Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Полезность и предельная полезность. Различные точки зрения по поводу предельной полезности.





Важнейшей характеристикой товара является его потребительская и меновая стоимость. Эти категории введены в научный оборот много столетий назад. Большинство экономистов отличают различия этих понятий. Полезность вещи – ее свойство, благодаря которому она удовлетворяет ту или иную потребность человека делают эту вещь потребительской стоимостью, она может удовлетворять потребности как непосредственно, так и служить средством для производства благ. Потребительская стоимость имеет многие блага, не созданные трудом человека, например, вода, плоды дикорастущих растений и др. Однако, не всякая вещь имеющая потребительскую стоимость будет являться товаром. Для этого она должна быть предназначена для обмена.

Меновая стоимость – это количественное отношение, в котором потребительская стоимость одного рода обменивается на потребительскую стоимость другого рода. Поскольку без рыночных оценок покупателя невозможно выявить полезный эффект продукта, то и стоимость (ценность) является прежде всего категорией обмена. Можно сказать, что цена есть объективный результат столкновения субъективных интересов покупателей и продавцов.

Полезность и предельная полезность.

Полезностью называется удовлетворение, которое человек получает от потребления товара или услуги. Различают общую и предельную полезность.

Общая полезность – удовлетворение, получаемое от набора единиц товара.

Предельная полезность – прирост общей полезности товара от увеличения объема его потребления на одну единицу.

По мере того, как количество потребляемых товаров растет, предельная полезность любой дополнительной единицы этого товара уменьшается. В этом суть закона предельной полезности, лежащего в основе общего закона спроса.

Предельная полезность отражает степень настоятельности потребностей. Потребитель приобретает товар ради его потребительской стоимости только потому что он обладает полезностью и необходим для удовлетворения его потребностей.

Стоимость товара определяется предельной полезностью, а не общей. Предельная полезность зависит от напряженности потребностей и запроса данного блага. При любой покупке потребитель соизмеряет причем часто неосознанно свой потребительский бюджет, цену товаров и желание его иметь. При этом последний фактор не только количественно неизмерим, но и иногда не осознается показателем до момента приобретения товара. При выборе товара играет роль не только предварительная информация о нем, но и его внешний вид, упаковка, реклама, советы продавца – в конечном итоге все это и определяет выбор покупателя, т.к. данные факторы формируют представление покупателя о потребительской полезности этого товара.

Данной понятие отражает социально-психологическое восприятие товара любым покупателем, часто не связанное с объективной физиологической полезностью этого товара.

Не смотря на безграничность потребности, большая часть потребителей насыщается, удовлетворяется по мере того, как данное благо используется. Переход от неполного удовлетворения к полному происходит через определенные ступени. Однако если напряженность потребности падает по мере ее удовлетворения, то и полезность блага также должна падать по мере увеличения его потребления.

Потребитель располагает свои потребности в соответствии со своими предпочтениями и старается приобрести на ограниченной доход такой набор товаров, который позволил бы в максимальной степени удовлетворять свои потребности. Это достигается лишь при соблюдении правила максимальной полезности, приобретаемых товаров и услуг в расчете на 1 денежную единицу оказывается одинаковыми.

Следует отметить, что попытки измерить предельную полезность пока безуспешны. Одни экономисты – кардинолисты (А.Маршалл, У.Джевонс, Д.Робертсон) вводят с целью оценки предельной полезности условную единицу «ютиль».

Пример: покупают 9 ед. товара. Общая полезность составляет U9. Если он приобретет 10ую ед. товара, тогда общая полезность составит U10. А предельная полезность 10ой ед. составит:

Другие кономисты – ординалисты (В.Паретто, Дж.Хикс) полагали, что предельная полезность является чисто субъективной категорией. Ее невозможно измерить количественно и ввели понятие ординальной, т.е. порядковой полезности. С ее помощью можно выяснить уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребности, но нельзя определить саму степень удовлетворения. Такой подход дает возможность установить предпочтения одних колебаний товаров над другими.


