,5D M, а уравнение (11.11а), служащее руководством для денежной политики Центрального банка, предстает в виде D M = 75 – 0,75D G.

Допустим, что первый шаг в стимулировании экономической активности делает Центральный банк, увеличивая предложение денег на 70 ед. Тогда Министерство финансов для достижения намеченного роста национального дохода увеличит расходы бюджета на D G = 56 – 0,5×70 = 21. После этого Центральный банк заметит, что уровень цен выше намеченного. и сократит предложение денег: D M = 75 – 0,75×21 = 59,25. В результате эффективный спрос окажется меньше желаемого и МФ придется увеличить объем государственных расходов: D G = 50 – 0,5×59,25 = 26,4. В результате такой последовательности взаимодействия денежных властей установится равновесие при D G *= 29,6; D M *= 52,8, что обеспечивает достижение поставленных целей: 5×29,6 + 2,5×52,8 – 10×8 = 200 и 0,06×29,6 + 0,08×52,8 + 0,01×200 = 8.

Посмотрим, как развивались бы события, если бы Центральный банк стремился достичь намеченного уровня национального дохода, а МФ взялось за установление желаемого уровня цен. В этом случае ЦБ руководствовался бы уравнением (11.10а), записав его в виде: D M = 112 – 2D G, а МФ – уравнением (11.11а) в виде: D G = 100 – 1,33D M. В ответ на увеличение денег на D M = 70 Министерство финансов намечает расходы в объеме (100 – 1,33×70) = 6,67. При этом уровень цен будет соответствовать намеченному значению, но эффективный спрос ниже запланированного. Поэтому Центральный банк еще больше увеличивает денежную массу: D M = 112 – 2×6,67 = 86,67. Уровень цен перепрыгивает запланированный уровень, и Министерство финансов вынуждено сократить расходы ниже исходного уровня: (100 – 1,33×86,67) = –15,5. При таком взаимодействии Центрального банка и Министерства финансов экономика уходит все дальше от намеченных целей.

 

Результаты взаимодействия Министерства финансов и Центрального банка показаны на рис. 11.16. Уравнение (11.10а) представлено линией y*, а уравнение (11.11а) – линией P *; областям над этими линиями соответствуют сочетания D G и D M, при которых P > P * и y > y *, а ниже – P < P * и y < y *. Точка пересечения линий y* и P* указывает на сочетание D М и D G, обеспечивающее одновременное достижение обоих намеченных целей экономической политики.

Пусть исходное состояние экономики характеризуется точкой a на рис. 11.16. Поскольку она находится на линии P *, то Центральному банку не нужно воздействовать на экономическую конъюнктуру. Но так как точка a находится ниже линии y* (равенство (11.11) не выполняется), то Министерство финансов должно увеличить государственные расходы. Приращение государственных закупок на величину ab обеспечить желаемый объем эффективного спроса, но уровень цен оказывается выше намеченного предела (точка b лежит выше линии P*). Для восстановления желаемого уровня цен Центральный банк сократит предложение денег на величину bc. Поскольку в результате этого снизится эффективный спрос (точка c ниже линии y *), то необходимо в очередной раз увеличить государственные расходы на cd. Так в результате стремления каждого из ведомств к достижению поставленной перед ним цели в экономике сложится желаемая конъюнктура, представленная на рис. 11.16 точкой e.

рис. 11.16

По другому складывалась бы экономическая конъюнктура, если бы Центральный банк отвечал за величину эффективного спроса, а Министерство финансов – за рост уровня цен. Чтобы в состоянии экономики, представленной точкой a (уровень цен соответствует намеченному значению, а эффективный спрос меньше желаемого), за счет денежной политики довести доход до y *, необходимо увеличить предложение денег на ah. В результате возникнет конъюнктура, представленная точкой h, при которой y = y *, но P > P *. Для снижения уровня цен нужно сократить государственные расходы, это еще более отдалит экономику от поставленных целей.

Таким образом, каждый инструмент экономической политики должен использоваться для достижения той цели, на которую он сильней действует. Этот вывод называется правилом Манделла [94]. Поскольку в рассматриваемом примере a > b и n > m, то фискальная политика должна использоваться для достижения запланированной величины эффективного спроса, а деятельность Центрального банка – на поддержание желаемого уровня цен.

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.