43.Условия потребительского равновесия…

Приобретая те или иные блага, покупатель тратит различное количество денег, т.к. любой из товаров имеет свою рыночную цену. Если разделить предельную полезность соответствующего блага на его цену, тогда будет получена взвешенная предельная полезность. Любой потребитель расширяет отдельные виды потребления до тех пор, пока предельные полезности не оказываются пропорциональны ценам или не оказываются равными взвешенные предельные полезности. Условие потребительского равновесия можно представить в следующем виде:

где MU1,…, MUn – предельная полезность соответствующего товара; P1,…,Pn – цена единицы данного товара.

Уменьшение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки потребительской полезности единицы этого товара по мере того, как увеличивается количество приобретенных единиц данного товара. Так, если бы потребитель использовал только два блага X и Y, тогда предельная полезность блага единицы блага X следовало бы оценивать количеством блага Y, от которого потребитель должен отказаться ради приобретения единицы блага X. Но т.к. рынок предлагает разнообразие товаров, тогда необходимо видоизменить оценку и определить от скольких единиц других благ готов отказаться покупатель ради приобретения одной дополнительной единицы блага X. В итоге для оценки предельной оценки предельной полезности X необходимо выяснить, какую цену готов заплатить потребитель за эту единицу блага X. Þ Принцип максимальной предельной полезности: любое домохозяйство, приобретая набор товаров, должно распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар была бы одинаковой.

Пусть предельная полезность блага X и Y, соответственно – MUx, MUy; а цену – Px, Py, то можно записать:

Это уравнение характеризует условие равновесия спроса отдельного покупателя. Правая часть уравнения характеризуется соотношением цен двух товаров, а левая – их предельной полезностью, но цены товаров не зависят от покупателей, поскольку устанавливаются рынком. Левая же часть этого уравнения отражает субъективную оценку покупателей, а это подвластно их контролю. Если доходы покупателей, как и цены товаров неизменны, тогда это равенство будет нарушено. Если Px будет падать, то выражение примет вид:

для любых товаров Y.

Чтобы добиться равновесия домохозяйства будут стремиться приобрести больше товаров X, а это приведет к уменьшению MUx. Предельная полезность товара X будет уменьшаться до тех пор пока вновь не будет выполняться равенство.

Предельная норма замещения одного товара другим и означает от какого количества этого товара потребитель готов отказаться в обмен на получение одной единицы другого товара с тем, чтобы общая полезность осталась неизменной.

Пример: так если доход потребителя 12000$. Pa = 2000$, Pb = 1000$, тогда его реальный доход выражается в количестве единиц товара: 6Pa, 12Pb. Если на этот доход он приобретает 2 товара, тогда в условиях равновесия он купит 4 ед. одного и 4 ед. другого товара: 8/2 = 4/1.

Снижение цены какого-то товара при условии, что цены на другие товары останутся неизменными, увеличат спрос на этот товар для всех потребителей. Этим и объясняется падающая характеристика кривой спроса.

Бюджетная линия.

Метод исследования потребительского спроса с помощью кривых безразличия был предложен итальянским ученым Паретто, а затем дополнен английским ученым Хиксом. В основе метода лежит геометрическое совмещение двух кривых – бюджетной линии и кривой безразличия.

Бюджетная линия.

Прямая линия с отрицательным наклоном, графически отображает множество наборов из 2ух или групп продуктов, требующих одинаковых затарат на приобретение.

Пример: пусть домохозяйство располагает месячным потребительским бюджетом 2400$. Эти деньги оно должно распределить на приобретение необходимых товаров: продуктов питания, одежды, обуви и т.д. Предположим, что выбор делается между одеждой и продуктом питания. При этом доход семьи не меняется. Пусть цена одежды – 240$, цена продукта питания – 60$. Ясно, что при месячном доходе = 2000$ семья сможет пиобрести 10 единиц одежды и ни одной единицы продукта питания, либо 40 единиц продуктов питания или 5 ед. одежды – 20 ед. продуктов питания. Если перенести эту информацию на график и соединить полученные точки на осях прямой линией, тогда получим прямую, которую будем называть бюджетной линией.

Каждая точка прямой показывает, какое количество единиц одежды или продуктов питания может приобрести семья, исходя из своего потребительского бюджета. Для любых точек координатной плоскости, расположенных ниже бюджетной линии

Например, l и k те или иные сочетания единиц одежды или продуктов питания достижимы, если домохозяйство будет тратить для их приобретения сумму, меньше своего потребительского бюджета. Для всех точек выше этой прямой, например m, соответствует сочетание продуктов, которые смогут приобретаться семьей, если она будет располагать доходом ³ 2400 в месяц. Вопрос: как повлияет на бюджетную линию изменение дохода семьи? Предположим, он составит 1920 ед. в месяц. В этом случае домохозяйство сможет приобрести лишь 8 единиц одежды и ни одного продукта питания, или 32 продуктов питания и ни одного экземпляра одежды.

Линия CD будет являться новой бюджетной линией, т.е. уменьшение дохода при условии, что цена на товар неизменна, будет приводить к смещению бюджетной линии вниз. Если доход семьи возрастет, тогда бюджетная линия сместится вверх. Если цена на товар будет изменяться пропорционально, т.е. увеличиваться или снижаться в одно и то же количество раз, тогда бюджетная линия будет параллельно перемещаться, при росте цены вниз, при падении – вниз. Если цена на товар и доход семьи параллельно возрастут, тогда положение бюджетной линии не изменится. Такая ситуация может иметь место в условиях инфляции, когда инфляция растет цена сопровождается соответствующей индексацией дохода.

Представляет интерес то, как будет меняться положение бюджетной линии, если цена на товары станут меняться не пропорционально, а по отношению друг к другу. Потребителю важно знать не только абсолютное значение цены товара, но и ее относительное значение в сравнении с ценами на другие товары. Если, например, продукты питания стали дешевле, тогда при каждой величине единицы одежды, семья сможет приобрести больше продуктов питания и бюджетная линия примет вид AE. Если они станут относительно дороже, тогда семья сократит их покупки при всех значениях количества единиц одежды, т.е. бюджетная линия примет вид AF. Изменение относительной цены товара приводит к изменению наклона бюджетной линии. Бюджетная линия определяет возможности потребителя, ограничивает его потребительским бюджетом.


Кривая безразличия.

Изучая спрос на рынке, необходимо учитывать не только то, что потребитель может купить, но и что он желает приобрести. Располагая доходом в 2400 руб. домохозяйство может распределить эти деньги так, как оно само хочет это сделать. Желание приобрести то или иное количество товаров отражает предпочтение покупателей, которое можно исследовать с помощью кривой безразличия.

Набор вариантов потребительского выбора, любой из которых обладает одинаковой полезностью, называется набором безразличия. Если по субъективным оценкам людей, они получают одинаковое удовлетворение своих потребностей, приобретая какие-то сочетания товаров, тогда говорят, что они безразличны подобным сочетаниям товаров.

Пусть существует альтернативное сочетание единиц одежды и продуктов питания:

Альтернативное сочетание Q, единиц одежды Q, единиц продуктов питания
A    
B    
C    
D    
E    

Получили линию – JC, любая точка которой показывает возможность комбинации единиц одежды и продуктов питания. Эта линия – кривая безразличия, которая отражает набор 2ух продуктов, который имеет одинаковую полезность для потребителя. Кривая безразличия, расположенная выше и правее исходной кривой JC будет отражать более предпочтительное с точки зрения удовлетворения потребностей покупателей сочетание товаров, а ниже – менее предпочтительное.

Предельна норма замещения.

Вопрос: от какого количества какого-то товара д/х готово отказаться для того, чтобы получить дополнительную единицу другого товара.

Предельная норма замещения показывает, от скольких единиц одного товара потребитель должен отказаться для приобретения дополнительной единицы другого товара.

Пример: Чтобы купить дополнительную единицу одежды: 5 вместо 4, и переместиться из точки D в C, семья должна отказаться от 10 ед. продуктов питания (20 вместо 30).

При этом предельная норма замещения:

Можно сказать, что алгебраическое значение предельной нормы замещения – это всегда величина отрицательная. Величина предельной нормы замещения зависит от конкретной точки, в которой производится ее изменение.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.